Exit Project: Глоссарий: Фолькельт (Volkelt) Ханс

Фолькельт (Volkelt) Ханс



Фолькельт (Volkelt) Ханс (4.6.1886, Базель, Швейцария ?) один из ведущих представителей лейпцигской школы целостной психологии, основанной Ф.Крюгером . После получения образования в университетах Йены, Лейпцига, Тюбингена и Мюнхена (19041912, доктор философии, 1912) занимался преподавательской деятельностью: с 1921г. по 1926г. он приватдоцент Лейпцигского университета, с 1922г. ассистент Психологического института, с 1926г. профессор Лейпцигского университета. С 1933г. по 1936г. он директор Педагогического института в Лейпциге, с 1939г. по 1945г. директор Психологопедагогического института Лейпцигского университета. Председатель Германской ассоциации Фребеля (19341938). С 1946г. занимался частной научной деятельностью. Основатель журнала Neue psychologische Studien (19261954) и редактор Neue Leipziger Spielgaben und Lernspiele. Фолькельт иллюстрировал принцип целостности в опыте, когда паук перестает реагировать адекватно на муху, вытащенную из паутины и положенную к нему в гнездо. Наблюдения над младенцами позволили ему сделать заключение, что структурность восприятия первична, а не формируется в процессе научения, причем эмоциональность является обязательным компонентом этой структурности. В экспериментальных исследованиях показал, что дети рисуют бессмысленные изображения принципиально иначе, чем осмысленные, которые основываются на схематизации и словесном контроле. Литература .

Другие статьи : Фабри Курт Эрнестович, Фагофобия, Фаза, Фазмофобия, Фазофрении, Факоматозы, Фактор близости, Фактор общей судьбы, Фактор подобия, Фактор хорошего продолжения, Фаллическая стадия психосексуального развития, Фаллический характер, Фантомный образ, Федерн Пауль, Фельдштейн Давид Иосифович, Феминность, Фенихель (Fenichel) Отто, Феномен 30 октября 1938 г., Феномен Ауберта, Феномен Ауберта – Ферстера, Феномен Ауберта – Фляйшля, Феномен Бецольда – Брюкке, Феномен Брока — Зульцера, Феномен дополнительной апперцептивной проекции, Феномен Панума, Феномен стабильности видимого мира, Феномен Шеришевского, Феноменальное поле, Феноменологическое самонаблюдение, Феноменология, Феномены несохранения, Фенотип, Ференци (Ferenczi) Шандор, Фестингер (Festinger) Леон, Фетишизм, Фехнер Густав Теодор, Фехнеровские цвета, Физиогномическая редукция, Физиологическая акустика, Физиологическая психология, Физиологические механизмы внимания, Физиологические механизмы памяти, Физическая агрессия, Филогенез, Флегматик, Флюгель (Flugel) Джон Карл, Фобии, Фокальная терапия, Фокальный анализ, Фолькельт (Volkelt) Ханс, Фон, Фонема, Фонематический слух, Фоновые языковые знания, Фонологический метод Леви–Стросса, Форель (Forel) Август, Формальная абстракция, Формальные операции, Формирование двигательного навыка, Формирование произвольных движений, Формирование человеческих потребностей в онтогенезе, Формы жизни, Фотизмы, Фоулькес (Foulkes) Зигмунд Генрих, Франкл Виктор, Французская социологическая школа, Французский структурализм, Фрейд Анна, Фрейд Зигмунд, Фрейдизм, Фрейхан (Freyhan) Фритц Адольф, Фресс (Fraisse) Поль, Фромм Эрик, ФРОММ, ЭРИХ (Fromm, Erich), Фрустрация, Фрустрация у детей, Функции речи, Функционализм, Функциональная автономия, Функциональная единица памяти, Функциональная психология, Функциональная система, Функциональная эквивалентность образов, Функциональное удовольствие, Функциональный мотив, Функциональный орган, , ...

 

Установка

Установка свойство деятельности . Психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом. В 1901г. в рамках Вюрцбургской школы Г.Майер и И.Орт, ученики К.Марбе, показали, что существуют психические процессы, которые нельзя описать феноменологически и которые не попадают в классы ощущений, образов или чувств. Они проявляются в ожиданиях, колебаниях, сомнениях или уверенности в том, что в решении задачи найден правильный путь. Эти процессы были названы состояниями сознания (Bewussstseinzustand), а при переводе на английский язык получили название установок сознания. Феномен установки положен в основу теории установки Д.Н.Узнадзе...

Устная речь

Устная речь речь, произносимая с помощью голоса и воспринимаемая на...

Утомление

Утомление временное снижение уровня работоспособности под действием фактора длительности воздействующей нагрузки. Обусловлено физическим и психическим истощением. При утомлении происходит вегетативная декомпенсация, увеличивается инертность неравных процессов, снижаются показатели чувствительности , внимания , памяти , мышления , возникают отрицательные эмоции (переживание усталости), снижается производительность труда по качеству и...

Ухтомский Алексей Алексеевич

Ухтомский Алексей Алексеевич (1875 1942) русский физиолог, создатель учения о доминанте...

Учебная деятельность

Учебная деятельность ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий...

Учебная задача

Учебная задача проблемная ситуация, разрешение которой связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем...

Учебный анализ

Учебный анализ психоаналитическая процедура, служащая целям образования высоко квалифицированных психоаналитических кадров. Будущий психоаналитик участвует в консультировании своего преподавателя в качестве пациента (Goodman S. (Ed.) Psychoanalitic Education and Research, N.Y., 1976). Необходимость таких учебных процедур определяется тем, что психоаналитик должен не только владеть определенными теоретическими знаниями и навыками установления личных контактов, но и научиться отслеживать проявление своих собственных комплексов, сознательно контролировать контрперенос, а также взаимодействовать со своим бессознательным . Процедура учебного анализа включает в себя порядка трех сотен сеансов психоанализа. Литература...

Учение

Учение овладение новыми психическими орудиями и действиями , за счет чего расширяется спектр взаимодействия индивида с окружающим...

Фабри Курт Эрнестович

Фабри Курт Эрнестович (1.05.1923, Вена 3.06.1990, Москва) отечественный зоопсихолог. В 1932г. с семьей переехал в СССР. В 1940г. поступил на биологический факультет МГУ, но был призван в армию. Во время Великой Отечественной войны работал санитаром в госпиталях МПВО, затем до 1946г. был на военнополитической работе. В 1949г. окончил биологический факультет МГУ по специальности зоология позвоночных, антропология и психология. Работал под руководством Н.Н.ЛадыгинойКотс. С 1964г. занимался проблемами поведения животных в Институте биофизики в ПущинонаОке. В 1967г. году защитил кандидатскую диссертацию. В дальнейшем работал в НИИ дошкольного воспитания над проблемой Дошкольник и животные. С 1966г. читал лекции по этологии на биологическом...

Фагофобия

Фагофобия (греч. phagein — есть + фобия). Навязчивый страх, боязнь приема пищи из-за опасения подавиться...

Фаза

Фаза (греч, phasis — проявление). Приступ психического заболевания, по окончании которого не остается существенных признаков психического дефекта ни в мыслительной деятельности, ни личностных изменений. Количество фаз в течении психоза вариабельно — в некоторых случаях больной за всю жизнь проделывает одну фазу, в других — фазы очень частые. Симптоматологически фазы чаще всего оформляются как аффективные или аффективно-бредовые синдромы. Фазы типичны для МДП, при котором они носят характер маниакальных (см. Мания), депрессивных (см. Депрессия) и сдвоенных (одна фаза сменяется другой без светлого промежутка между ними). Течение биполярное (то есть с противоположными по аффективному заряду фазами) и мопополярное. Последнее некоторыми авторами рассматривается...

Фазмофобия

Фазмофобия (греч. phasina — призрак + фобия). Навязчивый страх, боязнь призраков, духов, дьяволов и других фантастических...

Фазофрении

Фазофрении (фаза + греч. phren — ум, разум) (Kleist К., 1921). Группа эндогенных психозов, выделяемых по их фазному течению. Патогенез связывался с поражением центральных стволовых механизмов. К фазофрении относились психозы настроения (меланхолия, мания, маниакально-депрессивный психоз), аффективные (ажитированный психоз страха, ступорозная депрессия страха, ажитированно-ступорозный психоз страха), бредообразующие аффективные, ипохондрические и аменциальные психозы. Концепцию фазофрении развивал K.Leonhard, однако он отказался от принципов мозговой локализации психопатологических симптомов. Атипичные эндогенные психозы K.Leonhard рассматривал преимущественно в рамках циклоидных психозов. В частности, как указывал K.Leonhard (1960), циклоидные психозы в его систематике соответствуют бредообразующим аффективным психозам...

Факоматозы

Факоматозы (греч. phakos — пятно). Группа наследственно передающихся (по доминантному типу) заболеваний, характеризующихся наличием опухолевидных образований в различных органах и тканях (коже, ЦНС, сетчатке глаза и др.), прогрессирующей деменцией органического типа, эпилептиформным синдромом. Кожные проявления — участки лейкодермии, гиперпигментации, ангиомы, телеангиэктазии. Включают: туберозный склероз (болезнь Бурневиля), нейрофиброматоз (болезнь Реклингхаузена), энцефалотригеминальпый ангиоматоз (болезнь Стерджа—Псбера— Краббе), цереброретинальный ангиоматоз (болезнь Гиппеля—Линдау). Син.: невоидные формы слабоумия (лат. nevus — родимое...

Фактор близости

Фактор близости (от лат. factor производящий) феномен восприятия , автор М.Вертгеймер . Объединение в гештальт элементов, расположенных близко друг к другу. Такие элементы могут восприниматься как целостный объект. Литература. WertheimerM. Productive Thinking. N.Y.,...

Фактор общей судьбы

Фактор общей судьбы объединение в гештальт элементов, имеющих общую динамику функционирования и развития. Это может быть, например, выделение трех точек, движущихся в одном направлении, среди множества других, движущихся в разных...

Фактор подобия

Фактор подобия (от лат. factor производящий) феномен восприятия , автор М.Вертгеймер . Объединение в гештальт элементов, расположенных в едином феноменальном поле и имеющих схожие элементы. Вероятность их объединения тем больше, чем больше эти элементы похожи друг на друга (близкое размещение, родственные формы, одинаковые размеры, симметрия, периодичность и т.д.). Литература. WertheimerM. Productive Thinking. N.Y.,...

Фактор хорошего продолжения

Фактор хорошего продолжения объединение в гештальте таких элементов, которые образуют в совокупности наиболее простые, напрашивающиеся...

Фаллическая стадия психосексуального развития

Фаллическая стадия психосексуального развития (от греч. рhallоs мужской половой член) третий этап генетической концепции З.Фрейда . Характеризуется тем, что на этом этапе доминируют эрогенные зоны половых органов и они выступают основным источником положительных переживаний. Проходит с четвертого по шестой год...

Фаллический характер

Фаллический характер (от греч. рhallоs мужской половой член) теоретический конструкт генетической концепции З.Фрейда . Тип личности, которая характеризуется фиксацией на фаллической стадии психосексуального развития . Этот тип характеризуется дерзостью, гипертрофированной гордостью, соперничеством с другими,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Фолькельт (Volkelt) Ханс