Тибетские мистики люди неразговорчивые. Те из них, у кого есть ученики, пользуются для их обучения особыми приемами, где речь занимает мало места. Описание их любопытной методики выходит за рамки данной работы. Достаточно здесь отметить, что ученики отшельниковсозерцателей видят своего учителя редко, через большие промежутки времени. Длительность разрывов обусловлена степенью успехов ученика или его духовными нуждами, причем о последних может судить только учитель. От встречи до встречи с учителем проходят долгие месяцы и даже годы. Однако, не взирая на такое отделение, когда обстоятельства этого требуют, учитель и ученики (преимущественно наиболее духовно развитые из них) имеют возможность общаться между собой. В тайное учение тибетцев, как один из его разделов, входит и телепатия. Они считают телепатию наукой, поддающейся изучению, как и всякие другие науки. Ею могут заниматься все, получившие необходимую подготовку и обладающие соответствующими способностями для применения теории на практике. Для овладения техникой телепатии рекомендуются различные методы. Но тибетские адепты тайных учений единогласно приписывают первопричину этого явления очень интенсивной, доходящей до транса концентрации мысли. Основы обучения для изучающих телепатию сжато можно обрисовать следующим образом. Прежде всего, необходимо выполнять все упражнения, вызывающие состояния транса при концентрации мысли на одном объекте до тех пор, пока субъект не сольется с объектом. Нужно в равной степени тренироваться в выполнении дополнительных упражнений, а именно: опустошать сознание от всякой умственной деятельности, создавая в нем безмолвие и совершенный покой. Затем следует распознавание и анализ разнородных явлений, вызывающих внезапные и, повидимому, необъяснимые психические и физические ощущения, особые состояния сознания: радость, печаль, страх и, кроме того, неожиданные воспоминания о лицах, предметах, событиях, как будто не имеющих никакой связи с ходом мыслей или действиями человека, в памяти которого они всплывают. После того, как ученик тренируется подобным образом в течении нескольких лет, он допускается к совместным медитациям с учителем. Оба запираются в тихой, скудно освещенной комнате и концентрируют свои мысли на одном и том же предмете. В конце упражнения ученик сообщает учителю все фазы своей медитации, различные идеи, возникшие в ее процессе, субъективные представления. Эти данные сопоставляются с моментами медитации учителя: сходство и расхождения отмечаются. На следующем этапе ученик, ничего не зная о предмете медитации учителя, старается воспрепятствовать возникновению в своем сознании мыслей, создать в нем вакуум и наблюдать неожиданно появляющиеся мысли, чувства, представления, как будто чуждые его собственным интересам и представлениям. Возникшие у ученика во время упражнения мысли и образы снова подвергаются анализу ламы, сравнивающего их с тем, что он мысленно внушал ученику во время сеанса. Теперь учитель будет давать ученику уже конкретные задания. Последний должен в это время сосредоточиться, находясь на небольшом расстоянии от наставника. Если приказы восприняты, это будет видно из ответов или действий послушника. Тренировка продолжается, причем дистанция между учителем и учеником постепенно увеличивается. Они теперь находятся не в одном помещении, но занимают разные комнаты в том же здании, или же ученик возвращается в собственную хижину или пещеру, а через некоторое время удаляется от жилища ламы на расстояние уже в несколько километров. На Тибете вообще никто и не сомневается в способности ученых мистиков читать чужие мысли, когда им заблагорассудится. Поскольку учитель обладает таким умением, его ученик, естественно, может тренироваться в передаче ему телепатических сигналов: учитель узнает об этом намерении прежде, чем он успеет собраться с духом, чтобы начать опыт. Поэтому его ученики начинают с упражнений по обмену телепатическими сигналами на расстоянии между собой. Двое или несколько послушников объединяются для проведения этого упражнения под руководством своего ламы. Их тренировка почти совпадает с приведенным выше описанием. Старшие ученики проверяют свои успехи, посылая комунибудь без предупреждения телепатические сообщения сверх предусмотренным планом упражнений и в такой момент, когда адресат занят чемнибудь и, по всей вероятности, совсем не думает ни о каких телепатических сигналах. Другие посредством телепатической связи стараются внушить мысли или действия тому, с кем они раньше никогда не тренировались вместе. Некоторые пытаются внушать действия животным. На подобные занятия и на различные другие упражнения, направленные на достижение этой же цели, уходят годы. Невозможно определить, сколько учеников из числа всех, проходящих эту суровую тренировку, добиваются реальных результатов. Было бы заблуждением приравнивать групповые занятия оккультизмом к школам с большим контингентом учащихся типа колледжей в крупных монастырях. Между ними нет ни малейшего сходства. В какойнибудь уединенной равнине самое большее человек шесть учеников собираются на короткое время вокруг жилища отшельника (обычно учеников бывает меньше). Далеко от обители, в другом горном ущелье можно иногда встретить еще трехчетырех послушников. Каковы бы ни были успехи адептов, систематически готовящихся к применению телепатических связей на практике, все же наиболее авторитетные учителямистики совсем не поощряют этих занятий. Они смотрят на старания приобрести сверхнормальные способности как на лишенную всякого интереса детскую игру. Считается вполне доказанным, что великие созерцатели могут по желанию иметь телепатическую связь со своими учениками и даже, утверждают некоторые, с любым живым существом в мире. Но, как я уже неоднократно отмечала, эти способности побочный продукт их собственного духовного совершенства и результат глубоких знаний законов психики. Когда, благодаря духовному озарению, венчающему долгие искания и труды, перестают рассматривать себя и других как совершенно обособленные, лишенные точек соприкосновения сущности, телепатическая связь осуществляется очень просто. Но, полагаю, благоразумнее будет не обсуждать здесь, какая доля истины и какая фантазии содержится в этих теориях. Зрительная телепатия, повидимому, тоже существует в Тибете. Если верить жизнеописаниям знаменитых лам в интерпретации тибетцев, мы можем найти в них множество примеров подобных явлений. Но истина и вымысел так тесно переплелись в этих древних житиях, что в отношении повествуемых там чудес невольно перевешивает сомнение в их справедливости. Тем не менее и в наши дни встречаются люди, утверждающие, будто у них самих были видения, переданные на расстоянии средствами своеобразной телепатической связи. Эти видения не имеют никакого сходства со снами. Иногда они возникают во время медитации, иногда, когда человек занят посторонними делами. Нужно сказать, что тибетцы, как правило, совсем не стремятся производить расследование психических явлений, и это составляет одно из главных препятствий в работе исследователя. Тибетцы рассматривают психические явления как факты, если не совсем обычные, то во всяком случае, и не настолько необыкновенные, чтобы возбудить у свидетелей или людей, просто знающих о них, непреодолимое желание анализировать эти факты. Они не нарушают в сознании тибетцев сложившихся представлений о законах природы, о том, что возможно, а что невозможно, как это бывает на Западе. Большинство тибетцев в равной степени как невежественные, так и ученые, непреложно верят, что все возможно для того, кто имеет, и поэтому происходящие у них на глазах чудеса не пробуждают у них никаких чувств, кроме восхищения ловкостью совершающего эти чудеса человека.
Типы темперамента Э.Кречмера классификация темпераментов . Первоначально Кречмер соотнес конституции тела (лептосомный, пикнический, атлетический) с психическими заболеваниями (маниакальнодепрессивным психозом и шизофренией). Оказалось, что к маниакальнодепрессивным психозам более склонны люди с пикническим типом конституции, а к шизофрении с лептосомным. В дальнейшем им было выделено семь темпераментов, отнесенных к трем основным группам: 1.Циклотимический, на основе пикнического телосложения (а: гипоманический, б: синтонный, в: флегматичный); 2.Шизотимический, на основе лептосомной конституции (а: гиперэстетический, б: собственно шизотимический, в: анестетический); 3.Вязкий (viskose), на основе атлетического телосложения, как особый вид темперамента, характеризующийся вязкостью, трудностью переключения и склонностью к аффективным вспышкам, наиболее предрасположенный к эпилептическим заболеваниям. Литература. KretschmerE....
Типы темперамента И.П.Павлова классификация темпераментов на основе типов нервной системы. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). Сочетание этих компонентов, по Павлову, дает объяснение классических темпераментов Гиппократа. Так, сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы; холерик сильный, неуравновешенный, флегматик сильный, уравновешенный, инертный; меланхолик слабый, подвижный тип нервной системы. Литература. (Ред.) БыковК.М. Павловские...
Титченер (Titchener) Эдвард Брэдфорд (11.01.1867, Англия 3.08.1927, США) американский психолог, один из создателей структурализма, ученик В.Вундта . В 1904г. выступил организатором Общество экспериментальной психологии. Проводил экспериментальные исследования ощущений и внимания . Автор многочисленных научных трудов, в частности Очерков психологии (1898) и Учебника психологии (1914). Трактовал предмет психологии как систему элементарных сознаваемых состояний ( ощущений , представлений , чувствований) из которых формируется все многообразие душевной жизни. Основным методом психологии выступает аналитическая интроспекция , в которой от наблюдателя, участвующего в эксперименте, требуется описание элементов сознания не в терминах внешних объектов, а в терминах...
Тифлопсихология (от греч. typhlos слепой) отрасль психологии, изучающая закономерности развития психической деятельности индивида с полностью или частично нарушенным зрением. При таких нарушениях страдает не только ориентировка в пространстве, но и, в силу замедленности и неполноты формирования сенсорного опыта, нарушается развитие нагляднообразного мышления . Основной задачей тифлопсихологии является компенсация отсутствующего зрения за счет интенсификации работы других анализаторов (слуха, осязания), а также формирование чувства препятствия . Для построения адекватных образов предметов могут подключаться процессы воображения , при этом формирование логической памяти обычно опережает развитие...
О дефинициях интереса. Определение интереса зависит от прописки автора. Так K.Mierke, пишет, что феноменологический аспект позволяет узнать, что совершает интерес по отношению к чемуто или для чегото. Интересует то, что возбуждает наше внимание, дает направление нашей готовности к достижениям, дает повод для нашей оценки. В функциональнопсихологическом аспекте, интерес это эндогенный или экзогенный фактор, который позволяет функционировать душевным диспозициям и придает структурность индивидуальной структуре потребностей; в генетическом аспекте, интересы следует дифференцировать, как связанные преимущественно с созреванием или с обучением. В структурнопсихологическом аспекте, интерес выступает как элемент, включенный в структуру личности. Для H.B.English, A.Ch.English понятие интереса имеет следующие значения: установки внимания,...
Толмен (Tolmen) Эдвард Чейс (14.04.1886 19.11.1959, Беркли) американский психолог, создатель когнитивного направления необихевиоризма. Автор программной книги Целевое поведение у животных и человека (Purposive behavior in animals and men) (1932). Его вариант психологии был противопоставлен элементаристскому подходу Дж.Уотсона и основывался на идее целостного, или молярного, подхода к анализу поведения. Единицей поведения признавался целостный акт, разворачивающийся на основе мотива , направленный на определенную цель и опосредствованный когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте. В его экспериментах были использованы специальные...
[img]Томас Стивен Зац (Thomas Stephen Szasz), доктор медицины (род. в 1920) Всемирно известный психиатр, активный сторонник доктрины о свободе воли и философ медицины; профессор психиатрии в университете Апстейт с 1956 по 1990, автор ряда полемических книг, таких как Миф о душевных болезнях (1961). Родился в Будапеште (Венгрия), в 1938 эмигрировал в США. Получил степень бакалавра по физике (с отличием) в 1941 и докторскую степень по медицине в 1944, обе в университете Цинциннати . Стажировался в области медицины в Бостонской городской больнице и Центральной больнице Цинциннати , имел психиатрическую...
Томсон (Thomson) Годфри Хилтон (1881, Карлайт 1955) английский педагог и психолог. Получил образование с 1900г. по 1904г. в университете Дарема (бакалавр социологии, 1904; магистр, 1906; доктор 1913) и университете Страсбурга (доктор философии, 1906). С 1906г. работал ассистентом в колледже Армстронга в г.НьюкаслапонТайн университета Дарема, с 1909г. по 1920г. он преподаватель, с 1920г. по 1925г. профессор педагогики и психологии и декан факультета образования, в 19231924г.г. читал гостевые лекции в педагогическом колледже Колумбийского университета, с 1925г. по 1951г. Томсон профессор педагогики в университете Эдинбурга и директор Педагогического колледжа Мори в Эдинбурге. С 1927г. соредактор журналов Pedagogical Seminary and Journal of Genetic...
Топологическая психология гештальтпсихологическая концепция личности , разработанная К.Левином . Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с окружающей средой были использован язык топологии, раздела геометрии, в котором исследуются взаимное расположение фигур и расстояния между их элементами. При этом личность предстает как динамическая система ячеек, в каждой из которых помещены значимые для человека объекты внешней среды, связанные с его потребностями , выступающими движущей силой поведения . Психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, которые в силу этого приобретают определенную валентность и начинают ее притягивать или отталкивать, вызывать локомоции. При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической...
Торможение нервный процесс, направленный на ослабление или полное прекращении того или иного вида деятельности организма. Его действие связано с уменьшением и подавлением условнорефлекторной активности. Возникновение торможения обусловлено действием разного рода воздействий, при этом оно может глобальным, распространяться на многие нервные структуры, и строго локальным. Среди отделов мозга, специализирующихся преимущественно на торможении других структур, выделяют переднюю таламокортикальную тормозную систему, тормозящий отдел ретикулярной формации нижней части мозгового ствола, хвостатое...
Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли (31.8.1874 10.08.1949, НьюЙорк) американский психолог и педагог. Проводил исследования поведения животных, направленного на то, чтобы выйти из проблемного ящика. Трактовал научение как установление связи между ситуациями и движениями , в дальнейшем указал также роль сенсорного контроля. Для фиксации результативности поведения животного, которое описывалось как серия проб и ошибок, использовалась так называемая кривая научения. Сформулировал ряд законов научения: закон упражнения, закон эффекта, закон готовности, но в его публикациях после 30го года закон упражнения был практически...
Торсионные движения (от фр. torsion скручивание) вращательные движения глаз вокруг зрительных осей, за счет которых происходит, например, компенсация зрительного образа при боковых наклонах...
Травма рождения психоаналитическое понятие, объясняющее невротическое поведение, впервые введеное З.Фрейдом в 1900г. Сначала это понятие использовалось для обозначения той роли, которую, по мнению Фрейда, играет разрыв с матерью во время рождения для всей последующей жизни индивида, выступая ядром всего негативного жизненного опыта. В теории О.Ранка сделана попытка поставить это понятие в центр внимания: здесь поведение взрослого человека трактуется как неосознаваемое стремление избавиться от травмы рождения через ту или иную форму отреагирования и снять невротический страх, который феноменологически презентирует индивиду травму рождения. В качестве психотерапевтического средства пациент должен был вспомнить со всеми эмоциональными нюансами акт своего рождения, и тем самым...
Транзактный анализ (от лат. transactio сделка и греч. analysis разложение, расчленение) психотерапевтическая методика группового и личностного роста, автор Э.Берн . Основана на процедуре анализа структуры личности. В качестве личностных структур, как интериоризаций социального опыта, здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трех состояний Я (родитель ребенок взрослый). Родитель представляет собой авторитарные тенденции индивида, ребенок подчиненную позицию, взрослый умение отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства. Литература. BerneE. Transactional analysis in psychotherapy. N.Y.,...
Трансвестизм (от лат. trans через и vestire одевать) форма половой перверсии. Характеризуется тем, что половое удовлетворение достигается путем надевания одежды противоположного...
Трансперсональная психология (от лат. trans сквозь, через + рersоna личность и греч. psyche душа + logos учение) ряд психологических направлений. Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C.Lilly, T.Dethlefsen, J.C.Pierakos, L.Orr, С.Гроф , Р.Ассаджоли , К.Дюркгейм . В 1969г. возник журнал Journal of Transpersonal Psychology. Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это формы измененного сознания, спиритический опыт, ключевые переживания, сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества. Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком. Но в данном направлении...
Трансперсональные переживания (от англ. transpersonal experience) cубъективные переживания, которые сопровождают нахождение в особых состояниях сознания (в частности, в состоянии транса). Выделяют три области, важные для достижения таких переживаний: личностные условия, способствующие или препятствующие погружению, к которым относятся положительные или отрицательные аффекты, агрессивность, способность к самопогружению, уровень социальной включенности; операциональные условия, к которым могут относиться стрессы, эмоциональные шоки, особые действия, направленные на самопогружение; феноменологические процессы, которые характеризуются особыми формами...
Транссексуализм (от лат. trans через, пере и sexus пол) устойчивое следование полоролевым стереотипам поведения , противоположным биологическому полу. Связан с убежденность в неадекватности своего пола по паспорту и с желанием принадлежать к противоположному полу. Для исправления своего пола используются различные приемы, от выбора себе другого, соответствующее противоположному полу, имени до хирургических...
Трансфер (от лат. transferre переносить) эмпирический феномен, зафиксированный в психоанализе . Перенос пациентом на терапевта своих чувств, которые он испытывал в раннем детстве по отношению к значимым другим, например родителям. В зависимости от характера чувств выделяется позитивный и негативный...
Тревога отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чегото опасного, имеющие диффузный характер, не связанные с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]