Exit Project: Глоссарий: Брунер Джером Сеймур (Bruner)

Брунер Джером Сеймур (Bruner)



Брунер Джером Сеймур (Bruner) (1.10.1915, Нью-Йорк ?) американский психолог и педагог, крупнейший специалист в области исследования когнитивных процессов. Образование получил в университете Дьюка (бакалавр искусств, 1937) и в Гарвардском университете (магистр, 1939, доктор философии, 1941). Проходил службу в армии во Франции (19411944). С 1944 по 1952г. работал в качестве лектора, затем ассоциативного профессора по психологии в области восприятия , когниций, развития и установок в Гарвардском университете, в 1952г. он стал здесь профессором и директором Центра когнитивных исследований (19511952, 19611972), с 1972 он профессор Оксфордского университета (Великобритания). В его ранних исследованиях, посвященных оценке психологического состояния беженцев из фашистской Германии, было выявлено снижение у них уровня притязаний, профессиональных стремлений и склонности к общению (Personality under Social Catastrophe: Ninety Life Histories of the Nazi Revolution (совм. с AllportG.W., JandorfE.M.), Character and Personality, 1941, 10). Одним из первых поставил исследовательскую проблему, каким образом потребности и ценностные ориентации влияют на процесс восприятия, и пришел к выводу, что восприятие селективно и может искажаться под действием мотивов , целей, установок или защитных механизмов. В частности, показал, что, чем большая ценность приписывается предметам, тем больше кажется их физическая величина, и что при фрустрации нейтральные слова воспринимаются как тревожные и угрожающие (Value and need as organizing factors in perception (совм. с GoodmanC.), J. of Abnorm. and Social Psychol., 1947, 42, 3344; в рус. пер. Ценности и потребности как организующие факторы, в кн.: Психология познания, М., 1977; Emotional selectivity in perception and reaction (совм. с PostmanL.), J. of Personality, 1947, 16). На основе этих исследований Брунер предложил выделять аутохтонные факторы восприятия, зависящие от биологически значимых признаков, и директивные, зависящие от личного прошлого опыта и сформированных на его основе гипотез. Для обозначения зависимости перцептивных процессов от прошлого опыта ввел термин социальное восприятие. Целостный процесс восприятия рассматривал как основанный на трех формах репрезентации окружающего мира: в форме действий , в образной и языковой форме (Studies in Cognitive Growth (совм. с OlverR.R. et al.), N.Y., 1966). Обосновал теорию перцептивных гипотез, в которой все познавательные процессы трактуются как накладывание категорий, представляющих собой правила объединения, на объекты или события. Процесс категоризации состоит из ряда решений относительно того, есть ли в объекте критические, т.е. наиболее важные для его существования, атрибуты, какой объект проверить следующим на наличие этих атрибутов и какую гипотезу о важности атрибутов выбрать следующей. Овладение понятием происходит как обучение тому, какие свойства среды являются релевантными для группировки объектов в определенные классы. На основе проведенных им кросскультурных исследований, дал определение интеллекта как результата усвоения ребенком выработанных в данной культуре усилителей (как технических, так и символических) его двигательных, сенсорных и мыслительных возможностей: разные культуры дают разные усилители. Предложил трактовать феномены Пиаже и переход от конкретных операций к формальным как процесс усвоения ребенком тех требований, которые предъявляются ему обществом, в соответствии с тем, на какой стадии развития он находится. Разработал исследовательскую методику формирования искусственных понятий (A Study of Thinking (совм. с J.J.Goodnow, G.A.Austin), 1956). Решительно высказывался в пользу того, что каждый ребенок при адекватном подходе к его обучению может овладеть любым предметом, так как все дети обладают любопытством и желанием научиться решать учебные задачи, но изза столкновения со слишком сложными задачами очень скоро возникает неуспех и появляется чувство скуки. В целом, Брунер оказал очень существенное влияние на всю систему американского образования. Литература .

Другие статьи : Бабенковой синдром правого полушария, Бабинского симптом, Бабинского — Вакеза болезнь, Бабинского—Фромана синдром, Базальные эмоции, Базовые нарушения при шизофрении, Базоспазм, Базофилизм гипофизарный, Базофобия, Байярже симптом, Бактериофобия, Бакэ, Балара—Дежана—Пе синдром, Балинского Зрачковые симптомы, Балинт (Balint) Михаль, Балинта диета, Балинта синдром, Балинтовские группы, Бало болезнь, Бамбергера синдром, Бандура (Bandura) Альберт, Барагнозия, Барт (Burt) Сирил Лодовик, Бартлетт (Bartlett) Фредерик Чарльз, Барьер смысловой, Басов Михаил Яковлевич, Бедлам, Безобразное мышление, Безориентирное поле, Безусловный рефлекс, Бейтсон (Bateson) Грегори, Белый шум, Бендер Лауретта, Бенеке, Фридрих Эдуард, Бентли Исаак Мэдисон, Бентон Артур Лестер, Бергер (Berger) Ханс, Бергсон (Bergson) Анри, Берингер (Beringer) Курт, Беркли Джордж, Берн Эрик, Бернгейм Ипполит, Бернштейн Николай Александрович, Бессознательное, Бехтерев Владимир Михайлович, Библиография по психологии (на иностранных языках), Библиография по психологии (на русском языке), Библиопсихологическая теория, Библиотека иностранной литературы, Библиотека Психологического института РАО, Библиотерапия, Било, Бинауральный слух, Бине Альфред, Бинокулярное зрение, Бинокулярный параллакс, Бинсвангер Людвиг, Биогенетический закон, Биологическая адаптация, Биологическая обратная связь, Биологическая теория эмоций Анохина, Биологические часы, Бионика, Биосоциальная концепция утомления Шпильрейна, Биоэнергетический анализ, Биренбаум Гита Васильевна, Бирнбаум (Birnbaum) Карл, Бихевиоризм, Блаватская Е.П. Новый Панарион (сборник статей), Блаватская Елена Петровна, Блейлер (Bleuler) Эйген, Близнецовый метод, Блоки мозга, Блондель Шарль, Блонский Павел Петрович, Боваризм, Боген (Bogen) Гельмут, Бодалев Алексей Александрович, Божович Лидия Ильинична, Боксерская деменция, Болдуин Джеймс Марк, Болевые ощущения, Большая пятерка, Босс Медард, Бред значения, Брейер Жозеф, Брентано Франц, Бретт (Brett) Джордж Сидней, Бродбент (Broadbent) Дональд, Брунер Джером Сеймур (Bruner), Брунсвик Эгон, Буферная память, Бэкон Фрэнсис, Бэн Александр, Бюлер Карл, Бюлер Шарлотта, Бюхнер Людвиг, , ...

 

Убийство внезапное

Убийство внезапное чаще всего совершается больными кататонической шизофренией и является следствием импульсивно-агрессивных действий. Иногда стимулом к нему являются бредовые переживания, особенно персекуторный бред, при котором «преследуемый» становится преследователем. Как правило, это наблюдается в случаях нераспознанной параноидной шизофрении и такого рода поступки могут быть первым симптомом психической патологии (см. Бжезицкого симптом парагномена, Деликт...

Убийство депрессивное

Убийство депрессивное (Шипковенски Н., 1957). Может носить характер непрямого (больной совершает преступление, чтобы быть осужденным на смерть), наблюдается в рамках расширенного самоубийства, совершается по мотивам танатофобическим (страх смерти в одиночку), искупительным (принесение в жертву кого-либо из родных или близких для искупления «вины» своей семьи), происходит в состоянии меланхолического раптуса. Убийства совершаются больными эпилепсией в состоянии сумеречного расстройства сознания, при тяжелых дисфориях. В ряде случаев убийство совершается при исключительных...

Уверенность в себе

Уверенность в себе готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только изза опасений неудачи. Если уровень способностей значительно ниже тех, которые требуются для намеченного действия , то имеет место...

Угасание условного рефлекса

Угасание условного рефлекса торможение ранее образованного условного рефлекса , возникающее в результате многочисленного неподкрепления условного сигнала безусловным. Синоним внутреннее торможение ( И.П.Павлов...

Узкий локализационизм

Узкий локализационизм нейропсихологическое направление, в котором психологические функции рассматривались как единые и неразложимые на составные части психические способности, которые реализуются за счет работы узко локализованных участков коры головного мозга. Считалось, что при поражение того или иного центра происходит выпадение соответствующей психологической функции. К этому направлению могут быть отнесены Ф.Галль , создавший френологическую карта мозга, и К.Клейст с его локализационной...

Узнавание

Узнавание опознание , как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия . Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета. Выделяют индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета, и родовое, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какомуто классу...

Узнадзе Дмитрий Николаевич

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886 1950) грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из основателей Тбилисского университета, где сформировал отделение психологии, директор Института психологии АН Грузии. Автор работ Основные положения теории установки (1961) и Экспериментальные основы психологии установки (1966). Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913). Дал собственную методологическую трактовку понятию установки как границы между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим. Установка описывается как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности , и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять постулат непосредственности. Возникает при столкновении...

Укрупнение

Укрупнение мнемоническая стратегия. Заключается в переводе по определенным правилам исходной информации к виду, где имеется меньшее количество...

Умение

Умение способность выполнять какоелибо действие по определенным правилам. При этом действие еще не достигло...

Умозаключение

Умозаключение установление связи между какимилибо суждениями. Осуществляется в словесной форме, за счет чего оказывается возможен выход из под влияния перцептивного...

Умственная отсталость

Умственная отсталость нарушение общего психического и интеллектуального развития, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый...

Умственные действия

Умственные действия система интеллектуальных операций человека, направленных на выявление признаков предметов, которые не даны в перцептивном плане. Основаны на использовании определенных познавательных орудий, выработанных в ходе общественного...

Умственный возраст

Умственный возраст понятие, введенное А.Бине и Т.Симоном в 1908г. для характеристики интеллектуального развития индивида на основе его сравнения с уровнем интеллекта других людей того же возраста. Количественно выражается как возраст, в котором по среднестатистическим данным решаются те тестовые задания, которые доступны данному индивиду. В 1912г. В.Штерн предложил простую формулу для определения коэффициента интеллекта (IQ) как отношения умственного возраста к...

Уотсон (Watson) Джон

Уотсон (Watson) Джон (9.01.1878 25.09.1958, НьюЙорк) американский психолог, основатель бихевиоризма . Автор программной статьи этого направления Психология с точки зрения бихевиориста, написанной в 1913г. В противовес интроспективной психологии , предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым разработаны в естественных науках. Понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти, а основной задачей считал предсказание поведения и контроль за ним. На основе своей теории психического развивал методы поведенческой психотерапии. Занимался также психологией...

Упрямство

Упрямство поведение индивида, характеризующееся активным отвержением требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения. Наблюдается прежде всего у слишком эмоциональных или ригидных людей, а также при фрустрации важных потребностей . У детей и подростков появление упрямства может быть обусловлено мелочной опекой взрослых или пренебрежительным отношением к их стремлению быть...

Уроборос

Уроборос архаический образ, часто встречающийся в алхимических трактатах и представляющий собой змею, заглатывающую свой хвост. В рамках глубинной психологии, например у Э.Нойманна (NeumannE. Die Grosse Mutter, Zurich, 1956) трактуется как базовый архетип, символизирующий доисторическое служащее началом человеческой индивидуальности единство мужского и женского, положительного и отрицательного, когда Я погружено в бессознательное , из которого еще не отдифференцирован сознательный...

Уровень притязаний личности

Уровень притязаний личности понятие, введенное К.Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности , формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности . Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или...

Уровни интеллектуальной активности

Уровни интеллектуальной активности (от лат. intellectus ум) выделены три уровня интеллектуальной активности: стимульнопродуктивный, когда познавательная деятельность определяется исключительно внешними стимулами; эвристический, когда наблюдается спонтанная интеллектуальная активность, на основе которой происходит открытие ряда закономерностей; креативный, характеризующийся максимальной интеллектуальной активности, за счет которой происходит проникновение в сущность явление и постановка новых проблем. Автор Д.Б.Богоявленская. Литература. БогоявленскаяД.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. 1976,...

Условный рефлекс

Условный рефлекс понятие, введенное И.П.Павловым для обозначения динамической связи между условным раздражителем и реакцией индивида, первоначально основанной на безусловном раздражителе. В ходе экспериментальных исследований были определены правила выработки условных рефлексов: совместное предъявление первоначально индифферентного и безусловного раздражителей при некоторой отсроченности второго; при отсутствии подкрепления условного раздражителя безусловным временная связь постепенно...

Успенский Петр Демьянович

Успенский Петр Демьянович (1878, Москва 1947, Лондон) философ, теософ, популяризатор религиознофилософской системы Г.И.Гюрджиева . Родился в семье разночинцев. Получил хорошее образование, включавшее курсы математики, естествознания, поэзии и живописи. Начиная с 1907г. погрузился в изучение эзотерических учений. Путешествовал по Востоку, здесь познакомился с йогой. На основе этих путешествий написал книгу Tertium Organum. Читал лекции в Москве и Петрограде. В 1915г. встретился с Г.И.Гюрджиевым, учение которого восходило к суфизму. В 1921г. разорвал с ним изза неприятия слишком жестких отношений учитель ученик и стал разрабатывать собственную систему. С 1921г. жил в Лондоне. В 1931г. вышла его книга Новая модель вселенной. Читал лекции...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Брунер Джером Сеймур (Bruner)

SetLinks error: Incorrect password!