Exit Project: Глоссарий: Лейбниц Г.В. Отрывки

Лейбниц Г.В. Отрывки



Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Типы темперамента Кречмера

Типы темперамента Э.Кречмера классификация темпераментов . Первоначально Кречмер соотнес конституции тела (лептосомный, пикнический, атлетический) с психическими заболеваниями (маниакальнодепрессивным психозом и шизофренией). Оказалось, что к маниакальнодепрессивным психозам более склонны люди с пикническим типом конституции, а к шизофрении с лептосомным. В дальнейшем им было выделено семь темпераментов, отнесенных к трем основным группам: 1.Циклотимический, на основе пикнического телосложения (а: гипоманический, б: синтонный, в: флегматичный); 2.Шизотимический, на основе лептосомной конституции (а: гиперэстетический, б: собственно шизотимический, в: анестетический); 3.Вязкий (viskose), на основе атлетического телосложения, как особый вид темперамента, характеризующийся вязкостью, трудностью переключения и склонностью к аффективным вспышкам, наиболее предрасположенный к эпилептическим заболеваниям. Литература. KretschmerE....

Типы темперамента Павлова

Типы темперамента И.П.Павлова классификация темпераментов на основе типов нервной системы. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). Сочетание этих компонентов, по Павлову, дает объяснение классических темпераментов Гиппократа. Так, сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы; холерик сильный, неуравновешенный, флегматик сильный, уравновешенный, инертный; меланхолик слабый, подвижный тип нервной системы. Литература. (Ред.) БыковК.М. Павловские...

Титченер (Titchener) Эдвард Брэдфорд

Титченер (Titchener) Эдвард Брэдфорд (11.01.1867, Англия 3.08.1927, США) американский психолог, один из создателей структурализма, ученик В.Вундта . В 1904г. выступил организатором Общество экспериментальной психологии. Проводил экспериментальные исследования ощущений и внимания . Автор многочисленных научных трудов, в частности Очерков психологии (1898) и Учебника психологии (1914). Трактовал предмет психологии как систему элементарных сознаваемых состояний ( ощущений , представлений , чувствований) из которых формируется все многообразие душевной жизни. Основным методом психологии выступает аналитическая интроспекция , в которой от наблюдателя, участвующего в эксперименте, требуется описание элементов сознания не в терминах внешних объектов, а в терминах...

Тифлопсихология

Тифлопсихология (от греч. typhlos слепой) отрасль психологии, изучающая закономерности развития психической деятельности индивида с полностью или частично нарушенным зрением. При таких нарушениях страдает не только ориентировка в пространстве, но и, в силу замедленности и неполноты формирования сенсорного опыта, нарушается развитие нагляднообразного мышления . Основной задачей тифлопсихологии является компенсация отсутствующего зрения за счет интенсификации работы других анализаторов (слуха, осязания), а также формирование чувства препятствия . Для построения адекватных образов предметов могут подключаться процессы воображения , при этом формирование логической памяти обычно опережает развитие...

Тодт Э. Интерес. Эмпирическое исследование одного мотивационного концепта

О дефинициях интереса. Определение интереса зависит от прописки автора. Так K.Mierke, пишет, что феноменологический аспект позволяет узнать, что совершает интерес по отношению к чемуто или для чегото. Интересует то, что возбуждает наше внимание, дает направление нашей готовности к достижениям, дает повод для нашей оценки. В функциональнопсихологическом аспекте, интерес это эндогенный или экзогенный фактор, который позволяет функционировать душевным диспозициям и придает структурность индивидуальной структуре потребностей; в генетическом аспекте, интересы следует дифференцировать, как связанные преимущественно с созреванием или с обучением. В структурнопсихологическом аспекте, интерес выступает как элемент, включенный в структуру личности. Для H.B.English, A.Ch.English понятие интереса имеет следующие значения: установки внимания,...

Толмен (Tolmen) Эдвард Чейс

Толмен (Tolmen) Эдвард Чейс (14.04.1886 19.11.1959, Беркли) американский психолог, создатель когнитивного направления необихевиоризма. Автор программной книги Целевое поведение у животных и человека (Purposive behavior in animals and men) (1932). Его вариант психологии был противопоставлен элементаристскому подходу Дж.Уотсона и основывался на идее целостного, или молярного, подхода к анализу поведения. Единицей поведения признавался целостный акт, разворачивающийся на основе мотива , направленный на определенную цель и опосредствованный когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте. В его экспериментах были использованы специальные...

Томас Стивен Зац (Thomas Stephen Szasz)

[img]Томас Стивен Зац (Thomas Stephen Szasz), доктор медицины (род. в 1920) Всемирно известный психиатр, активный сторонник доктрины о свободе воли и философ медицины; профессор психиатрии в университете Апстейт   с 1956 по 1990, автор ряда полемических книг, таких   как Миф о душевных болезнях (1961). Родился в Будапеште (Венгрия), в 1938 эмигрировал в США. Получил степень бакалавра по физике (с отличием) в 1941   и докторскую степень по медицине в 1944, обе в университете Цинциннати . Стажировался в области медицины в Бостонской городской больнице и Центральной больнице Цинциннати , имел   психиатрическую...

Томсон (Thomson) Годфри Хилтон

Томсон (Thomson) Годфри Хилтон (1881, Карлайт 1955) английский педагог и психолог. Получил образование с 1900г. по 1904г. в университете Дарема (бакалавр социологии, 1904; магистр, 1906; доктор 1913) и университете Страсбурга (доктор философии, 1906). С 1906г. работал ассистентом в колледже Армстронга в г.НьюкаслапонТайн университета Дарема, с 1909г. по 1920г. он преподаватель, с 1920г. по 1925г. профессор педагогики и психологии и декан факультета образования, в 19231924г.г. читал гостевые лекции в педагогическом колледже Колумбийского университета, с 1925г. по 1951г. Томсон профессор педагогики в университете Эдинбурга и директор Педагогического колледжа Мори в Эдинбурге. С 1927г. соредактор журналов Pedagogical Seminary and Journal of Genetic...

Топологическая психология

Топологическая психология гештальтпсихологическая концепция личности , разработанная К.Левином . Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с окружающей средой были использован язык топологии, раздела геометрии, в котором исследуются взаимное расположение фигур и расстояния между их элементами. При этом личность предстает как динамическая система ячеек, в каждой из которых помещены значимые для человека объекты внешней среды, связанные с его потребностями , выступающими движущей силой поведения . Психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, которые в силу этого приобретают определенную валентность и начинают ее притягивать или отталкивать, вызывать локомоции. При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической...

Торможение

Торможение нервный процесс, направленный на ослабление или полное прекращении того или иного вида деятельности организма. Его действие связано с уменьшением и подавлением условнорефлекторной активности. Возникновение торможения обусловлено действием разного рода воздействий, при этом оно может глобальным, распространяться на многие нервные структуры, и строго локальным. Среди отделов мозга, специализирующихся преимущественно на торможении других структур, выделяют переднюю таламокортикальную тормозную систему, тормозящий отдел ретикулярной формации нижней части мозгового ствола, хвостатое...

Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли

Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли (31.8.1874 10.08.1949, НьюЙорк) американский психолог и педагог. Проводил исследования поведения животных, направленного на то, чтобы выйти из проблемного ящика. Трактовал научение как установление связи между ситуациями и движениями , в дальнейшем указал также роль сенсорного контроля. Для фиксации результативности поведения животного, которое описывалось как серия проб и ошибок, использовалась так называемая кривая научения. Сформулировал ряд законов научения: закон упражнения, закон эффекта, закон готовности, но в его публикациях после 30го года закон упражнения был практически...

Торсионные движения

Торсионные движения (от фр. torsion скручивание) вращательные движения глаз вокруг зрительных осей, за счет которых происходит, например, компенсация зрительного образа при боковых наклонах...

Травма рождения

Травма рождения психоаналитическое понятие, объясняющее невротическое поведение, впервые введеное З.Фрейдом в 1900г. Сначала это понятие использовалось для обозначения той роли, которую, по мнению Фрейда, играет разрыв с матерью во время рождения для всей последующей жизни индивида, выступая ядром всего негативного жизненного опыта. В теории О.Ранка сделана попытка поставить это понятие в центр внимания: здесь поведение взрослого человека трактуется как неосознаваемое стремление избавиться от травмы рождения через ту или иную форму отреагирования и снять невротический страх, который феноменологически презентирует индивиду травму рождения. В качестве психотерапевтического средства пациент должен был вспомнить со всеми эмоциональными нюансами акт своего рождения, и тем самым...

Транзактный анализ

Транзактный анализ (от лат. transactio сделка и греч. analysis разложение, расчленение) психотерапевтическая методика группового и личностного роста, автор Э.Берн . Основана на процедуре анализа структуры личности. В качестве личностных структур, как интериоризаций социального опыта, здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трех состояний Я (родитель ребенок взрослый). Родитель представляет собой авторитарные тенденции индивида, ребенок подчиненную позицию, взрослый умение отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства. Литература. BerneE. Transactional analysis in psychotherapy. N.Y.,...

Трансвестизм

Трансвестизм (от лат. trans через и vestire одевать) форма половой перверсии. Характеризуется тем, что половое удовлетворение достигается путем надевания одежды противоположного...

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология (от лат. trans сквозь, через + рersоna личность и греч. psyche душа + logos учение) ряд психологических направлений. Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C.Lilly, T.Dethlefsen, J.C.Pierakos, L.Orr, С.Гроф , Р.Ассаджоли , К.Дюркгейм . В 1969г. возник журнал Journal of Transpersonal Psychology. Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это формы измененного сознания, спиритический опыт, ключевые переживания, сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества. Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком. Но в данном направлении...

Трансперсональные переживания

Трансперсональные переживания (от англ. transpersonal experience) cубъективные переживания, которые сопровождают нахождение в особых состояниях сознания (в частности, в состоянии транса). Выделяют три области, важные для достижения таких переживаний: личностные условия, способствующие или препятствующие погружению, к которым относятся положительные или отрицательные аффекты, агрессивность, способность к самопогружению, уровень социальной включенности; операциональные условия, к которым могут относиться стрессы, эмоциональные шоки, особые действия, направленные на самопогружение; феноменологические процессы, которые характеризуются особыми формами...

Транссексуализм

Транссексуализм (от лат. trans через, пере и sexus пол) устойчивое следование полоролевым стереотипам поведения , противоположным биологическому полу. Связан с убежденность в неадекватности своего пола по паспорту и с желанием принадлежать к противоположному полу. Для исправления своего пола используются различные приемы, от выбора себе другого, соответствующее противоположному полу, имени до хирургических...

Трансфер

Трансфер (от лат. transferre переносить) эмпирический феномен, зафиксированный в психоанализе . Перенос пациентом на терапевта своих чувств, которые он испытывал в раннем детстве по отношению к значимым другим, например родителям. В зависимости от характера чувств выделяется позитивный и негативный...

Тревога

Тревога отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чегото опасного, имеющие диффузный характер, не связанные с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейбниц Г.В. Отрывки