Exit Project: Глоссарий: Зайферт К. Профессиональное развитие

Зайферт К. Профессиональное развитие



I.К определению понятия. Под профессиональным развитием, рассмотренным процессуально и динамически, понимают профессию или профессиональную деятельность в контексте жизненного развития. При этом возможны три аспекта рассмотрения (WattsA.G., 1981): 1.В институциональном смысле: карьера как формальнобюрократически организованное и иерархически упорядоченное взаимоотношение деятельностей, позиций, работы внутри социальной организации или профессиональной области; 2.В объективном смысле: карьера как фактическое, объективно установленное качество позиций, которые индивид занимает в течение его профессиональной жизни; 3.В субъективном смысле: карьера определяется восприятием и формированием у индивида образцов для следования позициям или профессиям в контексте его жизни, особенно под углом зрения субъективного единства отдельных шагов или фаз развития жизни. Эти аспекты рассмотрения карьеры имеют определенные взаимосвязи. Институциональные образцы карьеры образуют, например, для индивида, который вынужден следовать институциональным предписаниям в его профессиональном развитии, определенные нормативные рамки и нормативные системы предписаний для реализации и оценивания его собственной карьеры, прежде всего в плане дальнейшего развития его возможностей. Такие социальные нормы и ожидания влияют на временные признаки карьеры, обусловливая, например, время перехода из образовательной системы в производственную сферу или время выхода из профессии. Также и объективная карьера связана с субъективной, так как объективный ход карьеры отражается в субъективном плане, а субъективная карьера проявляется в том, что индивидуальные интенции влияют на пересмотр профессиональноэкономических возможностей. II.Стадии профессионального развития. Для описания определяющих качеств последовательности профессионального развития предлагаются различные стадиальные модели. Для психологических целей наибольшие возможности имеет модель профессионального развития Д.Сьюпера. Пять стадий этой модели (и, соответственно, целей профессионального развития) могут быть представлены в следующем виде. На стадии пробуждения (детство и ранняя юность), за счет предметных и социальных требований и побуждений, идущим от семьи и школьного окружения, развиваются основные профессионально релевантные способности, интересы, оценки. закладываются основы профессиональной Яконцепции. Кроме того ребенок приобретает первые общие профессиональные понятия и представления. Возникающие на этой стадии профессиональные желания еще детерминированы потребностными состояниями и в целом нестабильны или фиксированы на те или иные профессиональные роля нереалистично. На стадии исследования (юношеский возраст, ранняя взрослость) возникает решить в первую очередь следующие задачи: дальнейшее развитие и дифференциация Яконцепции, кристаллизация и специализация профессиональных предпочтений и реализация первого профессионального решения (выбора) в профессиональном или общем (университетском) образовании или в профессиональной деятельности. Для предпрофессионального поведения могут быть выделены следующие характерные признаки: 1.Первоначально случайные, затем сознательные восприятие и исследование профессионального мира и собственных профессиональных возможностей; 2.Рассмотрение профессиональной перспективы и расширение ее возможностей; 3.Принятие реальности, особенно под углом зрения общественных и личностных шансов и рисков. Надо учитывать, что закономерно возникают различия в профессиональном поведении: различия в уровне готовности к планированию и исследованию, в профессиональной информированности, в компетентности профессиональных решений, в установках на профессиональный выбор. Стадия установления и консолидации начинается, как правило, после завершения профессионального образования или через несколько лет после этого (с конца второго десятка до середины пятого). Характеризуется локализацией в выбранной профессии и связыванием с ней, адаптацией собственной жизни и профессиональных целей к реальным возможностям, профессиональной специализацией, стремлением к такой профессиональной позиции, которая воспринимается как стабильная. На этот возрастной период приходится наибольшая часть мероприятий, связанных с дальнейшем профессиональным образованием. С другой стороны, на этой стадии, особенно при ее завершении могут возникать наиболее тяжелые профессиональные кризисы, которые приводят к новой оценке до сих пор реализуемых целей и повторению цикла первой половины жизни (исследование консолидация сохранение). Стадию сохранения характеризует стремление защитить достигнутый ранее профессиональный статус, возможно, через противодействию внедрению нового в предметной области или занятие руководящей позиции. Будет ли данный период сопряжен с продуктивной профессиональной деятельностью, будет ли фрустрация и падение, зависит прежде всего от отношений с другими и достигнутых до сих пор успехов в карьере. Период пенсионерства связан с уходом из профессиональной жизни, часто при этом происходит возврат к личностной активности и оживлению профессиональных интересов. III.Образцы карьеры и профессиональная мобильность. Нет оснований утверждать, что профессиональное развитие обязательно проходит вышеуказанные периоды. В настоящее время растет значение такого признака карьеры как мобильность. Изменяются не только рабочие места, но и сами профессии. Сьюпер выделяет следующие образцы карьеры: 1.Конвенциональные образцы в начале карьеры происходят некоторые изменения, затем наступает все возрастающая стабильность; 2.Стабильные образцы в силу требований карьеры продолжающееся обучение; 3.Нестабильные образцы неупорядоченное чередование стабильных и нестабильных периодов; 4.Образцы сложный изменений частые смены профессии и рабочих мест при очень коротком пребывании в зоне стабильности; 5.Трехфазовые образцы после профессионального образования или профессиональной деятельности ведение домашнего хозяйства, затем следует вновь возвращение в профессию; 6.Двойной образец карьеры параллельное участие в домашней и профессиональной работе. Виды и образцы профессиональной карьеры зависят и от внутренних, и от внешних факторов. Показано, что а)профессиональный выбор, основанный на реалистической оценке собственных качеств, способностей, интересов, на учете профессиональных и экономических условий и тенденций общественного развития, при приведении этих знаний с собственной Яконцепцией, благоприятствует в дальнейшем стабильной и последовательной профессиональной карьере; б)профессиональная удовлетворенность, обусловленная перспективным соотнесением индивидуальной структуры ожиданий профессиональным условиям деятельности, способствует готовности к продолжению карьеры в данной области; в)этому же служит готовность к изменениям себя в аспекте негативных воздействий, приводящих к фрустрации; г)плохая перспектива предприятия способствует смене места работы; д)недостаточная готовность к изменениям повышает фрустрацию и риск смены работы; е)вероятность смены профессии и непоследовательность карьеры повышается для имеющих низкий уровень профессиональной квалификации (принадлежащие к низким социальным стратам склонны менять профессию, принадлежащие к высоким социальным стратам место работы).

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

Типы темперамента Кречмера

Типы темперамента Э.Кречмера классификация темпераментов . Первоначально Кречмер соотнес конституции тела (лептосомный, пикнический, атлетический) с психическими заболеваниями (маниакальнодепрессивным психозом и шизофренией). Оказалось, что к маниакальнодепрессивным психозам более склонны люди с пикническим типом конституции, а к шизофрении с лептосомным. В дальнейшем им было выделено семь темпераментов, отнесенных к трем основным группам: 1.Циклотимический, на основе пикнического телосложения (а: гипоманический, б: синтонный, в: флегматичный); 2.Шизотимический, на основе лептосомной конституции (а: гиперэстетический, б: собственно шизотимический, в: анестетический); 3.Вязкий (viskose), на основе атлетического телосложения, как особый вид темперамента, характеризующийся вязкостью, трудностью переключения и склонностью к аффективным вспышкам, наиболее предрасположенный к эпилептическим заболеваниям. Литература. KretschmerE....

Типы темперамента Павлова

Типы темперамента И.П.Павлова классификация темпераментов на основе типов нервной системы. Павлов показал, что в основе высшей нервной деятельности лежит три компонента: сила (индивид сохраняет высокий уровень работоспособности при длительном и напряженном труде, быстро восстанавливается, не реагирует на слабые раздражители), уравновешенность (индивид остается спокойным в возбуждающей обстановке, легко подавляет свои неадекватные желания) и подвижность (индивид быстро реагирует на изменения ситуации, легко приобретает новые навыки). Сочетание этих компонентов, по Павлову, дает объяснение классических темпераментов Гиппократа. Так, сангвиник имеет сильный, уравновешенный, подвижный тип нервной системы; холерик сильный, неуравновешенный, флегматик сильный, уравновешенный, инертный; меланхолик слабый, подвижный тип нервной системы. Литература. (Ред.) БыковК.М. Павловские...

Титченер (Titchener) Эдвард Брэдфорд

Титченер (Titchener) Эдвард Брэдфорд (11.01.1867, Англия 3.08.1927, США) американский психолог, один из создателей структурализма, ученик В.Вундта . В 1904г. выступил организатором Общество экспериментальной психологии. Проводил экспериментальные исследования ощущений и внимания . Автор многочисленных научных трудов, в частности Очерков психологии (1898) и Учебника психологии (1914). Трактовал предмет психологии как систему элементарных сознаваемых состояний ( ощущений , представлений , чувствований) из которых формируется все многообразие душевной жизни. Основным методом психологии выступает аналитическая интроспекция , в которой от наблюдателя, участвующего в эксперименте, требуется описание элементов сознания не в терминах внешних объектов, а в терминах...

Тифлопсихология

Тифлопсихология (от греч. typhlos слепой) отрасль психологии, изучающая закономерности развития психической деятельности индивида с полностью или частично нарушенным зрением. При таких нарушениях страдает не только ориентировка в пространстве, но и, в силу замедленности и неполноты формирования сенсорного опыта, нарушается развитие нагляднообразного мышления . Основной задачей тифлопсихологии является компенсация отсутствующего зрения за счет интенсификации работы других анализаторов (слуха, осязания), а также формирование чувства препятствия . Для построения адекватных образов предметов могут подключаться процессы воображения , при этом формирование логической памяти обычно опережает развитие...

Тодт Э. Интерес. Эмпирическое исследование одного мотивационного концепта

О дефинициях интереса. Определение интереса зависит от прописки автора. Так K.Mierke, пишет, что феноменологический аспект позволяет узнать, что совершает интерес по отношению к чемуто или для чегото. Интересует то, что возбуждает наше внимание, дает направление нашей готовности к достижениям, дает повод для нашей оценки. В функциональнопсихологическом аспекте, интерес это эндогенный или экзогенный фактор, который позволяет функционировать душевным диспозициям и придает структурность индивидуальной структуре потребностей; в генетическом аспекте, интересы следует дифференцировать, как связанные преимущественно с созреванием или с обучением. В структурнопсихологическом аспекте, интерес выступает как элемент, включенный в структуру личности. Для H.B.English, A.Ch.English понятие интереса имеет следующие значения: установки внимания,...

Толмен (Tolmen) Эдвард Чейс

Толмен (Tolmen) Эдвард Чейс (14.04.1886 19.11.1959, Беркли) американский психолог, создатель когнитивного направления необихевиоризма. Автор программной книги Целевое поведение у животных и человека (Purposive behavior in animals and men) (1932). Его вариант психологии был противопоставлен элементаристскому подходу Дж.Уотсона и основывался на идее целостного, или молярного, подхода к анализу поведения. Единицей поведения признавался целостный акт, разворачивающийся на основе мотива , направленный на определенную цель и опосредствованный когнитивными картами, которые представляют собой знания и ожидания, формирующиеся в опыте. В его экспериментах были использованы специальные...

Томас Стивен Зац (Thomas Stephen Szasz)

[img]Томас Стивен Зац (Thomas Stephen Szasz), доктор медицины (род. в 1920) Всемирно известный психиатр, активный сторонник доктрины о свободе воли и философ медицины; профессор психиатрии в университете Апстейт   с 1956 по 1990, автор ряда полемических книг, таких   как Миф о душевных болезнях (1961). Родился в Будапеште (Венгрия), в 1938 эмигрировал в США. Получил степень бакалавра по физике (с отличием) в 1941   и докторскую степень по медицине в 1944, обе в университете Цинциннати . Стажировался в области медицины в Бостонской городской больнице и Центральной больнице Цинциннати , имел   психиатрическую...

Томсон (Thomson) Годфри Хилтон

Томсон (Thomson) Годфри Хилтон (1881, Карлайт 1955) английский педагог и психолог. Получил образование с 1900г. по 1904г. в университете Дарема (бакалавр социологии, 1904; магистр, 1906; доктор 1913) и университете Страсбурга (доктор философии, 1906). С 1906г. работал ассистентом в колледже Армстронга в г.НьюкаслапонТайн университета Дарема, с 1909г. по 1920г. он преподаватель, с 1920г. по 1925г. профессор педагогики и психологии и декан факультета образования, в 19231924г.г. читал гостевые лекции в педагогическом колледже Колумбийского университета, с 1925г. по 1951г. Томсон профессор педагогики в университете Эдинбурга и директор Педагогического колледжа Мори в Эдинбурге. С 1927г. соредактор журналов Pedagogical Seminary and Journal of Genetic...

Топологическая психология

Топологическая психология гештальтпсихологическая концепция личности , разработанная К.Левином . Для построения модели структуры личности и ее взаимодействий с окружающей средой были использован язык топологии, раздела геометрии, в котором исследуются взаимное расположение фигур и расстояния между их элементами. При этом личность предстает как динамическая система ячеек, в каждой из которых помещены значимые для человека объекты внешней среды, связанные с его потребностями , выступающими движущей силой поведения . Психическая энергия выносится из личности на окружающие предметы, которые в силу этого приобретают определенную валентность и начинают ее притягивать или отталкивать, вызывать локомоции. При столкновении подобного поведения с непреодолимыми барьерами происходит переход психической...

Торможение

Торможение нервный процесс, направленный на ослабление или полное прекращении того или иного вида деятельности организма. Его действие связано с уменьшением и подавлением условнорефлекторной активности. Возникновение торможения обусловлено действием разного рода воздействий, при этом оно может глобальным, распространяться на многие нервные структуры, и строго локальным. Среди отделов мозга, специализирующихся преимущественно на торможении других структур, выделяют переднюю таламокортикальную тормозную систему, тормозящий отдел ретикулярной формации нижней части мозгового ствола, хвостатое...

Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли

Торндайк (Thorndike) Эдуард Ли (31.8.1874 10.08.1949, НьюЙорк) американский психолог и педагог. Проводил исследования поведения животных, направленного на то, чтобы выйти из проблемного ящика. Трактовал научение как установление связи между ситуациями и движениями , в дальнейшем указал также роль сенсорного контроля. Для фиксации результативности поведения животного, которое описывалось как серия проб и ошибок, использовалась так называемая кривая научения. Сформулировал ряд законов научения: закон упражнения, закон эффекта, закон готовности, но в его публикациях после 30го года закон упражнения был практически...

Торсионные движения

Торсионные движения (от фр. torsion скручивание) вращательные движения глаз вокруг зрительных осей, за счет которых происходит, например, компенсация зрительного образа при боковых наклонах...

Травма рождения

Травма рождения психоаналитическое понятие, объясняющее невротическое поведение, впервые введеное З.Фрейдом в 1900г. Сначала это понятие использовалось для обозначения той роли, которую, по мнению Фрейда, играет разрыв с матерью во время рождения для всей последующей жизни индивида, выступая ядром всего негативного жизненного опыта. В теории О.Ранка сделана попытка поставить это понятие в центр внимания: здесь поведение взрослого человека трактуется как неосознаваемое стремление избавиться от травмы рождения через ту или иную форму отреагирования и снять невротический страх, который феноменологически презентирует индивиду травму рождения. В качестве психотерапевтического средства пациент должен был вспомнить со всеми эмоциональными нюансами акт своего рождения, и тем самым...

Транзактный анализ

Транзактный анализ (от лат. transactio сделка и греч. analysis разложение, расчленение) психотерапевтическая методика группового и личностного роста, автор Э.Берн . Основана на процедуре анализа структуры личности. В качестве личностных структур, как интериоризаций социального опыта, здесь рассматриваются особенности и взаимодействие трех состояний Я (родитель ребенок взрослый). Родитель представляет собой авторитарные тенденции индивида, ребенок подчиненную позицию, взрослый умение отстаивать собственное мнение и организовать взаимоотношения с другими на основе равноправного партнерства. Литература. BerneE. Transactional analysis in psychotherapy. N.Y.,...

Трансвестизм

Трансвестизм (от лат. trans через и vestire одевать) форма половой перверсии. Характеризуется тем, что половое удовлетворение достигается путем надевания одежды противоположного...

Трансперсональная психология

Трансперсональная психология (от лат. trans сквозь, через + рersоna личность и греч. psyche душа + logos учение) ряд психологических направлений. Основными представителями трансперсональной психологии являются J.C.Lilly, T.Dethlefsen, J.C.Pierakos, L.Orr, С.Гроф , Р.Ассаджоли , К.Дюркгейм . В 1969г. возник журнал Journal of Transpersonal Psychology. Особое внимание в этом направлении обращается на феномены сознания, выходящие за рамки обыденного опыта: это формы измененного сознания, спиритический опыт, ключевые переживания, сверхсенсорное восприятие, медитативные практики, наркотический субъективный опыт, а также сознание изменяющие техники или вещества. Есть общие основания у гуманистической и трансперсональной психологии обе ориентированы на развитие и достижение целостности человеком. Но в данном направлении...

Трансперсональные переживания

Трансперсональные переживания (от англ. transpersonal experience) cубъективные переживания, которые сопровождают нахождение в особых состояниях сознания (в частности, в состоянии транса). Выделяют три области, важные для достижения таких переживаний: личностные условия, способствующие или препятствующие погружению, к которым относятся положительные или отрицательные аффекты, агрессивность, способность к самопогружению, уровень социальной включенности; операциональные условия, к которым могут относиться стрессы, эмоциональные шоки, особые действия, направленные на самопогружение; феноменологические процессы, которые характеризуются особыми формами...

Транссексуализм

Транссексуализм (от лат. trans через, пере и sexus пол) устойчивое следование полоролевым стереотипам поведения , противоположным биологическому полу. Связан с убежденность в неадекватности своего пола по паспорту и с желанием принадлежать к противоположному полу. Для исправления своего пола используются различные приемы, от выбора себе другого, соответствующее противоположному полу, имени до хирургических...

Трансфер

Трансфер (от лат. transferre переносить) эмпирический феномен, зафиксированный в психоанализе . Перенос пациентом на терапевта своих чувств, которые он испытывал в раннем детстве по отношению к значимым другим, например родителям. В зависимости от характера чувств выделяется позитивный и негативный...

Тревога

Тревога отрицательные эмоциональные переживания, обусловленные ожиданием чегото опасного, имеющие диффузный характер, не связанные с конкретными событиями. При наличии тревоги на физиологическом уровне фиксируются учащение дыхания, усиление сердцебиения, увеличение кровотока, повышение артериального давления, возрастание общей возбудимости, снижение порога...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Зайферт К. Профессиональное развитие