Exit Project: Глоссарий: Методики оценки дивергентного мышления

Методики оценки дивергентного мышления



Большой класс диагностических методик для выявления дивергентного мышления разработан на основе кубической модели структуры интеллекта Дж.Гилфорда. Оказываются задействованы прежде всего следующие размерности: содержание (образное, символическое, семантическое) и результаты (элементы, классы, отношения, системы, преобразования, выводы). Наибольшей популярностью пользуются следующие тесты: 1.Образная беглость (образное элементы). Тесты: 1)скетчи придумать 120предложений на заданную тему; 2)сделать фигуру даны три линии, из которых сконструировать фигуры; 3)эскизы на странице даны одинаковые фигуры (круги или квадраты), которые надо дорисовать, чтобы получились какиенибудь предметы. 2.Легкость словоупотребления (символическое элементы). Тесты: 1)словесная беглость придумать слова с определенной буквой, например о (поле, окно и т.д.); 2)суффиксы придумать слова с определенным суффиксом; 3)префиксы; 4)первые и последние буквы. 3.Легкость воспроизведения идей (семантическое элементы). Тесты: 1)генерация идей назвать вещи, имеющие определенное свойство (белый, вкусный); 2)тема 1 придумать больше идей, связанных с заданной областью; 3)тема 1 придумать больше слов, связанных с заданной областью; 4)последствия необычного события (например, начнется дождь и не кончится); 5)тест применения дается обычный предмет, для которого надо придумать максимальное количество способов применения. 4.Образная гибкость (образное классы). Тест классификация дано несколько фигур, которые надо распределить на классы. 5.Символическая гибкость (символическое классы). Тест группировка чисел дано несколько чисел, которые надо распределить на классы. 6.Варианты употребления (семантическое классы). Тесты: 1)применение даны два предмета (кирпич и карандаш), надо указать формы их применения; 2)альтернативное использование 6вариантов использования газеты. 7.Дивергентная символическая продуктивность (символическое отношения). Тесты: 1)группы букв 4буквы из множества имеют общее свойство, выбрать еще 4буквы с тем же свойством; 2)правила чисел используя два числа при помощи математических операций получить шесть других. 8.Легкость в использовании ассоциаций (семантическое отношения). Тесты: 1)ассоциативная беглость подобрать синонимы для заданного слова; 2)включение в сравнение (лягушка мягкая как губка); 3)контролируемые ассоциации дано два слова, надо определить, что их объединяет. 9.Дивергентная образная продуктивность (образное системы). Тест конструирование предметов из 5фигур и линий (круга, треугольника и т.д.) сделать предмет (лампу, клоуна). 10.Дивергентная символическая продуктивность (символическое системы). Тесты: 1)создание кода из чисел и букв; 2)комбинация чисел сконструировать ряд уравнений из предложенных чисел. 11.Легкость выражения (семантическое системы). Тесты: 1)предложение в 4слова составить различные предложения из 4слов по начальным буквам (п д к е); 2)интерпретация сравнений пример: женская одежда подобна осени, она...; 3)аранжировка слов придумать разные предложения из 4данных слов. 12.Образная адаптивная гибкость (образное преобразования). Тест спички дана конфигурация из спичек, некоторые из которых надо переложить, чтобы получилась другая конфигурация. 13.Семантическая адаптивная гибкость (семантическое преобразования). Тесты: 1)заголовок сюжета пример: Миссионер захвачен в Африке людоедами. Он в котле.; 2)отдаленные последствия; 3)символы придумать символы к действиям или предметам. 14.Образное совершенствование (образное выводы). Тесты: 1)декорации добавить к контурам предметов декоративные линии и детали; 2)формальные эффекты к простым линиям добавить бессмысленные детали. 15.Символическое совершенствование (символическое выводы). Тест фиксированные слова из букв, входящих в предложенные 2слова, составить пары новых слов. 16.Семантическое совершенствование (семантическое выводы). Тесты: 1)совершенствование плана дан план, к которому надо добавить детали, ориентированные на конечную цель; 2)возможные профессии назвать профессии, которые могут быть символизированы указанным знаком (горящая электрическая лампочка). 17.Особые операции. Тесты: 1)как можно усовершенствовать обычные предметы (телефон, тостер); 2)какие проблемы могут быть связаны с обычными предметами. Литература: ТафельР. Диагностические методики для выявления (идентификации) творческих личностей в американской психологии. Дис. канд. психол. н. М., 1974.

Другие статьи : Магницидиум, Мазохизм, Мазуркевича теория, Майер (Maier) Генрих, Майер Адольф, Майер Генрих, Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм, Мак–Дугалл (McDougall) Уильям, Макродвижения глаз, Макропсия, Маниакальный синдром, Манипулирование образом, Марафон, Маргинальный статус личности, Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin), Маскулинность, Маслоу Абрахам Харольд, Мастурбация, Матюшкин Алексей Михайлович, Мах (Mach) Эрнст, Медико-психологический центр индивидуальности, Медитация, Медицинская психология, Межвозрастное преподавание, Межполушарная организация психических процессов, Мейерсон Иньяс, Мейли (Meili) Ришар, Мейман Эрнст, Мейнонг (Meinong) Алексиус, Меланхолик, Меланхолия, Менчинская Наталья Александровна, Мерлин Вольф Соломонович, Мерло–Понти (Merleau–Ponty) Морис, Мертон Роберт Кинг, Месмер (Mesmer) Франц Антон, Метафизика души в русской психологии на рубеже XVIII-XIX вв., Метод близнецов, Метод вызванных потенциалов, Метод дихотического прослушивания, Метод исследования уровня притязаний, Метод кожно–гальванической реакции, Метод латеральных движений глаз, Метод личностного семантического дифференциала, Метод микроструктурного анализа, Метод минимальных изменений, Метод мозгового штурма, Метод мотивационной индукции, Метод объективного наблюдения, Метод позитронно-эмиссионной томографии, Метод полярных профилей, Метод приемных детей, Метод проб и ошибок, Метод регистрации электрокардиограммы, Метод репертуарных решеток, Метод самонаблюдения, Метод свободных ассоциаций, Метод семантического дифференциала, Метод семантического радикала, Метод средней ошибки, Метод убеждений, Метод электромиограммы, Метод электроэнцефалограммы, Методика двойной стимуляции, Методика зрительных предпочтений, Методика парных ассоциаций, Методика Петерсонов, Методика частичного воспроизведения, Методики оценки дивергентного мышления, Методы Лурия, Методы психологической саморегуляции, Методы шкалирования, Метрическая шкала Озерецкого, Мечта, Мид Джордж Герберт, Мид Маргарет, Мизогиния, Микрогенез зрительного восприятия, Микродвижения глаз, Микропсия, Миллер (Miller) Джордж, Милль Джон Стюарт, Мимико–жестовая речь, Минимальные мозговые дисфункции, Минус-симптомы, Миракян Аршак Исраелович, Мифологизация Я, Мифомания, Мишотт (Michotte) Альберт Эдуард, барон ван ден Берк, Младенческий возраст, Младший школьный возраст, Мнемосхема, Мнемотехника, Мнимая лживость, Модально–неспецифические расстройства памяти, Модально–специфические расстройства памяти, Модальность, Моделирование в обучении, Моделирование в психологии, Модель делителя, Модель с фильтрацией, Мозг, Молекулярный бихевиоризм, Молешотт Якоб, Молярный бихевиоризм, Монаков (Monakow) Константин, фон, Монокулярное зрение, Монокулярный параллакс движения, Монотония, Морено Якоб, Морита–терапия, Морфологический субстрат памяти, Московиси (Moscovici) Серж, Мотив, Мотивационная ригидность, Мотивация достижения, Моторика, Моторная реакция, Моторное поле, Моторные персеверации, Музыкотерапия, Мышечные синергии, Мышление, Мэй Ролло, Мю–ритм, Мюллер (Muller) Георг Элиас, Мюллер (Muller) Иоганн, Мюнстерберг (Munsterberg) Гуго, Мюррей (Murray) Генри Александр, Мясищев Владимир Николаевич, , ...

 

Тревожность

Тревожность личностная черта, проявляющаяся в легком и частом возникновении состояний тревоги . Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего в силу нарушения форм внутри и межличностного общения , например между родителями и...

Трема-фаза

Тремафаза (от греч. trema точка над гласной, которая читается как отдельный звук, в терминологии фр. театра напряженное состояние актеров перед выходом на сцену) переживания в инициальной стадии острой шизофрении. Эти переживания одни пациенты характеризуют как напряжение и давление, как беспокойство и страх, другие как приподнятое радостное ожидание чегото, третьи как стыд, ожидание возмездия, наконец, четвертые чувствуют только свою заторможенность, безволие, безнадежность. Тремафаза переходит в стадию апофении . Автор К.Конрад...

Тремор

Тремор (от лат. tremor дрожание) быстрые, ритмические, с частотой около 10Гц., движения конечностей или туловища, вызванные мышечными сокращениями и связанные с временной задержкой корректирующей афферентной импульсации, в силу чего реализация движения и сохранение позы происходит за счет постоянной подстройки движений к какомуто среднему значению. При утомлении и сильных эмоциях , а также при патологии нервной системы происходит существенное усиление...

Тренажер

Тренажер техническое средство, служащее целям профессиональной подготовки человекаоператора, в конструкции которой реализована модель функционирования системы человек...

Тренинг прививкой стресса

Тренинг прививкой стресса психотерапевтический прием в рамках когнитивной психотерапии. Процедура его проведения заключается в том, что пациент, после овладения новыми способами осознания и оценивания происходящих с ним событий, помещается в типичные стрессогенные ситуации, которые моделируются психотерапевтом в контролируемых условиях и которые раз от раза все более усложняются. Данный прием имеет распространение прежде всего при лечении страхов и при устранении реакций гнева или агрессии...

Трехкомпонентная модель памяти

Трехкомпонентная модель памяти концепция, в которой структура памяти представлена тремя совместно работающими блоками: блоком сенсорных регистров , где информация хранится не более 1с. почти в полном объеме в форме модально закодированных физических признаков стимуляции, блоком кратковременного хранилища , где объем хранимой в вербально акустическом коде информации небольшой, а длительность хранения (около 30с) обусловлена проговариванием, перекодированием, выбором способа запоминания, и блоком долговременного хранилища , объем и время хранения которого неограничены, а информация представлена в форме семантических...

Трехфазная теория возникновения невроза

Трехфазная теория возникновения невроза концептуальная модель, описывающая развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций, предложенная Г.Айзенком и С.Рэчманном (EysenckH.J., RachmannS. The causes and cures of neuroses, L., 1965). Развитие невроза, прежде всего фобического, представляется здесь как проходящее ряд стадий. На первой стадии происходит событие, закономерно вызывающее сильную эмоциональную реакцию, например, страх. Во временной близости с этим событием происходит изначально нейтральное событие, которое ассоциативно связывается с травмирующим событием первой ситуации и с эмоциональным откликом на нее вторая стадия. На третьей стадии, если подкрепление не наступает, т.е. если первая ситуация не повторяется, происходит угашение эмоциональной реакции, но если ситуация повторяется, что...

Трехфакторная теория личности

Трехфакторная теория личности (от лат. factor производящий) теория описания личностных свойств на основе факторных исследований, автор Х.Айзенк . Было выделено три личностных измерения, которые рассматривались как генетически обусловленные активностью ЦНС: психотизм (P), экстраверсия (E), нейротизм...

Триандис (Triandis) Гарри

Триандис (Triandis) Гарри (род. 1926) американский психолог. В 1958г. защитил докторскую диссертацию по философии в Корнелльском университете. С 1966г. профессор университета в Иллинойсе. Член редколлегии Журнала межкультурной психологии. Специалист в области психологии установки,...

Триггерная стимуляция

Триггерная стимуляция метод возбуждения мозга через зрительный анализатор с помощью ритмического предъявления вспышек света с использованием обратной связи. За счет синхронизации ритмов мозга и световых раздражений может выявляться скрытая склонность к...

Тританопия

Тританопия частичной цветовой слепоты, которая характеризуется отсутствие цветовых ощущений в синефиолетовой области...

Троицкий Матвей Михайлович

Троицкий Матвей Михайлович (01.08.1835 22.03.1899) русский философ и психолог. Инициатор создания Московского психологического общества. Окончил Киевскую духовную академию. С 1875г. профессор Московского университета. Был одним из самых значительных популяризаторов позитивизма в России. Свою психологическую систему строил на основе английской ассоциативной психологии . Сочинения. Немецкая психология в текущем столетии. М., 1867; Наука о духе. Т. 1-2, М., 1882. Анализ научной...

Троицкий Матвей Михайлович. Анализ научной деятельности.

В жизни человека вопрос об отношении к обществу всегда оставляет большие возможности для самых неожиданных решений. В профессиональной карьере М.М.Троицкого таким решением стал выбор между двумя альтернативами следовать своей тонкой психологической интуиции или отдать предпочтение не очень продуктивному теоретизированию. Он сделал ставку на второе и ... выиграл, по крайней мере, золото позументов на парадный мундир, ордена на грудь и чин тайного советника. Его деятельность совпала со временем коренных государственных реформ начала 60х годов ХIХвека, во многом обусловленных поражением России в Крымской компании и представлявших собой уникальную по размаху попытку создания в стране чиновничьей прослойки западноевропейского образца. И Троицкий, искренний...

Тропизмы

Тропизмы (от греч. tropos поворот, направление) изменения направления в движении частей растения под воздействием биологически значимых...

Трудовые приемы

Трудовые приемы технология реализации операций , обеспечивающих решение производственной...

Тэджфел Генри

Тэджфел Генри (1920 1982) английский психолог, автор теории социальной идентичности. Автор книги Социальная идентичность и межгрупповые отношения (1982). По его представлениям, Яконцепция личности образована такими когнитивными образованиями, связанными с самоопределением, как личностная (физическая, интеллектуальная, нравственная) идентичность и групповая (этническая, социальная, профессиональная)...

Тэн (Taine) Ипполит Адольф

Тэн (Taine) Ипполит Адольф (21.4.1828, Вузьер, Арденны 5.3.1893, Париж) французский философ, историк, искусствовед, психолог. Представитель позитивизма первой классической формы, испытал на себе влияние О.Конта. С 1895г. он профессор. Родоначальник культурноисторической школы в искусствознании и психологии. Исходил из допущения о первостепенной роли в развитии обществ и народов их географического положения и природных условий. Первым предпринял попытку исследования функционирования искусства в контексте определенного исторического момента. По его мнению, научная эстетическая критика в отличии от морали должна опираться на то, что создание или восприятие произведения искусства обусловлено тремя факторами: расой, средой и моментом, Сторонник ассоцианистической психологической теории, пытался ввести в психологию момент...

Уанье синдром

Уанье синдром (Hoigne R., 1962). Наблюдается как осложнение при введении препаратов пенициллина пролонгированного действия. Возникает остро сразу же после введения и длится несколько минут, но иногда может затягиваться на несколько часов и даже дней, в связи с чем больные иногда госпитализируются в психиатрическую больницу. Характерны психопатологические и соматические симптомы. К первым относятся страх смерти, психомоторное возбуждение, аллопсихическая дезориентировка, чувство беспомощности, слуховые, зрительные и обонятельные галлюцинации, явления деперсонализации. К соматическим симптомам относятся тахикардия, артериальная гипертензия, чувство давления в грудной клетке, кашель, синюшность или бледность кожи, обильное потоотделение, клонические судороги конечностей, парестезии, головная боль и головокружение. В дальнейшем длительное время может...

Убеждения

Убеждения представления о нормативном поведении , ставшие внутренней мотивации . О степени соответствия реального поведения декларируемым убеждениям можно судить лишь при столкновении человека серьезными...

Убийство

Противоправное умышленное или неосторожное лишение жизни человека. В психиатрии убийство чаще всего рассматривается как результат недостаточной диагностики, плохого лечения или преждевременной выписки психически больного из...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Методики оценки дивергентного мышления