Exit Project: Глоссарий: Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.)

Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.)



Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.)

Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.) - швейцарский психиатр, психолог и философ, труды которого имели решающее значение как для становления феноменологической психиатрии, так и для экзистенциалистской реформы психоанализа.

Родился 13 апреля 1881 года в Кройцлингене (Швейцария) в семье потомственных врачей.

Еще в гимназии Бинсвангер прочитал "Критику чистого разума" Э. Канта, и неокантианство стало исходным пунктом в его философских поисках. Однако его не удовлетворяла абстрактность неокантианства, отсутствие в нем выхода к конкретному миру переживаний индивида. Тем не менее, один важный его элемент - стремление дать описание априорных структур, делающих возможным само человеческое бытие, - остался у него навсегда.

Бинсвангер получил прекрасное медицинское образование в Лозанне и Гейдельберге.

В 1907 году он получил медицинскую степень в Цюрихском университете. Позже при содействии Эугена Блейлера - знаменитого директора психиатрической больницы Бургхельцли в Цюрихе, закончил интернатуру по психиатрии.

В том же (1907) году К.Г. Юнг знакомит его с З.Фрейдом, с которым у Бинсвангера установились самые дружественные отношения, и эта дружба продолжалась до конца дней, несмотря на все доктринальные разногласия. Бинсвангер был одним из первых европейских психиатров, начавших применять психоанализ в клинике, невзирая на оппозицию к нему со стороны медицинского истеблишмента того времени (одним из виднейших оппонентов психоанализа был его родной дядя - Отто Бинсвангер).

Роль Бинсвангера в пропаганде психоанализа в начале XX века была довольно значительной. Это не могло остаться незамеченным основоположником психоанализа, и он рекомендовал Бинсвангеру принять участие в работе Венского психоаналитического общества. А в 1910 году Бинсвангер был избран президентом этого общества. В группу психоаналитического движения входили такие известные психоаналитики как А. Шторх (Storch A.), М. Босс (Boss M.), Балли (Bally G.), Кун (Kuhn R.), Ван Ден Берг (Van Den Berg J.H.) и Байтендийк (Buytendijk F.J.).

Период с 1910 по 1920 годы - время, когда Бинсвангер делает попытки переосмыслить учение З.Фрейда и основные проблемы психиатрии в духе неокантианства, понимающей психологии В.Дильтея) (Dilthey) и Э. Шпрангера, феноменологии Гуссерля и М. Шелера, и впоследствии отвергает биологизм и детерминизм З.Фрейда, его учение о бессознательном, равно как и теории либидо, вытеснения, символики сновидений.

В 1911 году Бинсвангер сменил своего отца на посту директора санатория Беллевю в Кройцлингене, и занимал эту должность до 1956 года, когда передал бразды правления своему сыну.

С выходом в 1927 году работы М.Хайдеггера "Бытие и время" Бинсвангер, как ему показалось, нашел окончательное основание для психологии, ту доктрину, которая может стать фундаментом для его собственной концепции человека и реформы психоанализа.

Концепция Бинсвангера получила название "экзистенциальный анализ" (Daseinsanalyse) и стала впоследствии руководством к действию для многочисленных последователей в Западной Европе и Америке. Бинсвангер попытался приложить в практической психиатрии некоторые идеи аналитики Dasein, развитые Хайдеггером в "Бытии и времени", то есть рассмотрения человека в единстве с миром человека и дал первую формулировку экзистенциального анализа как философского фундамента психоаналитической терапии, утверждая, что аналитика Хайдеггера является основанием любой будущей антропологии.

Предложенный Бинсвангером экзистенциальный анализ - это метод анализа личности во всей полноте и уникальности ее существования (экзистенции). Бинсвангер определяет экзистенциальный анализ как феноменологический анализ актуального человеческого существования. Его цель - реконструкция внутреннего мира опыта. Согласно такому методу, подлинное бытие личности обнаруживается благодаря углублению ее в себя с целью выбрать не зависимый ни от чего внешнего "жизненный план". В тех случаях, когда открытость индивида будущему, характерная для подлинного существования, исчезает, он начинает ощущать себя заброшенным, его внутренний мир сужается, возможности развития остаются за горизонтом видения, и возникает невроз, индивид начинает объяснять происходящее с ним как результат детерминации прошлыми событиями, а не собственными актами выбора. Смысл экзистенциального анализа усматривается в том, чтобы помочь невротику осознать себя свободным существом, способным к самодетерминации. Экзистенциальный анализ исходит из посылки, согласно которой подлинно личностное в человеке раскрывается только тогда, когда он освобождается от причинных связей с материальным миром, социальной средой. Психические заболевания - следствие утраты непрерывности самостановления; это крайняя степень неподлинности, удаленности от свободного трансцендирования.

В 1942 году выходит в свет главная работа Бинсвангера "Основные формы и познание человеческого бытия", которая носит преимущественно философский характер. Здесь Бинсвангер пытается дополнить хайдеггеровскую экзистенциальную аналитику философской антропологией М. Шелера и еврейского мыслителя Мартина Бубера (Buber M.), а также идеями русского религиозного философа Семена Людвиговича Франка.

Работы Бинсвангера получили широкую известность, и оказали влияние на широкий круг западных философов, психологов и психиатров, привели к появлению такого направления как антипсихиатрия, оказали известное влияние на немецкую философию и литературную критику.

Бинсвангер являлся действительным и почетным членом десятка медицинских академий, в 1956 году ему была вручена высшая для психиатра награда - медаль Крепелина.

В результате более чем полувековой деятельности Бинсвангером была создана философская и медицинская антропология, и поныне являющаяся основанием для большинства версий экзистенциально-феноменологической психологии и психиатрии.

Умер в 1966 году.

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.

Статью подготовила Ольга Кретинина
08.11.2001
Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Тесты достижений

Тесты достижений тесты, служащие для выявления учебных или профессиональных знаний, умений и навыков, включающие в себя решение задач, имеющих учебное или профессиональное содержание. Их использование обосновано при отборе, аттестации,...

Тесты интеллекта

Тесты интеллекта тесты, служащие для определения уровня и особенностей интеллектуального развития индивида. При помощи подобных тестов могут диагностироваться как общий уровень интеллекта , выраженный количественным образом (Шкала Станфорд Бине, Тест Р.Кеттела, Тест прогрессивных матриц Дж.Равена), так и особенные, достаточно независимые друг от друга интеллектуальные факторы ( Шкала Д.Векслера , Тест...

Тесты личности

Тесты личности тесты, служащие для определения выраженности мотивации , интересов , эмоций, отношений индивида, а также особенностей его поведения индивида в определенных ситуациях. По форме проведения выделяются проективные тесты , личностные опросники и ситуационные...

Тесты проективные

Тесты проективные (от лат. projectio бросание вперед) тесты, служащие для определения личностных особенностей при помощи фиксации реакций на неопределенные и многозначные ситуации. Впервые данная диагностическая стратегия была использована Э.Крепелином в его методике свободных ассоциаций. В качестве неопределенной ситуации могут выступать сюжетные картинки, которые надо проинтерпретировать (ТАТ), незаконченные предложения (тест Розенцвейга), чернильные пятна (тест Роршаха). Ответы на задания проективных тестов допускают очень широкий диапазон значений, поэтому очень большую роль при интерпретации играют качественные заключения психолога, который рассматривает эти ответы как проекции на неопределенные ситуации устойчивых особенностей...

Тесты способностей

Тесты способностей тесты, служащие для определения уровня развития общих и специальных способностей , которые определяют успешность учебной и профессиональной деятельности . Выделяют тесты интеллекта , креативности , тесты специальных способностей (математических, художественных, музыкальных, спортивных). Тесты специальных способностей часто объединяются в батареи, как например тест GATB (General Aptidule Test Battery), предназначенный для профессиональной ориентации и профессионального отбора в армии и государственных учреждениях...

Тета–ритм

Тетаритм биоритмы мозга с частотой 48Гц. и амплитудой 10200мкВ. При низкой амплитуде (2535мкВ) тетаритм входит как компонент в нормальную ЭЭГ. Познавательная активность приводит к увеличению мощности и пространственной синхронизации тетаволн. Если же в состоянии бодрствования наблюдаются пароксизмальные и асимметричные тетаволны, то это может свидетельствовать о патологии. Для детей, у которых тетаритм относительно более выражен, повышена вероятность проявления черт неуравновешенности и агрессивности , свидетельствующих о затруднений социальной...

Техника Q-сортировки

Техника Qсортировки (Qsort technique) исследовательский метод. Испытуемый оценивает степень свойственности тех или иных психологических качеств себе самому или идеальному представлению о...

Техника Куна

Техника Куна средство выявления качественных особенностей самооценки индивида. Автор М.Кун. Представляет собой инструкцию за 12мин. дать 20 ответов на вопрос Кто Я?. Литература. KuhnM.H., McPortlandT.S. An empirical investigation of selfattitudes // Amer. Sociological Rev. 1954. Vol.19, N1,...

Техническое смешение цветов

Техническое смешение цветов лучи света частью поглощаются при попадании на цветовую поверхность, и на сетчатку глаза действуют только непоглощенные...

Тинберген (Tinbergen) Николас

Тинберген Николас (1907 Гаага, Нидерланды 1988, Оксфорд, Англия) нидерландский биолог, зоопсихолог, один из основателей этологии. В 1932г. защитил докторскую диссертацию в Лейденском университете. С 1947г. профессор экспериментальной биологии Лейденского университета, с 1966г. профессор зоологии Оксфордского университета. Нобелевская премия по физиологии и медицине за 1973г. (вместе с К.Лоренцом и К.Фришем). Совместно с Лоренцом разработал учение об развитии инстинктивного поведения животных в фило и онтогенезе. Сделал попытку применить этологию к поведению людей. Сочинения. Мир серебристой чайки. М.: Мир, 1974; Поведения животных. М.: Мир, 1985; Социальное поведение животных. М.: Мир,...

Тип дыхания в вайвэйшн

Тип дыхания в вайвэйшн специальные дыхательные упражнения, способствующие достижению состояний измененного сознания и работе в этих состояниях с внутренней реальностью. Здесь на основании глубины и частоты дыхания выделяется четыре типа дыхания, используемых на разных стадиях психотерапии : 1.Медленное и глубокое дыхание обычно используется в начале процесса вайвэйшн для достижения измененного состояния сознания; 2.Быстрое и глубокое дыхание используется в середине терапевтической процедуры для усиления физических ощущений и эмоциональной вовлеченности; 3.Быстрое поверхностное дыхание используется на пике переживаний для быстрого выхода из проблемной ситуации; 4.Медленное поверхностное дыхание используется в конце психотерапии, после достижения интеграции негативного опыта с сознанием...

Типология акцентуированных личностей Леонгарда.

Автор К.Леонгард . В данной типологии было выделено десять чистых типов и ряд промежуточных. По своему происхождению выделенные типы имеют разную локализацию. К темпераменту, как природному образованию, Леонгардом были отнесены такие типы, как: гипертимный (желание деятельности, погоня за переживаниями, оптимизм, ориентированность на удачи); дистимический (заторможенность, подчеркивание этических сторон, переживания и опасения, ориентированность на неудачи); аффективнолабильный (взаимная компенсация черт, ориентированность на различные эталоны); тревожный (боязливость, робость, покорность); аффективноэкзальтированный (воодушевление, возвышенные чувства, возведение эмоций в культ); эмотивный (мягкосердечие, боязливость, сострадание). К характеру, как социально обусловленному образованию, были отнесены такие типы, как: демонстративный (самоуверенность, тщеславие, хвастовство, ложь, лесть, ориентированность на собственное Я...

Типология конфликтов

Типология конфликтов классификация субъективно конфликтных ситуаций на основе динамической модели К.Левина , предложенная Н.Э.Миллером (MillerN.E. Experimental studies of conflict, in: Personality and the Behavior Disorders, N.Y., 1944). В качестве основных побуждений деятельности здесь рассматривалось два стремления: достичь благоприятную цель (Appetenz притяжение) и избежать неблагоприятной ситуации (Aversion отвращение). В соответствии с этим субъективный конфликт возникает тогда, когда у индивида есть несколько противоречащих друг другу стремлений. Аппетентноаппетентный конфликт возникает при наличии двух положительно валентных целей, требующих несовместимых действий (ситуация буриданова осла); аппетентноаверсивный конфликт когда благоприятная цель дана в неблагоприятной ситуации или сама по себе имеет негативные аспекты; аверсивноаверсивный конфликт когда предписан...

Типология культур Мид

Типология культур М.Мид выделение трех типов культур, оказывающих на развитие ребенка принципиально различное влияние. Это: постфигуративные культуры, тысячелетиями сохраняющие свои нормы и обычаи. Здесь личность ребенка воспроизводится неизменным образом. Само воспитание осуществляется стариками и еще не включенными в производительную деятельность более старшими детьми (47 лет). Хотя все отклонения от норматива подавляются, все же есть возможность индивидуального проявления в области искусства, религии, технологии это обеспечивает возможность медленного изменения самой культуры; конфигуративные культуры, быстро меняющиеся. Здесь каждое поколение отличается от предыдущего по складу личности, мотивации, эмоциональным переживаниям. Хотя старшее поколение продолжает играть решающую роль в воспитании, оно не воспринимается как безусловный...

Типология людей с нарушениями слуха

Типология людей с нарушениями слуха разделение, производимое по степени тяжести нарушения, на три группы: 1.Глухие, или глухонемые, которые имеют врожденные или приобретенные в раннем детстве нарушения и не могут овладеть речью без специального обучения; 2.Поздно оглохшие, которые потеряли слух в дошкольном или школьном возрасте и сохранившие речь, сформировавшуюся до глухоты; 3.Слабослышащие, или тугоухие, которые имеют частичную недостаточность слуха с понижением до 75...

Типология психопатических личностей П.Б. Ганнушкина

Типология психопатических личностей П.Б.Ганнушкина классификация патологических и околопатологических личностей . В ее рамках были описаны следующие типы: циклоиды, астеники, неустойчивые, антисоциальные, конституциональноглупые. Также были описаны дополнительные подгруппы: депрессивные, возбудимые, эмоциональнолабильные, неврастеники, психастеники, мечтатели, фанатики, патологические...

Типология творческих личностей Прайса

Типология творческих личностей Д.Прайса на материале истории науки им были выделены два типа мышления ученых: визуальный, для которого характерна работа со зрительнообразными моделями, и вербальный, характеризующийся числовым, калькулятивным стилем. Литература. PriceD.K. Science since Babilon. N.Y.L.,...

Типология эйдетических представлений

Типология эйдетических представлений классификация людей, способных к эйдетическим представлениям, предложенная В.Йеншем на основе исследований, проведенных им вместе с братом Э.Йеншем (JaenschW. Grundlage einer Physiologie und Klinik des psychologischen Personlichkeit, 1926). У Ттипа эйдетиков (Tetanoider Typ) эйдетические представления имеют очень высокую степень стойкости и не пропадают из представлений даже после длительной посторонней стимуляции, иногда приобретая характер навязчивости. Название этого типа было дано по аналогии с названием мышечных спазмов (tetanie). Другой тип эйдетиков , Bтип (Basedowider), оказывается способным к произвольному пробуждении эйдетических представлений и сознательному вмешательству в развертывание этих представлений (в соответствии с намерениями ). По В.Йеншу, эти типы эйдетиков базируются...

Типология юношеского возраста Шпрангера

Типология юношеского возраста Э.Шпрангера описаны три типа личности на стадии юности, которая характеризуется целостным усвоением норм и ценностей общества и реальным переходом к взрослой жизни: с резкими и бурными изменениями, с появлением внешних и внутренних конфликтов, когда происходит ломка или кардинальное изменение личности; с плавным и постепенным переходом, без заметных изменений в личности самого индивида; с сильным и быстрым процессом перестройки, но без внутренних конфликтов, когда подросток обладает силой, чтобы справиться с возникающими трудностями ради своего будущего. Литература. SprangerE. Psychologie des Jugendalters. Lpz.,...

Типы ориентировки по П.Я. Гальперину

Типы ориентировки по П.Я.Гальперину различные стратегии обследования окружающих предметов, которые определяют эффективность и качество усваиваемых субъектом знаний и умений. При первом типе ориентировка опирается на случайные признаки, поэтому обучение осуществляется методом проб и ошибок и дает низкие результаты. При втором типе ориентировка опирается на признаки и отношения, которые подбираются эмпирически и достаточны лишь для выполнения данного задания, обучение в этом случае идет более адекватно, чем в первом, но результаты не обладают свойством переноса сформированных знаний и умений на новые отношения. При третьем типе ориентировка опирается на существенные свойства и отношения, которые специально выделяются путем анализа внутренней структуры данного объекта,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.)