Exit Project: Глоссарий: Ролевая игра детей

Ролевая игра детей



Ролевая игра детей преобладающая для детей дошкольного возраста форма игры, в которой происходит игровое моделирование детьми действий и взаимоотношений взрослых людей. Роль взрослого, которая берется ребенком, предполагает следование определенным, часто неявным правилам, за счет которых происходит регулирование как выполнения действий с предметами, так и взаимоотношений с другими детьми, которые включены в групповую игру. За счет возникновения сильных эмоциональных переживаний, связанных с содержанием самой роли, с качеством ее выполнения всеми участниками игры, с реализацией общего сюжета, опыт игры оказывает очень существенное влияние на развитие личности ребенка. В ее контексте происходит формирование важнейших новообразований этого периода детства: овладение знаковосимволической функцией, развитие воображения , становление элементов произвольного контроля за поведением .

Другие статьи : Рабдофобия, Работоспособность психическая, Равена тeст, Равич–Щербо Инна Владимировна, Радикальная теория образов, Радо Шандор, Разветвленное программированное обучение, Развитие восприятия, Развитие движений ребенка, Развитие игры в дошкольном возрасте, Развитие интеллекта по Ж. Пиаже, Развитие личности невротическое, Развитие личности параноическое, Развитие личности патологическое, Развитие психики в онтогенезе, Развитие психики в филогенезе, Развитие психодиагностики, Раздражимость, Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс, РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm), Райх–Рубинштейн (Reich–Rubinstein) Анни, Ранк Отто, Ранний возраст, Ранний детский аутизм, Ранняя одаренность, Рапопорт Анатоль (Анатолий Борисович), Расстройства памяти, Расщепление Я, Рационализация, Рационально–эмотивная терапия, Реавтоматизация навыка, Реактивное образование, Реактивные состояния, Реактология, Ребефинг, Реверберация, Регенеративность, Регрессия, Реестр зарубежных психодиагностических методик, Рейк Теодор, Рейх (Reich) Вильгельм, Рекапитуляция, Рекрутмент, Релаксация, Реминисценция, Респираторный аффективный спазм, Респондент, Ретроактивное торможение, Ретроспекция, Реферативный журнал (РЖ). Психология, Референтная группа, Рефлекс, Рефлексология, Рефрактерный период, Рецептивное поле, Рецепторы, Реципроктная координация, Речь, Рибо (Ribot) Теодюль, Ригидность, Риск, Ритмы мозга, Рише Шарль, Роджерс Карл Рэнсом, Розенталь (Rosenthal) Роберт, Розенцвейг Саул, Ролевая игра детей, Романтические поведение, Роршах (Rorschach) Герман, Российская государственная библиотека, Россолимо Григорий Иванович, Роттер (Rotter) Джулиан Бернард, Рубин (Rubin) Эдгар Джон, Рубинштейн Сергей Леонидович, Рубинштейн Сусанна Яковлевна, Рудик Петр Антонович, Руссо (Rousseau) Жан Жак, Рут Фултон Бенедикт, Рэдфорд Джон, Рюдин (Rudin) Эрнст, , ...

 

Типы темперамента Кречмера

Типы темперамента Э.Кречмера классификация темпераментов . Первоначально Кречмер соотнес конституции тела (лептосомный, пикнический, атлетический) с психическими заболеваниями (маниакальнодепрессивным психозом и шизофренией). Оказалось, что к маниакальнодепрессивным психозам более склонны люди с пикническим типом конституции, а к шизофрении с лептосомным. В дальнейшем им было выделено семь темпераментов, отнесенных к трем основным группам: 1.Циклотимический, на основе пикнического телосложения (а: гипоманический, б: синтонный, в: флегматичный); 2.Шизотимический, на основе лептосомной конституции (а: гиперэстетический, б: собственно шизотимический, в: анестетический); 3.Вязкий (viskose), на основе атлетического телосложения, как особый вид темперамента, характеризующийся вязкостью, трудностью переключения и склонностью к аффективным вспышкам, наиболее предрасположенный к эпилептическим заболеваниям. Литература. KretschmerE....

Типы темперамента Павлова

Типы темперамента И.П.Павлова классификация темпераментов на основе типов нервной системы. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). Сочетание этих компонентов, по Павлову, дает объяснение классических темпераментов Гиппократа. Так, сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы; холерик сильный, неуравновешенный, флегматик сильный, уравновешенный, инертный; меланхолик слабый, подвижный тип нервной системы. Литература. (Ред.) БыковК.М. Павловские...

Титченер (Titchener) Эдвард Брэдфорд

Титченер (Titchener) Эдвард Брэдфорд (11.01.1867, Англия 3.08.1927, США) американский психолог, один из создателей структурализма, ученик В.Вундта . В 1904г. выступил организатором Общество экспериментальной психологии. Проводил экспериментальные исследования ощущений и внимания . Автор многочисленных научных трудов, в частности Очерков психологии (1898) и Учебника психологии (1914). Трактовал предмет психологии как систему элементарных сознаваемых состояний ( ощущений , представлений , чувствований) из которых формируется все многообразие душевной жизни. Основным методом психологии выступает аналитическая интроспекция , в которой от наблюдателя, участвующего в эксперименте, требуется описание элементов сознания не в терминах внешних объектов, а в терминах...

Тифлопсихология

Тифлопсихология (от греч. typhlos слепой) отрасль психологии, изучающая закономерности развития психической деятельности индивида с полностью или частично нарушенным зрением. При таких нарушениях страдает не только ориентировка в пространстве, но и, в силу замедленности и неполноты формирования сенсорного опыта, нарушается развитие нагляднообразного мышления . Основной задачей тифлопсихологии является компенсация отсутствующего зрения за счет интенсификации работы других анализаторов (слуха, осязания), а также формирование чувства препятствия . Для построения адекватных образов предметов могут подключаться процессы воображения , при этом формирование логической памяти обычно опережает развитие...

Тодт Э. Интерес. Эмпирическое исследование одного мотивационного концепта

О дефинициях интереса. Определение интереса зависит от прописки автора. Так K.Mierke, пишет, что феноменологический аспект позволяет узнать, что совершает интерес по отношению к чемуто или для чегото. Интересует то, что возбуждает наше внимание, дает направление нашей готовности к достижениям, дает повод для нашей оценки. В функциональнопсихологическом аспекте, интерес это эндогенный или экзогенный фактор, который позволяет функционировать душевным диспозициям и придает структурность индивидуальной структуре потребностей; в генетическом аспекте, интересы следует дифференцировать, как связанные преимущественно с созреванием или с обучением. В структурнопсихологическом аспекте, интерес выступает как элемент, включенный в структуру личности. Для H.B.English, A.Ch.English понятие интереса имеет следующие значения: установки внимания,...

Толмен (Tolmen) Эдвард Чейс

Толмен (Tolmen) Эдвард Чейс (14.04.1886 19.11.1959, Беркли) американский психолог, создатель когнитивного направления необихевиоризма. Автор программной книги Целевое поведение у животных и человека (Purposive behavior in animals and men) (1932). Его вариант психологии был противопоставлен элементаристскому подходу Дж.Уотсона и основывался на идее целостного, или молярного, подхода к анализу поведения. Единицей поведения признавался целостный акт, разворачивающийся на основе мотива , направленный на определенную цель и опосредствованный когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте. В его экспериментах были использованы специальные...

Томас Стивен Зац (Thomas Stephen Szasz)

[img]Томас Стивен Зац (Thomas Stephen Szasz), доктор медицины (род. в 1920) Всемирно известный психиатр, активный сторонник доктрины о свободе воли и философ медицины; профессор психиатрии в университете Апстейт   с 1956 по 1990, автор ряда полемических книг, таких   как Миф о душевных болезнях (1961). Родился в Будапеште (Венгрия), в 1938 эмигрировал в США. Получил степень бакалавра по физике (с отличием) в 1941   и докторскую степень по медицине в 1944, обе в университете Цинциннати . Стажировался в области медицины в Бостонской городской больнице и Центральной больнице Цинциннати , имел   психиатрическую...

Томсон (Thomson) Годфри Хилтон

Томсон (Thomson) Годфри Хилтон (1881, Карлайт 1955) английский педагог и психолог. Получил образование с 1900г. по 1904г. в университете Дарема (бакалавр социологии, 1904; магистр, 1906; доктор 1913) и университете Страсбурга (доктор философии, 1906). С 1906г. работал ассистентом в колледже Армстронга в г.НьюкаслапонТайн университета Дарема, с 1909г. по 1920г. он преподаватель, с 1920г. по 1925г. профессор педагогики и психологии и декан факультета образования, в 19231924г.г. читал гостевые лекции в педагогическом колледже Колумбийского университета, с 1925г. по 1951г. Томсон профессор педагогики в университете Эдинбурга и директор Педагогического колледжа Мори в Эдинбурге. С 1927г. соредактор журналов Pedagogical Seminary and Journal of Genetic...

Топологическая психология

Топологическая психология гештальтпсихологическая концепция личности , разработанная К.Левином . Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с окружающей средой были использован язык топологии, раздела геометрии, в котором исследуются взаимное расположение фигур и расстояния между их элементами. При этом личность предстает как динамическая система ячеек, в каждой из которых помещены значимые для человека объекты внешней среды, связанные с его потребностями , выступающими движущей силой поведения . Психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, которые в силу этого приобретают определенную валентность и начинают ее притягивать или отталкивать, вызывать локомоции. При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической...

Торможение

Торможение нервный процесс, направленный на ослабление или полное прекращении того или иного вида деятельности организма. Его действие связано с уменьшением и подавлением условнорефлекторной активности. Возникновение торможения обусловлено действием разного рода воздействий, при этом оно может глобальным, распространяться на многие нервные структуры, и строго локальным. Среди отделов мозга, специализирующихся преимущественно на торможении других структур, выделяют переднюю таламокортикальную тормозную систему, тормозящий отдел ретикулярной формации нижней части мозгового ствола, хвостатое...

Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли

Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли (31.8.1874 10.08.1949, НьюЙорк) американский психолог и педагог. Проводил исследования поведения животных, направленного на то, чтобы выйти из проблемного ящика. Трактовал научение как установление связи между ситуациями и движениями , в дальнейшем указал также роль сенсорного контроля. Для фиксации результативности поведения животного, которое описывалось как серия проб и ошибок, использовалась так называемая кривая научения. Сформулировал ряд законов научения: закон упражнения, закон эффекта, закон готовности, но в его публикациях после 30го года закон упражнения был практически...

Торсионные движения

Торсионные движения (от фр. torsion скручивание) вращательные движения глаз вокруг зрительных осей, за счет которых происходит, например, компенсация зрительного образа при боковых наклонах...

Травма рождения

Травма рождения психоаналитическое понятие, объясняющее невротическое поведение, впервые введеное З.Фрейдом в 1900г. Сначала это понятие использовалось для обозначения той роли, которую, по мнению Фрейда, играет разрыв с матерью во время рождения для всей последующей жизни индивида, выступая ядром всего негативного жизненного опыта. В теории О.Ранка сделана попытка поставить это понятие в центр внимания: здесь поведение взрослого человека трактуется как неосознаваемое стремление избавиться от травмы рождения через ту или иную форму отреагирования и снять невротический страх, который феноменологически презентирует индивиду травму рождения. В качестве психотерапевтического средства пациент должен был вспомнить со всеми эмоциональными нюансами акт своего рождения, и тем самым...

Транзактный анализ

Транзактный анализ (от лат. transactio сделка и греч. analysis разложение, расчленение) психотерапевтическая методика группового и личностного роста, автор Э.Берн . Основана на процедуре анализа структуры личности. В качестве личностных структур, как интериоризаций социального опыта, здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трех состояний Я (родитель ребенок взрослый). Родитель представляет собой авторитарные тенденции индивида, ребенок подчиненную позицию, взрослый умение отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства. Литература. BerneE. Transactional analysis in psychotherapy. N.Y.,...

Трансвестизм

Трансвестизм (от лат. trans через и vestire одевать) форма половой перверсии. Характеризуется тем, что половое удовлетворение достигается путем надевания одежды противоположного...

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология (от лат. trans сквозь, через + рersоna личность и греч. psyche душа + logos учение) ряд психологических направлений. Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C.Lilly, T.Dethlefsen, J.C.Pierakos, L.Orr, С.Гроф , Р.Ассаджоли , К.Дюркгейм . В 1969г. возник журнал Journal of Transpersonal Psychology. Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это формы измененного сознания, спиритический опыт, ключевые переживания, сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества. Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком. Но в данном направлении...

Трансперсональные переживания

Трансперсональные переживания (от англ. transpersonal experience) cубъективные переживания, которые сопровождают нахождение в особых состояниях сознания (в частности, в состоянии транса). Выделяют три области, важные для достижения таких переживаний: личностные условия, способствующие или препятствующие погружению, к которым относятся положительные или отрицательные аффекты, агрессивность, способность к самопогружению, уровень социальной включенности; операциональные условия, к которым могут относиться стрессы, эмоциональные шоки, особые действия, направленные на самопогружение; феноменологические процессы, которые характеризуются особыми формами...

Транссексуализм

Транссексуализм (от лат. trans через, пере и sexus пол) устойчивое следование полоролевым стереотипам поведения , противоположным биологическому полу. Связан с убежденность в неадекватности своего пола по паспорту и с желанием принадлежать к противоположному полу. Для исправления своего пола используются различные приемы, от выбора себе другого, соответствующее противоположному полу, имени до хирургических...

Трансфер

Трансфер (от лат. transferre переносить) эмпирический феномен, зафиксированный в психоанализе . Перенос пациентом на терапевта своих чувств, которые он испытывал в раннем детстве по отношению к значимым другим, например родителям. В зависимости от характера чувств выделяется позитивный и негативный...

Тревога

Тревога отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чегото опасного, имеющие диффузный характер, не связанные с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Ролевая игра детей