Автобиография (от греч. autоs сам + bios жизнь + grapho пишу) в литературоведении выделяют следующие виды автобиографий: исповеди и воспоминания религиозного содержания, в центре которых стоит обращение автора, семейные хроники торговцев и ремесленников, самозащиты и самооправдания, автобиографии выдающихся людей, частные дневники, которые писались без расчета на публикацию, повествования авантюристов о своих приключениях. Г.В.Олпорт , проанализировав большой массив материалов, составил следующий список мотивов, побуждающих к написанию автобиографий: 1.Самозащита или самооправдание в своих глазах или перед окружающими. 2. Эксгибиционизм , эгоистическое стремление показать себя. Классическим примером этого типа автобиографии может служить известная Исповедь Ж.Ж.Руссо . 3.Стремление привести в порядок свою жизнь путем записи событий и собственных действий. 4.Поиск эстетического удовлетворения в писательской деятельности, предметом которой служит собственное Я. 5.Осмысление перспектив собственной жизни, отчет о пройденном пути, начало новой жизни, рассуждение по поводу своих достоинств и возможностей. 6.Разрядка внутреннего напряжения в период жизненного кризиса, иногда перед самоубийством, стремления показать свои внутренние конфликты. 7.К написанию автобиографии часто прибегаю люди, находящиеся на пути возвращения в общество, например преступники, покончившие со своим прошлым. Для них автобиографии расчет со своей прошлой жизнью. 8.Люди могут писать автобиографии, считая что их записи имеют ценность как исторический источник, психологический или социологический материал. 9.Иногда люди ведут дневники или пишут мемуары, считая, что это их долг перед обществом или будущими поколениями, которым они хотя подать пример или сообщить информацию, имеющую большое моральное значение. Таковы могут быть воспоминания выдающихся политических деятелей или дневники узников концлагерей. 10.Мотивом может быть стремление к бессмертию, увековечиванию собственной личности, протест против забвения. Наряду с перечисленными десятью внутренними мотивами Олпорт называет и следующие внешние: 1.Желание получить деньги за публикацию или премию за участие в конкурсе. 2.Поручение написать автобиографию, например с научными целями, для публикации, либо передачи родственникам, потомкам. В учебных целях профессор может дать такое поручение своим студентам. 3.Люди, попавшие в беду или страдающие психическими расстройствами могут писать автобиографии по рекомендации врачей, чтобы помочь им в диагностике и лечении, а также для разрядки внутреннего напряжения. Литература. AllportG.W. The use of personal documents in psychological science. N.4., 1942.
Установка свойство деятельности . Психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом. В 1901г. в рамках Вюрцбургской школы Г.Майер и И.Орт, ученики К.Марбе, показали, что существуют психические процессы, которые нельзя описать феноменологически и которые не попадают в классы ощущений, образов или чувств. Они проявляются в ожиданиях, колебаниях, сомнениях или уверенности в том, что в решении задачи найден правильный путь. Эти процессы были названы состояниями сознания (Bewussstseinzustand), а при переводе на английский язык получили название установок сознания. Феномен установки положен в основу теории установки Д.Н.Узнадзе...
Устная речь речь, произносимая с помощью голоса и воспринимаемая на...
Утомление временное снижение уровня работоспособности под действием фактора длительности воздействующей нагрузки. Обусловлено физическим и психическим истощением. При утомлении происходит вегетативная декомпенсация, увеличивается инертность неравных процессов, снижаются показатели чувствительности , внимания , памяти , мышления , возникают отрицательные эмоции (переживание усталости), снижается производительность труда по качеству и...
Ухтомский Алексей Алексеевич (1875 1942) русский физиолог, создатель учения о доминанте...
Учебная деятельность ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий...
Учебная задача проблемная ситуация, разрешение которой связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем...
Учебный анализ психоаналитическая процедура, служащая целям образования высоко квалифицированных психоаналитических кадров. Будущий психоаналитик участвует в консультировании своего преподавателя в качестве пациента (Goodman S. (Ed.) Psychoanalitic Education and Research, N.Y., 1976). Необходимость таких учебных процедур определяется тем, что психоаналитик должен не только владеть определенными теоретическими знаниями и навыками установления личных контактов, но и научиться отслеживать проявление своих собственных комплексов, сознательно контролировать контрперенос, а также взаимодействовать со своим бессознательным . Процедура учебного анализа включает в себя порядка трех сотен сеансов психоанализа. Литература...
Учение овладение новыми психическими орудиями и действиями , за счет чего расширяется спектр взаимодействия индивида с окружающим...
Фабри Курт Эрнестович (1.05.1923, Вена 3.06.1990, Москва) отечественный зоопсихолог. В 1932г. с семьей переехал в СССР. В 1940г. поступил на биологический факультет МГУ, но был призван в армию. Во время Великой Отечественной войны работал санитаром в госпиталях МПВО, затем до 1946г. был на военнополитической работе. В 1949г. окончил биологический факультет МГУ по специальности зоология позвоночных, антропология и психология. Работал под руководством Н.Н.ЛадыгинойКотс. С 1964г. занимался проблемами поведения животных в Институте биофизики в ПущинонаОке. В 1967г. году защитил кандидатскую диссертацию. В дальнейшем работал в НИИ дошкольного воспитания над проблемой Дошкольник и животные. С 1966г. читал лекции по этологии на биологическом...
Фагофобия (греч. phagein — есть + фобия). Навязчивый страх, боязнь приема пищи из-за опасения подавиться...
Фаза (греч, phasis — проявление). Приступ психического заболевания, по окончании которого не остается существенных признаков психического дефекта ни в мыслительной деятельности, ни личностных изменений. Количество фаз в течении психоза вариабельно — в некоторых случаях больной за всю жизнь проделывает одну фазу, в других — фазы очень частые. Симптоматологически фазы чаще всего оформляются как аффективные или аффективно-бредовые синдромы. Фазы типичны для МДП, при котором они носят характер маниакальных (см. Мания), депрессивных (см. Депрессия) и сдвоенных (одна фаза сменяется другой без светлого промежутка между ними). Течение биполярное (то есть с противоположными по аффективному заряду фазами) и мопополярное. Последнее некоторыми авторами рассматривается...
Фазмофобия (греч. phasina — призрак + фобия). Навязчивый страх, боязнь призраков, духов, дьяволов и других фантастических...
Фазофрении (фаза + греч. phren — ум, разум) (Kleist К., 1921). Группа эндогенных психозов, выделяемых по их фазному течению. Патогенез связывался с поражением центральных стволовых механизмов. К фазофрении относились психозы настроения (меланхолия, мания, маниакально-депрессивный психоз), аффективные (ажитированный психоз страха, ступорозная депрессия страха, ажитированно-ступорозный психоз страха), бредообразующие аффективные, ипохондрические и аменциальные психозы. Концепцию фазофрении развивал K.Leonhard, однако он отказался от принципов мозговой локализации психопатологических симптомов. Атипичные эндогенные психозы K.Leonhard рассматривал преимущественно в рамках циклоидных психозов. В частности, как указывал K.Leonhard (1960), циклоидные психозы в его систематике соответствуют бредообразующим аффективным психозам...
Факоматозы (греч. phakos — пятно). Группа наследственно передающихся (по доминантному типу) заболеваний, характеризующихся наличием опухолевидных образований в различных органах и тканях (коже, ЦНС, сетчатке глаза и др.), прогрессирующей деменцией органического типа, эпилептиформным синдромом. Кожные проявления — участки лейкодермии, гиперпигментации, ангиомы, телеангиэктазии. Включают: туберозный склероз (болезнь Бурневиля), нейрофиброматоз (болезнь Реклингхаузена), энцефалотригеминальпый ангиоматоз (болезнь Стерджа—Псбера— Краббе), цереброретинальный ангиоматоз (болезнь Гиппеля—Линдау). Син.: невоидные формы слабоумия (лат. nevus — родимое...
Фактор близости (от лат. factor производящий) феномен восприятия , автор М.Вертгеймер . Объединение в гештальт элементов, расположенных близко друг к другу. Такие элементы могут восприниматься как целостный объект. Литература. WertheimerM. Productive Thinking. N.Y.,...
Фактор общей судьбы объединение в гештальт элементов, имеющих общую динамику функционирования и развития. Это может быть, например, выделение трех точек, движущихся в одном направлении, среди множества других, движущихся в разных...
Фактор подобия (от лат. factor производящий) феномен восприятия , автор М.Вертгеймер . Объединение в гештальт элементов, расположенных в едином феноменальном поле и имеющих схожие элементы. Вероятность их объединения тем больше, чем больше эти элементы похожи друг на друга (близкое размещение, родственные формы, одинаковые размеры, симметрия, периодичность и т.д.). Литература. WertheimerM. Productive Thinking. N.Y.,...
Фактор хорошего продолжения объединение в гештальте таких элементов, которые образуют в совокупности наиболее простые, напрашивающиеся...
Фаллическая стадия психосексуального развития (от греч. рhallоs мужской половой член) третий этап генетической концепции З.Фрейда . Характеризуется тем, что на этом этапе доминируют эрогенные зоны половых органов и они выступают основным источником положительных переживаний. Проходит с четвертого по шестой год...
Фаллический характер (от греч. рhallоs мужской половой член) теоретический конструкт генетической концепции З.Фрейда . Тип личности, которая характеризуется фиксацией на фаллической стадии психосексуального развития . Этот тип характеризуется дерзостью, гипертрофированной гордостью, соперничеством с другими,...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]