АбаевН.В. Чаньбуддизм и культура психической деятельности в Средневековом Китае. Новосибирск, 1983. Августин. Творения, ч.18, К., 19051915. АвенариусР. Критика чистого опыта, т.12. М., 19071908. АврелийМарк. Наедине с собой. Размышления. М., 1914. АнаньевБ.Г. Очерки истории русской психологии XVIIIXIX веков. М., Л., 1947. Английские материалисты XVIIIв. в 3томах/ Под ред. Б.В.Мееровского. М., 19671968. АндрееваГ.М. Социальная психология. М., 1980. АндрееваГ.М., БогомоловаН.Н., ПетровскаяЛ.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М., 1978. Античные риторики. М., 1978. Антология мировой философии в 4хтомах/ Под ред. В.В.Соколова. М., 1969. АнцыфероваЛ.И. Материалистическая мысль в психологии капиталистических стран. Современная психология в капиталистических странах. М., 1963. Аристотель. Этика. СПб., 1908. Аристотель. О душе. Сочинения в 4т., т.1. М.: Мысль, 1976. АрнольдЭ. Свет Азии, 1906, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: А86). АхелисТ. Очерк сравнительного изучения религии, 1906, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). БанфиА. Избранное, 1965, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 87.8) // Философия искусства, 1989, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3Б23). БасиловВ.Н. Избранники духов, 1984, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86, Б272). БасовМ.Я. Воля, как предмет функциональной психологии. Пг., 1922 // Методика психологических наблюдений над детьми. Л., 1925 // Общие основы педологии. 2е изд. М.Л., 1931 // Избранные психологические произведения. М., 1975. БергсонА. Восприятие изменчивости, 1911, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3) // Материя и память. Собрание сочинений в 4т., т.1., М.: Московский клуб, 1992 // Опыт о непосредственных данных сознания. Собрание сочинений в 4т., т.1., М.: Московский клуб, 1992. БерезинФ.Б., МирошниковМ.П., СоколоваЕ.Д. Методика многостороннего исследования личности. М.: Фолиум, 1994. БерклиД. Трактат о принципах человеческого знания. Сочинения. М.: Мысль, 1978. БернЭ. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М.: Прогресс, 1988. БернарК. Жизненные явления, общие животным и растениям. СПб., 1878. БехтеревВ.М. Общие основания рефлексологии. Пг., 1918 // Коллективная рефлексология. Петроград, 1921 // Общие основы рефлексологии труда. М.Л., 1928. БехтеревВ.М. и др. Рефлексология труда. М.Л., 1926. БинеА. Механизмы мышления. Одесса, 1894 // Введение в экспериментальную психологию, 2е изд., СПб., 1903 (совм. с В.Анри). БлейлерЭ. Руководство по психиатрии. Берлин, 1920 // Аффективность, внушаемость и паранойя. Одесса, 1929. БлонскийП.П. Реформа науки. М., 1920 // Очерк научной психологии. М., 1921 // Память и мышление. М., 1935 // Развитие мышления ребенка. М., 1935 // Избранные психологические произведения. М., 1964. БоголюбовН. Теизм и пантеизм, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87) // Философия религии, 1915, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87). БодалевА.А. Восприятие человека человеком. Л., 1965 // Восприятие и понимание человека человеком. М., 1982. БожовичЛ.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. БолдуинД.М. Введение в психологию. М., 1902. БриллиантовА. К вопросу о философии Эригены, 1899, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87). БрунерДж. Исследование развития познавательной деятельности. М., 1971 // Психология познания. М., 1977. БудиловаЕ.А. Борьба материализма и идеализма в русской психологической науке. М., 1960 // Социальнопсихологические проблемы в русской науке. М., 1983. БурлачукА.Ф. Диагностика личности, Киев, 1989, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 90 В3507, 2204296). БэконФ. Новый Органон. Сочинения в 2т., М.: Мысль, 19771978. ВагнерВ.А. Вопросы зоопсихологии. СПб., 1896. ВаллонА. От действия к мысли. М., 1956. ВасилюкФ.Е. Психология переживаний (анализ преодоления критических ситуаций). М., 1984. ВатцлавикП. Как стать несчастным без посторонней помощи. М.: Прогресс, 1990. ВведенскийА.И. О пределах и признаках одушевления. СПб., 1892 // Психология без всякой метафизики. СПб., 1914. ВведенскийН.Е. О современных течениях в физиологии. Избранные произведения. М., 1952. ВезалийА. О строении человеческого тела, т.2. М., 1954. ВитгенштейнЛ. Логикофилософские трактаты, 1958, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ВудвортсР. Экспериментальная психология. М.: ИЛ., 1950. ВундтВ. Основания физиологической психологии, т.12. СПб., 18801881 // Очерки психологии. М., 1912 // Введение в психологию. М., 1912 // Естествознание и психология. СПб., 1914. ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений в 6ти томах. М., 19821984 // Избранные психологические исследования. М., 1956 // Психология искусства. М., 1968 // Исторический смысл психологического кризиса. Собрание сочинений в 6т., т.1. М.: Педагогика, 1982 // Мышление и речь. Собрание сочинений в 6т., т. 2. М.: Педагогика, 1982 // История развития высших психических функций. Собрание сочинений в 6т., т.3. М.: Педагогика, 1983. Гавриил (архимандрит). История философии, 1839, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ГальперинП.Я. Психология мышления и учение о поэтапном формировании умственных действий. Исследования мышления в советской психологии. М., 1966 // Введение в психологию. М., 1976. ГальтонФ. Люди науки, их воспитание и характер. СПб., 1875 // Наследственность таланта. СПб, 1875. ГандиМ. Моя жизнь, 1934, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.343). ГартлиД. Размышления о человеке, его строении, его долге и упованиях. кн. Английские материалисты XVIIIв. в 3томах, т.2 / Под ред. Б.В.Мееровского. М., 1967. ГастевА. Новая культурная установка. М., 1924. ГастевА.К. Трудовые установки. М., 1973. Гегель. Сочинения, т.III. М., 1956 //Феноменология духа. СПб.: Наука, 1992. Гельвеций. О человеке. Сочинения в 2т., т.2. М.: Мысль, 1974. ГербартИ.Ф. Психология. СПб., 1875 // Учебник психологии. СПб., 1895. ГерценА.И. Сочинения: в 2хтомах. М., 1986. ГеффдингГ. Философия религии, 1904, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ГибшГ., ФорвергМ. Введение в марксистскую социальную психологию. М., 1972. ГиляровА.Н. Платонизм как основание, 1897, (Библ. Психол. инта РАО). Гиппократ. Избранные книги. М., 1936. ГоМоЖо. Философы древнего Китая, 1961, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ГоббсТ. Левиафан. Избранные произведения в 2т., т.2. М.: Мысль, 1965. ГолосовкерЯ.Э. Имажинативный абсолют. ГроссК. Душевная жизнь ребенка. Киев, 1916. ГротН.Я. Психология чувствований в ее истории и главных основах. СПб., 18791880 // Душе, в связи с современными учениями, 1886, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ГумбольдтВ. Избранные труды по языкознанию. М., 1984. ГурляндЯ. Очерк жизни и сочинений Моисея, 1865, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ДавыдовВ.В. Виды обобщения в обучении. М., 1972. Дао и даосизм в Китае, М., 1982, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 82 В15033, 1930791). ДарвинЧ. Происхождение видов путем естественного отбора. СПб.: Наука, 1991. ДекартР. Избранные произведения. М., 1950 // Рассуждения о методе. М., 1953 // Рассуждение о методе. Сочинения в 2т., т.1. М.: Мысль, 1989 // Описание человеческого тела. Сочинения в 2т., т.1. М.: Мысль, 1989 // Страсти души. Сочинения в 2т., т.1. М.: Мысль, 1989. ДельгадоХ. Мозг и сознание. М., 1971. ДжемсВ. Психология. СПб., 1896; Пг., 1922 // Существует ли сознание? Новые идеи в философии. Сб. 4., М., 1913. ДидроД. Собрание сочинений, т.2. М.Л., 1935. ДильтейВ. Типы мировоззрения и обнаружение их в метафизических системах. сб. Новые идеи в философии. N1. СПб., 1912 // Описательная психология. М., 1924. ДобролюбовН.А. Избранные философские произведения. М., 1948. Древнеиндийская философия, 1972, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). ДьюиДж. Психология и педагогика мышления. М., 1915. ДюркгеймЭ. О разделении общественного труда. 1900. ДюркхаймК. О двойственном происхождении человека, СПб., (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 1992). ЖанеП. Неврозы. М., 1911. ЖинкинН.И. Механизмы речи. М., 1958. ЖуковскаяН.Л. Ламаизм и ранние формы религии, 1977, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ЗапорожецА.В. Избранные психологические труды в 2т., т.1. М.: Педагогика, 1986. ЗеньковскийВ.В. Православная педагогическая антропология; ЗимняяИ.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978. ЗинченкоП.И. Непроизвольное запоминание. М., 1961. ИбнСина. Канон врачебной науки, кн. 1. Ташкент, 1954. ИвановскийВ.Н. Мистика и схоластика, 1897, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87.3). Из истории традиционной китайской идеологии, 1984, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87. И296). Избранные произведения мыслителей стран Ближнего и Среднего Востока IXXIV вв., М., 1961. Изучение традиций и научных школ в истории советской психологии/ Под ред. А.Н.Ждан. М., 1988. ИльинИ.А. Том 1. Учение о Боге. Том 2. Учение о человеке, 1918, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87). Исследования мышления в советской психологии/ Под ред. Е.В.Шороховой. М., 1966. КабанисП. Отношения между физической и нравственной природой человека. СПб., 1865. КавелинК. Задачи психологии. СПб., 1872. КандинскийВ.Х. О псевдогаллюцинациях. СПб., 1890. КантИ. Сочинения в 4х томах. М., 1965 // Критика чистого разума. М.: Мысль, 1994. КапетеревП.Ф. Из истории души. СПб., 1890. КаптоА.С. Философия мира, 1990, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: К20). КлапаредЭ. Психология ребенка и экспериментальная педагогика. СПб.: М., Л., 1932. КлимовЕ.А. Индивидуальный стиль деятельности. Казань, 1969. КляйнзоргеХ., КлумбисГ. Техника релаксации. М., 1965. КовнерС.Г. История средневековой медицины. Киев, 1893. КоллингвудР.Дж. Идея истории. М., 1980. КонИ.С. Социология личности. М., 1967 // Открытие Я. М., 1978 // Психология старшеклассников. М., 1980. Кондильяк. Опыт о происхождении человеческих знаний. Сочинения в 2т., т.1. М.: Мысль, 1980. КонрадиГ.П. и др. Общие основы физиологии труда. М.Л., 1934. КорниловК.Н. Учение о реакциях человека. М.Л., 1921 // Современная психология и марксизм. М., 1925. КорсаковВ.В. Курс психиатрии. М., 1913. КрафтЭбингР. Учебник психиатрии. СПб., 1897. КунТ. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1975. КюльпеО. Современная психология мышления. сб. Новые идеи в философии. N16. СПб., 1914. ЛазурскийА.Ф. Очерк науки о характерах. СПб., 1908 // Общая и экспериментальная психология. СПб., 1912. ЛаметриЖ.О. Избранные произведения. М.Л., 1925 // Сочинения. М., 1976 // Человекмашина. Сочинения. М.: Мысль, 1983. ЛангеН.Н. Душа ребенка в первые годы жизни. СПб., 1892 // Психологические исследования. Одесса, 1893 // Психология. М., 1914. ЛебонГ. Психология народов и масс. СПб., 1896 // Психология социализма. Спб., 1908. ЛевиБрюльЛ. Первобытное мышление. М., 1930. ЛейГ. Очерк истории средневекового материализма. М., 1962. ЛейбницГ. Сочинения в 3х томах. М., 1983 // Новые опыты о человеческом разумении. Сочинения в 4т., т.2. М.: Мысль, 1983. Леонардо да Винчи. Избранные произведения. М.Л., 1935. ЛеонтьевА.А. Язык, речь, речевая деятельность. М., 1969 // Психология общения. Тарту, 1974. ЛеонтьевА.Н. Проблемы развития психики. М., 1972 // Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975. ЛесгафтП.Ф. Собрание педагогический сочинений, т.1. М., 1951. Личность в традиционном Китае, 1992, (Библ. Психол. инта РАО). ЛоккД. Избранные философские произведения в 2х томах, т.1. М., 1960 // Сочинения в 3х томах. М., 1985 // Опыт о человеческом разумении. Сочинения в 3т., тт.1, 2. М.: Мысль, 1985. ЛомброзоЧ. Новейшие успехи науки о преступнике. СПб., 1892. ЛопатинЛ.М. Положительные задачи философии, М., 1886, ч.1; 1891, ч.2; М., 1911 (Библ. Психол. инта РАО) // Курс психологии, М., 1903, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 88.1(2) Л77) // Лекции по психологии, читанные на историкофилософском факультете Московского университета. М., 1909 // Лекции по истории новой философии, М., 1914, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 0.87). ЛосевА.Ф. История античной эстетики (ранняя классика). М., 1963. ЛукрецийКар. О природе вещей. М., 1958. ЛурияА.Р. Основы нейропсихологии. М., 1973 // Об историческом развитии познавательных процессов. М., 1974 // Основные проблемы нейролингвистики. М., 1975 // Язык и сознание. М., 1979. ЛурьеС.Я. Демокрит. Л., 1970. ЛьюисД.Г. Физиология обыденной жизни в 2х томах. М., 1876. ЛютгенауФ. Естественные и социальные религии, 1908, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). Малкольм. Состояние сна, М., 1993 (Библ. Психол. инта РАО). МалявинВ.В. Чжуанцзы, М., 1985, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 86 В5102, 2038670). Материалисты Древней Греции/ Под ред. М.А.Дынника. М, 1955. МахЭ. Анализ ощущений и отношение физического к психическому. М., 1908 // Познание и заблуждение, М., 1909, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 88. М360). МерлинВ.С. Очерк интегрального исследования личности. М., 1986. МиллнерД., ГалантерЕ., ПрибрамК. Планы и структура поведения. М., 1965. МилльД.Ст. Система логики. М., 1914. МинаевИ.П. Будаизм, 1887, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). МинскийН.М. Религия будущего, 1905, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). МюнстербергГ. Основы психотехники. М., 19221923 // Психология и экономическая жизнь. М., 1924. НайссерУ. Познание и реальность. М., 1981. Научное творчество Выготского и современная психология/ Под ред. В.В.Давыдова. М., 1981. НебылицынВ.Д. Психофизиологические исследования индивидуальных различий. М., 1976. НечаевА.П. Современная экспериментальная психология в ее отношении к вопросам школьного обучения. СПб., 1901. НоэльЭ. Массовые опросы. Введение в методику демоскопии. М., 1978. ОбуховаЛ.Ф. Концепция Жана Пиаже: за и против. М., 1981. Очерки истории отечественной психологии. Киев, 1955. ПавловИ.П. Полное собрание сочинений, т.VI., М.Л., 1951. ПаскальТ. Древняя мудрость на протяжении веков, 1915, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ПетренкоВ.Ф. Психологическое исследование значения на словесном и образном материале. Диссертация на соискание степени канд. псих. н., М., 1979. ПетровскийА.В. История советской психологии. М., 1967 // Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. ПиажеЖ. Психология, междисциплинарные связи и система наук. М., 1966 // Избранные психологические труды. М., 1969 // Логика и психология. Избранные психологические труды. М.: Междунар. педагог. академия, 1994 // Психология интеллекта. Избранные психологические труды. М.: Междунар. педагог. академия, 1994. Платон. Сочинения в 3х томах, т.2. М., 1970 // Собрание сочинений в 4т.. М.: Мысль, 19901994. ПлехановГ.В. Сочинения, т.XXII. М.Л., 1925. ПомеранцеваЛ.Е. Поздние даосы о природе, обществе и искусстве, М., (Библ. Ин. Лит., Шифр: 3174010, 18003617). ПономаревЯ.А. Психология творчества. М., 1976. ПопперК.Р. Логика и рост научного знания. М., 1983. ПотебняА.А. Мысль и язык. Харьков, 1892. ПрейерБ. Душа ребенка. СПб., 1891. ПрибрамК. Языки мозга. М., 1975. Проблема человека в традиционных китайских учениях, 1983, (Библ. Психол. инта РАО). ПрохазкаГ. Трактат о функциях нервной системы. Л., 1957. Путь теософии, Петрозаводск, 1992, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 93 В1735, 2294449). ПэнтоР., ГравитцМ. Методы социальных наук. М., 1972. РадищевА.Н. Избранные сочинения. М., 1949 // Избранные философские и общественнополитические произведения. М., 1952. РадхакришнанС. Индийская философия, 1957 (Библ. Психол. инта РАО). РасселБ. Человеческое познание. М., 1957. РибоТ. Современная английская психология. М., 1875. РожанскийИ.Д. Анаксагор. М., 1972. РойМ. История индийской философии, 1958 (Библ. Психол. инта РАО). РоссолимоГ.И. Психологические профили. СПб., 1910. РубинштейнС.Л. Основы психологии. М., 1935 // Основы общей психологии. М., 1946 // Бытие и сознание. М., 1957 // Принципы и пути развития психологии. М., 1959 // Проблемы общей психологии. М., 1973 // Проблемы общей психологии, 2и изд., М., 1976. СеменцевВ.С. Бхагаватгита, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). Семиотика и искусствометрия, М., 1972, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 6020173, 1538297). Семиотика, М., 1983, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 84 В5023, 1973945). СенекаЛ.А. Нравственные письма к Луцилию. М., 1977. СеченовИ.М. Избранные философские и психологические произведения. М., 1947 // Рефлексы головного мозга. М., 1961. СлобинД., ГринДж. Психолингвистика. М., 1976. СмирновА.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966 // Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М., 1975. СмирновК.А. Имманентная философия христианства, 1914, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). СмирновС.Д. Психология образа: проблема активности психического отражения. М.: Изд. Моск. универс., 1985. СнежневскийА.В. Общая психопатология. Валдай, 1970. СоколовА.Н. Внутренняя речь и мышление. М., 1968. СоколовМ.В. Очерки истории психологических воззрений в России в XIXVIII веках. М., 1963. СпенсерГ. Сочинения: в 7и томах. СПб., 1898. СперанскийН. Ведьмы и ведовство, 1901, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). СпинозаБ. Этика. М., 1936 // Избранные произведения, т.1., М., 1957. Стоглав, 1863, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). СтолинВ.В. Самосознание личности. М., 1983. СэвЛ. Современная французская философия. М., 1968. ТардГ. Законы подражания. СПб., 1892 // Социальная логика. СПб., 1901. ТепловБ.М. Проблемы индивидуальных различий. М., 1961 // Избранные произведения: в 2х томах. М., 1985. ТипсинаА.Н. Философия религии Ясперса, 1982, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ТитченерЭ. Очерки психологии. СПб,, 1898. ТокаревС.А. Ранние формы религии. М.: Изд. полит. лит., 1990. ТокарскийА.А. Записки психологической лаборатории. М., 1896. ТэнИ., ДарвинЧ. Наблюдения над жизнью ребенка. СПб., 1900. УзнадзеД.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тбилиси, 1961 // Экспериментальнопсихологические исследования. М., 1966. УмрихинВ.В. Развитие советской школы дифференциальной психофизиологии. М., 1987. УотсонДж.Б. Психология как наука о поведении. М., 1926 // Бихевиоризм. БСЭ, т.6. М., 1930. УхтомскийА.А. Собрание сочинений, т.1., Л., 1950. УшинскийК.Д. Собрание сочинений: в 11и томах. М., Л., 1948 // Человек как предмет воспитания. Собрание сочинений, т.8., М.Л., 1950. ФабриК.Э. Основы зоопсихологии. М., 1976. ФейербахЛ. Избранные философские произведения: в 2хт. М., 1955. Фрагменты ранних греческих философов, ч.1., Под ред. И.Д.Рожанского. М.: Наука, 1989. ФранклВ. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс, 1990. ФрейдЗ. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. ФукуямаС. Теоретические основы профессиональной ориентации, М., МГУ, 1989 (Педагогическая библиотета им.Ушинского). ХиллТ.И. Современная теория познания. М.: Прогресс, 1965. ХомскийН. Основы теории речевой деятельности. М., 1974. ХорниК. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. М.: Прогресс, 1993. ЧелпановГ. Мозг и душа. М., 1912 // Социальная психология или условные рефлексы?. М., 1926. ЧернышевскийН.Г. Избранные философские произведения, т.3., М., 1951 // Собрание сочинений: в 5ти томах. М., 1974. Чжан Циюнью. Конфуцианство в свете современности, Танбей, 1985, (Библ. Ин. Лит., Шифр: 93 В2987, 2228261). Шантепи. Иллюстрированная история религии, ч.1, 2, 1899, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ШеллингФ. Сочинения в 2х томах. М., 1977. ШибутаниТ. Социальная психология. М., 1969. ШихиревП.Н. Современная социальная психология США. М., 1979. ШмелевА.Г. Психологическое исследование систем значений. Диссертация на соискание степени канд. псих. н., М., 1979. ШпетГ. Сознание и его собственник. М., 1916 // Введение в этническую психологию, вып.1., М., 1927. ШтернбергЛ.Я. Первобытная религия в свете этнографии, 1936, (Библ. Психол. инта РАО, Шифр: 86). ШтуттеГ. (StutteH.)Психиатрия детей и юношеского возраста // Клиническая психиатрия / Под ред. Г.Груле, Р.Юнга, В.МайерГросса, М.Мюллера. М.: Мед., 1967, с.678779. ЩербатскойФ.И. Избранные труды по буддизму. М., 1988. ЭльконинД.Б. Детская психология. М., 1960. ЭфруссиП.О. Успехи психологии в России. Пг., 1923. ЮмД. Исследование человеческого разума. СПб., 1902. ЯрошевскийМ.Г. Проблема детерминизма в психофизиологии XIXвека. Душанбе, 1961 // Сеченов и мировая психологическая мысль. М., 1981. ЯрошевскийМ.Г., АнцыфероваЛ.И. Развитие и современное состояние зарубежной психологии. М., 1974.
Типы темперамента Э.Кречмера классификация темпераментов . Первоначально Кречмер соотнес конституции тела (лептосомный, пикнический, атлетический) с психическими заболеваниями (маниакальнодепрессивным психозом и шизофренией). Оказалось, что к маниакальнодепрессивным психозам более склонны люди с пикническим типом конституции, а к шизофрении с лептосомным. В дальнейшем им было выделено семь темпераментов, отнесенных к трем основным группам: 1.Циклотимический, на основе пикнического телосложения (а: гипоманический, б: синтонный, в: флегматичный); 2.Шизотимический, на основе лептосомной конституции (а: гиперэстетический, б: собственно шизотимический, в: анестетический); 3.Вязкий (viskose), на основе атлетического телосложения, как особый вид темперамента, характеризующийся вязкостью, трудностью переключения и склонностью к аффективным вспышкам, наиболее предрасположенный к эпилептическим заболеваниям. Литература. KretschmerE....
Типы темперамента И.П.Павлова классификация темпераментов на основе типов нервной системы. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). Сочетание этих компонентов, по Павлову, дает объяснение классических темпераментов Гиппократа. Так, сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы; холерик сильный, неуравновешенный, флегматик сильный, уравновешенный, инертный; меланхолик слабый, подвижный тип нервной системы. Литература. (Ред.) БыковК.М. Павловские...
Титченер (Titchener) Эдвард Брэдфорд (11.01.1867, Англия 3.08.1927, США) американский психолог, один из создателей структурализма, ученик В.Вундта . В 1904г. выступил организатором Общество экспериментальной психологии. Проводил экспериментальные исследования ощущений и внимания . Автор многочисленных научных трудов, в частности Очерков психологии (1898) и Учебника психологии (1914). Трактовал предмет психологии как систему элементарных сознаваемых состояний ( ощущений , представлений , чувствований) из которых формируется все многообразие душевной жизни. Основным методом психологии выступает аналитическая интроспекция , в которой от наблюдателя, участвующего в эксперименте, требуется описание элементов сознания не в терминах внешних объектов, а в терминах...
Тифлопсихология (от греч. typhlos слепой) отрасль психологии, изучающая закономерности развития психической деятельности индивида с полностью или частично нарушенным зрением. При таких нарушениях страдает не только ориентировка в пространстве, но и, в силу замедленности и неполноты формирования сенсорного опыта, нарушается развитие нагляднообразного мышления . Основной задачей тифлопсихологии является компенсация отсутствующего зрения за счет интенсификации работы других анализаторов (слуха, осязания), а также формирование чувства препятствия . Для построения адекватных образов предметов могут подключаться процессы воображения , при этом формирование логической памяти обычно опережает развитие...
О дефинициях интереса. Определение интереса зависит от прописки автора. Так K.Mierke, пишет, что феноменологический аспект позволяет узнать, что совершает интерес по отношению к чемуто или для чегото. Интересует то, что возбуждает наше внимание, дает направление нашей готовности к достижениям, дает повод для нашей оценки. В функциональнопсихологическом аспекте, интерес это эндогенный или экзогенный фактор, который позволяет функционировать душевным диспозициям и придает структурность индивидуальной структуре потребностей; в генетическом аспекте, интересы следует дифференцировать, как связанные преимущественно с созреванием или с обучением. В структурнопсихологическом аспекте, интерес выступает как элемент, включенный в структуру личности. Для H.B.English, A.Ch.English понятие интереса имеет следующие значения: установки внимания,...
Толмен (Tolmen) Эдвард Чейс (14.04.1886 19.11.1959, Беркли) американский психолог, создатель когнитивного направления необихевиоризма. Автор программной книги Целевое поведение у животных и человека (Purposive behavior in animals and men) (1932). Его вариант психологии был противопоставлен элементаристскому подходу Дж.Уотсона и основывался на идее целостного, или молярного, подхода к анализу поведения. Единицей поведения признавался целостный акт, разворачивающийся на основе мотива , направленный на определенную цель и опосредствованный когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте. В его экспериментах были использованы специальные...
[img]Томас Стивен Зац (Thomas Stephen Szasz), доктор медицины (род. в 1920) Всемирно известный психиатр, активный сторонник доктрины о свободе воли и философ медицины; профессор психиатрии в университете Апстейт с 1956 по 1990, автор ряда полемических книг, таких как Миф о душевных болезнях (1961). Родился в Будапеште (Венгрия), в 1938 эмигрировал в США. Получил степень бакалавра по физике (с отличием) в 1941 и докторскую степень по медицине в 1944, обе в университете Цинциннати . Стажировался в области медицины в Бостонской городской больнице и Центральной больнице Цинциннати , имел психиатрическую...
Томсон (Thomson) Годфри Хилтон (1881, Карлайт 1955) английский педагог и психолог. Получил образование с 1900г. по 1904г. в университете Дарема (бакалавр социологии, 1904; магистр, 1906; доктор 1913) и университете Страсбурга (доктор философии, 1906). С 1906г. работал ассистентом в колледже Армстронга в г.НьюкаслапонТайн университета Дарема, с 1909г. по 1920г. он преподаватель, с 1920г. по 1925г. профессор педагогики и психологии и декан факультета образования, в 19231924г.г. читал гостевые лекции в педагогическом колледже Колумбийского университета, с 1925г. по 1951г. Томсон профессор педагогики в университете Эдинбурга и директор Педагогического колледжа Мори в Эдинбурге. С 1927г. соредактор журналов Pedagogical Seminary and Journal of Genetic...
Топологическая психология гештальтпсихологическая концепция личности , разработанная К.Левином . Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с окружающей средой были использован язык топологии, раздела геометрии, в котором исследуются взаимное расположение фигур и расстояния между их элементами. При этом личность предстает как динамическая система ячеек, в каждой из которых помещены значимые для человека объекты внешней среды, связанные с его потребностями , выступающими движущей силой поведения . Психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, которые в силу этого приобретают определенную валентность и начинают ее притягивать или отталкивать, вызывать локомоции. При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической...
Торможение нервный процесс, направленный на ослабление или полное прекращении того или иного вида деятельности организма. Его действие связано с уменьшением и подавлением условнорефлекторной активности. Возникновение торможения обусловлено действием разного рода воздействий, при этом оно может глобальным, распространяться на многие нервные структуры, и строго локальным. Среди отделов мозга, специализирующихся преимущественно на торможении других структур, выделяют переднюю таламокортикальную тормозную систему, тормозящий отдел ретикулярной формации нижней части мозгового ствола, хвостатое...
Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли (31.8.1874 10.08.1949, НьюЙорк) американский психолог и педагог. Проводил исследования поведения животных, направленного на то, чтобы выйти из проблемного ящика. Трактовал научение как установление связи между ситуациями и движениями , в дальнейшем указал также роль сенсорного контроля. Для фиксации результативности поведения животного, которое описывалось как серия проб и ошибок, использовалась так называемая кривая научения. Сформулировал ряд законов научения: закон упражнения, закон эффекта, закон готовности, но в его публикациях после 30го года закон упражнения был практически...
Торсионные движения (от фр. torsion скручивание) вращательные движения глаз вокруг зрительных осей, за счет которых происходит, например, компенсация зрительного образа при боковых наклонах...
Травма рождения психоаналитическое понятие, объясняющее невротическое поведение, впервые введеное З.Фрейдом в 1900г. Сначала это понятие использовалось для обозначения той роли, которую, по мнению Фрейда, играет разрыв с матерью во время рождения для всей последующей жизни индивида, выступая ядром всего негативного жизненного опыта. В теории О.Ранка сделана попытка поставить это понятие в центр внимания: здесь поведение взрослого человека трактуется как неосознаваемое стремление избавиться от травмы рождения через ту или иную форму отреагирования и снять невротический страх, который феноменологически презентирует индивиду травму рождения. В качестве психотерапевтического средства пациент должен был вспомнить со всеми эмоциональными нюансами акт своего рождения, и тем самым...
Транзактный анализ (от лат. transactio сделка и греч. analysis разложение, расчленение) психотерапевтическая методика группового и личностного роста, автор Э.Берн . Основана на процедуре анализа структуры личности. В качестве личностных структур, как интериоризаций социального опыта, здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трех состояний Я (родитель ребенок взрослый). Родитель представляет собой авторитарные тенденции индивида, ребенок подчиненную позицию, взрослый умение отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства. Литература. BerneE. Transactional analysis in psychotherapy. N.Y.,...
Трансвестизм (от лат. trans через и vestire одевать) форма половой перверсии. Характеризуется тем, что половое удовлетворение достигается путем надевания одежды противоположного...
Трансперсональная психология (от лат. trans сквозь, через + рersоna личность и греч. psyche душа + logos учение) ряд психологических направлений. Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C.Lilly, T.Dethlefsen, J.C.Pierakos, L.Orr, С.Гроф , Р.Ассаджоли , К.Дюркгейм . В 1969г. возник журнал Journal of Transpersonal Psychology. Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это формы измененного сознания, спиритический опыт, ключевые переживания, сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества. Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком. Но в данном направлении...
Трансперсональные переживания (от англ. transpersonal experience) cубъективные переживания, которые сопровождают нахождение в особых состояниях сознания (в частности, в состоянии транса). Выделяют три области, важные для достижения таких переживаний: личностные условия, способствующие или препятствующие погружению, к которым относятся положительные или отрицательные аффекты, агрессивность, способность к самопогружению, уровень социальной включенности; операциональные условия, к которым могут относиться стрессы, эмоциональные шоки, особые действия, направленные на самопогружение; феноменологические процессы, которые характеризуются особыми формами...
Транссексуализм (от лат. trans через, пере и sexus пол) устойчивое следование полоролевым стереотипам поведения , противоположным биологическому полу. Связан с убежденность в неадекватности своего пола по паспорту и с желанием принадлежать к противоположному полу. Для исправления своего пола используются различные приемы, от выбора себе другого, соответствующее противоположному полу, имени до хирургических...
Трансфер (от лат. transferre переносить) эмпирический феномен, зафиксированный в психоанализе . Перенос пациентом на терапевта своих чувств, которые он испытывал в раннем детстве по отношению к значимым другим, например родителям. В зависимости от характера чувств выделяется позитивный и негативный...
Тревога отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чегото опасного, имеющие диффузный характер, не связанные с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]