Exit Project: Глоссарий: Декарт Р. Отрывки

Декарт Р. Отрывки



Сочинения в 2хт. / Сост., ред., вступ. ст. В.В.Соколова. М.: Мысль, 1989, т.1. Мир, или трактат о свете. 193....Все ...качества и формы неодушевленных тел можно объяснить, не обращаясь ни к чему другому в их материи, кроме движения, величины, фигуры и расположения ее частиц. Рассуждение о методе. 269.Если бы я перестал мыслить, то, хотя бы все остальное, что я когдалибо себе представлял, и было истинным, все же не было бы основания для заключения о том, что я существую. Из этого я узнал, что я субстанция, вся сущность, или природа, которой состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи. Таким образом, мое я, моя душа, которая делает меня тем, что я есмь, совершенно отлична от тела и ее легче познать, чем тело; и если бы его даже вовсе не было, она не перестала бы быть тем, что она есть. Первоначала философии. 316....К нашей природе не имеет отношения ни какаянибудь протяженность, ни какая бы то ни была фигура, ни перемещение в пространстве. Под словом мышление я понимаю все то, что совершается в нас осознанно, поскольку мы это понимаем. Таким образом, не только понимать, хотеть, воображать, но также и чувствовать есть то же самое, что мыслить. 322.мы хорошо понимаем, что в нас самих не заключена никакая сила, коя бы нас сохраняла; тот же, кто обладает силой сохранять нас существа, отличные от него, тем более способен сохранять самого себя или, вернее, он не нуждается в том, чтобы кто бы то ни было его сохранял, а значит, он Бог. 323.Поскольку в телесной природе с местной протяженностью сопряжена делимость, являющаяся несовершенством, ясно, что Бог не тело. 327.Все имеющиеся у нас модусы мышления сводятся к двум основным: один из них восприятие, или действие разума, другой воление, или действие воли. Ведь чувство, воображение и чистое разумение все это лишь различные модусы восприятия. подобно тому как желать, испытывать отвращение, утверждать, отрицать, сомневаться это различные модусы воления. 408.Хотя человеческая душа и соединена со всем телом, основные свои функции, однако, она выполняет в мозгу. При посредстве мозга она не только постигает и воображает, но и ощущает; последнее происходит при помощи нервов, которые наподобие тончайших нитей тянутся от мозга ко всем частям прочих членов тела, причем связаны с ними так, что нельзя прикоснуться почти ни к какой части человеческого тела, чтобы окончания нервов не пришли тем самым в движение и чтобы это движение не передалось посредством нервов до самого мозга, где находится объединяющее чувствилище. 409.Движения ...нервов заставляют душу испытывать ...страсти, такие, как любовь, гнев, страх, ненависть и т.д., поскольку они лишь страсти души, т.е. смутные мысли, приходящие душе не самой по себе, а оттого, что, будучи тесно связана с телом она воспринимает происходящие в нем движения. 414415....Все именуемое нами во внешних предметах светом, цветом, запахом, вкусом, звуком, холодом, теплом и прочими осязательными качествами или даже субстанциальными формами есть не что иное, как различные фигуры, расположения, величины и движения их частей, вызывающие в наших нервах самые разнообразные движения, необходимые для возбуждения в нашей душе всевозможных ощущений. Описание человеческого тела. 425.Артерии это ...тоже трубки, по которым нагретая и разжиженная в сердце кровь проходит во все остальные части тела, сообщая им теплоту и питая их. Самые подвижные и быстрые частицы этой крови, поступившие в мозг по артериям, выходящим из сердца по наиболее прямым линиям, образуют как бы тончайший воздух, или ветер, называемый животными духами. Эти животные духи расширяют мозг и подготавливают его к приему впечатлений как от внешних предметов, так и от души; иначе говоря, они делают его органом, или вместилищем общего чувства, воображения и памяти. Затем этот же самый воздух, или духи, расходится из мозга по нервам во все мышцы, благодаря чему нервы служат органом внешних чувств, и, наполняя различным образом мышцы, вызывает движение во всех членах тела. Замечания на некоторую программу. 462.Ум есть не что иное, как субстанция, т.е. бытие, реально отличное от тела и актуально от него отделимое, и он может существовать отдельно от тела, сам по себе. Поскольку ум обладает природой, отличной от тела и его строения, и не может брать начало в этом строении, он неуничтожим. А поскольку в понятии ума не никаких частей и никакой протяженности, вопрос о том, содержится ли он целиком в целом теле и целиком в отдельных его частях, лишен смысла. 463.Ум не нуждается во врожденных идеях, понятиях или аксиомах: одна только его способность мышления достаточна для выполнения его действий. Страсти души. 483.то, что мы испытываем в себе таким образом, что сможем допустить это и в телах неодушевленных, должно приписать только нашему телу; наоборот, все то, что, по нашему мнению, никоим образом не может принадлежать телу, должно быть приписано нашей душе. Видя все мертвые тела лишенными тепла и даже движений, воображали, будто отсутствие души и уничтожило эти движения и это тепло. Таким образом, безосновательно полагали, что наше природное тепло и все движения нашего тела зависят от души, тогда как следовало думать наоборот, что душа удаляется после смерти только по той причине, что это тепло исчезает и разрушаются те органы, которые служат для движения тела. 485.Все движения мышц, как и все ощущения, зависят от нервов, представляющих собой как бы маленькие ниточки или узенькие трубочки, идущие от мозга и содержащие, подобно ему, некий воздух, или очень нежный ветер, называемый животными духами. 486.То, что я здесь называю духами, есть не что иное, как тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро, подобно частицам пламени, вылетающим из огня свечи. 497.Душа имеет свое местонахождение преимущественно в маленькой железе, расположенной в центре мозга, откуда она излучается во все остальное тело посредством духов, нервов и даже крови, которая принимая участие в действие духов, может развести их по артериям во все члены... Прибавим здесь еще, что маленькая железа главное местопребывание души так расположена между полостями, содержащими эти духи, что они могут двигать ее столькими различными способами, сколько есть ощутимых различий в предметах. ...Машина нашего тела устроена так, что в зависимости от различных движений этой железы, вызванных душой или какойлибо другой причиной, она действует на духи, окружающие ее, и направляет их в поры мозга, через которые они по нервам проходят в мышцы; таким образом железа приводит в движение части тела. 498.Если ...образ чуждый и очень пугающий, ...то он вызывает в душе страсть страха... У некоторых людей это приводит мозг в такое состояние, что духи, отражающиеся от изображения, появившегося на железе, устремляются отсюда частично в нервы, служащие для поворота спины ..., а частично в нервы, расширяющие или сужающие отверстия сердца...

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Убийство внезапное

Убийство внезапное чаще всего совершается больными кататонической шизофренией и является следствием импульсивно-агрессивных действий. Иногда стимулом к нему являются бредовые переживания, особенно персекуторный бред, при котором «преследуемый» становится преследователем. Как правило, это наблюдается в случаях нераспознанной параноидной шизофрении и такого рода поступки могут быть первым симптомом психической патологии (см. Бжезицкого симптом парагномена, Деликт...

Убийство депрессивное

Убийство депрессивное (Шипковенски Н., 1957). Может носить характер непрямого (больной совершает преступление, чтобы быть осужденным на смерть), наблюдается в рамках расширенного самоубийства, совершается по мотивам танатофобическим (страх смерти в одиночку), искупительным (принесение в жертву кого-либо из родных или близких для искупления «вины» своей семьи), происходит в состоянии меланхолического раптуса. Убийства совершаются больными эпилепсией в состоянии сумеречного расстройства сознания, при тяжелых дисфориях. В ряде случаев убийство совершается при исключительных...

Уверенность в себе

Уверенность в себе готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только изза опасений неудачи. Если уровень способностей значительно ниже тех, которые требуются для намеченного действия , то имеет место...

Угасание условного рефлекса

Угасание условного рефлекса торможение ранее образованного условного рефлекса , возникающее в результате многочисленного неподкрепления условного сигнала безусловным. Синоним внутреннее торможение ( И.П.Павлов...

Узкий локализационизм

Узкий локализационизм нейропсихологическое направление, в котором психологические функции рассматривались как единые и неразложимые на составные части психические способности, которые реализуются за счет работы узко локализованных участков коры головного мозга. Считалось, что при поражение того или иного центра происходит выпадение соответствующей психологической функции. К этому направлению могут быть отнесены Ф.Галль , создавший френологическую карта мозга, и К.Клейст с его локализационной...

Узнавание

Узнавание опознание , как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия . Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета. Выделяют индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета, и родовое, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какомуто классу...

Узнадзе Дмитрий Николаевич

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886 1950) грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из основателей Тбилисского университета, где сформировал отделение психологии, директор Института психологии АН Грузии. Автор работ Основные положения теории установки (1961) и Экспериментальные основы психологии установки (1966). Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913). Дал собственную методологическую трактовку понятию установки как границы между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим. Установка описывается как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности , и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять постулат непосредственности. Возникает при столкновении...

Укрупнение

Укрупнение мнемоническая стратегия. Заключается в переводе по определенным правилам исходной информации к виду, где имеется меньшее количество...

Умение

Умение способность выполнять какоелибо действие по определенным правилам. При этом действие еще не достигло...

Умозаключение

Умозаключение установление связи между какимилибо суждениями. Осуществляется в словесной форме, за счет чего оказывается возможен выход из под влияния перцептивного...

Умственная отсталость

Умственная отсталость нарушение общего психического и интеллектуального развития, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый...

Умственные действия

Умственные действия система интеллектуальных операций человека, направленных на выявление признаков предметов, которые не даны в перцептивном плане. Основаны на использовании определенных познавательных орудий, выработанных в ходе общественного...

Умственный возраст

Умственный возраст понятие, введенное А.Бине и Т.Симоном в 1908г. для характеристики интеллектуального развития индивида на основе его сравнения с уровнем интеллекта других людей того же возраста. Количественно выражается как возраст, в котором по среднестатистическим данным решаются те тестовые задания, которые доступны данному индивиду. В 1912г. В.Штерн предложил простую формулу для определения коэффициента интеллекта (IQ) как отношения умственного возраста к...

Уотсон (Watson) Джон

Уотсон (Watson) Джон (9.01.1878 25.09.1958, НьюЙорк) американский психолог, основатель бихевиоризма . Автор программной статьи этого направления Психология с точки зрения бихевиориста, написанной в 1913г. В противовес интроспективной психологии , предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым разработаны в естественных науках. Понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти, а основной задачей считал предсказание поведения и контроль за ним. На основе своей теории психического развивал методы поведенческой психотерапии. Занимался также психологией...

Упрямство

Упрямство поведение индивида, характеризующееся активным отвержением требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения. Наблюдается прежде всего у слишком эмоциональных или ригидных людей, а также при фрустрации важных потребностей . У детей и подростков появление упрямства может быть обусловлено мелочной опекой взрослых или пренебрежительным отношением к их стремлению быть...

Уроборос

Уроборос архаический образ, часто встречающийся в алхимических трактатах и представляющий собой змею, заглатывающую свой хвост. В рамках глубинной психологии, например у Э.Нойманна (NeumannE. Die Grosse Mutter, Zurich, 1956) трактуется как базовый архетип, символизирующий доисторическое служащее началом человеческой индивидуальности единство мужского и женского, положительного и отрицательного, когда Я погружено в бессознательное , из которого еще не отдифференцирован сознательный...

Уровень притязаний личности

Уровень притязаний личности понятие, введенное К.Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности , формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности . Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или...

Уровни интеллектуальной активности

Уровни интеллектуальной активности (от лат. intellectus ум) выделены три уровня интеллектуальной активности: стимульнопродуктивный, когда познавательная деятельность определяется исключительно внешними стимулами; эвристический, когда наблюдается спонтанная интеллектуальная активность, на основе которой происходит открытие ряда закономерностей; креативный, характеризующийся максимальной интеллектуальной активности, за счет которой происходит проникновение в сущность явление и постановка новых проблем. Автор Д.Б.Богоявленская. Литература. БогоявленскаяД.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. 1976,...

Условный рефлекс

Условный рефлекс понятие, введенное И.П.Павловым для обозначения динамической связи между условным раздражителем и реакцией индивида, первоначально основанной на безусловном раздражителе. В ходе экспериментальных исследований были определены правила выработки условных рефлексов: совместное предъявление первоначально индифферентного и безусловного раздражителей при некоторой отсроченности второго; при отсутствии подкрепления условного раздражителя безусловным временная связь постепенно...

Успенский Петр Демьянович

Успенский Петр Демьянович (1878, Москва 1947, Лондон) философ, теософ, популяризатор религиознофилософской системы Г.И.Гюрджиева . Родился в семье разночинцев. Получил хорошее образование, включавшее курсы математики, естествознания, поэзии и живописи. Начиная с 1907г. погрузился в изучение эзотерических учений. Путешествовал по Востоку, здесь познакомился с йогой. На основе этих путешествий написал книгу Tertium Organum. Читал лекции в Москве и Петрограде. В 1915г. встретился с Г.И.Гюрджиевым, учение которого восходило к суфизму. В 1921г. разорвал с ним изза неприятия слишком жестких отношений учитель ученик и стал разрабатывать собственную систему. С 1921г. жил в Лондоне. В 1931г. вышла его книга Новая модель вселенной. Читал лекции...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Декарт Р. Отрывки