Exit Project: Глоссарий: ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)



ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl) - немецкий философ, психиатр, один из создателей философии экзистенциализма.

Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах.

В 1909 получил право заниматься медицинской практикой.

В 1909–1915 годах работал ассистентом Ф. Ниссля в университетской психиатрической клинике Гейдельберга.

В 1910 году женился.

1912 год – появляется его статья “Феноменологическое направление исследования в психиатрии”.

1913 год - посещает Ольденбургский и Мюнхенский университеты. Слушает философские курсы Т. Липпса.

Защищает докторскую диссертацию по медицине у В. Виндельбанда.

В том же 1913 году выходит в свет его основная работа “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie). В этой работе на основе внутренних переживаний дает уточнение применяемых в психиатрии понятий.

Ясперс рассматривает психопатологию как форму поиска человеком своей индивидуальности. Он считал, что подлинный смысл бытия открывается перед ним лишь в пограничных ситуациях. Именно в этих ситуациях происходит отказ от научных представлений и стереотипов повседневности, перед человеком открывается интимная сторона мира и наступает подлинное переживание бога.

Феноменологическая концепция Ясперса оказала значительное воздействие на развитие психиатрии, как в Германии, так и в ряде других европейских стран.

В 1916 году назначен ассистентом по психологии.

В 1920 году назначен ассистентом по философии, а в 1921 профессором философии Гейдельбергского университета.

Брак с еврейкой и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 и от преподавательской деятельности в 1937.

В 1938 была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остается в Гейдельберге и много времени посвящает изучению Библии.

После войны (1945) и восстановления в должности, открыто высказывает в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Ясперс был против

тоталитаризма в любых формах. Он писал, что национал-социализм лишил людей правовой

гарантии в собственном государстве, и считал, что тоталитаризм не может быть преодолен изнутри так как индивид ничего не может поделать перед реальной грубой силой. Поэтому свободные государства не должны занимать позиции невмешательства во внутренние дела тоталитарных государств.

В книге "Вопрос о вине" (1946) Ясперс рассматривает вопрос о виновности человека в мире. Он указывает, что нацизм несет ответственность за все злодеяния, вызванные им. В то же время вопрос о вине он рассматривает и с философской точки зрения, полагая, что, кроме политической вины, существует и метафизическая, возникшая в силу наличия солидарности людей и совместной их ответственности за несправедливость. Поэтому ответственность за зло лежит на всех.

Известны его радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Ясперс пытался провести идею денацификации университетов.

В 1949 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961 отказался от преподавания и посвятил себя науке и публицистике.

В поздних работах он все же предпочитает говорить о “философии разума” или “мировой философии”, а не о “философии существования”. С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границы доступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов, перед нами открываются новые горизонты. Истина в философии носит отчетливо выраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность – открытая и всегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции). Философия воспринимается – в особой межличностной коммуникации – только теми людьми, все бытие которых преобразовано верой. Однако вера эта не религиозная, а философская, поскольку носит личностный характер и не опирается на авторитет. Хотя Ясперс ценил то, что он называл “религией Библии”, он не мог согласиться с притязаниями христианства на обладание абсолютной и единственной истиной и строго различал веру (верование) и знание; Боговоплощение и искупление в качестве догматов казались ему несовместимыми с человеческой свободой и ответственностью. “Мы достигаем философской веры, принимая нашу конкретную историческую ситуацию с ее ограничениями и задачами, признавая в определенные существенно важные моменты существование безусловного долженствования и обнаруживая себя в тех “предельных ситуациях” (Grenz-situationen) страдания, вины и смерти, в которых на карту поставлено все наше Я. В этих случаях мы встречаемся с Трансцендентным, или Богом (“Единым”). Бог не может быть познан и описан как некий объект, он познаваем и может быть описан только с помощью мифа и символа (“шифра”) или через рассуждения, не выдерживающие критики как логические конструкции, но указывающие на то, что выходит за пределы передаваемого ими содержания”.

Ясперс оказал решающее влияние на экзистенциализм 20 века.

Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая, однако, ни “фанатизма” Кьеркегора, ни “исступления” Ницше, ни “индифферентного мышления” университетских профессоров.

Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969 года.

Среди основных работ философа – “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie, 1913); “Психология мировоззрения” (Psychologie der Weltanschauungen, 1919);

"Духовная ситуация эпохи" (1931);

“Философия” (Philosophie, 3 Bd., 1932);

"Экзистенциальная философия" (1938);

“Проблема немецкой вины” (Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage, 1946);

“Об истине” (Von der Wahrheit, 1947);

"Философская вера" (1948);

"О происхождении и цели истории" (1949);

“Великие философы” (Die grossen Philosophen, Bd. 1, 1957);

"Философия и мир" (1958);

“Атомная бомба и будущее человечества” (Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1958);

“Философская вера и откровение” (Der philosopische Glaube angesichts der Offenbarung, 1962);

"Куда идет Федеративная республика" (1966)

“Шифры трансценденции” (Chiffren der Transzendenz, 1970) и др.

ЛИТЕРАТУРА

Ясперс К. Куда движется ФРГ. М., 1969

Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1990

Ясперс К. Истоки истории и ее цель, вып. 1–2. М., 1991

Ясперс К. Философская вера. М., 1992

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994

Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994

Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии, в 2-х тт. СПб, 1996

По мере поступления информации статья будет изменяться и дополняться.

Статью подготовил Сергей Востриков
19.12.2001
Другие статьи : Я (Ich, Ego), Я–концепция, Я-иделальное, Явления тревожного ряда, Ядро кристаллизации чувств, Язык, Язык иррелевантный, Язык искусственный, Язык метафорический, Якоба - Крейцфельдта болезнь, Якобсон Павел Максимович, Яктация, Яроцкого аретотерапия, Ярошевский Михаил Григорьевич, Ясновидение, Ясперс Карл, ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl), Ясперса психический процесс, Ясперса триада критериев реактивных состояний, Ясперса триада признаков бреда, Ятрогения, Ятросомопатия, , ...

 

Убийство внезапное

Убийство внезапное чаще всего совершается больными кататонической шизофренией и является следствием импульсивно-агрессивных действий. Иногда стимулом к нему являются бредовые переживания, особенно персекуторный бред, при котором «преследуемый» становится преследователем. Как правило, это наблюдается в случаях нераспознанной параноидной шизофрении и такого рода поступки могут быть первым симптомом психической патологии (см. Бжезицкого симптом парагномена, Деликт...

Убийство депрессивное

Убийство депрессивное (Шипковенски Н., 1957). Может носить характер непрямого (больной совершает преступление, чтобы быть осужденным на смерть), наблюдается в рамках расширенного самоубийства, совершается по мотивам танатофобическим (страх смерти в одиночку), искупительным (принесение в жертву кого-либо из родных или близких для искупления «вины» своей семьи), происходит в состоянии меланхолического раптуса. Убийства совершаются больными эпилепсией в состоянии сумеречного расстройства сознания, при тяжелых дисфориях. В ряде случаев убийство совершается при исключительных...

Уверенность в себе

Уверенность в себе готовность человека решать достаточно сложные задачи, когда уровень притязаний не снижается только изза опасений неудачи. Если уровень способностей значительно ниже тех, которые требуются для намеченного действия , то имеет место...

Угасание условного рефлекса

Угасание условного рефлекса торможение ранее образованного условного рефлекса , возникающее в результате многочисленного неподкрепления условного сигнала безусловным. Синоним внутреннее торможение ( И.П.Павлов...

Узкий локализационизм

Узкий локализационизм нейропсихологическое направление, в котором психологические функции рассматривались как единые и неразложимые на составные части психические способности, которые реализуются за счет работы узко локализованных участков коры головного мозга. Считалось, что при поражение того или иного центра происходит выпадение соответствующей психологической функции. К этому направлению могут быть отнесены Ф.Галль , создавший френологическую карта мозга, и К.Клейст с его локализационной...

Узнавание

Узнавание опознание , как уже известного, объекта, который находится в центре актуального восприятия . Этот процесс основан на сличении воспринимаемых признаков с соответствующими следами памяти, которые выступают в качестве эталонов опознавательных признаков воспринимаемого предмета. Выделяют индивидуальное узнавание предмета, как повторное восприятие именно данного предмета, и родовое, когда вновь воспринимаемый предмет может быть отнесен к какомуто классу...

Узнадзе Дмитрий Николаевич

Узнадзе Дмитрий Николаевич (1886 1950) грузинский психолог и философ, разработавший общепсихологическую теорию установки, один из основателей Тбилисского университета, где сформировал отделение психологии, директор Института психологии АН Грузии. Автор работ Основные положения теории установки (1961) и Экспериментальные основы психологии установки (1966). Образование получил в Лейпциге (1909) и Харькове (1913). Дал собственную методологическую трактовку понятию установки как границы между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим. Установка описывается как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности , и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять постулат непосредственности. Возникает при столкновении...

Укрупнение

Укрупнение мнемоническая стратегия. Заключается в переводе по определенным правилам исходной информации к виду, где имеется меньшее количество...

Умение

Умение способность выполнять какоелибо действие по определенным правилам. При этом действие еще не достигло...

Умозаключение

Умозаключение установление связи между какимилибо суждениями. Осуществляется в словесной форме, за счет чего оказывается возможен выход из под влияния перцептивного...

Умственная отсталость

Умственная отсталость нарушение общего психического и интеллектуального развития, которое обусловлено недостаточностью центральной нервной системы и имеет стойкий, необратимый...

Умственные действия

Умственные действия система интеллектуальных операций человека, направленных на выявление признаков предметов, которые не даны в перцептивном плане. Основаны на использовании определенных познавательных орудий, выработанных в ходе общественного...

Умственный возраст

Умственный возраст понятие, введенное А.Бине и Т.Симоном в 1908г. для характеристики интеллектуального развития индивида на основе его сравнения с уровнем интеллекта других людей того же возраста. Количественно выражается как возраст, в котором по среднестатистическим данным решаются те тестовые задания, которые доступны данному индивиду. В 1912г. В.Штерн предложил простую формулу для определения коэффициента интеллекта (IQ) как отношения умственного возраста к...

Уотсон (Watson) Джон

Уотсон (Watson) Джон (9.01.1878 25.09.1958, НьюЙорк) американский психолог, основатель бихевиоризма . Автор программной статьи этого направления Психология с точки зрения бихевиориста, написанной в 1913г. В противовес интроспективной психологии , предложил опираться исключительно на объективные методы, требования к которым разработаны в естественных науках. Понимал в качестве предмета психологии поведение человека от рождения до смерти, а основной задачей считал предсказание поведения и контроль за ним. На основе своей теории психического развивал методы поведенческой психотерапии. Занимался также психологией...

Упрямство

Упрямство поведение индивида, характеризующееся активным отвержением требований других людей, обращенных к нему. При этом поведение переходит из предметного плана в межличностный и получает поддержку от мотивов самоутверждения. Наблюдается прежде всего у слишком эмоциональных или ригидных людей, а также при фрустрации важных потребностей . У детей и подростков появление упрямства может быть обусловлено мелочной опекой взрослых или пренебрежительным отношением к их стремлению быть...

Уроборос

Уроборос архаический образ, часто встречающийся в алхимических трактатах и представляющий собой змею, заглатывающую свой хвост. В рамках глубинной психологии, например у Э.Нойманна (NeumannE. Die Grosse Mutter, Zurich, 1956) трактуется как базовый архетип, символизирующий доисторическое служащее началом человеческой индивидуальности единство мужского и женского, положительного и отрицательного, когда Я погружено в бессознательное , из которого еще не отдифференцирован сознательный...

Уровень притязаний личности

Уровень притязаний личности понятие, введенное К.Левином для обозначения стремления индивида к цели такой сложности, которая, по его мнению, соответствует его способностям. Это образование, тесно связанное с самооценкой личности , формируется под влиянием субъективных переживаний успеха или неуспеха в деятельности . Уровень притязаний может быть адекватным, то есть соответствовать способностям индивида, и неадекватным, заниженным или...

Уровни интеллектуальной активности

Уровни интеллектуальной активности (от лат. intellectus ум) выделены три уровня интеллектуальной активности: стимульнопродуктивный, когда познавательная деятельность определяется исключительно внешними стимулами; эвристический, когда наблюдается спонтанная интеллектуальная активность, на основе которой происходит открытие ряда закономерностей; креативный, характеризующийся максимальной интеллектуальной активности, за счет которой происходит проникновение в сущность явление и постановка новых проблем. Автор Д.Б.Богоявленская. Литература. БогоявленскаяД.Б. Об одном из подходов к исследованию интеллектуального творчества // Вопросы психологии. 1976,...

Условный рефлекс

Условный рефлекс понятие, введенное И.П.Павловым для обозначения динамической связи между условным раздражителем и реакцией индивида, первоначально основанной на безусловном раздражителе. В ходе экспериментальных исследований были определены правила выработки условных рефлексов: совместное предъявление первоначально индифферентного и безусловного раздражителей при некоторой отсроченности второго; при отсутствии подкрепления условного раздражителя безусловным временная связь постепенно...

Успенский Петр Демьянович

Успенский Петр Демьянович (1878, Москва 1947, Лондон) философ, теософ, популяризатор религиознофилософской системы Г.И.Гюрджиева . Родился в семье разночинцев. Получил хорошее образование, включавшее курсы математики, естествознания, поэзии и живописи. Начиная с 1907г. погрузился в изучение эзотерических учений. Путешествовал по Востоку, здесь познакомился с йогой. На основе этих путешествий написал книгу Tertium Organum. Читал лекции в Москве и Петрограде. В 1915г. встретился с Г.И.Гюрджиевым, учение которого восходило к суфизму. В 1921г. разорвал с ним изза неприятия слишком жестких отношений учитель ученик и стал разрабатывать собственную систему. С 1921г. жил в Лондоне. В 1931г. вышла его книга Новая модель вселенной. Читал лекции...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)