Exit Project: Глоссарий: Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)

Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)



Кречмер Эрнст (Kretschmer E.) - немецкий психиатр и психолог, профессор Тюбингенского университета. Широко известен своей классификацией характеров ("Строение тела и характер" (Korperbau und Character), 1921), а также исследованиями в области медицинской психологии и психотерапии.

Родился в местечке Вюстенрот вблизи Ульборна 8 октября 1988 года. Изучал психиатрию в Мюнхенском университете, где судьба его свела с одним из первых учеников Вильгельма Вундта профессором Эмилем Крепелином (1856 - 1926). Это было время, когда на лекции Крепелина по психиатрии съезжались студенты со всей Европы (среди его учеников был, например, англичанин Эрнст Джонс, позже один из видных представителей психоаналитической школы).

На последующее развитие Кречмера как ученого занятия у Крепелина оказали влияние по крайней мере в трех отношениях. Во-первых, от своего мюнхенского профессора, который вошел в историю психологии тем, что соединил экспериментальную психологию вундовской школы с материалом психиатрической клиники, ученик усвоил тесную связь психиатрической и психологической проблематики. Во-вторых, от Крепелина Кречмер почерпнул идею определяющей связи душевных болезней с конституциональными особенностями человека. В-третьих, важнейшее открытие Крепелина, разделившего эндогенные психозы по их исходу и, в частности, выделившего особенности маниакально-депрессивного психоза, отразилось и в классификациях Кречмера, и в том факте его биографии, что докторская диссертация Кречмера, которую он подготовил под руководством Крепелина, была посвящена проблематике маниакально-депрессивного психоза (защита состоялась в 1914 году).

Опыт работы в неврологической клинике Тюбингенского университета лег в основу ряда трудов Кречмера. В 1918 году была издана его первая книга "Сенситивный бред отношения" (Der sensitive Beziehungswahl).

Вышедшая в 1921 году "Строение тела и характер" стала событием в мировой психологии, была переведена на многие языки и вошла в своего рода обязательный круг чтения для психологов и психиатров (за 1921 - 1961 гг. она только в Германии выдержала 24 издания). К тому же периоду относится и написание "Медицинской психологии" (Medizinische Psychologie) 1922 г. Вскоре появляется еще одна из наиболее значимых его книг - "Истерия, рефлекс и инстинкт" (Hysterie, Reflex und Instinkt).

В 38 лет Кречмер становится профессором психиатрии в Марбурге, а в 1929 году публикует книгу "Гениальные люди" (Geniale Menschen). Имея собственную теоретическую концепцию, он тем не менее находит возможным представить не только материалы представителей других научных школ (Э. Блейлер, З. Фрейд и др.), но и воссоединить их теоретические положения со своими в специально оговоренных пределах - а именно в тех случаях, когда за обобщениями остается ценное эмпирическое ядро.

Растет его авторитет среди медиков и психологов. Его избирают президентом Немецкого общества психотерапии. На этом посту его застал приход Гитлера к власти в Германии. В июне 1933 года Немецкое общество психотерапии перешло под контроль нацистов. Кречмер немедленно ушел в отставку с поста президента, его место занял К.Г. Юнг.

После войны Кречмер работал профессором Тюбингенского университета и возглавлял университетскую неврологическую клинику, в 1949 году была опубликована его книга "Психотерапевтические исследования" (Psychotherapeutische Studien).

В Тюбингене Кречмер и умер 8 ноября 1964 года.

Литература:

В.А. Луков "Эрнст Кречмер и его "Медицинская психология"".

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться

Статью подготовил Сергей Востриков
11.12.2001
Другие статьи : Кoнтраст яркостный, Ка–цет синдром, Кабанис Пьер Жан, Каган - Лемкин рисуночный тест, Каган Джером, Кагана симптомы детского аутизма, Кажущееся движение, Кандаулезизм, Кандинский Виктор Хрисанфович, Канцерофобия, Капризы детей, Карус (Carus) Карл Густав, Катарсис, Катартический метод, Кататимия, Кататонический синдром, Категориальность восприятия, Катексис, Катц Давид, Каузальная атрибуция, Каузально–динамический анализ, Кафка (Kafka) Густав, Качества Эренфельса, Келли (Kelly) Джордж Александер, Келли Гарольд, Кеннон Уолтер Бредфорд, Кесарево безумие, Кеттел (Cattell) Реймонд Бернард, Кеттел Джеймс Маккин, Кёлер (Kohler) Вольфганг, Кинестезии речевые, Кинестезические ощущения, Кинзи (Kinsey) Альфред, Клагес (Klages) Людвиг, Клапаред (Claparede) Эдуард, Классификации памяти Э. Тульвинга, Классификация жестов Экмана и Фризена, Классификация запахов Линнея, Классификация запахов Цваардемакера, Классификация мотивов Мюррея, Классификация мотивов Нюттена, Классификация обонятельных ощущений Х. Хеннинга, Классификация ощущений, Классификация ощущений Хэда, Классификация ощущений Ч. Шеррингтона, Классификация памяти П.П. Блонского, Классификация профессий Кьюдера, Классификация профессий Сьюпера, Классификация психодиагностических методик, Классификация типов темперамента Гиппократа, Классическая теория непрерывности сенсорного ряда, Классическое обусловливание, Кластерный анализ, Клаустрофобия, Клейст (Kleist) Карл, Клеточный ансамбль, Клиенто-центрированная терапия, Климов Евгений Александрович, Клиническая психология, Кляйн Мелани, Клятва Гиппократа, Когнитивная карта, Когнитивная психология, Когнитивная психотерапия, Когнитивная ригидность, Когнитивная сложность, Когнитивный контур, Когнитивный образ, Когнитивный стиль, Кожно–гальваническая реакция, Колберг Лоуренс, Колумбийская школа, Кома, Коммуникативная функция речи, Коммуникационная психотерапия, Компенсация, Компенсация функций, Комплекс Гризельды, Комплекс Ионы, Комплекс Квазимодо, Комплекс Клитемнестры, Комплекс неполноценности, Комплекс оживления, Комплекс Ореста, Комплекс Поликрата, Комплекс Терсита, Комплекс Федры, Комплекс Эдипа, Комплекс Электры, Комплекс-качество, Комплексное мышление, Компульсивное поведение, Компульсивное поведение, Конвергентное мышление, Конвергенция глаз, Кондаков И.М. А.С. Пушкин и русская психология XIX в. о состоянии очарованности жизнью, Кондаков И.М. Методика для изучения мотивационных особенностей школьников, Кондаков И.М. Преподавание психологии в Царскосельском лицее: А.С. Пушкин и А.И. Галич, Кондаков И.М. Пушкин и психология его времени о „животном магнетизме“, Кондаков И.М., Нилопец М.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля, Кондильяк Этьен Бонно де, Конкретизация, Конкретные операции, Конрад Клаус, Константность восприятия, Конституция человека, Конструирование кодов, Контакт–психология, Контаминация, Контрастная иллюзия, Контрольный анализ, Конфликт выражений, Концептуальная модель, Концептуально–пропозициональная гипотеза, Концепция внутренней речи Л.С. Выготского, Концепция внутренней речи П.П. Блонского, Концепция выразительных движений Ч. Дарвина, Концепция межличностной совместимости Шутца, Концепция морального развития Колберга, Концепция подетального анализа, Концепция порождения речи А.А. Леонтьева, Концепция профессионального развития Сьюпера, Концепция социально-генетической психологии, Концепция этнофункциональной методологии, Координация движений, Копинг-поведение, Копулятивный цикл, Кора головного мозга, Корнилов Константин Николаевич, Корнилов Константин Николаевич. Анализ научной деятельности., Коро, Короткий анализ, Корсаков Сергей Сергеевич, Корсаковский синдром, Кос Сэмуэль Калман, Косвенная агрессия, Космическая психология, Коффка (Koffka) Курт, Кохут (Kohut) Хайнц, Коэффициент интеллекта, , ...

 

Установка

Установка свойство деятельности . Психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом. В 1901г. в рамках Вюрцбургской школы Г.Майер и И.Орт, ученики К.Марбе, показали, что существуют психические процессы, которые нельзя описать феноменологически и которые не попадают в классы ощущений, образов или чувств. Они проявляются в ожиданиях, колебаниях, сомнениях или уверенности в том, что в решении задачи найден правильный путь. Эти процессы были названы состояниями сознания (Bewussstseinzustand), а при переводе на английский язык получили название установок сознания. Феномен установки положен в основу теории установки Д.Н.Узнадзе...

Устная речь

Устная речь речь, произносимая с помощью голоса и воспринимаемая на...

Утомление

Утомление временное снижение уровня работоспособности под действием фактора длительности воздействующей нагрузки. Обусловлено физическим и психическим истощением. При утомлении происходит вегетативная декомпенсация, увеличивается инертность неравных процессов, снижаются показатели чувствительности , внимания , памяти , мышления , возникают отрицательные эмоции (переживание усталости), снижается производительность труда по качеству и...

Ухтомский Алексей Алексеевич

Ухтомский Алексей Алексеевич (1875 1942) русский физиолог, создатель учения о доминанте...

Учебная деятельность

Учебная деятельность ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий...

Учебная задача

Учебная задача проблемная ситуация, разрешение которой связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем...

Учебный анализ

Учебный анализ психоаналитическая процедура, служащая целям образования высоко квалифицированных психоаналитических кадров. Будущий психоаналитик участвует в консультировании своего преподавателя в качестве пациента (Goodman S. (Ed.) Psychoanalitic Education and Research, N.Y., 1976). Необходимость таких учебных процедур определяется тем, что психоаналитик должен не только владеть определенными теоретическими знаниями и навыками установления личных контактов, но и научиться отслеживать проявление своих собственных комплексов, сознательно контролировать контрперенос, а также взаимодействовать со своим бессознательным . Процедура учебного анализа включает в себя порядка трех сотен сеансов психоанализа. Литература...

Учение

Учение овладение новыми психическими орудиями и действиями , за счет чего расширяется спектр взаимодействия индивида с окружающим...

Фабри Курт Эрнестович

Фабри Курт Эрнестович (1.05.1923, Вена 3.06.1990, Москва) отечественный зоопсихолог. В 1932г. с семьей переехал в СССР. В 1940г. поступил на биологический факультет МГУ, но был призван в армию. Во время Великой Отечественной войны работал санитаром в госпиталях МПВО, затем до 1946г. был на военнополитической работе. В 1949г. окончил биологический факультет МГУ по специальности зоология позвоночных, антропология и психология. Работал под руководством Н.Н.ЛадыгинойКотс. С 1964г. занимался проблемами поведения животных в Институте биофизики в ПущинонаОке. В 1967г. году защитил кандидатскую диссертацию. В дальнейшем работал в НИИ дошкольного воспитания над проблемой Дошкольник и животные. С 1966г. читал лекции по этологии на биологическом...

Фагофобия

Фагофобия (греч. phagein — есть + фобия). Навязчивый страх, боязнь приема пищи из-за опасения подавиться...

Фаза

Фаза (греч, phasis — проявление). Приступ психического заболевания, по окончании которого не остается существенных признаков психического дефекта ни в мыслительной деятельности, ни личностных изменений. Количество фаз в течении психоза вариабельно — в некоторых случаях больной за всю жизнь проделывает одну фазу, в других — фазы очень частые. Симптоматологически фазы чаще всего оформляются как аффективные или аффективно-бредовые синдромы. Фазы типичны для МДП, при котором они носят характер маниакальных (см. Мания), депрессивных (см. Депрессия) и сдвоенных (одна фаза сменяется другой без светлого промежутка между ними). Течение биполярное (то есть с противоположными по аффективному заряду фазами) и мопополярное. Последнее некоторыми авторами рассматривается...

Фазмофобия

Фазмофобия (греч. phasina — призрак + фобия). Навязчивый страх, боязнь призраков, духов, дьяволов и других фантастических...

Фазофрении

Фазофрении (фаза + греч. phren — ум, разум) (Kleist К., 1921). Группа эндогенных психозов, выделяемых по их фазному течению. Патогенез связывался с поражением центральных стволовых механизмов. К фазофрении относились психозы настроения (меланхолия, мания, маниакально-депрессивный психоз), аффективные (ажитированный психоз страха, ступорозная депрессия страха, ажитированно-ступорозный психоз страха), бредообразующие аффективные, ипохондрические и аменциальные психозы. Концепцию фазофрении развивал K.Leonhard, однако он отказался от принципов мозговой локализации психопатологических симптомов. Атипичные эндогенные психозы K.Leonhard рассматривал преимущественно в рамках циклоидных психозов. В частности, как указывал K.Leonhard (1960), циклоидные психозы в его систематике соответствуют бредообразующим аффективным психозам...

Факоматозы

Факоматозы (греч. phakos — пятно). Группа наследственно передающихся (по доминантному типу) заболеваний, характеризующихся наличием опухолевидных образований в различных органах и тканях (коже, ЦНС, сетчатке глаза и др.), прогрессирующей деменцией органического типа, эпилептиформным синдромом. Кожные проявления — участки лейкодермии, гиперпигментации, ангиомы, телеангиэктазии. Включают: туберозный склероз (болезнь Бурневиля), нейрофиброматоз (болезнь Реклингхаузена), энцефалотригеминальпый ангиоматоз (болезнь Стерджа—Псбера— Краббе), цереброретинальный ангиоматоз (болезнь Гиппеля—Линдау). Син.: невоидные формы слабоумия (лат. nevus — родимое...

Фактор близости

Фактор близости (от лат. factor производящий) феномен восприятия , автор М.Вертгеймер . Объединение в гештальт элементов, расположенных близко друг к другу. Такие элементы могут восприниматься как целостный объект. Литература. WertheimerM. Productive Thinking. N.Y.,...

Фактор общей судьбы

Фактор общей судьбы объединение в гештальт элементов, имеющих общую динамику функционирования и развития. Это может быть, например, выделение трех точек, движущихся в одном направлении, среди множества других, движущихся в разных...

Фактор подобия

Фактор подобия (от лат. factor производящий) феномен восприятия , автор М.Вертгеймер . Объединение в гештальт элементов, расположенных в едином феноменальном поле и имеющих схожие элементы. Вероятность их объединения тем больше, чем больше эти элементы похожи друг на друга (близкое размещение, родственные формы, одинаковые размеры, симметрия, периодичность и т.д.). Литература. WertheimerM. Productive Thinking. N.Y.,...

Фактор хорошего продолжения

Фактор хорошего продолжения объединение в гештальте таких элементов, которые образуют в совокупности наиболее простые, напрашивающиеся...

Фаллическая стадия психосексуального развития

Фаллическая стадия психосексуального развития (от греч. рhallоs мужской половой член) третий этап генетической концепции З.Фрейда . Характеризуется тем, что на этом этапе доминируют эрогенные зоны половых органов и они выступают основным источником положительных переживаний. Проходит с четвертого по шестой год...

Фаллический характер

Фаллический характер (от греч. рhallоs мужской половой член) теоретический конструкт генетической концепции З.Фрейда . Тип личности, которая характеризуется фиксацией на фаллической стадии психосексуального развития . Этот тип характеризуется дерзостью, гипертрофированной гордостью, соперничеством с другими,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Кречмер Эрнст (Kretschmer E.)