Exit Project: Глоссарий: Зрение

Зрение



Зрение (visio, visus) - физиологический процесс восприятия величины, формы и цвета предметов, а также их взаимного расположения и расстояния между ними; источником зрительного восприятия является свет, излучаемый или отражаемый от предметов внешнего мира. Функция зрения осуществляется благодаря сложной системе различных взаимосвязанных структур - зрительного анализатора, состоящего из периферического отдела (сетчатка, зрительный нерв, зрительный тракт) и центрального отдела, объединяющего подкорковые и стволовые центры (латеральное коленчатое тело, подушка таламуса, верхние холмики крыши среднего мозга), а также зрительную область коры полушарий большого мозга. Человеческий глаз воспринимает световые волны лишь определенной длины - приблизительно от 380 до 770 нм. Световые лучи от рассматриваемых предметов проходят через оптическую систему глаза (роговицу, хрусталик и стекловидное тело) и попадают на сетчатку. В сетчатке сосредоточены светочувствительные клетки - фоторецепторы (колбочки и палочки). Свет, попадая на фоторецепторы, вызывает перестройку содержащихся в них зрительных пигментов (в частности, наиболее изученного из них родопсина), а это, в свою очередь, - возникновение нервных импульсов, которые передаются в следующие нейроны сетчатки и далее в зрительный нерв. По зрительным нервам, затем по зрительным трактам нервные импульсы поступают в латеральные коленчатые тела — подкорковый центр зрения, а оттуда в корковый центр зрения, расположенный в затылочных долях головного мозга, где происходит формирование зрительного образа. В сетчатке человека насчитывается примерно 7 млн. колбочек и 150 млн. палочек. Основная масса колбочек сосредоточена в центральной части сетчатки, называемой пятном (желтым пятном). По мере удаления от него количество колбочек уменьшается, а число палочек возрастает, на периферии сетчатки имеются только палочки. Колбочки, обладающие высокой разрешающей способностью, в основном обеспечивают дневное зрение и участвуют в точном восприятии формы, цвета и деталей предмета. Палочки, имеющие малую разрешающую способность, но в то же время очень высокую световую чувствительность, способствуют восприятию предметов в сумерках или ночью. Пятно, особенно его центральная ямка, состоящая только из колбочек, — место наиболее четкого, так называемого центрального зрения. Другие отделы сетчатки обеспечивают периферическое, или боковое, зрение, при котором форма предмета воспринимается менее четко. Центральное З. дает возможность рассматривать мелкие детали и опознавать предметы; периферическое зрение служит для ориентирования в пространстве и обнаружения предметов. Чувствительность глаза к свету варьирует: в темноте повышается, на свету снижается. Способность глаза приспосабливаться к восприятию света разной яркости носит название зрительной адаптации (см. Светоощущение). Глаз человека различает большое количество цветовых оттенков благодаря наличию в сетчатке глаза трех видов колбочек, каждый из которых возбуждается преимущественно одним из основных цветов - красным, зеленым или синим. Ощущение цвета зависит от сочетания возбуждения этих рецепторов (см. Цветовое зрение). Разрешающая способность зрения, т.е. способность глаза воспринимать раздельно две точки при минимальном расстоянии между ними, называется остротой зрения. Мерой остроты зрения служит угол, образованный лучами, идущими от этих точек. Чем он меньше, тем выше острота зрения. За единицу (1,0) принимают такую остроту зрения, при которой наименьший угол различения равен 1 мин. Важным условием нормального зрения является взаимодействие двух глаз. Одновременное восприятие объектов двумя глазами называется бинокулярным зрением. Оно позволяет получать объемное изображение предметов и определять их относительное расстояние от наблюдателя. Бинокулярное зрение осуществляется благодаря одновременному направлению зрительной линии (воображаемый линии, соединяющей точку фиксации рассматриваемого объекта с центральной ямкой сетчатки) обоих глаз на рассматриваемый объект; при этом происходит слияние двух изображений объекта в единый образ. Этот процесс носит название фузии. Идеальное функционирование мышц глаз, обеспечивающих отклонение глазных яблок, необходимое для бинокулярного зрения (ортофория), наблюдается крайне редко. Обычно у здоровых людей в результате нарушения равновесия мышц глаза (например, при переутомлении) глазные яблоки отклоняются от правильного положения, однако благодаря фузионной способности зрительного анализатора бинокулярное зрение сохраняется (так называемое скрытое косоглазие, или гетерофория). Все точки пространства, которые находятся на том же удалении от глаз, что и фиксируемый объект (эта область косит название гороптер), ложатся на корреспондирующие точки, находящиеся на одном расстоянии и с одной стороны от центральной ямки сетчаток обоих глаз. Объекты, расположенные ближе или дальше рассматриваемого объекта, попадают на корреспондирующие точки сетчаток. Это явление лежит в основе стереоскопического зрения, при котором одни предметы воспринимаются как более близкие, другие как далекие. Для нормального бинокулярного З. необходимо, чтоб движения глазных яблок были хороню согласованы и зрительные линии всегда были направлены в одну точку. Это обеспечивается двумя видами движений глазных яблок - ассоциированными, при которых оба глазных яблока поворачиваются на одинаковый угол, и дивергентными, когда глазные яблоки совершают встречные движения в горизонтальной плоскости. Последние необходимы для того, чтобы наблюдать за предметами, находящимися на разном удалении. При переводе взора с дальнего предмета на ближний глазные яблоки поворачиваются навстречу друг другу, и их зрительные линии одновременно направляются на рассматриваемый предмет (конвергенция), при переводе взора с ближнего предмета на дальний глазные яблоки расходятся в стороны (дивергенция). При бинокулярном зрении можно выделить так называемый ведущий, или превалирующий, глаз. Феномен ведущего глаза - проявление функциональной асимметрии, присущей в той или иной мере всем парным анализаторам, Зрительная линия ведущего глаза первой направляется на объект фиксации, в нем раньше включается механизм аккомодации, при разделении полей зрения он обеспечивает более отчетливое видение предмета. Основными методами исследования зрительной функции являются определение остроты зрения и поля зрения. Первый метод позволяет судить главным образом о центральном зрении, второй - о периферических отделах полей зрения, границах, наличии абсолютных или относительных дефектов полей зрения - скотом. Бинокулярное зрение исследуют с помощью синоптофора (см. Косоглазие) и стереоскопа. Состояние глазного дна и сетчатки оценивают с помощью офтальмоскопии (см. Глазное дно), состояние оптических сред - с помощью биомикроскопии глаза. Нарушения зрения в виде расстройств цвето- или светоощущения, понижения остроты зрения, изменений полей зрения, а также нарушения движения глазных яблок могут быть обусловлены изменениями в глазу или в других отделах зрительного анализатора. Нарушение цветового зрения в виде его полного отсутствия (цветовая слепота) или восприятия цвета (цветоаномалия) вызывается снижением чувствительности одного из типов рецепторов. Врожденными обычно бывают нарушения восприятия красного или зеленого цвета, приобретенные расстройства цветового зрения чаще всего касаются синего цвета. Встречаются нарушения цветового зрения, при которых человек видит окружающие предметы окрашенными в какой-либо один цвет, например желтый или красный (см. Ксантопсия, Эритропсия). Одной из наиболее частых причин нарушения зрения являются аномалии рефракции - близорукость, дальнозоркость, астигматизм (см. Рефракция глаза). Различиями рефракции правого и левого глаза может быть обусловлено неравенство величин изображений одного и того же предмета на сетчатке - анизейкопия, проявляющаяся затруднением при чтении, нарушением пространственного восприятия. Различные изменения в оптической системе глаза могут приводить также к искажениям изображений на сетчатке (аберрации). Резкое понижение зрения, вплоть до слепоты, наблюдается при помутнении оптических сред глаза - роговицы (см. Бельмо) и хрусталика (см. Катаракта). Нарушения функции зрения могут быть связаны с повреждениями и воспалительными процессами в глазу и его оболочках, например с иридоциклитом, кератитом. К стойкому понижению зрения и неизлечимой слепоте могут приводить разнообразные заболевания сетчатки воспалительного и дистрофического характера, ее поражения при гипертонической болезни, атеросклерозе, глаукоме и др. Нарушение бинокулярного зрения (зрительные линии двух глаз не направлены на один предмет) характерно для косоглазия. Различные расстройства зрения могут наблюдаться при органических поражениях различных отделов нервной системы (кровоизлияниях, новообразованиях, травме, инфекциях, интоксикяциях и др.), а также при ее функциональных нарушениях. Характер зрительных изменений зависит от локализации патологического процесса. При поражении зрительного нерва наступает слепота соответствующего глаза при сохранении содружественной реакции зрачков на свет. Повреждение отдельных волокон зрительного нерва вызывает выпадение отдельных участков поля зрения и возникновение скотом. При поражении зрительного перекреста наступает двусторонняя слепота. При повреждении внутренних волокон зрительного перекреста, например при опухоли гипофиза, расширении III желудочка, отмечается выпадение височных (наружных) половин полей зрения (битемпоральная гемианопсия). При поражении наружных волокон зрительного перекреста с двух сторон (двусторонние аневризмы сонных артерий по бокам турецкого седла) выпадают носовые (внутренние) половины полей зрения (биназальная гемианопсия). Гемианопсия возможна и при поражении зрительного тракта, латерального коленчатого тела, задней ножки внутренней капсулы, зрительной лучистости или области шпорной борозды. В этом случае выпадают обе левые или обе правые половины полей зрения. При повреждении зрительных путей, расположенных до зрительной лучистости, больные осознают свой дефект в поле зрения (положительная скотома). При поражении области зрительной лучистости и других структур до коры большого мозга больные своего дефекта в поле зрения не замечают (отрицательная скотома). Поражение небольших участков зрительной лучистости, а также опухоли или абсцессы височной и затылочной долей коры большого мозга вызывают выпадение четвертых частей поля зрения (квадрантов), возникает квадрантная гемианопсия. При поражении зрительной области коры большого мозга сохраняются центральные участки полей зрения. Помимо выпадения полей зрения могут наблюдаться и другие его расстройства. Так, при нарушении мозгового кровообращения, опухолях, воспалительных процессах, мигрени в результате раздражения корковых центров зрительного анализатора может возникать фотопсия - ощущение светящихся точек, искр, огненных поверхностей. Поражение более обширных участков коры большого мозга вызывает искаженное восприятие зрительных образов (метаморфопсия), возможны также зрительные галлюцинации. При поражении наружной поверхности затылочной доли левого полушария (сосудистые заболевания головного мозга, опухоли, проникающие ранения) может возникнуть зрительная агнозия (неузнавание предметов при сохраненном зрительном восприятии их). При ряде заболеваний, например прогрессивном параличе, миастении, могут развиваться зрительные расстройства в связи с поражением двигательного аппарата глаза, обусловленным изменениями стволовых ядер глазодвигательного, отводящего и блокового нервов. При этом наблюдается нарушение бинокулярного зрения за счет расстройства конвергенции, что может сопровождаться и нарушением процесса аккомодации, связанного с одновременным напряжением аккомодационной мышцы и сокращением зрачков (реакция зрачков на конвергенцию и аккомодацию). Гигиена зрения. Физиологическими исследованиями установлена оптимальная величина освещенности на рабочем месте - 200-3000 лк. Естественное освещение обеспечивает высокую диффузную освещенность на рабочем месте, что благоприятно отражается на работоспособности. Регулирование качества искусственного освещения заключается в приближении его спектрального состава к видимому спектру излучения солнца как наиболее привычному для человеческого глаза. В гигиеническом отношении в большинстве случаев наиболее целесообразно полуотраженное освещение (см. Освещение). Большое значение в обеспечении зрительного комфорта имеют цветовые контрасты. Наиболее благоприятное влияние на зрение оказывают относительно малонасыщенные цвета средней части видимого спектра (желтый, зеленый, голубой) - так называемые оптимальные цвета. Для сигнализации используются наиболее насыщенные (предохранительные) цвета. Отсутствие постоянных непрерывных смен полей зрения, резких цветовых контрастов, сильной освещенности, слепящих поверхностей способствует повышению безопасности труда на производстве (например, на конвейере, транспорте). Зрительное утомление может приводить к понижению производительности труда, способствовать развитию таких патологических состояний глаза, как амблиопия, астенопия, близорукость. Длительная зрительная работа в неблагоприятных условиях вызывает нарушение аккомодации глаза. Особое значение имеет гигиена зрения у детей. Большую роль играют качество печати школьных учебников, хорошее освещение в учебных классах и дома (особенно при выполнении домашних заданий), регулирование продолжительности и характера зрительной работы, правильная посадка во время занятий, соблюдение режима дня, предупреждение переутомления зрения. Детям с аномалиями рефракции необходима своевременная и правильная коррекция зрения. См. также Глаз. Библиогр.: Аветисов Э.С. и Розенблюм Ю.З. Оптическая коррекция, М., 1981, библиогр.; Глезер В.Д. Зрение и мышление, Л., 1985, библиогр.; Гусев Е.И., Гречко В.Е. и Бурд Г.С. Нервные болезни, М., 1988; Кодлинз Р.Д. Диагностика нервных болезней, пер. с англ., М., 1986; Кроль М.Б. и Федорова Е.А. Основные невропатологические синдромы, М., 1966; Механизмы работы клеточных элементов сетчатки, под ред. М.М. Каримова, М., 1984; Рок И. Введение в зрительное восприятие, пер. с англ., кн. 1-2, М., 1980; Эмануэль Н.М. и Островский М.А. Химическая физика проблемы «газ и солнце», М., 1983.

Другие статьи : Заболеваемость, Заболеваемость общая, Заболевания демиелинизирующие, Забывание, Завершенный гештальт, Завилянского симптом алкоголизма, Завилянской методики контрастной психотерапии, Зависимость от поля — независимость от поля, Зависимость от психотерапевта, Задатки, Задача Майера, Задержка мочи истерическая, Задержка психического развития, Задержки психические, Заззо тест животных, Заикание, Зайферт К. Профессиональное развитие, Закаливание, Закон Блоха, Закон Бугера – Вебера, Закон Дондерса, Закон Йоста, Закон Клерамбо, Закон осознания Клапареда, Закон Пипера, Закон Питра, Закон Рибо, Закон Рикко, Закон специфических энергий, Закон Стивенса, Закон Тальбота, Закон Фехнера, Закон Хика, Закон Эбнея, Закон Эммерта, Законы аддитивного смешения цветов, Законы Йеркса — Додсона, Закса-Витебского реакция, Закса-Георги реакция, Замкнутость, Зангвилла синдром, Занков Леонид Владимирович, Запах, Запечатление у животных, Запоминание, Запорожец Александр Владимирович, Запредельное торможение, Зарубежные психотерапевтические техники, Застойный сосок зрительного нерва, Затенение, Заторможенность психическая, Захс Ханс, Защитные рефлексы, Звезда Геринга, Здоровый образ жизни, Зейгарник Блюма Вульфовна, Зейгарник методика соотношения пословиц, метафор и фраз, Зейгарник феномен, Зельц Отто, Зинченко Петр Иванович, Знак, Знаковая индикация, Знаковое опосредствование, Значение, Значение работы медсестер в психотерапии, Значимость сигнала, Золотые стихи Пифагора, Зона биологического действия, Зона ближайшего развития, Зона Панума, Зонная модель порога ощущения, Зоопатия внутренняя, Зоопсии, Зоопсихология, Зоосадизм, Зоофилия эротическая, Зоофобия, Зрение, Зрительная адаптация, Зрительная маскировка, Зрительное восприятие, Зурабашвили словесно-семантический эксперимент, , ...

 

Убийство внезапное

Убийство внезапное чаще всего совершается больными кататонической шизофренией и является следствием импульсивно-агрессивных действий. Иногда стимулом к нему являются бредовые переживания, особенно персекуторный бред, при котором «преследуемый» становится преследователем. Как правило, это наблюдается в случаях нераспознанной параноидной шизофрении и такого рода поступки могут быть первым симптомом психической патологии (см. Бжезицкого симптом парагномена, Деликт...

Убийство депрессивное

Убийство депрессивное (Шипковенски Н., 1957). Может носить характер непрямого (больной совершает преступление, чтобы быть осужденным на смерть), наблюдается в рамках расширенного самоубийства, совершается по мотивам танатофобическим (страх смерти в одиночку), искупительным (принесение в жертву кого-либо из родных или близких для искупления «вины» своей семьи), происходит в состоянии меланхолического раптуса. Убийства совершаются больными эпилепсией в состоянии сумеречного расстройства сознания, при тяжелых дисфориях. В ряде случаев убийство совершается при исключительных...

Уверенность в себе

Уверенность в себе готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только изза опасений неудачи. Если уровень способностей значительно ниже тех, которые требуются для намеченного действия , то имеет место...

Угасание условного рефлекса

Угасание условного рефлекса торможение ранее образованного условного рефлекса , возникающее в результате многочисленного неподкрепления условного сигнала безусловным. Синоним внутреннее торможение ( И.П.Павлов...

Узкий локализационизм

Узкий локализационизм нейропсихологическое направление, в котором психологические функции рассматривались как единые и неразложимые на составные части психические способности, которые реализуются за счет работы узко локализованных участков коры головного мозга. Считалось, что при поражение того или иного центра происходит выпадение соответствующей психологической функции. К этому направлению могут быть отнесены Ф.Галль , создавший френологическую карта мозга, и К.Клейст с его локализационной...

Узнавание

Узнавание опознание , как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия . Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета. Выделяют индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета, и родовое, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какомуто классу...

Узнадзе Дмитрий Николаевич

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886 1950) грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из основателей Тбилисского университета, где сформировал отделение психологии, директор Института психологии АН Грузии. Автор работ Основные положения теории установки (1961) и Экспериментальные основы психологии установки (1966). Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913). Дал собственную методологическую трактовку понятию установки как границы между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим. Установка описывается как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности , и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять постулат непосредственности. Возникает при столкновении...

Укрупнение

Укрупнение мнемоническая стратегия. Заключается в переводе по определенным правилам исходной информации к виду, где имеется меньшее количество...

Умение

Умение способность выполнять какоелибо действие по определенным правилам. При этом действие еще не достигло...

Умозаключение

Умозаключение установление связи между какимилибо суждениями. Осуществляется в словесной форме, за счет чего оказывается возможен выход из под влияния перцептивного...

Умственная отсталость

Умственная отсталость нарушение общего психического и интеллектуального развития, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый...

Умственные действия

Умственные действия система интеллектуальных операций человека, направленных на выявление признаков предметов, которые не даны в перцептивном плане. Основаны на использовании определенных познавательных орудий, выработанных в ходе общественного...

Умственный возраст

Умственный возраст понятие, введенное А.Бине и Т.Симоном в 1908г. для характеристики интеллектуального развития индивида на основе его сравнения с уровнем интеллекта других людей того же возраста. Количественно выражается как возраст, в котором по среднестатистическим данным решаются те тестовые задания, которые доступны данному индивиду. В 1912г. В.Штерн предложил простую формулу для определения коэффициента интеллекта (IQ) как отношения умственного возраста к...

Уотсон (Watson) Джон

Уотсон (Watson) Джон (9.01.1878 25.09.1958, НьюЙорк) американский психолог, основатель бихевиоризма . Автор программной статьи этого направления Психология с точки зрения бихевиориста, написанной в 1913г. В противовес интроспективной психологии , предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым разработаны в естественных науках. Понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти, а основной задачей считал предсказание поведения и контроль за ним. На основе своей теории психического развивал методы поведенческой психотерапии. Занимался также психологией...

Упрямство

Упрямство поведение индивида, характеризующееся активным отвержением требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения. Наблюдается прежде всего у слишком эмоциональных или ригидных людей, а также при фрустрации важных потребностей . У детей и подростков появление упрямства может быть обусловлено мелочной опекой взрослых или пренебрежительным отношением к их стремлению быть...

Уроборос

Уроборос архаический образ, часто встречающийся в алхимических трактатах и представляющий собой змею, заглатывающую свой хвост. В рамках глубинной психологии, например у Э.Нойманна (NeumannE. Die Grosse Mutter, Zurich, 1956) трактуется как базовый архетип, символизирующий доисторическое служащее началом человеческой индивидуальности единство мужского и женского, положительного и отрицательного, когда Я погружено в бессознательное , из которого еще не отдифференцирован сознательный...

Уровень притязаний личности

Уровень притязаний личности понятие, введенное К.Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности , формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности . Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или...

Уровни интеллектуальной активности

Уровни интеллектуальной активности (от лат. intellectus ум) выделены три уровня интеллектуальной активности: стимульнопродуктивный, когда познавательная деятельность определяется исключительно внешними стимулами; эвристический, когда наблюдается спонтанная интеллектуальная активность, на основе которой происходит открытие ряда закономерностей; креативный, характеризующийся максимальной интеллектуальной активности, за счет которой происходит проникновение в сущность явление и постановка новых проблем. Автор Д.Б.Богоявленская. Литература. БогоявленскаяД.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. 1976,...

Условный рефлекс

Условный рефлекс понятие, введенное И.П.Павловым для обозначения динамической связи между условным раздражителем и реакцией индивида, первоначально основанной на безусловном раздражителе. В ходе экспериментальных исследований были определены правила выработки условных рефлексов: совместное предъявление первоначально индифферентного и безусловного раздражителей при некоторой отсроченности второго; при отсутствии подкрепления условного раздражителя безусловным временная связь постепенно...

Успенский Петр Демьянович

Успенский Петр Демьянович (1878, Москва 1947, Лондон) философ, теософ, популяризатор религиознофилософской системы Г.И.Гюрджиева . Родился в семье разночинцев. Получил хорошее образование, включавшее курсы математики, естествознания, поэзии и живописи. Начиная с 1907г. погрузился в изучение эзотерических учений. Путешествовал по Востоку, здесь познакомился с йогой. На основе этих путешествий написал книгу Tertium Organum. Читал лекции в Москве и Петрограде. В 1915г. встретился с Г.И.Гюрджиевым, учение которого восходило к суфизму. В 1921г. разорвал с ним изза неприятия слишком жестких отношений учитель ученик и стал разрабатывать собственную систему. С 1921г. жил в Лондоне. В 1931г. вышла его книга Новая модель вселенной. Читал лекции...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Зрение