Exit Project: Глоссарий: Младший школьный возраст

Младший школьный возраст



Младший школьный возраст период жизни ребенка от 67 до 10 лет, когда он проходит обучение в начальных классах (I IVклассы) современной школе. Для этого возраста характерно, что в качестве ведущей у ребенка формируется учебная деятельность , в которой происходит усвоение человеческого опыта, представленного в форме научных знаний. В рамках учебной деятельности возникают два основных психологических новообразования этого возраста возможность произвольной регуляции психических процессов и построение внутреннего плана действий .

Другие статьи : Магницидиум, Мазохизм, Мазуркевича теория, Майер (Maier) Генрих, Майер Адольф, Майер Генрих, Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм, Мак–Дугалл (McDougall) Уильям, Макродвижения глаз, Макропсия, Маниакальный синдром, Манипулирование образом, Марафон, Маргинальный статус личности, Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin), Маскулинность, Маслоу Абрахам Харольд, Мастурбация, Матюшкин Алексей Михайлович, Мах (Mach) Эрнст, Медико-психологический центр индивидуальности, Медитация, Медицинская психология, Межвозрастное преподавание, Межполушарная организация психических процессов, Мейерсон Иньяс, Мейли (Meili) Ришар, Мейман Эрнст, Мейнонг (Meinong) Алексиус, Меланхолик, Меланхолия, Менчинская Наталья Александровна, Мерлин Вольф Соломонович, Мерло–Понти (Merleau–Ponty) Морис, Мертон Роберт Кинг, Месмер (Mesmer) Франц Антон, Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв., Метод близнецов, Метод вызванных потенциалов, Метод дихотического прослушивания, Метод исследования уровня притязаний, Метод кожно–гальванической реакции, Метод латеральных движений глаз, Метод личностного семантического дифференциала, Метод микроструктурного анализа, Метод минимальных изменений, Метод мозгового штурма, Метод мотивационной индукции, Метод объективного наблюдения, Метод позитронно-эмиссионной томографии, Метод полярных профилей, Метод приемных детей, Метод проб и ошибок, Метод регистрации электрокардиограммы, Метод репертуарных решеток, Метод самонаблюдения, Метод свободных ассоциаций, Метод семантического дифференциала, Метод семантического радикала, Метод средней ошибки, Метод убеждений, Метод электромиограммы, Метод электроэнцефалограммы, Методика двойной стимуляции, Методика зрительных предпочтений, Методика парных ассоциаций, Методика Петерсонов, Методика частичного воспроизведения, Методики оценки дивергентного мышления, Методы Лурия, Методы психологической саморегуляции, Методы шкалирования, Метрическая шкала Озерецкого, Мечта, Мид Джордж Герберт, Мид Маргарет, Мизогиния, Микрогенез зрительного восприятия, Микродвижения глаз, Микропсия, Миллер (Miller) Джордж, Милль Джон Стюарт, Мимико–жестовая речь, Минимальные мозговые дисфункции, Минус-симптомы, Миракян Аршак Исраелович, Мифологизация Я, Мифомания, Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк, Младенческий возраст, Младший школьный возраст, Мнемосхема, Мнемотехника, Мнимая лживость, Модально–неспецифические расстройства памяти, Модально–специфические расстройства памяти, Модальность, Моделирование в обучении, Моделирование в психологии, Модель делителя, Модель с фильтрацией, Мозг, Молекулярный бихевиоризм, Молешотт Якоб, Молярный бихевиоризм, Монаков (Monakow) Константин, фон, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Монотония, Морено Якоб, Морита–терапия, Морфологический субстрат памяти, Московиси (Moscovici) Серж, Мотив, Мотивационная ригидность, Мотивация достижения, Моторика, Моторная реакция, Моторное поле, Моторные персеверации, Музыкотерапия, Мышечные синергии, Мышление, Мэй Ролло, Мю–ритм, Мюллер (Muller) Георг Элиас, Мюллер (Muller) Иоганн, Мюнстерберг (Munsterberg) Гуго, Мюррей (Murray) Генри Александр, Мясищев Владимир Николаевич, , ...

 

Тесты достижений

Тесты достижений тесты, служащие для выявления учебных или профессиональных знаний, умений и навыков, включающие в себя решение задач, имеющих учебное или профессиональное содержание. Их использование обосновано при отборе, аттестации,...

Тесты интеллекта

Тесты интеллекта тесты, служащие для определения уровня и особенностей интеллектуального развития индивида. При помощи подобных тестов могут диагностироваться как общий уровень интеллекта , выраженный количественным образом (Шкала Станфорд Бине, Тест Р.Кеттела, Тест прогрессивных матриц Дж.Равена), так и особенные, достаточно независимые друг от друга интеллектуальные факторы ( Шкала Д.Векслера , Тест...

Тесты личности

Тесты личности тесты, служащие для определения выраженности мотивации , интересов , эмоций, отношений индивида, а также особенностей его поведения индивида в определенных ситуациях. По форме проведения выделяются проективные тесты , личностные опросники и ситуационные...

Тесты проективные

Тесты проективные (от лат. projectio бросание вперед) тесты, служащие для определения личностных особенностей при помощи фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации. Впервые данная диагностическая стратегия была использована Э.Крепелином в его методике свободных ассоциаций. В качестве неопределенной ситуации могут выступать сюжетные картинки, которые надо проинтерпретировать (ТАТ), незаконченные предложения (тест Розенцвейга), чернильные пятна (тест Роршаха). Ответы на задания проективных тестов допускают очень широкий диапазон значений, поэтому очень большую роль при интерпретации играют качественные заключения психолога, который рассматривает эти ответы как проекции на неопределенные ситуации устойчивых особенностей...

Тесты способностей

Тесты способностей тесты, служащие для определения уровня развития общих и специальных способностей , которые определяют успешность учебной и профессиональной деятельности . Выделяют тесты интеллекта , креативности , тесты специальных способностей (математических, художественных, музыкальных, спортивных). Тесты специальных способностей часто объединяются в батареи, как например тест GATB (General Aptidule Test Battery), предназначенный для профессиональной ориентации и профессионального отбора в армии и государственных учреждениях...

Тета–ритм

Тетаритм биоритмы мозга с частотой 48Гц. и амплитудой 10200мкВ. При низкой амплитуде (2535мкВ) тетаритм входит как компонент в нормальную ЭЭГ. Познавательная активность приводит к увеличению мощности и пространственной синхронизации тетаволн. Если же в состоянии бодрствования наблюдаются пароксизмальные и асимметричные тетаволны, то это может свидетельствовать о патологии. Для детей, у которых тетаритм относительно более выражен, повышена вероятность проявления черт неуравновешенности и агрессивности , свидетельствующих о затруднений социальной...

Техника Q-сортировки

Техника Qсортировки (Qsort technique) исследовательский метод. Испытуемый оценивает степень свойственности тех или иных психологических качеств себе самому или идеальному представлению о...

Техника Куна

Техника Куна средство выявления качественных особенностей самооценки индивида. Автор М.Кун. Представляет собой инструкцию за 12мин. дать 20 ответов на вопрос Кто Я?. Литература. KuhnM.H., McPortlandT.S. An empirical investigation of selfattitudes // Amer. Sociological Rev. 1954. Vol.19, N1,...

Техническое смешение цветов

Техническое смешение цветов лучи света частью поглощаются при попадании на цветовую поверхность, и на сетчатку глаза действуют только непоглощенные...

Тинберген (Tinbergen) Николас

Тинберген Николас (1907 Гаага, Нидерланды 1988, Оксфорд, Англия) нидерландский биолог, зоопсихолог, один из основателей этологии. В 1932г. защитил докторскую диссертацию в Лейденском университете. С 1947г. профессор экспериментальной биологии Лейденского университета, с 1966г. профессор зоологии Оксфордского университета. Нобелевская премия по физиологии и медицине за 1973г. (вместе с К.Лоренцом и К.Фришем). Совместно с Лоренцом разработал учение об развитии инстинктивного поведения животных в фило и онтогенезе. Сделал попытку применить этологию к поведению людей. Сочинения. Мир серебристой чайки. М.: Мир, 1974; Поведения животных. М.: Мир, 1985; Социальное поведение животных. М.: Мир,...

Тип дыхания в вайвэйшн

Тип дыхания в вайвэйшн специальные дыхательные упражнения, способствующие достижению состояний измененного сознания и работе в этих состояниях с внутренней реальностью. Здесь на основании глубины и частоты дыхания выделяется четыре типа дыхания, используемых на разных стадиях психотерапии : 1.Медленное и глубокое дыхание обычно используется в начале процесса вайвэйшн для достижения измененного состояния сознания; 2.Быстрое и глубокое дыхание используется в середине терапевтической процедуры для усиления физических ощущений и эмоциональной вовлеченности; 3.Быстрое поверхностное дыхание используется на пике переживаний для быстрого выхода из проблемной ситуации; 4.Медленное поверхностное дыхание используется в конце психотерапии, после достижения интеграции негативного опыта с сознанием...

Типология акцентуированных личностей Леонгарда.

Автор К.Леонгард . В данной типологии было выделено десять чистых типов и ряд промежуточных. По своему происхождению выделенные типы имеют разную локализацию. К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены такие типы, как: гипертимный (желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи); дистимический (заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи); аффективнолабильный (взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны); тревожный (боязливость, робость, покорность); аффективноэкзальтированный (воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ); эмотивный (мягкосердечие, боязливость, сострадание). К характеру, как социально обусловленному образованию, были отнесены такие типы, как: демонстративный (самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я...

Типология конфликтов

Типология конфликтов классификация субъективно конфликтных ситуаций на основе динамической модели К.Левина , предложенная Н.Э.Миллером (MillerN.E. Experimental studies of conflict, in: Personality and the Behavior Disorders, N.Y., 1944). В качестве основных побуждений деятельности здесь рассматривалось два стремления: достичь благоприятную цель (Appetenz притяжение) и избежать неблагоприятной ситуации (Aversion отвращение). В соответствии с этим субъективный конфликт возникает тогда, когда у индивида есть несколько противоречащих друг другу стремлений. Аппетентноаппетентный конфликт возникает при наличии двух положительно валентных целей, требующих несовместимых действий (ситуация буриданова осла); аппетентноаверсивный конфликт когда благоприятная цель дана в неблагоприятной ситуации или сама по себе имеет негативные аспекты; аверсивноаверсивный конфликт когда предписан...

Типология культур Мид

Типология культур М.Мид выделение трех типов культур, оказывающих на развитие ребенка принципиально различное влияние. Это: постфигуративные культуры, тысячелетиями сохраняющие свои нормы и обычаи. Здесь личность ребенка воспроизводится неизменным образом. Само воспитание осуществляется стариками и еще не включенными в производительную деятельность более старшими детьми (47 лет). Хотя все отклонения от норматива подавляются, все же есть возможность индивидуального проявления в области искусства, религии, технологии это обеспечивает возможность медленного изменения самой культуры; конфигуративные культуры, быстро меняющиеся. Здесь каждое поколение отличается от предыдущего по складу личности, мотивации, эмоциональным переживаниям. Хотя старшее поколение продолжает играть решающую роль в воспитании, оно не воспринимается как безусловный...

Типология людей с нарушениями слуха

Типология людей с нарушениями слуха разделение, производимое по степени тяжести нарушения, на три группы: 1.Глухие, или глухонемые, которые имеют врожденные или приобретенные в раннем детстве нарушения и не могут овладеть речью без специального обучения; 2.Поздно оглохшие, которые потеряли слух в дошкольном или школьном возрасте и сохранившие речь, сформировавшуюся до глухоты; 3.Слабослышащие, или тугоухие, которые имеют частичную недостаточность слуха с понижением до 75...

Типология психопатических личностей П.Б. Ганнушкина

Типология психопатических личностей П.Б.Ганнушкина классификация патологических и околопатологических личностей . В ее рамках были описаны следующие типы: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные, конституциональноглупые. Также были описаны дополнительные подгруппы: депрессивные, возбудимые, эмоциональнолабильные, неврастеники, психастеники, мечтатели, фанатики, патологические...

Типология творческих личностей Прайса

Типология творческих личностей Д.Прайса на материале истории науки им были выделены два типа мышления ученых: визуальный, для которого характерна работа со зрительнообразными моделями, и вербальный, характеризующийся числовым, калькулятивным стилем. Литература. PriceD.K. Science since Babilon. N.Y.L.,...

Типология эйдетических представлений

Типология эйдетических представлений классификация людей, способных к эйдетическим представлениям, предложенная В.Йеншем на основе исследований, проведенных им вместе с братом Э.Йеншем (JaenschW. Grundlage einer Physiologie und Klinik des psychologischen Personlichkeit, 1926). У Ттипа эйдетиков (Tetanoider Typ) эйдетические представления имеют очень высокую степень стойкости и не пропадают из представлений даже после длительной посторонней стимуляции, иногда приобретая характер навязчивости. Название этого типа было дано по аналогии с названием мышечных спазмов (tetanie). Другой тип эйдетиков , Bтип (Basedowider), оказывается способным к произвольному пробуждении эйдетических представлений и сознательному вмешательству в развертывание этих представлений (в соответствии с намерениями ). По В.Йеншу, эти типы эйдетиков базируются...

Типология юношеского возраста Шпрангера

Типология юношеского возраста Э.Шпрангера описаны три типа личности на стадии юности, которая характеризуется целостным усвоением норм и ценностей общества и реальным переходом к взрослой жизни: с резкими и бурными изменениями, с появлением внешних и внутренних конфликтов, когда происходит ломка или кардинальное изменение личности; с плавным и постепенным переходом, без заметных изменений в личности самого индивида; с сильным и быстрым процессом перестройки, но без внутренних конфликтов, когда подросток обладает силой, чтобы справиться с возникающими трудностями ради своего будущего. Литература. SprangerE. Psychologie des Jugendalters. Lpz.,...

Типы ориентировки по П.Я. Гальперину

Типы ориентировки по П.Я.Гальперину различные стратегии обследования окружающих предметов, которые определяют эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений. При первом типе ориентировка опирается на случайные признаки, поэтому обучение осуществляется методом проб и ошибок и дает низкие результаты. При втором типе ориентировка опирается на признаки и отношения, которые подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания, обучение в этом случае идет более адекватно, чем в первом, но результаты не обладают свойством переноса сформированных знаний и умений на новые отношения. При третьем типе ориентировка опирается на существенные свойства и отношения, которые специально выделяются путем анализа внутренней структуры данного объекта,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Младший школьный возраст