Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin) - немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма (сам Хайдеггер не раз подчеркивал, что его мысль не имеет отношения к этой школе).
Родился 26 сентября 1889 года в городке Месскирхе, что на юге земли Баден-Вюртемберг. Его отец, ремесленник-бочар, был причетником и звонарем католического храма св. Мартина в Месскирхе. Мать родом из деревни в Верхней Швабии.
С юности Мартин увлекался чтением серьезных книг и игрой в футбол.
Учился в гуманитарной гимназии, в классическом лицее Констанца; бакалавр лицея иезуитов во Фрейбурге.
С 1909 года Мартин Хайдеггер студент богословия, математики и физики, затем философии во Фрейбургском университете, одном из старейших университетов Европы (основан в 1460 году), где защитил докторскую диссертацию в 1913 году.
Учился у Риккерта. В 1920 году стал ассистентом Гуссерля (профессора Фрейбургского университета с 1916 года).
В эти годы (с 1910 по 1920 годы) его окружением были такие известные фигуры как Рудольф Бультман, Гадамер, Карл Ясперс, Николай Гартман, Макс Шелер. Вместе с ними проходило время его философского ученичества. Это были годы, когда вышел в свет полный Ницше, возвратилось внимание к Гегелю и Шеллингу, были переведены на немецкий Кьеркегор и Достоевский, началось издание собрания сочинений Дильтея, был заново открыт Гельдерлинг; когда Рильке и Тракль создавали свои главные вещи; когда восходил Пауль Клее; когда Вернер Гейзенберг сформулировал соотношение неопределенностей в квантовой механике.
В этот период Хайдеггер внес серьезный вклад в развитие феноменологии.
В 1914 году Хайдеггер публикует докторскую работу "Учение о суждении в психологизме",
в 1916 – диссертацию "Учение Дунса Скота о категориях и значении".
В 1921 году он пишет рецензию на книгу своего старшего друга Карла Ясперса "Психология мировоззрений" (рецензия напечатана только в 1973 году). Уже здесь происходит размежевание Хайдеггера с экзистенциализмом.
В 1923-28 - Хайдеггер профессор Марбургского университета.
В 1927 году появляется "Бытие и время" (Sein und Zeit, 1927) - книга, изменившая путь европейской мысли.
Что бы ни понял, что бы ни увидел своим умом, что бы ни открыл, что бы ни изобрел, чем бы ни был захвачен человек, пространство, в котором он так или иначе ведет себя в своей истории, устроено не им. Во всяком случае, сцена на которую человек каждый раз выступает, думая и поступая, всегда заранее уже есть - постоянная, и по существу единственная мысль Хайдеггера.
С 1929 года, по рекомендации уходящего в отставку Гуссерля, Хайдеггер возглавляет кафедру философии Фрейбургского университета.
В том же году выходит в свет работа "Кант и проблема метафизики" (Kant und das Problem der Metaphysik, 1929).
1930 год - в свет выходит работа Хайдеггера "Что такое метафизика?" (Was ist Metaphysik?, 1930)
Дважды, в 1930 и в 1933, Хайдеггера приглашают в Берлинский университет, он отказывается (по тем временам стало уже совершенно обязательно, чтобы на таком посту, как ректор университета, находился член партии). В начале мая 1933 года, по просьбе бывшего ректора, фон Мёллендорфа, все же соглашается.
В феврале 1934 года, за полгода до единовластия Гитлера, Хайдеггер подает в отставку.
В эти годы Хайдеггер оставляет позади привычные интеллектуальные вехи. Не философия, не метафизика, не фундаментальная онтология, и даже не бытие, а "другое мышление" отныне его задача. Знаменитый "поворот" 1930-х годов многими был истолкован как расписка в неудаче "Бытия и времени", признание тупика. Хайдеггер не стал говорить, что на его родном наречии поворотом (Kehre) называется место, где серпантин горной дороги поворачивает почти назад, чтобы подобраться еще ближе к перевалу.
В 1937 году появляются работы о литературе: "Гельдерлинг и сущность поэзии" (Hlderlin und das Wesen der Dichtung, 1937), "Толкования поэзии Гельдерлина" (Erlauterungen zu Hlderlins Dichtung, 1937).
В годы войны работы Хайдеггера несут на себе напряжение исторического места и момента, дышат близостью события и сами есть событие. Но главное событие, о котором в них идет речь, не похоже на революции, войны и учреждение новых порядков. Все, что устанавливается насильственно, не становится событием или становится совсем не тем событием, которого хотели устроители.
После войны, лишенный французскими оккупационными властями права преподавания, забытый почти всеми, Хайдеггер живет уединенно, но позже возобновляет преподавательскую деятельность и ведет ее до 1957 года.
Его более поздние работы посвящены не столько проблеме индивидуальной субъективности, сколько проблемам традиционной метафизики. В работе "Введение в метафизику" (Einfhrung in die Metaphysik, 1953) он прослеживает исторические и философские корни понятия бытия и их влияние на современную "технологическую" интерпретацию природы. В своих работах о языке и литературе, таких как "Отрешенность" (Gelassenheit, 1959) и "Путь к языку" (Unterwegs zur Sprache, 1959), он показывает, как устремления, исторические традиции и толкования, принадлежащие определенному времени, находят выражение через созерцание мыслителя. Сам процесс мышления является благодарным принятием того, что есть. Событие (Ereignis) бытия не только случается, оно находит возможность быть “сказанным” или “начертанным”.
Умер Хайдеггер в Месскирхе 26 мая 1976 года прожив всю свою жизнь (кроме редких поездок за границу) в своих родных местах.
Ряд других работ Хайдеггера посвящен проблемам классической и современной философии:
"Учение Платона об истине" (Platons Lehre von der Wahrheit, 1947),
"Лесные тропы" (Holzwege, 1950),
"Ницше" (Nietzsche, 1961),
"Вопрос о вещи" (Die Frage nach dem Ding, 1962).
ЛИТЕРАТУРА
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993
Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997
По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться
Тревожность личностная черта, проявляющаяся в легком и частом возникновении состояний тревоги . Тревожность возникает при благоприятном фоне свойств нервной и эндокринной систем, но формируется прижизненно, прежде всего в силу нарушения форм внутри и межличностного общения , например между родителями и...
Тремафаза (от греч. trema точка над гласной, которая читается как отдельный звук, в терминологии фр. театра напряженное состояние актеров перед выходом на сцену) переживания в инициальной стадии острой шизофрении. Эти переживания одни пациенты характеризуют как напряжение и давление, как беспокойство и страх, другие как приподнятое радостное ожидание чегото, третьи как стыд, ожидание возмездия, наконец, четвертые чувствуют только свою заторможенность, безволие, безнадежность. Тремафаза переходит в стадию апофении . Автор К.Конрад...
Тремор (от лат. tremor дрожание) быстрые, ритмические, с частотой около 10Гц., движения конечностей или туловища, вызванные мышечными сокращениями и связанные с временной задержкой корректирующей афферентной импульсации, в силу чего реализация движения и сохранение позы происходит за счет постоянной подстройки движений к какомуто среднему значению. При утомлении и сильных эмоциях , а также при патологии нервной системы происходит существенное усиление...
Тренажер техническое средство, служащее целям профессиональной подготовки человекаоператора, в конструкции которой реализована модель функционирования системы человек...
Тренинг прививкой стресса психотерапевтический прием в рамках когнитивной психотерапии. Процедура его проведения заключается в том, что пациент, после овладения новыми способами осознания и оценивания происходящих с ним событий, помещается в типичные стрессогенные ситуации, которые моделируются психотерапевтом в контролируемых условиях и которые раз от раза все более усложняются. Данный прием имеет распространение прежде всего при лечении страхов и при устранении реакций гнева или агрессии...
Трехкомпонентная модель памяти концепция, в которой структура памяти представлена тремя совместно работающими блоками: блоком сенсорных регистров , где информация хранится не более 1с. почти в полном объеме в форме модально закодированных физических признаков стимуляции, блоком кратковременного хранилища , где объем хранимой в вербально акустическом коде информации небольшой, а длительность хранения (около 30с) обусловлена проговариванием, перекодированием, выбором способа запоминания, и блоком долговременного хранилища , объем и время хранения которого неограничены, а информация представлена в форме семантических...
Трехфазная теория возникновения невроза концептуальная модель, описывающая развитие невроза как системы выученных поведенческих реакций, предложенная Г.Айзенком и С.Рэчманном (EysenckH.J., RachmannS. The causes and cures of neuroses, L., 1965). Развитие невроза, прежде всего фобического, представляется здесь как проходящее ряд стадий. На первой стадии происходит событие, закономерно вызывающее сильную эмоциональную реакцию, например, страх. Во временной близости с этим событием происходит изначально нейтральное событие, которое ассоциативно связывается с травмирующим событием первой ситуации и с эмоциональным откликом на нее вторая стадия. На третьей стадии, если подкрепление не наступает, т.е. если первая ситуация не повторяется, происходит угашение эмоциональной реакции, но если ситуация повторяется, что...
Трехфакторная теория личности (от лат. factor производящий) теория описания личностных свойств на основе факторных исследований, автор Х.Айзенк . Было выделено три личностных измерения, которые рассматривались как генетически обусловленные активностью ЦНС: психотизм (P), экстраверсия (E), нейротизм...
Триандис (Triandis) Гарри (род. 1926) американский психолог. В 1958г. защитил докторскую диссертацию по философии в Корнелльском университете. С 1966г. профессор университета в Иллинойсе. Член редколлегии Журнала межкультурной психологии. Специалист в области психологии установки,...
Триггерная стимуляция метод возбуждения мозга через зрительный анализатор с помощью ритмического предъявления вспышек света с использованием обратной связи. За счет синхронизации ритмов мозга и световых раздражений может выявляться скрытая склонность к...
Тританопия частичной цветовой слепоты, которая характеризуется отсутствие цветовых ощущений в синефиолетовой области...
Троицкий Матвей Михайлович (01.08.1835 22.03.1899) русский философ и психолог. Инициатор создания Московского психологического общества. Окончил Киевскую духовную академию. С 1875г. профессор Московского университета. Был одним из самых значительных популяризаторов позитивизма в России. Свою психологическую систему строил на основе английской ассоциативной психологии . Сочинения. Немецкая психология в текущем столетии. М., 1867; Наука о духе. Т. 1-2, М., 1882. Анализ научной...
В жизни человека вопрос об отношении к обществу всегда оставляет большие возможности для самых неожиданных решений. В профессиональной карьере М.М.Троицкого таким решением стал выбор между двумя альтернативами следовать своей тонкой психологической интуиции или отдать предпочтение не очень продуктивному теоретизированию. Он сделал ставку на второе и ... выиграл, по крайней мере, золото позументов на парадный мундир, ордена на грудь и чин тайного советника. Его деятельность совпала со временем коренных государственных реформ начала 60х годов ХIХвека, во многом обусловленных поражением России в Крымской компании и представлявших собой уникальную по размаху попытку создания в стране чиновничьей прослойки западноевропейского образца. И Троицкий, искренний...
Тропизмы (от греч. tropos поворот, направление) изменения направления в движении частей растения под воздействием биологически значимых...
Трудовые приемы технология реализации операций , обеспечивающих решение производственной...
Тэджфел Генри (1920 1982) английский психолог, автор теории социальной идентичности. Автор книги Социальная идентичность и межгрупповые отношения (1982). По его представлениям, Яконцепция личности образована такими когнитивными образованиями, связанными с самоопределением, как личностная (физическая, интеллектуальная, нравственная) идентичность и групповая (этническая, социальная, профессиональная)...
Тэн (Taine) Ипполит Адольф (21.4.1828, Вузьер, Арденны 5.3.1893, Париж) французский философ, историк, искусствовед, психолог. Представитель позитивизма первой классической формы, испытал на себе влияние О.Конта. С 1895г. он профессор. Родоначальник культурноисторической школы в искусствознании и психологии. Исходил из допущения о первостепенной роли в развитии обществ и народов их географического положения и природных условий. Первым предпринял попытку исследования функционирования искусства в контексте определенного исторического момента. По его мнению, научная эстетическая критика в отличии от морали должна опираться на то, что создание или восприятие произведения искусства обусловлено тремя факторами: расой, средой и моментом, Сторонник ассоцианистической психологической теории, пытался ввести в психологию момент...
Уанье синдром (Hoigne R., 1962). Наблюдается как осложнение при введении препаратов пенициллина пролонгированного действия. Возникает остро сразу же после введения и длится несколько минут, но иногда может затягиваться на несколько часов и даже дней, в связи с чем больные иногда госпитализируются в психиатрическую больницу. Характерны психопатологические и соматические симптомы. К первым относятся страх смерти, психомоторное возбуждение, аллопсихическая дезориентировка, чувство беспомощности, слуховые, зрительные и обонятельные галлюцинации, явления деперсонализации. К соматическим симптомам относятся тахикардия, артериальная гипертензия, чувство давления в грудной клетке, кашель, синюшность или бледность кожи, обильное потоотделение, клонические судороги конечностей, парестезии, головная боль и головокружение. В дальнейшем длительное время может...
Убеждения представления о нормативном поведении , ставшие внутренней мотивации . О степени соответствия реального поведения декларируемым убеждениям можно судить лишь при столкновении человека серьезными...
Противоправное умышленное или неосторожное лишение жизни человека. В психиатрии убийство чаще всего рассматривается как результат недостаточной диагностики, плохого лечения или преждевременной выписки психически больного из...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]