Exit Project: Глоссарий: Сухарев А.В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека

Сухарев А.В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека



Введение. Актуальность исследования. Современный этап культурноисторического развития, по мнению исследователей из различных областей науки о человеке, практически во всех его аспектах психологически воспринимается людьми как переживание кризиса, одного из переломных моментов истории. Этот проявляется в ожидании надвигающейся экологической катастрофы, перенаселения планеты, эпидемий неизлечимых болезней, как чувство тревоги, неуверенности в завтрашнем дне изза экономических кризисов, распространения локальных военных конфликтов и нарастания скорости изменений происходящих в мире, в целом. Важнейшей составляющей этого переживания является ощущение общего падения нравов, обнаруживающее себя и в сфере высших ценностей, в частности, в проблемах, возникающих в связи с нарушением прав человека, в конфликтах внутри традиционных верований и между ними, в активизации деятельности различных сект. Переживание кризиса, в целом, связано с апокалиптическими настроениями, ожиданием конца света или грядущих невзгод, депрессиями, социальными отклонениями [БудыкоМ.И., 1977; ГенонР., 1991; ДюркгеймЭ., 1966; КалайковИ., 1984; ХейзингаЙ., 1992 и др.]. В связи со сказанным, в современной культурноисторической ситуации особое значение приобретает проблема психической адаптации человека ко все нарастающим изменениям практически во всех сферах его жизнедеятельности. Настоящее исследование посвящено разработке такого теоретикометодологического подхода к этой проблеме, который учитывал бы специфику внутренней и внешней среды человека, соответствующую особенностям современной культурноисторической ситуации. Такое исследование позволяет выделить факторы, способствующие или осложняющие психическую адаптацию человека, разработать методы ее оптимизации. Во всем разнообразии психических проявлений переживания человеком кризиса современной цивилизации имеются наиболее важные или смыслообразующие факторы. Эти факторы отражают направление культурноисторического развития общества в настоящий момент и, соответственно, определяют содержание и динамику переживания кризиса эпохи человеком. Важность конкретного содержания моделей, т.е. содержания и структуры языка, необходимого для объяснения специфики поведения (в широком смысле) человека и общества в определенные исторические моменты, была хорошо продемонстрирована E.Erikson (1975). Обращает на себя внимание тот факт, что с конца 70хгодов ХХвека в отечественных и зарубежных исследованиях отмечается нарастание роли этнических факторов в жизни как общества в целом, так и отдельного человека [СусоколовА.А., 1990; НаnnаnМ., 1979; NielsenF., 1985 и др.]. В связи со сказанным, в настоящий исторический момент актуальным является изучение этничности, как одного из смыслообразующих факторов в поведении человека. В целом, работа операционализирует связь психологии и этнологии и, тем самым, вводит недостающее звено в комплексный подход к изучению психического мира человека. Методологическая основа исследования Этничность, по мнению многих исследователей, может характеризоваться тремя группами признаков климатогеографическими, антропобиологическим и социокультурными [БромлейЮ.В., 1983; ГумилевЛ.Н., 1990 и др.]. Каждый из этих признаков обладает этнической функцией интегрирующей или дифференцирующей конкретного человека с тем или иным этносом или этнической системой [см. БромлейЮ.В., 1983]. Суть разрабатываемого в настоящем исследовании этнофункционального подхода состоит в том, что в теоретическом обобщении элементы психики рассматриваются с точки зрения их этнической функции. Она не всегда очевидна и в ряде случаев может быть определена экспертамиспециалистами в области этнологии, антропологии, культурологии и других наук о человеке. Общий смысл данного подхода заключается в том, что каждый человек в условиях современной цивилизации характеризуется достаточно разнородными этническими признаками социокультурными, биологоантропологическими, климатогеографическими. Соответственно, в психологическом плане его отношение к этим признакам также может различаться, прежде всего по содержанию, а также и по другим параметрам [МясищевВ.Н., 1995]. Данные различия приобретают психологический смысл при рассмотрении этнических признаков как присущих человеку (т.е. являющихся его неотъемлемыми свойствами концепция примордиализма) [СкворцовН.Г., 1996; GeertzC., 1973 и др.]. Мы полагаем, также, что информационные воздействия на человека в современном обществе [О.Тоффлер, 1973], с точки зрения этнической функции элементов информации, могут рассогласовываться с присущими ему этническими свойствами. Психическая жизнь человека представляет собой целое, в котором научный анализ выделяет такие отдельные стороны как психические процессы, состояния, отношения и свойства личности, где личность характеризуется, прежде всего, системой отношений человека к внешнему миру и к самому себе [МясищевВ.Н., 1960]. В диссертации все эти проявления рассматриваются как фактически соответствующие понятию элементы психики А.Ф.Лазурского (1997). Из всех элементов психики особое значение для нашего исследования имеют отношения человека. Анализ этнопсихологических исследований показывает, в частности, что более или менее быстрая адаптация системы отношений человека к изменению тех или иных этнических условий в большинстве случаев связана с депрессивными проявлениями, как признаками его психической дезадаптации [АлександровскийЮ.А., 1976; ЛебедеваН.М., 1993; BochnerS., 1982; CohraneR., 1983; KleinmanA., GoodB., 1995; MarsellaA.J., SartoriusN., JablenskyA., FentonF.R., 1995]. Исходя из понимания проявлений психической дезадаптации как болезненно нарушенных отношений [МясищевВ.Н., 1995, с.35], клинические экспериментальнопсихологические и психотерапевтические исследования мы определяем как одну из важнейших областей применения разработанных теоретических положений. В качестве одного из основных в исследовании рассматривается понятие этнофункционального рассогласования(или согласования) элементов психики, которое определяется как соотношение [МясищевВ.Н., 1995, с.15] (осознанное или неосознанное), в котором эти элементы рассогласованы (согласованы) с точки зрения их этнической функции. Например, если эстонец родившийся в Таллине знает свой родной язык, но хочет постоянно жить в тропиках, то эти элементы психики находятся в этнофункциональном рассогласовании друг с другом. Конкретная личность может в качестве субъекта иметь определенное отношение как к определенному элементу психики, так и к соотношению различных ее элементов с точки зрения этнической функции последних. Отношение к этничности (или ее признакам), являющейся смыслообразующим фактором культурноисторического развития в настоящий момент, может играть существенную роль в психической адаптации человека к его внутренней и внешней среде. Психическая адаптация определяется активностью личности и выступает как единство процессов аккомодации и ассимиляции в приспособлении структуры и функций индивида или группы к условиям среды [АлександровскийЮ.А., 1976; БобневаМ.И., 1978; БерезинФ.Б., 1988; ОльшанскийД.В., 1989; ПетровскийВ.А., 1990,1996; ПиажеЖ., 1973; ПоршневБ.Ф., 1979]. Психическая адаптация в настоящем исследовании изучалась, в основном, в индивидуальноличностном аспекте. Однако, в социальнопсихологическом и психологопедагогическом аспектах были получены некоторые дополнительные результаты, которые могут рассматриваться как выделение направлений дальнейших исследований. Можно рассматривать когнитивную, эмоциональную и моторноповеденческую стороны процесса психической адаптации. В норме различные стороны этого процесса недизъюнктивны, т.е. неразрывны между собой [РубинштейнС.Л., 1957; БрушлинскийА.В., 1997]. В настоящем исследовании разрывность (дизъюнктивность) процесса рассматривается как показатель определенной психической дезадаптации человека к его внешней и внутренней среде. Выделяются различные степени психической адаптации человека от высшей степени проявления творческой активности, до крайних проявлений психической дезадаптации психотических расстройств и пр. [АлександровскийЮ.А., 1976; ВасилюкФ.Е., 1984; КудрявцевТ.В., 1988; ЛазурскийА.Ф., 1997; МясищевВ.Н., 1995; CaplanG., 1963; MoserU., 1964]. В нашем исследовании оценка степени этой адаптации осуществлялась по некоторым показателям психической адаптации (дезадаптации), характеризующим область от нормы до определенных психических расстройств. С точки зрения динамики процесса в настоящем исследовании психическая адаптация человека понималась как адаптация системы его отношений к собственной внешней и внутренней среде. Эта среда рассматривалась, в свою очередь, с точки зрения этнической функции составляющих ее элементов т.е. как этносреда. С информационной (естественнонаучной) точки зрения процесс адаптации системы этих отношений понимался как преодоление дизъюнктивности когнитивной, аффективной и моторноповеденческой его сторон, как повышение степени организованности [СетровМ.И., 1969] данной системы, достижения целостности всего комплекса отношений человека и каждого его отношения в отдельности. В плане содержания процесс психической адаптации осуществляется как разрешение психических конфликтов, обусловленных этнофункциональными рассогласованиями элементов психики. Гуманитарный смысл понятия процесс психической адаптации состоит в переживании [т.е. в работе переживания, см. ВасилюкФ.Е., 1984] человеком этнофункционально обусловленных психических конфликтов как осознанных так и неосознанных и осуществляется, в целом, как преодоление дизъюнктивности системы его отношений к элементам этносреды и (или) их соотношениям с точки зрения этнической функции этих элементов. Степени психической дезадаптации в индивидуальном плане можно рассматривать как глубину или тяжесть психических расстройств, в социальнопсихологическом как распад отношений к социальноинтегрирующим институтам к семье (как косвенный показатель нежелание иметь детей вследствие страха перед будущим, что проявляется, в частности, в падении воспроизводства населения и т.п.), к системе общественных ценностей, религии и т.п. Гуманитарное (в противоположность естественнонаучному) описание успешности или неуспешности процесса психической адаптации человека (т.е. степени адаптации) осуществляется, преимущественно, идиографически это может быть субъективное описание сотояний творческого подъема или жизненных неудач, психологопедагогические характеристики изменений в поведении учащихся, клинические описания изменений в психическом состоянии человека и т.д. Номотетическое (естественнонаучное) описание успешности и неуспешности психической адаптации, по нашему мнению, может быть адекватно при использовании таких понятий теории информации как организация [БлаубергИ.В., ЮдинБ.Г., 1972; ЧуприковаН.И., 1997, с.7], количество информации, энтропия и целостность (системность) [СадовскийВ.Н., 1974; АфанасьевВ.Г., 1964]. Понимая всю важность изучения высших уровней психической адаптации человека в таких областях его жизнедеятельности как воспитание, обучение, профессиональное развитие и др., мы уделяли этому относительно меньшее внимание, в основном, полагая более важным этапом экспериментального исследования ту область, которая достаточно определенно выходит за рамки нормы. Это обусловлено в значительной мере тем, что, как показано в настоящей работе, феноменологические описания состояний психической дезадаптации (т.е. на синдромальном уровне), возникающих в связи с изменениями отношений человека к этническим признакам, фактически идентичны независимо от степени его дезадаптации (т.е. от нозологической отнесенности этих состояний), в том числе и в норме. Здесь имеются ввиду состояния тревоги, апатии и пр., которые являются симптомами депрессии и существенно глубже и всестороннее могут быть изучены именно в условиях клиники. Данные проявления дезадаптации могут иметь место при различных степенях психической адаптации человека и описывают реакцию на определенное изменение внутренних и внешних условий его жизнедеятельности. В связи со сказанным, настоящей работе не проводилось экспериментального исследования высших степеней психической адаптации (проявления творческой активности и др.), что предполагается осуществить в дальнейшем. Экспериментальнопсихологические и психотерапевтические исследования в клинике проводились в области аффективной патологии, наркологии и детской психиатрии, а в рамках нормы в полевом исследовании и в исследовании младших школьников. В связи с тем, что главным направлением настоящего исследования были теоретикометодологические разработки, а экспериментальное изучение психической адаптациидезадаптации человека рассматривалось как необходимая, но относительно ограниченная часть доказательства валидности соответствующих положений. В работе показано, что единство характера информационных изменений, происходящих в процессах этнической идентификации, воспитания, обучения и психотерапии означает принципиальную возможность применения этнофункционального подхода (как этнометодологии) в различных сферах жизнедеятельности человека, к его психической адаптации в целом. Теоретические положения этнофункционального подхода являются тем языком, знаковой моделью [БирюковБ.В., 1974; ШтоффВ.А., 1966], которая в содержательном и динамическом аспектах учитывает специфику современного кризисного этапа культурноисторического развития и тем самым содержит потенциальную возможность объяснения поведения человека [EriksonE., 1975]. Знаковые модели, в принципе, являются одним из основных способов прогнозирования [БестужевЛадаИ.В., 1984]. В связи с этим, первоначальной и общей задачей исследования была разработка понятийного аппарата этнофункционального подхода в психологии который, при наличии определенного экспериментального подтверждения и согласования с уже имеющимися научными фактами (т.е. при наличии дифференциальнодиагностической валидности), будет являться и инструментом прогноза поведения человека. Потенциальные возможности разрабатываемого подхода обеспечиваются содержанием знаковой модели, тем, что этничность является актуальной не только в науке, но и во многих других сферах человеческой жизнедеятельности в искусстве, политике, религиозной жизни, воспитании и образовании, в быту. В перспективе данный подход представляется продуктивным в разработке методов и содержания обучения и воспитания с точки зрения обеспечения психопрофилактики, в разработке концепции и методов профилактики отклоняющегося поведения, профилактики социальных и социальнопсихологических конфликтов, в том числе и на этнической почве. Такой подход открывает также определенную перспективу разработки психологической концепции этноэкологии в целях социальноэкологического мониторинга не только вымирающих и реликтовых этносов, но и так называемых больших наций русских, китайцев, французов и др. (см.: КозловВ.И., 1983; КрупникИ.И., 1989; ЧленовМ.М., 1979). Проблема психической адаптации человека к его внутренней и внешней среде в условиях кризиса современной культуры может решаться, в целом, на стыке различных наук. Данное исследование построено на пересечении этнологии, психологии и психотерапии. Цель настоящего исследования заключалась в том, чтобы раскрыть этнический аспект психической адаптации человека и разработать соответствующий теоретикометодологический подход, включая его экспериментальную валидизацию. В соответствии с приведенными положениями и целью исследования выдвигается следующая общая гипотеза исследования. Предполагается, что при наличии этнофункциональных рассогласований элементов психики человека, его психическая адаптация нарушается. Существует связь между наличием в психике этнофункциональных рассогласований и психической дезадаптацией человека как в норме, так и в патологии. Психотерапевтическая проработка этих рассогласований может способствовать оптимизации его психической адаптации. Частная гипотеза исследования. Критериями психической дезадаптации человека могут являться этнофункциональные рассогласования его отношений к различным группам этнических признаков социокультурным, антропобиологическим и климатогеографическим. В целом, этнофункциональный подход к психическим явлениям позволяет выработать практические методы, способствующие эффективной психической адаптации человека к его внутренней и внешней среде в современной культурноисторической ситуации. Объектом исследования были этнофункциональные рассогласования элементов психики человека. Исследование осуществлялось в процессе экспериментальнополевого изучения этнофункциональных рассогласований и других психических проявлений у коренных жителей этноконтактной зоны Нижнеколымского района Якутии (86человек); в клинике у лиц, страдающих психическими расстройствами депрессивного спектра (117человек); у страдающих зависимостями от психоактивных веществ (всего 108человек), а также у детей, страдающих эмоциональноповеденческими расстройствами (44человека). Клинические исследования проводились на базе НИИ психиатрии МЗ РФ и АО НИИ адаптации человека. Кроме того было проведено исследование учащихся 34 классов средней общеобразовательной школы N379 г. Москвы, у которых наблюдались некоторые психологопедагогические трудности в рамках нормы (19человек). Всего экспериментальным исследованием было охвачено 374человека. Предметом исследования стала связь этнофункциональных рассогласований элементов психики человека с основными показателями его психической дезадаптации. Для проверки предложенных гипотез необходимо было решить следующие задачи: 1.Разработать теоретикометодологические основы этнофункционального психологического подхода к человеку. 2.Выделить основные показатели психической адаптации (дезадаптации) человека. 3.Выявить связь этнофункциональных рассогласований в психике человека с признаками его психической дезадаптации в экспериментальнополевом и клиническом исследованиях. 4.На основании полученных экспериментальных результатов и исходных теоретических положений разработать этнофункциональный подход к психотерапии психической дезадаптации человека (разработка методики этнофункциональной психотерапии). 5.Исследовать эффективность этнофункциональной психотерапии в практической работе. 6.Разработать этнофункциональные критерии психической адаптации (дезадаптации) человека. Методы исследования. Общим методическим принципом исследования явилось сочетание номотетического и идиографического подходов и использование их в прямом и обратном логическом доказательстве. Для решения поставленных задач использовались следующие методы: метод экспериментальнопсихологических срезов, метод клинического наблюдения, идиографический анализ психотерапевтического процесса, сбор анамнестических и катамнестических данных, авторский метод этнофункционального психодиагностического интервью [СухаревА.В., 1997], авторская методика выявления выраженности эмоционального отношения к различным группам этнических признаков [СухаревА.В., 1995], методика выявления ландшафтных предпочтений [ЛебедеваН.А., 1993], цветовой тест Люшера [по СобчикЛ.Н., 1990], метод Роршаха [по E.Bohm, 1972], метод экспертных оценок, ретроспективный анализ историй болезней, сбор архивных данных по актам гражданского состояния, методика исследования антропоэстетических отношений [ХалдееваН.И., 1995]. Математическая обработка полученных данных производилась с использованием методов математической статистики tкритерия Стьюдента и X2критерия Пирсона. Общая стратегия настоящего исследования построена следующим образом: 1)разработка теоретикометодологической концепции и методов исследования, 2)валидизация этих методов на группе испытуемых с сохранившимися традиционными связями со своими этносами (исследование в этноконтактной зоне) и на различных группах испытуемых в клинике, 3)проверка теоретических положений в клинических исследованиях т.е. при выраженной психической дезадаптации испытуемых, 4)на основании полученных данных и разработанных теоретических положений создана методика этнофункциональной психотерапии, 5)заключительный этап исследования: изучение эффективности методики психопрофилактики и психотерапии в общеобразовательной школе и в клинике на контингенте детей и взрослых. Научная новизна. Разработан теоретикометодологический этнофункциональный подход к изучению психики человека, его психической адаптации. Выявлены критерии психической дезадаптации человека в индивидуальноличностном аспекте, представляющие собой определенные этнофункциональные рассогласования элементов его психики. Разработан метод этнофункциональной психотерапии и психопрофилактики, показавший себя как эффективный инструмент оптимизации психической адаптации человека. Теоретическая значимость работы заключается в том, что была разработана этнофункциональная методология и соответствующий теоретический подход в психологии, отражающий актуальное содержание культурноисторического развития в условиях современного кризиса. Показана роль этнофункциональных рассогласований в психике человека в психической дезадаптации к его внутренней и внешней среде. В работе было также установлено, что приоритетную роль в этой дезадаптации играют этнофункциональные рассогласования отношения к группе климатогеографических этнических признаков. Полученные результаты могут быть использованы для разработки теоретических основ психической адаптации человека в различных сферах его жизнедеятельности. Практическая значимость состоит в том, что разработаны этнофункциональные критерии психической дезадаптации человека в индивидуальноличностном аспекте. Также разработан метод этнофункциональной психотерапии и психопрофилактики, позволяющий оптимизировать его психическую адаптацию. Эффективность этого метода свидетельствует о возможности его широкого применения в психологопедагогической практике, в клинике, в социальной сфере, а также в практике различного рода психологических консультаций семейной, профессиональной, собственно этнопсихологической и др. Апробация результатов. По теме исследования был сделан доклад на международной конференции Мировая психотерапия: от конфронтации к диалогу школ [2427 октября 1995г., г. Москва, ПИ РАО; тема доклада: Этнофункциональное основание диалога психотерапевтических школ]. Также были сделаны доклады на междисциплинарном семинаре Этническая психология и общество (Москва, ИЭА РАН, 2324октября 1997г.) на трех конференциях в Отделении аффективной патологии НИИ психиатрии МЗ РФ (апрель 1995г., май 1996г., ноябрь 1996г.) и двух конференциях в детском отделении этого института (март 1995г., апрель 1996г.). Результаты исследования обсуждались на конференции АО НИИ адаптации человека (Москва, март 1998г.), на заседаниях ученого совета, итоговых сессиях Психологического института РАО и на заседаниях лаборатории Научных проблем психотерапии и консультирования в названном институте. Практически все результаты исследования освещены в центральных психологических изданиях. Результаты внедрения. По результатам исследования имеются акты об эффективном использовании и внедрении метода этнофункциональной психотерапии в лечении депрессивных расстройств у взрослых, лечении эмоциональноповеденческих расстройств у детей (НИИ психиатрии МЗ РФ, Москва), зависимости от психоактивных веществ (опиоидная наркомания, токсикомания и алкоголизм) у взрослых (АО НИИ адаптации человека), в психопрофилактике эмоциональноповеденческих расстройств у детей (средняя общеобразовательная школа N379, г.Москва). Положения, выносимые на защиту. 1.Разработан теоретикометодологический этнофункциональный подход к пониманию причин психической дезадаптации человека, который, наряду с уже имеющимися теоретическими моделями, обогащает понимание сущности процесса психической адаптации и позволяет обосновать эффективный метод психопрофилактики и психотерапии; 2.Этнофункциональные рассогласования отношений человека к группам климатогеографических, социокультурных и антропобиологических этнических признаков являются вероятностным критерием его психической дезадаптации. Отсутствие таковых рассогласований является вероятностным критерием психической адаптации человека. Наличие в психике человека этнофункциональных рассогласований отношений к различным группам этнических признаков при неразрывнсти (недизъюнктивности) когнитивной и аффективной сторон процесса адаптации его отношений к этим признакам является общим критерием психической дезадаптации. Неразрывность когнитивной и аффективной сторон процесса адаптации этих отношений при отсутствии этнофункциональных рассогласований является общим критерием психической адаптации человека; 3.Психологическая (психотерапевтическая и психопрофилактическая) проработка этнофункциональных рассогласований процесса адаптации отношений человека к различным группам этнических признаков и к этнофункциональным рассогласованиям этих отношений (преодоление разрывности (дизъюнктивности) различных сторон этого процесса) способствует оптимизации психической адаптации к его внутренней и внешней среде. Структура диссертации. Работа содержит введение, четыре главы, заключение, выводы, библиографию, приложения. В первой главе проведен анализ психической адаптации человека к современному кризисному этапу культурноисторического развития. Проанализированы гуманитарный и информационный подходы к пониманию содержания его отношения к кризису культуры, процесса его психической адаптации. Проведен анализ кросскультурных психологических, психиатрических, психологоантропологических и психотерапевтических исследований. На основе проведенного анализа установлена связь изменения отношений человека к этническим признакам и наличием у него депрессивных проявлений, как показателей психической дезадаптации. Выявлена роль отношения человека к этничности в процессе его психической адаптации, разработано понимание процесса психической адаптации с точки зрения этнофункционального подхода. Во второй главе проведена разработка применения этнофункционального теоретикометодологического подхода в психологии, психиатрии и психотерапии, как дополнительного по отношению к походу этнопсихологическому. Введены основные понятия психологического этнофункционального подхода, такие как этническая функция элементов психики, этнофункциональное рассогласование элементов психики, понятие этноида, понятие этнофункционального психического дизонтогенеза, понятие этнофункциональной психической нормы, а также разработаны основные положения этнофункциональной психотерапии и психопрофилактики. В третьей главе изложены экспериментальнопсихологические основы этнофункционального подхода в психологии. Изложена авторская методика исследования в полевых условиях (в норме) и в клинике в аффективной патологии, в детской психиатрии (в особых случаях нормы и в патологии), в клинике наркомании и алкоголизма. Установлена связь наличия этнофункциональных рассогласований в психике человека с его психической дезадаптацией и отсутствия таковых с большей степенью его психической адаптированности. В четвертой главе разработана авторская методика этнофункциональной психотерапии и психопрофилактики, методика исследования ее эффективности. Выявлена эффективность данной методики психотерапии в области аффективной патологии и терапии зависимостей от наркотиков и алкоголя у взрослых, а также эмоциональноповеденческих расстройств у детей как в норме, так и в патологии. В процессе сравнительного исследования эффективности этнофункциональной психотерапии и фармакотерапии депрессий разработаны стратегия взаимодействия этих двух походов в процессе лечения и этнофункциональный психологический предиктор эффективности фармакотерапии. Выявлена эффективность этнофункциональной психопрофилактики в процессе психолгопедагогического исследования с детьми в норме. В заключении и в выводах подведен итог результатов теоретикометодологического, экспериментальнопсихологического и психотерапевтического исследований. Проведена научная оценка разработанного подхода, выделены этнофункциональные критерии психической адаптации (дезадаптации) человека. Основное содержание работы В современных научных исследованиях, а также и в литературе в целом, общепризнанным является тот факт, что наша цивилизация переживает в настоящее время системный кризис, проявляющийся в социальной сфере, экологии и т.д. [БудыкоМ.И., 1977; ТоффлерО., 1973 и др.]. Это предполагает разработку адекватных методов решения проблем, с которыми сталкивается человек в своих взаимоотношениях со средой. В настоящей работе изложены методологические основания, теоретические и экспериментальные аспекты этнофункционального подхода к психике человека. Этот подход, по нашему мнению, соответствует современному историческому моменту и ориентирован на важнейшие характеристики человеческой культуры нашей эпохи. По выражению Ю.В.Бромлея, человечество это народы [1990]. Осознание важности этого факта во второй половине ХХвека проявилось в огромном интересе и соответствующем количестве научных публикаций по проблемам этничности [ЛебедеваН.М., 1993, 1998; ПетренкоВ.Ф., 1989; СкворцовН.Г., 1996; СусоколовА.С., 1990; ШлягинаЕ.Н., ЕниколоповС.Н., 1993; HannanM., 1979; NielsenF., 1985 и др.]. Недооценка этнического фактора была характерной чертой отечественного обществоведения советского периода, где социальноклассовые и экономические взаимоотношения представлялись определяющими по отношению к этническому фактору [БаграмовЭ.А., 1993; СкворцовН.Г., 1996]. Этничность является весьма новым понятием в науке, о чем, в частности, свидетельствует то, что впервые трактовка этого термина появилась в Оксфордском словаре только в 1972году [GlaserN., MoynichanD.P., 1963]. Проблема роли этнокультурных факторов в психической жизни человека изучалась в рамках культурной и кросскультурной психологии, психиатрии и психотерапии [ВыготскийЛ.С., ЛурияА.Р., 1995; КоулМ., 1997; KleinmanA., GoodB., 1985; DittrichA., ScharfetterCh., 1987; PfeiferW., SchoeneW., 1980]. Однако, до настоящего времени вопрос о методологии таких исследований остается наименее разработанным по сравнению с огромным количеством уже полученных экспериментальных данных. Само понятие этнометодологии употребляется в исследованиях в двух значениях. Первое значение относится к характеристике методов изучения различных культур, этносов, концепций этничности [ПископпельА.А., РакитянскийВ.Р., ЩедровицкийЛ.П., 1994; StreckB., 1987]. В целом, это направление исследований так или иначе опирается на методологический принцип, идущий в современной науке от Г.Штейнталя, М.Лазаруса [1865], В.Вундта [1912], Г.Шпета [1927] и исходящий из существования души народа и т.п. Позднее этот принцип был операционализирован в концепциях модели культуры, основной структуры личности, модальной личности [МидМ., 1988; DuijkerH., FrejdaN., 1960; InkelesA., LevinsonD., 1954]. Второе значение понятия этнометодология связано с концепцией H.Garfinkel [1967], основоположником собственно этнометодологии. В основе социальнопсихологического взаимодействия, по мнению автора, лежат так называемые этнометоды, как способы интерпретации объектов и явлений окружающего мира, которые участники этого взаимодействия осознанно или неосознанно применяют для согласования своего поведения с нормативной моделью. Этнометодология превращает методы этнографии и социальной антропологии в общую методологию социальных наук и предполагает два типа познания социального взаимодействия повседневный опыт и социологическую теорию. Это различие выражается в двух типах признаков индексных и объективных. Индексные признаки характеризуют уникальные, специфические связи с объектом в том контексте, в котором они возникают и используются. Объективные признаки описывают общие свойства объектов независимо от контекста употребления [см. также: ОгурцовА.П., 1990; с.422]. Вместе с тем,этнометодология H.Garfinkel, определяя область взаимоотношений этнологии и других наук о человеке, не выделяет содержания основного методологического принципа, на котором строятся эти взаимоотношения. Причем, автор рассматривает только социальнопсихологический, но не индивидуальноличностный аспект поведения (в широком смысле). Такой принцип должен учитывать собственно специфику и функцию этничности, как актуальной в психологическом и социальноприкладном плане характеристики настоящего этапа культурноисторического развития человека. Важность специфических для определенного культурноисторического момента форм, в которых могут проявляться психические проблемы человека в конкретную эпоху, отмечал E.Erikson [1975]. Не только межличностные, но и внутриличностные конфликты он рассматривал как субъективные выражения социальнопсихологических проблем исторического момента, а мировоззренческие поиски творческой личности как наиболее адекватное отношение к культурноисторическим противоречиям данной эпохи. Учитывая возросшую роль этнических факторов не только в общественной жизни, но и в жизни отдельного человека, естественно предположить, что эти факторы в наше время могут играть особую роль в психической жизни. Культура и этничность Внутренняя и внешняя среда человека характеризуется с одной стороны а)культурой (от лат. cultura возделывание, воспитание, образование), то есть тем, что в значительной мере является непосредственным результатом его деятельности, а с другой б) природными условиями (ландшафт, климат) и в) антропобиологическими особенностями самого человека. Под культурой мы понимаем способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе общественных норм и учреждений, в ценностях, в совокупности отношений людей к природе, к себе, к другим людям и т.д. В культуре фиксируется качественное своеобразие историческиконкретных форм этой жизнедеятельности этнических общностей, эпох, этапов развития. Культура может одновременно выступать как средство объединения, так и как средство разобщения людей. Это свойство культуры лежит в основе ее этнической функции этноинтегрирующей и этнодифференцирующей [БромлейЮ.В., 1983]. Эти функции несут в себе такие этнические признаки как язык, элементы бытовой культуры, обряды, традиции и т.п. Исследователи различных школ в этнографии и этнологии рассматривают этничность как совокупность этнических признаков. Однако все признаки, дифференцирующие или интегрирующие людей и человеческие общности, можно разделить на три большие группы. Это группы социокультурных, антропобиологических и климатогеографических признаков [БромлейЮ.В., 1981; ГумилевЛ.Н., 1993]. Рассматривая понятия культуры и этничности легко заметить, что этничность описывает человека более полно чем культура. Признаки, по которым отдельные люди или человеческие общности различаются друг от друга, вовсе не обязательно относятся к культуре. К таким внекультурным признакам относятся антропобиологические особенности человека и особенности природной среды его рождения и проживания. В современном мире эти признаки имеют тенденцию к все большему смешению как для отдельного человека, так и в социальном плане вследствие миграций и взаимообмена информационных потоков. Кризис современной культуры и экосистемы человека в целом, по мнению многих исследователей, обусловлен такими факторами как индустриализация, урбанизация, вестернизация, технический прогресс, массовые миграции. Вследствие этого, а также благодаря развитию средств массовой информации человеку приходится перерабатывать все возрастающие потоки информации о различных культурах, природнобиологических условиях, элементы которых мы рассматриваем с точки зрения их этнической функции. Восприятие мира и культуры, в частности, предстает для человека мозаичным, состоящим из весьма разнородных элементов. Возникает впечатление, что этносы не существуют в позитивистском смысле, а имеет место некое культурное многообразие, мозаичный, но стремящийся к структурности и самоорганизации континуум из объективно существующих и отличных друг от друга элементов общества и культуры [ТишковВ.А., 1992; с.8]. Вместе с тем, в душе человека этничность, этнос, народ являются не иллюзиями, а реальностью, и этнические факторы оказывают реальное влияние на поведение людей в самом широком смысле этого слова. В настоящем исследовании разработан этнофункциональный методологический подход к человеку, к его внутренней и внешней среде, рассматривающий в теоретическом обобщении все элементы этой среды с точки зрения их этнической функции и являющийся действительно этнометодологическим принципом в полном смысле слова. Как и всякая методология этот подход может применяться и к психике человека. Рассмотрим эту возможность. Проблема этнической маргинальности Проблемы, связанные с массовыми миграциями и развитием средств массовой информации в современном мире, существенно характеризуются понятием маргинальной личности (от лат. margo край). Это понятие было введено R.Park [1932]; впоследствии концепция маргинальности была развита E.Stonequist [1960]. Маргинальная личность свойственна человеку, который... интериоризировав многие ценности двух или более конфликтующих социокультурных систем, типически испытывает дискомфортные чувства и часто проявляет поведение, превращающее его в своего рода анафему для всех систем [цит. по: ПоляковВ.И., 1990, с.175]. В маргинальной психике стандарты, стереотипы поведения, духовные ценности различных групп приходят в противоречие, отражаясь в ней в форме внутренних конфликтов, состояния тревоги, напряженности, обусловливая нарушение идентификации личности. E.Stonequist [1960] рассматривает культурную и расовую маргинальности. Культурная маргинальность обусловливается факторами смешения традиционных, социальных, религиозных норм в психике человека. Расовая маргинальность обусловливается биологической метисацией, преломлением в психике представлений о разнородных морфофункциональных, расовых признаках, характеризующих отдельного индивида или группу. С точки зрения этнофункционального подхода вне рассмотрения остается группа климатогеографических этнических признаков. На наш взгляд, понятие маргинальности можно применить и к этой группе, так как психическая маргинальность может быть обусловлена, например, миграцией человека из местности с одним ландшафтом и климатом в местность с другими ландшафтом и климатом. В связи со сказанным в настоящем исследовании вводится понятие этнической маргинальности. Это понятие более широкое по сравнению с личностной маргинальностью E.Stonequist. Оно является существенной характеристикой современного цивилизованного общества. Психологический смысл этнической маргинальности состоит в наличии в психике человека этнофункциональных рассогласований ее элементов. Этническая маргинализация общества порождает специфическую информационную ситуацию, когда резко снижается способность психической адаптации человека к порожденным системным кризисом цивилизации усложняющимся информационным потокам. О.Тоффлер [1973] объясняет сложившуюся информационную ситуацию высокой степенью территориальной мобильности, незакрепленностью человека ни за одной устойчивой социальной общностью. Одним из способов адаптации человека к новой информационной ситуации автор считает создание информационных фильтров (субкультур), которые отсеивали бы наиболее значимые для индивида сообщения из потока социально значимых сигналов. Необходимость такой информационной защиты обусловлена, в частности, тем, что, по мнению О.Тоффлера и других исследователей, именно недостаточная или нарушенная способность переработки информации может обусловливать психические расстройства (например, неврозы и шизофрению). Развивая мысль О.Тоффлера, А.А.Сусоколов [1990] отмечает, что такими информационными фильтрами естественным образом могут являться этнокультурные образования, которые имеют ряд преимуществ перед субкультурами иного рода (профессиональными, возрастными и др.). Это указывает на определенную связь этнической маргинальности с психической дезадаптацией. Проблема отношений человека к этническим признакам Связь человека с его внутренней и внешней средой отражается в системе его психических отношений. Эти отношения составляют ядро личности человека. Отношения содержат когнитивные, эмоциональные, моторноповеденческие и сенсорные компоненты, которые характеризуются определенными параметрами активностью, избирательностью и осознанностью. Нарушение целостного взаимодействия этих компонентов и их параметров, ослабление или чрезмерное усиление одного из них может обусловливать расстройство психики как целого [МясищевВ.Н., 1960]. Методологически это соответствует нарушению недизъюнктивности психических процессов [РубинштейнС.Л., 1957; БрушлинскийА.В., 1997]. В связи со сказанным существенными для нашего экспериментальнопсихологического исследования элементами психики являются отношения, хотя в психотерапевтической практике также важным является учет этнической функции психических состояний, процессов и др., выступающих в жизни в единстве с отношениями [МясищевВ.Н., 1995, с.17]. Наличие в отношениях человека разнородных с этнофункциональной точки зрения элементов характеризует внутреннюю рассогласованность этих отношений. Содержания (предметы) различных его отношений также могут быть взаимно рассогласованными в этнофункциональном смысле. Примером таких рассогласований могут служить случаи, когда психика человека в той или иной мере этнически маргинализирована. Например, человек может не иметь определенной религии, но придерживаться разнородных норм и правил, относящихся к таким разным конфессиям как буддизм и христианство (рассогласование в социокультурной сфере), одновременно предпочитать в питании такие разнородные в этнофункциональном смысле продукты как ржаной хлеб и бананы (сфера биологического взаимодействия с физической средой) или мечтать о том, чтобы постоянно жить в тропическом климате, несмотря на то, что сам этот человек родился и вырос в северных широтах (сфера отношений к климатогеографической группе этнических признаков) и т.д. Концепция этнофункционального психического дизонтогенеза Этнофункциональная согласованностьрассогласованность отношений к социокультурным, антропобиологическим и климатогеографическим признакам может рассматриваться и в рамках относительно однородной этнокультурной целостности вследствие ее развития. С другой стороны, этнофункциональные рассогласования элементов психики человека могут рассматриваться как взаимодействия элементов специфических для разных культур и внутри определенного исторического этапа. В связи с этим, в диссертации вводится понятие об этнофункциональном дизонтогенезе психики человека. Поясним сказанное. Известно, что почти любое, более или менее длительное патологическое (на биологическом уровне) воздействие на незрелый мозг может привести к так называемому дизонтогенезу психического развития [ЛебединскийВ.В., 1985]. С другой стороны, В.В.Ковалев [1995] и другие исследователи отмечали, что психогенные факторы могут послужить причиной возникновения тяжелых психических расстройств, нередко с неблагоприятным исходом в своеобразный дефект личности, близкий к органическому. Также убедительно доказана причинная роль социокультурной депривации в происхождении не только легкой задержки психического развития, но и тяжелых, необратимых состояний недоразвития психики и личности у детей [КовалевВ.В., 1995, с.22]. Становление отношений человека к его среде имеет определенные этапы; эти отношения в той или иной мере включают сенсорные, эмоциональные, когнитивные и поведенческие компоненты. В частности, сформированность когнитивных связей представляет собой собственно мировоззрение, тогда как сенсорные и эмоциональные компоненты отношений человека больше определяют то, что называется мироощущением и т.д. Как известно, биологический принцип рекапитуляции, выдвинутый Э.Геккелем [1909], указывает на повторение последовательности стадий филогенетического развития в онтогенезе. В настоящее время большинство исследователей сходятся во мнении, что общий план развития структуры и функций мозга в онтогенезе и филогенезе, в принципе, является одним и тем же [ЧуприковаН.И., 1997, С.387]. Это, а также некоторые другие результаты, по мнению исследователей, свидетельствует в пользу закона рекапитуляции [КарамянА.И., 1979; ЧуприковаН.И., 1997; ШевченкоЮ.Г., 1972]. В соответствии с методологическим принципом единства природного и социального [РубинштейнС.Л., 1957; АбульхановаСлавскаяК.А., БрушлинскийА.В., 1989] в настоящем исследовании показано, что и определенная последовательность стадий развития и содержание системы отношений человека в онтогенезе также могут повторять ее динамику и содержание в филогенезе, то есть в развитии отношений людей к этнокультурной и природной среде в определенном культурноисторическом процессе. С нашей точки зрения психический онтогенез человека имеет этнофункциональный смысл и, также как и принцип рекапитуляции, подчиняется общему принципу развития от целого к частям, принципу системной дифференциации [ЧуприковаН.И., 1997]. В исторической и этнологической науках, в культурологии большинство исследователей признают наличие стадиальности в развитии этнокультурных образований как последовательную трансформацию от синкретического языческиприродного мировоззрения и мироощущения к преобладанию монотеистического компонента и выраженному единству и определенности религиозноэтической концепции в обществе и, наконец, до современного просвещенного цивилизованного научного и технологического мировоззрения [ПоповЕ.В., 1995]. В онтогенезе человека можно выделить определенные стадии его отношения к этнокультурной и природной среде. Мы, в частности, выделяем три стадии: 1) сказочномифологическую, 2) концептуальнорелигиозную и 3) технотронносциентистскую. Содержание и динамика этих стадий имеют определенные этнические функции. Условия возникновения этнофункционального психического дизонтогенеза могут, например, проявляться в том, что ребенок, родившийся в Подмосковье, в процессе воспитания был лишен сказочнотаинственных отношений с миром, и вместо БабыЯги, Снегурочки и русалок родители с раннего возраста обеспечили ему компьютер и технотронноцивилизованные игрушки. В этом проявляется этнофункциональное нарушение последовательности стадий онтогенеза, которое можно интерпретировать в общем случае и как забегание вперед и как возврат к филогенетически более ранним этапам. Данное представление о психике человека, в целом, соответствует идее Л.ЛевиБрюля [1994] о сосуществовании различных исторических ментальных формаций в сознании современного человека. Наши исследования показали, что психотерапевтическая проработка первых двух стадий психического онтогенеза (см. выше) сначала обостряет, а затем приводит к облегчению депрессивных проявлений (у взрослых). Эти результаты подтверждают связь между непроработанностью данных стадий и наличием депрессивных расстройств, т.е. правомерность концепции психического этнофункционального дизонтогенеза. В аспекте развития этнофункциональный смысл возврата в самосознание современного человека, например, различных анахронизмов в виде веяний моды в одежде, взглядах, привычках обнаруживается в рассогласованности этих проявлений с его реальной этнокультурной средой. Это также имеет определенную связь с психическими расстройствами [НордауМ., 1995]. В эволюционном масштабе, как отмечает Н.А.Корнетов, уже в трудах Ch.Darwin [1873], G.Maudsley [1887] ставился вопрос, не могут ли психические заболевания быть реликтом далекого прошлого, указывающего на родство, от которого человек почти удалился [1994, с.143]. Понимание патологических процессов, до известной степени, как отражение пути, который организм прошел в процессе развития, является достаточно утвердившейся точкой зрения в науке [ОрбелиЛ.А., 1949; ЧуприковаН.И., 1997 и др.]. В пространственном кросскультурном аспекте можно наблюдать подчас, что вместо того, чтобы ребенку, родившемуся и живущему в Витебской области, читать белорусские сказки, родители воспитывают его исключительно на сказках и легендах североамериканских индейцев или фантазиях Дж.Толкиена [1989] в этом проявляется этнофункциональное нарушение проработки содержания стадий онтогенеза. Интересно отметить, что именно шаманизм североамериканских индейцев и романы и фантазии Дж.Толкиена породили в современной России (а также в странах Европы и в США) целые молодежные субкультуры, фактически оторванные от природной и этнокультурной реальности и полностью погруженные в иной мир соответствующих мировоззренческих и поведенческих стереотипов. В этих субкультурах, по нашим наблюдениям, индивиды подчас полностью перенимают образ мышления, быт, одежду, язык, верования, тип питания и другие признаки, соответствующие усвоенным ими взглядам. Такое широкое и углубленное усвоение иноэтничных субкультур стало возможно лишь в наше время, в конечном счете вследствие развития средств массовой информации и коммуникации. В этой связи уместно также отметить проблему все больше привлекающую внимание исследователей проблему влияния так называемых деструктивных культов на психическое здоровье человека [БекерВ., 1997; ВолковЕ.Н., 1997; КондратьевФ.В., 1997; СыропятовО.Г., 1996; ПолищукЮ.И., 1997; ЦеликоваВ.В., 1997 и др.]. С точки зрения нашего подхода, деструктивные культы как системы мировоззрения и мироощущения в этнофункциональном смысле рассогласованы с внутренней и внешней средой человека. Они являются как раз тем, что Л.Н.Гумилев [1990] называл антисистемами по отношению к конкретной этнокультурной и природной среде, которые могут оказывать разрушающее воздействие как на психику и организм отдельного человека, так и на общество и даже ландшафт и климат в целом. Вообще говоря, речь здесь может идти вовсе не обязательно о какихто сектах, тайных обществах и т.д. Деструктивную, дезадаптирующую роль тем или иным этнокультурным элементам может придавать (хотя и не всегда) именно их дифференцирующая этническая функция. Например, пропаганда в условиях центральной России различных течений такой мировой религии как буддизм может обусловливать как разрушение общественных ценностей, так и специфические психические расстройства (в частности, опиоидную наркоманию и депрессивные проявления, связанные с переживанием состояния безнадежности, имеющим в буддизме позитивный нравственный смысл [ObeyesekereG., 1985], а в православии, например, смысл греховного уныния) [КураевА., 1997; СухаревА.В., 1998;]. В данном случае речь идет об этнофункциональном рассогласовании депрессивного состояния безнадежности и различных оценочных отношений к этому состоянию. Рассмотренные выше результаты исследований также подтверждают правомерность концепции психического этнофункционального дизонтогенеза. Сравнивая эволюционный подход, довольно типичный для современной отечественной и зарубежной науки, с концепцией этнофункционального психического дизонтогенеза, отметим то сходство, что в нашей концепции также выделяется роль филогенетического аспекта культурного развития в онтогенезе психики человека [ср.: ВыготскийЛ.С., ЛурияА.Р., 1993]. Важным для настоящего исследования является также положение культурноисторической психологии о том, что психическое развитие человека и его детство, в частности, это явление социокультурное, имеющее историческое происхождение и природу [см. также: ВасилюкФ.Е., 1984, с. 156162; КудрявцевВ.Т., 1997]. Существенное отличие от положений культурноисторической теории Л.С.Выготского и А.Р.Лурия состоит в том, что в концепции этнофункционального психического дизонтогенеза предполагается возможность смысловых этнофункциональных различий в отношениях к традиционным стереотипам поведения, ценностям, определенным психическим состояниям и другим элементам психики в различных культурах [см. KleinmanA., GoodB., 1985; WittkowerE., WarnsH., 1980]. Современная цивилизация характеризуется крайней этнокультурной неоднородностью, мозаичностью (В.А.Тишков), поэтому присвоение культурных форм, их интериоризация с точки зрения этнофункционального подхода создает условия для возникновения конфликтов в психике человека. Следует особо отметить, что в этнофункциональном подходе вместо общечеловеческиабсолютной эволюционистской идеи культурного прогресса рассматривается этническая относительность культур и последовательная смена стадий развития конкретных исторически различных этнокультурных форм. В этом отношении мы придерживаемся взглядов таких отечественных историков и философов как Н.Я.Данилевский [1991], Л.Н.Гумилев [1990], а из зарубежных Т. Моммзен[1993], О.Шпенглер [1993], А.Тойнби [1991], Й.Хейзинга [1992] и других, которые, наряду с общностью законов и цикличностью культурного развития, рассматривали определенную содержательную этнокультурную независимость человеческих сообществ. Роль отношения к природной среде в психическом онтогенезе человека Наши исследования дают определенное основание предполагать, что приоритетным фактором в психическом онтогенезе человека является его отношение к природной среде собственного рождения и проживания [см. также: ЮнгК.Г., 1993; BoasF., 1922]. Соответственно, точкой отсчета в диагностике этнофункционального дизонтогенеза является рассогласование социокультурных и антропобиологических этнических признаков человека с ландшафтноклиматическими условиями его рождения и проживания. Это является важным выводом, определяющим основу структурирования системы отношений человека в практической работе в психотерапии, воспитании и др. В работах по методу глубинной экологии подчеркивается, что психотерапевтическая проработка отношения человека к природной среде, природе практически всегда связана с проявлением в начальной стадии этого процесса таких депрессивных симптомов как отчаяние, печаль, страх, чувство безысходности [СидДж. с соавт., 1992, с.1112]. В исследованиях Х.Лейнера [1996] показано, что представление пациентом в процессе символодрамы (т.н. кататимноимагинативной психотерапии) экзотических ландшафтов, не связанных с местом его рождения и проживания, сигнализирует о психопатологических проблемах. В нашей работе результаты указанных исследований были расширены и углублены. В частности, было показано, что предпочтение экзотических ландшафтов является маркером углубления нозологической отнесенности депрессивных расстройств (т.е. более глубокого уровня этих расстройств) у взрослых, маркером синдромальной выраженности (т.е. выраженности психопатологических проявлений) аффективных расстройств у детей и признаком ядерных опиоидной наркомании и алкоголизма. Связь этнофункциональных рассогласований в психике с депрессивными проявлениями Анализ кросскультурных психологических исследований влияния на человека культурной дистанции, культурного шока, миграций показал, что социокультурные, антропобилогические и климатогеографические изменения могут обусловливать почти исключительно депрессивные проявления [ЛебедеваН.М., 1993; BochnerS., 1982; FurnhamA., BochnerS., 1986; StonequistE., 1960 и др.]. В кросскультурных психиатрических исследованиях изучение депрессивных расстройств имеет особое значение ввиду нарастающей распространенности последних в современном мире [ВертоградоваО.П., 1997]. Переживание человеком системного кризиса в современном мире обусловлено процессами вестернизации, индустриализации, миграциями и, как следствие, нарастанием дезадаптирующих потоков культурной, географической, биологической информации; это переживание проявляется почти исключительно в форме депрессивных проявлений, таких как тревога, тоска, печаль, ностальгия, а также апатия, потеря интереса и вкуса к жизни, суицидальные проявления, ипохондрические симптомы, склонность к социальной изоляции, апокалиптические настроения, гипертрофированное чувство вины, греховности, навязчивости особого рода [ГенонР., 1991; ТоффлерО., 1973; ХейзингаЙ., 1992; KleinmanA., GoodB., 1985; PfeiferW.M., SchoeneW., 1980 и др.]. Эти данные согласуются с результатами диссертационного исследования автора в том, что депрессивные проявления являются показателями дезадаптации человека вследствие этнофункциональных рассогласований элементов его психики. Экспериментальнопсихологические исследования Достоверных различий между степенью психической дезадаптации и этническим составом(по самоопределению) всех обследуемых групп обнаружено не было. Полевые исследования Экспериментальнопсихологические полевые исследования на донозологическом уровне (в норме) на контингенте взрослых (от 20до 60лет, 50%мужчин) коренных жителей Нижнеколымского района Якутии чукчей (32чел.), русских походских казаков (25чел.), якутов (14чел.), эвенов (9чел.) и юкагиров (6чел.) выявили, что этнофункциональная рассогласованность их отношений оказалась связанной с таким показателем нарастания психической дезадаптации, как повышенная плавающая тревога, характеризующим начальную фазу адаптационного синдрома [SelyeH., 1956; БерезинФ.Б., 1988], с более выраженным эмоциональным отношением (предметной тревогой) к различным группам этнических признаков, а также с уровнем воспроизводства населения как косвенным показателем социальнопсихологической адаптации. Во всех результатах учитывались этнофункциональные рассогласования отношений, характеризующих наиболее предпочитаемые для постоянного местожительства ландшафты и климат, наиболее предпочитаемые продукты питания, антропоморфотипические признаки и мировоззрение, которого придерживались обследуемые и знание (незнание) ими родного языка. Исследование, проведенное по методике ландшафтных предпочтений Н.М.Лебедевой, показало также, что коренные жители, отвергавшие родной ландшафт, достоверно входили в группу имеющих психосоматические расстройства (n11), тогда как те, кто предпочитал этот ландшафт в качестве места жительства, достоверно относились к группе здоровых (n16); (p0.05). Мы полагали, что достоверное повышение плавающей тревоги у лиц, знающих родной язык (Я) и придерживающихся национальной веры, обусловлено спецификой культурной ситуации в районе проведения исследования, где национальная вера и отчасти язык длительное время вытеснялись сначала христианством, а позднее официальной атеистической идеологией; в последнее время эта ситуация характеризовалась информационной вестернизацией наплывом соответствующей теле, видео и печатной продукции, влиянием протестантских миссионеров и т.п. Достоверной связи связи между количеством детей, рожденных в течение всего репродуктивного периода с выраженностью эмоционального отношения к группам климатогеографических и антропобиологических признаков, а также с уровнем плавающей тревоги, обнаружено не было. Другими словами, повышение степени популяционной адаптации связано с более высоким уровнем беспокойства индивидов только за социокультурные традиции своего этноса. Отвержение коренным населением климатогеографических условий собственного рождения и проживания связано со снижением у них рождаемости в репродуктивном периоде жизни, то есть с нарастанием социальнопсихологической дезадаптации по показателю воспроизводства населения (по количеству родившихся детей). Клинические исследования в аффективной патологии В клиническом экспериментальнопсихологическом исследовании взрослых пациентов (от 23до 39лет, 50%мужчин) в двух сериях экспериментов была выявлена связь нарастания количества этнофункциональных рассогласований отношений к группам этнических признаков с углублением нозологической отнесенности психических расстройств с ведущей депрессивной симптоматикой от невротического уровня до процессуального. Эндогенные депрессивные расстройства мы рассматривали как более глубокий уровень психической дезадаптации по сравнению с психогенными. Этнический состав всей выборки обследуемых был следующим: 99русских, 9украинцев, 6евреев, 2белоруса, 1татарин. При использовании методики исследования отношения индивида к антропоморфотипическим признакам достоверные различия были получены только по приоритетному признаку цвет глаз. При перекрестнополовых выборах больные шизофренией предпочитали цвет глаз более далекий от цвета собственных глаз по сравнению с больными неврозами (p Данные изучения рассогласования отношений к антропоморфотипическим особенностям свидетельствуют о том, что пациенты с эндогенными расстройствами предпочитают более далекий (более светлый) цвет глаз при перекрестнополовом выборе. Сравнение данных групп больных шизофренией и больных неврозами, обследованных по методике Роршаха, выявило также, что у больных шизофренией достоверно реже встречаются ответы типа FFb (недизъюнктивность взаимодействия аффективной и когнитивной сторон процесса психической адаптации [BohmE., 1972]). Одновременные этнофункциональные рассогласования отношений человека ко всем группам этнических признаков являются признаком дизъюнктивности различных сторон этого процесса (p0.01). С другой стороны, это дает основание с той же вероятностью рассматривать эту дизъюнктивность как признак углубления степени психической дезадаптации. Клиническое исследование в детском возрасте Клиническое исследование детей с эмоциональноповеденческими расстройствами (возраст от 7до 11лет, 50%мальчиков) также обнаружило связь этнофункциональных рассогласований отношения к группе климатогеографических признаков с выраженностью аффективных расстройств. Этнический состав всей исследуемой выборки 41русский, 1еврей, 1татарин, 1украинец. Исследуемый контингент младших школьников относится к особому случаю нормы с затруднениями в психической адаптации к учебной и другим видам деятельности [КоробейниковИ.А., 1997, с.87]. Нарастание выраженности аффективных расстройств, очевидно, соответствует нарастанию эмоциональной дезадаптации. Исследования в клинике наркоманий и алкоголизма Исследования в клинике наркоманий и алкоголизма обнаружили, в свою очередь, связь нарастания количества этнофункциональных рассогласований в психике у страдающих опиоидной наркоманией по сравнению со страдающими алкоголизмом, что связано с соответствующим нарастанием тяжести психической зависимости [ПятницкаяИ.Н., 1994], а также, по нашим данным, свидетельствует о большей выраженности депрессивных расстройств, как показателя дезадаптации. Была обследована группа взрослых пациентов (от 21до 47лет, 50%мужчин) следующего этнического состава: русских 47чел., евреев 2чел. Основные итоги экспериментальнопсихологических полевых и клинических исследований В норме по признаку плавающей тревоги и наличию психосоматических расстройств показателем углубления степени психической дезадаптации является одновременное этнофункциональное рассогласование отношений ко всем трем группам этнических признаков. В патологии по признаку более глубокой степени психической дезадаптации при эндогенных психических расстройствах по сравнению с психогенными [АлександровскийЮ.А., 1976] и по признаку большей тяжести психической зависимости у опиоидных наркоманов по сравнению со страдающими алкоголизмом (у взрослых) на основании полученных данных был выделен показатель углубления степени психической дезадаптации, а также наличия разрывности (дизъюнктивности) когнитивной и аффективной сторон процесса психической адаптации одновременное этнофункциональное рассогласование отношений ко всем трем группам этнических признаков. По признаку большей выраженности аффективных расстройств (у детей) был выделен показатель углубления степени психической дезадаптации этпофункциональное рассогласование предпочтения ландшафтноклиматических условий. Этнофункциональные рассогласования в психике человека и его этническая идентичность Этнофункциональные рассогласования характеризуют нарушение целостности субъективно предпочитаемого образа этнической идентичности этноида. Этническую идентичность мы понимаем как систему отношений человека к этносреде, т.е. ко всем группам этнических признаков. Этносреда, соответственно, определяется как внутренняя и внешняя среда человека, рассматриваемая с точки зрения этнической функции составляющих ее элементов. Кроме того, этническая идентичность включает в себя обобщенный этнический признак отнесение себя к тому или иному этносу или этнической системе (француз, русский, россиянин, европеец и др.). Содержание этноида определяется системой отношений человека, обладающих той или иной этнической функцией. Этноид вовсе не обязательно соответствует этносреде конкретного человека или когдалибо реально существовавшему этносу в этнофункциональном смысле. Это понятие составляет психологический смысл восприятия человеком этничности. Например, мы часто сталкивались со случаями, когда человек предпочитал для постоянного места жительства среднерусский ландшафт при условии, чтобы зимы не было и т.д. Фактически об этнофункциональной рассогласованности и исторической нереальности этноида говорит и такой часто встречающийся пример, когда человек, любящий родную природу, предпочитает в питании такие экзотические продукты как киви, бананы и т.п., или тот же человек может считать себя буддистом, протестантом и др. Роль этнофункциональных рассогласований в психике человека в его психической адаптации Этнофункциональные рассогласования элементов психики обусловливают соответствующие психические конфликты, разрешение которых требует определенных адаптационных усилий для совершения работы переживания [ВасилюкФ.Е., 1984]. Это положение определяет, в целом, ответ на возможное возражение нашей концепции, состоящее в том, что этнофункциональные рассогласования в психике могут иметь место и у психически вполне здоровых людей, или же, что этнофункциональные изменения, происходящие по тем или иным причинам в психике человека, подчас действуют на него весьма благотворно. Например, путешествия или новые впечатления, почерпнутые человеком из литературы о путешествиях, экзотической религиознофилософской и т.п., могут вызвать субъективно переживаемое ощущение прилива энергии, повышение тонуса или избавить человека от имевшегося чувства беспокойства или снижения интереса к жизни. Вместе с тем, исследования многих авторов, а также наши собственные, свидетельствуют об обусловливании психических расстройств этнофункциональными рассогла

Другие статьи : С-тип личности, Саарма симптом, Садизм, Садомазохизм, Саймон (Simon) Герберт Александр, Саккадические движения, Салливен Гарри Стэк, Само-восприятие, Само-оценивание, Само-подкрепление, Само-эффективность, Самоактуализирующаяся личность, Самовнушение, Самовоспитание, Самовыполняющееся пророчество, Самооговор, Самооценка, Самооценка компетентности в разрешении конфликтов, Самосознание, Самость, Самоутверждение, Самочувствие, Сангвиник, Сартр Жан-Поль, Сатир Вирджиния, Сверх-Я, Сверхценные идеи, Световая чувствительность глаза, Свойства нервной системы, Сдвиг мотива на цель, Сдвиг риска, Сдержанность, Секс–терапия, Секс–терапия Мастерса и Джонсон, Сексология, Сексопатология, Селективность восприятия, Селиванов Владимир Иванович, Селье Ганс, Семантическая функция речи, Семейная терапия, Семиотика, Сенестопатия, Сензитивные периоды развития, Сенильная деменция Альцгеймеровского типа, Сенсомоторика, Сенсомоторный интелект, Сенсорная адаптация, Сенсорная память, Сенсорные персеверации, Сенсорный порог, Сенсорный регистр, Сенсорный эталон, Сенсуализм, Сепир (Sapir) Эдвард, Сервилизм, Сеченов Иван Михайлович, Сиблинговая позиция, Сигнальные системы, Сила суперэго, Симон (Simon) Теодор, Симптом, Симультанное опознание, Синанон, Синдром, Синдром АА–зависимости, Синдром выгорания, Синдром Геры, Синдром Да Коста (кардиофобия), Синдром Диогена, Синдром Ельпенора, Синдром игнорирования, Синдром изнашивания, Синдром Колхаса, Синдром Мидаса, Синдром Мюнхгаузена, Синдром Персефоны, Синектика, Синкинезии, Синкретизм, Синтез, Синтетико–герменевтическая терапия, Синхронизация, Сирс (Sears) Ричард, Система Тейлора, Система тропизмов, Систематическая интроспецкия, Системно–специфические расстройства памяти, Ситуационизм, Сканирование, Скиннер Беррес Фредерик, Склонность, Скрипт, Скрытая леворукость, Следящие движения, Слепоглухонемота, Слобин (Slobin) Дэн, Словесный эсгибиционизм, Слово, Слоги, Слух, Слуховая агнозия, Слуховая адаптация, Слуховой анализатор, Смешение цветов, Смещение, Смирнов Анатолий Александрович, Смысловой барьер, Содержательная абстракция, Созависимость, Сознание, Сознательность учения, Соколов Александр Николаевич, Соколов Евгений Николаевич, Состояние тревоги, Сохранение, Социализация, Социальная агнозия, Социальная адаптация, Социальная желательность, Социальная ингибиция, Социальная перцепция, Социальная психология, Социальная установка, Социальная фасилитация, Социальные представления, Социальный интерес, Социобиология, Социометрический метод исследования, Социореадаптация, Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек, Спенсер Герберт, Специальная психология, Спиноза Барух Бенедикт, Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард, Спитц (Spitz) Рене Арпад, Способности, Сравнительная психология, Сравнительно–генетический метод, Статистическая выборка, , ...

 

Теория эмоций Вундта

Теория эмоций В.Вундта теория структуры эмоций . Вундт выделил три измерения эмоций: удовольствие неудовольствие, успокоение возбуждение, напряжение разрядка. Э.Б.Титченер показал, что эти измерения нельзя считать независимыми...

Теория эпистемического любопытства

Теория эпистемического любопытства (от греч. theoria исследование и eрistemоlоgia теория познания) теория мотивации поведения. В соответствии с ней считается, что внутренняя познавательная потребность возрастает по мере увеличения понятийного конфликта, обусловленного противоречиями между символическими реакциями (т.е. мыслями). Объективной мерой любопытства выступает энтропия. По своим физиологическим механизмам любопытство представляет собой активацию ретикулярной формации. Факторами, влияющими на любопытство, признаются: сильные внешние раздражители (прежде всего в аспекте новизны, сложности, неожиданностью), внутренняя биологическая потребность, неуверенность. Наличие эпистемического любопытства увеличивает эффективность научения . Автор Б.Берлайн...

Теория эталона

Теория эталона концепция, разработанная в когнитивной психологии, в которой распознавание стимула трактуется как сравнение вызванного им нервного паттерна с хранящимися в памяти внутренними эталонами. При достижении совпадения вызванного и эталонного паттернов стимул...

Теософическое общество

Теософическое общество (от греч. theos бог + sophia мудрость) религиознофилософская организация, основанная в 1875г. в НьюЙорке Е.С.Блаватской и Г.Олкоттом. Перед Теософическим обществом ставилась задача создания универсальной религии, берущей истоки прежде всего в учениях брахманизма, индуизма, буддизма, гностицизма и оккультизма. Основным выступало понятие карма как пути космической эволюции манифестирующего духовного абсолюта. Конечной целью человека выступало достижение за счет вхождения в эзотерическую традицию, которая поддерживается духовными мастерами, посвященными, оккультного знания и сверхъестественных способностей. В 1879г. центр был перенесен в Индию и с 1882г. обосновался в предместье Мадраса. После смерти Олкотта президентом общества стала А.Безант, которая спасителем человечества объявила...

Теплов Борис Михайлович

Теплов Борис Михайлович (1896 1965) советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии . Основываясь на учении И.П.Павлова о типах высшей нервной деятельности, предложил теорию индивидуальных различий человека. Занимался проблемой способностей (Психология музыкальных способностей, Ум полководца), рассматривая связь природных задатков и прижизненного...

Терапия авторитета

Терапия авторитета (от греч. theraрeia лечение и лат. auctoritas власть, влияние) форма психотерапии , автор Е.Странски. Характеризующийся установлением между пациентом и психотерапевтом субординации, в которой психотерапевте берет на себя роль отцовского авторитета, а больной обязательства беспрекословного подчинения. Литература. StranskyE. Uber krankhafte Ideen, Wiesbaden: Bergmann,...

Терапия утробного крика

Терапия утробного крика форма психотерапии , разработанная Дж.Яновым (JanovA. The Primal Revolution, N.Y., 1972) на основе трехфазной теории возникновения невроза Х.Айзенка . Ее целью ставится избавление пациента от первичной боли, о которой свидетельствует то или иное физическое или психологическое напряжение. Процедура ее проведения предполагает последовательное прохождение ряда этапов. На первом этапе, который длится несколько недель, пациент выключается из прежних своих отношений, он не работает, не общается со своими родственниками и знакомыми, не принимает никаких стимулирующих средств и настраивается на предстоящую психотерапию. На втором этапе осуществляется ряд сеансов, во время которых пациент, лежа на полу, пытается вспомнить свои негативные переживания,...

Терапия фиксированной роли

Терапия фиксированной роли (fixsedrole therapy) (от лат. fixus твердый, нерушимый и греч. theraрeia лечение) форма когнитивной психотерапии , разработанная на основе теории личностных конструктов Дж.Келли . Характеризуется направленностью на помощь клиенту в отыскании новой интерпретации себя и своих жизненных ситуаций. На основе новой интерпретацией строится новая социальная...

Терапия формообразования

Терапия формообразования (Gestaltungstherapie) психотерапевтический метод творческого самовыражения, разработанный К.Г.Юнгом и Л.Пейнетом (L.Paneth) и предназначенный для содействия индивидуации пациента. При ее проведении фиксировались все неадекватные переживания пациента, которые затем становились содержанием символического выражения. Для такого выражения использовались различные изобразительные средства, включая пантомиму, танец, исполнение музыкальных отрывков, танец, драму, живопись и пр. Лит.: HochheimerW. Die Psychotherapie von C.G.Jung, Bern,...

Термен (Terman) Льюис Мейдисон

Термен (Terman) Льюис Мейдисон (15.1.1877, Джонсон Кантри, Индиана 21.12.1956, Станфорд) американский психолог, специалист по проблемам измерения интеллекта и его развития. Прошел обучение в университете шт.Индиана (бакалавр искусств, 1902, магистр, 1903) и университета Кларка, под руководством С.Холла (19031905, доктор философии, 1905). С 1906г. по 1910г. работал профессором психологии и педагогики в государственной средней школе ЛосАнджелеса. С 1910г. работал ассистентом профессора на факультете воспитания Станфордского университета, с 1912г. по 1916г. он ассоциативный профессор, с 1916г. по 1922г. профессор образования, а с 1922г., до своей смерти, профессор психологии и исполнительный декан факультета психологии Стэнфордского университета. Опубликовал более 200 работ. В 1916г., в...

Терминальный порог

Терминальный порог достижение раздражителем такой величины, что ощущение, обычно связанное с данным раздражителем, исчезает или переходит в другую модальность. Например, при очень высокой яркости светового раздражителя ощущение света приобретает характер...

Терморецепторы

Терморецепторы рецепторы, расположенные на кожной поверхности и во внутренних органах и служащие для контроля за температурными изменениями. Выделяют холодовые, с оптимумом чувствительности 2838 градусов, и тепловые, с оптимумом 3543 градуса. При этом кожные холодовые рецепторы представлены значительно большим количеством, чем тепловые, и располагаются они более поверхностно. Наибольшая плотность распределения терморецепторов на лице, наименьшая на подошве ног. Существуют особые терморецепторы, контролирующие температуру крови, расположенные в гипоталамической области...

Терстоун (Thurstone) Луис Леон

Терстоун (Thurstone) Луис Леон (29.5.1887, Чикаго 29.9.1955, Чапел Хилл, Сев.Каролина ) американский психолог, психометрист. Сначала изучал электронику в Корнеллском университете (горный инженер, 1912), после чего, в 1912г., работал в качестве ассистента Т.Эдисона в его лаборатории в г.ОстОрандж. Работал преподавателем начертательной геометрии в Миннесотском университете (19121914). В 1914г. приступил к изучению психологии в Технологическом институте Карнеги, занимаясь прежде всего экспериментальным научением. Работал в нем в качестве ассистента, затем профессора психологии и декана (19151923). С 1923г. Терстоун работал психологом и начальником отдела кадров в Бюро управления персоналом Института управления исследованиями в Вашингтоне. В 1924г. возвратился в Чикагский университет в качестве ассоциированного...

Тест

Тест (от англ. test испытание, исследование) стандартизированная процедура психологического измерения, служащая задаче определения выраженности у индивида тех или иных психических характеристик. Обычно состоит из ряда относительно коротких испытаний, в качестве которых могут выступать различные задачи, вопросы, ситуации. Результаты измерения переводятся в нормированные значения прежде всего на основе межиндивидуальных различий. Исключением являются критериальноориентированные тесты. Результаты выполнения тестовых заданий являются индикаторами психических свойств или состояний. Выделяют тесты интеллекта , способностей , личностные , а также тесты достижений , при помощи которых определяется уровень знаний, умений и навыков в конкретных учебных дисциплинах. Разработка тестов предполагает его статистическую проверку по критериям валидности ,...

Тест Бине – Симона

Тест Бине Симона средство для диагностики развития интеллекта , предложенное в 1905г. А.Бине и Т.Симоном . Сначала тест состоял из 30вербальных, перцептивных и манипулятивных задач, которые были расположены по критерию повышения трудности в соответствующие возрастные когорты: каждая задача определенной возрастной когорты должна была решаться 75%детей этого возраста с нормальным интеллектуальным развитием. По количеству правильно решенных ребенком задач определялся его умственный возраст . В последующем были созданы модификации этого теста, из которых наибольшей популярностью пользовался тест Станфорд Бине, сконструированный американским психологом Л.Терменом в Станфордском...

Тест Керна – Йерасека

Тест Керна Йерасека диагностический метод для определения уровня психологической готовности к школьному обучению . Включает в себя три субтеста: 1.Рисунок человека, свидетельствующий об уровне общего психического развития; 2.Срисовывание схемы расположения точек, показывающее умение действовать по формальному правилу; 3.Списывание предложения, по которому можно судить, сформировалось ли представление о делении речи на слова и отдельные буквы. По просуммированным данным трех субтестов выдается суждение об уровень готовности или неготовности к школьному...

Тест Люшера. Luscher–Test

Тест . Тест структуры личности. Тестовый материал . Руководство, цветовые карты, бумага, принадлежности для письма. Основная концепция . М.Люшер (род. 1924г., ученик О.Пфистера) в 1947г. создал 4х цветный тест, имевший следующие символические толкования: синий эмоциональная преданность, зеленый утверждение себя, красный экспансия, желтый стремление к переживаниям. Цвета были организованы по двум размерностям: активность (красный, желтый) пассивность (синий, зеленый), субъективная детерминация (зеленый, красный) объективная детерминация (синий, желтый). В качестве основания приводились экспериментальные психофизиологические данные, в которых констатировалась связь предъявления оранжевокрасного или темносинего цвета и изменения уровня кровяного давления, темпа дыхания, частоты сердцебиений. Проведение . В короткой форме теста, которая состоит только...

Тест профессиональных изображений (Berufsbilder–Test)

Тест профессиональных изображений (происходит от англ. test испытание, исследование и лат. profiteor объявляю своим делом) проективный тест для диагностики личностных установок и профессиональных интересов . Автор М.Ахтних. Тест включает в себя: руководство, два набора фотографий для мужчин (96шт.) и женщин (100шт.), бланки сортировки и обработки: для взрослых, для мальчиков (1316лет) и девочек (1316лет). По своей структуре ориентирован на выявление склонностей в следующих профессиональных областях: W(Weichheit) мягкость, женственность, обходительность (8фото); K(Kraft) сила, физическая сила, резкость, напористость, агрессивность (8фото); S(Soziale Gesinnung) социальная ориентация с двумя тенденциями готовность помочь (SH Hilfsbereitschaft) и социальная энергия (SE Energie) (16фото); Z(Zeigebedurfnis) потребность в изобразительности, эстетика...

Тест профессиональных интересов (Berufs-Interessen-Test)

Тест профессиональных интересов (от англ. test испытание, исследование, лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) опросник для диагностики профессиональных интересов . Автор М.Ирле (1975г.). Тест включает в себя: руководство, тестовую тетрадь, бланки ответов, шаблоны ключей и бланки обработки. По своей структуре ориентирован на 9профессиональных областей: технические занятия, ремесленные занятия, технические и естественные науки, сфера питания, сельское и лесное хозяйство, торговля, канцелярские занятия, литература и гуманитарные науки, социальная защита и воспитание. Имеется 4параллельные формы, две из которых предполагают принудительный выбор из нескольких альтернатив, а две другие свободный выбор тех или иных профессиональных занятий из общего списка (81занятие). Тест был...

Тест Хекхаузена

Тест Х.Хекхаузена (от англ. test испытание, исследование) методика диагностики мотивации достижения . Проективный тест, где изображены люди в повседневных или рабочих ситуациях. Позволяет выявить прежде всего два вида мотивации: к достижению успеха и к избеганию неудачи. В качестве диагностических признаков выступают: выражение потребности при постановке цели (ради достижения успеха или избегания неудачи), инструментальное оснащение, ожидание, внешнее отношение (похвала или порицание), эмоциональное состояние (положительное или отрицательное), общий итог. Ответы испытуемого кодируеются следующим образом: B потребность в успехе, I инструментальная деятельность, направленная на успех, E ожидание успеха, L похвала, G+ позитивные чувства, Bm стремление избежать неуспех, Im инструментальная деятельность, направленная на...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Сухарев А.В. Психологический этнофункциональный подход к психической адаптации человека

SetLinks error: Incorrect password!