Exit Project: Глоссарий: ЛЭНГ Рональд

ЛЭНГ Рональд



ЛЭНГ Рональд

ЛЭНГ Рональд Давид. Британский психолог, психиатр, основатель течения, известного под названием “антипсихиатрия”.

Родился 7 октября 1927 года, в Гованхилле, Глазго, Западная Шотландия, Великобритания. Единственный сын Дэвида Макнейра Лэйнга и Амелии Лэйнг, урожденной Кирквуд. Во время беременности его мать постоянно скрывала этот факт и, выходя из дома, надевала широкое пальто. Рональд Лэйнг позднее утверждал, что помнит момент своего рождения.

Август 1932. В возрасте четырех лет начал посещать начальную школу Джона Картбертсона в Глазго.

1936 – 1945 годы. Посещает Грамматическую школу Хатчесона для мальчиков, где стал отличным учеником. Интенсивно изучает классику, греческий и латынь, проявляет незаурядные музыкальные способности. 30 марта 1944 года избран в качестве Лицензиата ( получает право вести профессиональную деятельность – Ю.Л. ) , а затем 1 апреля 1945 года – члена Королевского Музыкального Колледжа. В период обучения изучает многочисленные работы по философии, включая Фрейда, Маркса, Ницше и в особенности Кьеркегора.

1945 – 1951 годы. Изучает медицину в Университете Глазго. Встретил свою первую подругу, француженку (студентку по обмену) Марсель Винсент. В начале 1950 года провалил выпускные экзамены, которые впоследствии (декабрь 1950 года) успешно пересдал. Провел короткий период в качестве интерна в психиатрической лечебнице, что вдохновило его на дальнейшее изучение психиатрии. В этот период он встречает Аарона Эстерсона, в соавторстве с которым впоследствии напишет Здоровье, безумие и семья”.

1951 год. Провел шесть месяцев в качестве интерна в Киллернском неврологическом отделении недалеко от Глазго.

1951 - 1953 годы. Призван на службу в Медицинский корпус Королевской армии в качестве офицера. Направлен в Психиатрическое подразделение в Нетли, неподалеку от Саутгемптона, а затем в военный госпиталь в Кеттерик, Йоркшир.

11 октября 1953 года. Женится на своей подруге Анне Хёрн, которая к тому времени уже ждала от него ребенка.

7 декабря 1952 года. Жена Анне родила девочку, которую назвали Фиона.

Июль 1953 года. В журнале Медицинского корпуса опубликована статья Лэйнга под названием Случай синдрома Ганзера”.

Конец 1953–1956 годы. Ушел из армии. Перевелся в Госпиталь Гартнейвил для душевнобольных с целью завершения своего психиатрического образования. Здесь он начинает осуществлять экспериментальный подход к лечению, который назвал “Комната игр” , где пациенты, больные шизофренией, проводят время в комфортной обстановке. Они, равно как и персонал больницы, носят обычную одежду, им позволяется заниматься творчеством и готовить себе пищу, что создает обстановку, при которой пациенты могут общаться с персоналом и друг с другом в достаточно привычной и обычной манере вместо официально-институтской. В результате эксперимента оказалось, что состояние всех пациентов значительно улучшилось.

Позднее Лэйнг получает высокий пост в Южном Общем Госпитале.

Сентябрь 1954 года. Рождается вторая дочь Лэйнга, Сьюзан.

Ноябрь 1955 года. Появляется на свет третья дочь, Карен.

1 января 1956 года. Получает квалификацию психиатра.

Май 1956 года. Читает недавно опубликованную книгу Колина Уилсона “Посторонний”. Клянется превзойти её и приступает к написанию “Расколотого Я”.

Конец 1956 года. Получает высокий пост в клинике Тэвисток в Лондоне. Принят на стажировку в качестве психоаналитика в Институт Психоанализа.

1957 год. Родился сын Пол.

1958 год. Начал исследования, приведшие впоследствии к написанию “Здоровье, безумие и семья”. Кроме того, организовал серию семинаров, куда привлек ряд лиц, впоследствии ставших его основными сотрудниками. Среди них Аарон Эстерсон и Дэвид Купер (автор термина “антипсихиатрия”).

Апрель 1958 года. Родился Адриан Лэйнг.

1960 год. В Тэвисток Пабликейшнз издано “Расколотое Я”. Лэйнг использовал в ней не только литературу клиницистов европейской феноменологической школы (Л.Бинсвангер, Минковски, М.Босс,), но также труды философов и писателей (Ж.П.Сартр, Беккет, Тиллих, М.Хайдеггер, и даже Гегель), что, по словам П.Сиджуика (одного из исследователей творчества Лэйнга) “было, по меньшей мере редкостью для родившегося и сформировавшегося в Великобритании автора”. Книга получила положительные отзывы, однако поначалу продавалась плохо, Лэйнг получил квалификацию психоаналитика и открыл частную практику в Лондоне по улице Уимпоул, 21. Начал эксперименты с наркотиками, преимущественно ЛСД.

1961 год. В Тэвисток Пабликейшнз опубликована “Я и Другие”.

Начало 1962 года. Во время научной командировки в США знакомится с Грегори Бейтсоном. К этому времени его существующий брак начал распадаться и Лэйнг завязывает роман с журналисткой из Дейли Экспресс по имени Салли Винсент. Назначен Клиническим Директором в клинику Лэнгхем в Лондоне.

1963 год. Начинает появляться в популярных средствах массовой информации.

1964 год. Написаны, в основном, все статьи, которые впоследствии войдут в книгу “Политика опыта и Райская птица”.

Пять раз появляется на Британском телевидении.

Репутация Лэйнга как профессионала психиатра связана, прежде всего, с умением описывать психические расстройства своих пациентов. Ему отдают должное и его критики – психиатры, которые признают, что Лэйнг добивался успеха при лечении, казалось бы, безнадежных больных – психотиков. Тем не менее, популярность его книг прежде всего основана на том, что их автор выступает как критик современной цивилизации пророческого склада. Работы Лэйнга вызвали больший интерес у философов, богословов, социологов, писателей, чем у его коллег.

В соавторстве с Аароном Эстерсоном опубликована “Здоровье, безумие и семья” , а совместно с Дэвидом Купером – “Разум и насилие”, предисловие к которой написал сам Сартр, высоко оценивший как способ изложения основных идей, так и экзистенциалистский подход в психиатрии.

В Нью-Йорке знакомится с Тимоти Лири.

1965 год. Завязал очередной роман с немкой, графиком-дизайнером Джуттой Вернер. “Расколотое Я”, переизданное Пенгуин Букс, мгновенно стало бестселлером. Начал осуществление проекта Кингсли-Холл с Аароном Эстерсоном, Дэвидом Купером и другими. Это было эспериментальное неиерархическое сообщество, где больным шизофренией была предоставлена возможность преодолевать свои психозы, не прибегая к наркотикам, ЭСТ – терапии и хирургии. Вдохновение черпалось из успешных проектов Лэйнга “Комната игр”, Купера – “Вилла 21”, где пациенты общались без различия в отношениях между персоналом и больными, а также опытов Эстерсона, в ходе которых был создан кибуц для страдающих шизофренией в Израиле.

1966 год. Выходит в свет коллективная работа “Межличностное восприятие”.

15-30 июля 1967 года. Принял участие в конгрессе Диалектика освобождения , направленном на сближение левого крыла политиков и психоанализа. Произнес речь “Очевидное”, которая позднее была опубликована в трудах конгресса.

1967 год. “Политика опыта”, книга имевшая наибольший коммерческий успех, опубликована одновременно в издательстве Пенгуин и Пантеон (США).

Исследует проблемы семьи и межличностных отношений, активно выступает против существующей практики подавления личности через разветвленную сеть психиатрических лечебниц.

Сентябрь 1967 года. Джутта Вернер родила сына Адама.

1970 год. Завершился проект Кингсли-Холл.

Апрель 1970 года. У Джутты Вернер родилась девочка, которую назвали Наташей.

1971 год. В Британии и США опубликованы “Узлы”.

Март 1971 года. Лэйнг с Вернер и двумя детьми отправляется на Цейлон, где провел два месяца, изучая медитацию в Буддийском храме. После того, как срок виз закончился, перебрался в Индию, где провел три недели, обучаясь под руководством Гангроти Баба, индуистского аскета, посвятившего Лэйнга в культ индийской богини Кали. Также проводит время, изучая Санскрит и посещая Говинда Ламу, который к тому времени уже был гуру для Тимоти Лири и Ричарда Олперта.

Апрель 1972 года. Возвращение в Лондон.

С 5 ноября 1972 года по 8 декабря 1972 года. Отправляется с лекциями в США. Выступает на телевидении с Норманом Мэйлером. Знакомится с Элизабет Фер, психотерапевтом, использовавшей “возрождающие” психодрамы для лечения пациентов. В дальнейшем Лэйнг примет эти методы на вооружение и будет применять их самостоятельно.

Конец 1973 года. Начал проведение регулярных “возрождающих” сессий.

День Святого Валентина, 1974 год. Женится на Джутте Вернер.

24 июня 1975 года. У Джутты рождается третий ребенок, Макс.

1976 год. Опубликованы “Ты меня любишь?” и “Факты из жизни”. Книги довольно плохо продавались в Британии и Америке, однако были популярны в континентальной Европе.

Март 1976 года. Сьюзи Лэйнг, дочь от первого брака, умерла от лейкемии.

1978 год. Опубликована “Разговоры с детьми”.

21 апреля 1978 года. В 17.15 умер отец Лэйнга. Это время в точности совпало со временем рождения самого Лэйнга.

Сентябрь 1980 года. Принял участие в трехнедельной конференции Психотерапия будущего в Сарагосе, Испания. В ней также участвовали такие известные личности, как Фритьоф Капра, Станислав Гроф, Жан Хьюстон и Ролло Мэй.

15 сентября 1984 года. У подруги Лэйнга, Сью Санкель, родился девятый сын Рональда, Бенджамин.

Февраль 1985 года. Опубликована автобиография Лэйнга “Мудрость, сумасшествие и дурость”.

В национальной галерее портретов Шотландии выставлен его портрет.

1986 год. Развод с Джуттой Лэйнг.

1987 год. Вынужден выйти из состава Генерального Медицинского Совета, что привело к невозможности в дальнейшем заниматься медицинской практикой.

6 января 1988 года. Маргарита Ромайн-Кендон, привязанность Лэйнга в последние годы, родила ему сына Чарлза.

1988 год. Принял участие в канадском документальном фильме “Это Вы были Р.Д. Лэйнгом?”.

23 августа 1989 года. Умер от сердечного приступа во время игры в теннис в Сан-Тропе, Франция.

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться

Статью подготовили Ольга Кретинина,
Сергей Востриков,
перевод с английского Юрий Лозоцев
14.12.2001
Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Установка

Установка свойство деятельности . Психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом. В 1901г. в рамках Вюрцбургской школы Г.Майер и И.Орт, ученики К.Марбе, показали, что существуют психические процессы, которые нельзя описать феноменологически и которые не попадают в классы ощущений, образов или чувств. Они проявляются в ожиданиях, колебаниях, сомнениях или уверенности в том, что в решении задачи найден правильный путь. Эти процессы были названы состояниями сознания (Bewussstseinzustand), а при переводе на английский язык получили название установок сознания. Феномен установки положен в основу теории установки Д.Н.Узнадзе...

Устная речь

Устная речь речь, произносимая с помощью голоса и воспринимаемая на...

Утомление

Утомление временное снижение уровня работоспособности под действием фактора длительности воздействующей нагрузки. Обусловлено физическим и психическим истощением. При утомлении происходит вегетативная декомпенсация, увеличивается инертность неравных процессов, снижаются показатели чувствительности , внимания , памяти , мышления , возникают отрицательные эмоции (переживание усталости), снижается производительность труда по качеству и...

Ухтомский Алексей Алексеевич

Ухтомский Алексей Алексеевич (1875 1942) русский физиолог, создатель учения о доминанте...

Учебная деятельность

Учебная деятельность ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий...

Учебная задача

Учебная задача проблемная ситуация, разрешение которой связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем...

Учебный анализ

Учебный анализ психоаналитическая процедура, служащая целям образования высоко квалифицированных психоаналитических кадров. Будущий психоаналитик участвует в консультировании своего преподавателя в качестве пациента (Goodman S. (Ed.) Psychoanalitic Education and Research, N.Y., 1976). Необходимость таких учебных процедур определяется тем, что психоаналитик должен не только владеть определенными теоретическими знаниями и навыками установления личных контактов, но и научиться отслеживать проявление своих собственных комплексов, сознательно контролировать контрперенос, а также взаимодействовать со своим бессознательным . Процедура учебного анализа включает в себя порядка трех сотен сеансов психоанализа. Литература...

Учение

Учение овладение новыми психическими орудиями и действиями , за счет чего расширяется спектр взаимодействия индивида с окружающим...

Фабри Курт Эрнестович

Фабри Курт Эрнестович (1.05.1923, Вена 3.06.1990, Москва) отечественный зоопсихолог. В 1932г. с семьей переехал в СССР. В 1940г. поступил на биологический факультет МГУ, но был призван в армию. Во время Великой Отечественной войны работал санитаром в госпиталях МПВО, затем до 1946г. был на военнополитической работе. В 1949г. окончил биологический факультет МГУ по специальности зоология позвоночных, антропология и психология. Работал под руководством Н.Н.ЛадыгинойКотс. С 1964г. занимался проблемами поведения животных в Институте биофизики в ПущинонаОке. В 1967г. году защитил кандидатскую диссертацию. В дальнейшем работал в НИИ дошкольного воспитания над проблемой Дошкольник и животные. С 1966г. читал лекции по этологии на биологическом...

Фагофобия

Фагофобия (греч. phagein — есть + фобия). Навязчивый страх, боязнь приема пищи из-за опасения подавиться...

Фаза

Фаза (греч, phasis — проявление). Приступ психического заболевания, по окончании которого не остается существенных признаков психического дефекта ни в мыслительной деятельности, ни личностных изменений. Количество фаз в течении психоза вариабельно — в некоторых случаях больной за всю жизнь проделывает одну фазу, в других — фазы очень частые. Симптоматологически фазы чаще всего оформляются как аффективные или аффективно-бредовые синдромы. Фазы типичны для МДП, при котором они носят характер маниакальных (см. Мания), депрессивных (см. Депрессия) и сдвоенных (одна фаза сменяется другой без светлого промежутка между ними). Течение биполярное (то есть с противоположными по аффективному заряду фазами) и мопополярное. Последнее некоторыми авторами рассматривается...

Фазмофобия

Фазмофобия (греч. phasina — призрак + фобия). Навязчивый страх, боязнь призраков, духов, дьяволов и других фантастических...

Фазофрении

Фазофрении (фаза + греч. phren — ум, разум) (Kleist К., 1921). Группа эндогенных психозов, выделяемых по их фазному течению. Патогенез связывался с поражением центральных стволовых механизмов. К фазофрении относились психозы настроения (меланхолия, мания, маниакально-депрессивный психоз), аффективные (ажитированный психоз страха, ступорозная депрессия страха, ажитированно-ступорозный психоз страха), бредообразующие аффективные, ипохондрические и аменциальные психозы. Концепцию фазофрении развивал K.Leonhard, однако он отказался от принципов мозговой локализации психопатологических симптомов. Атипичные эндогенные психозы K.Leonhard рассматривал преимущественно в рамках циклоидных психозов. В частности, как указывал K.Leonhard (1960), циклоидные психозы в его систематике соответствуют бредообразующим аффективным психозам...

Факоматозы

Факоматозы (греч. phakos — пятно). Группа наследственно передающихся (по доминантному типу) заболеваний, характеризующихся наличием опухолевидных образований в различных органах и тканях (коже, ЦНС, сетчатке глаза и др.), прогрессирующей деменцией органического типа, эпилептиформным синдромом. Кожные проявления — участки лейкодермии, гиперпигментации, ангиомы, телеангиэктазии. Включают: туберозный склероз (болезнь Бурневиля), нейрофиброматоз (болезнь Реклингхаузена), энцефалотригеминальпый ангиоматоз (болезнь Стерджа—Псбера— Краббе), цереброретинальный ангиоматоз (болезнь Гиппеля—Линдау). Син.: невоидные формы слабоумия (лат. nevus — родимое...

Фактор близости

Фактор близости (от лат. factor производящий) феномен восприятия , автор М.Вертгеймер . Объединение в гештальт элементов, расположенных близко друг к другу. Такие элементы могут восприниматься как целостный объект. Литература. WertheimerM. Productive Thinking. N.Y.,...

Фактор общей судьбы

Фактор общей судьбы объединение в гештальт элементов, имеющих общую динамику функционирования и развития. Это может быть, например, выделение трех точек, движущихся в одном направлении, среди множества других, движущихся в разных...

Фактор подобия

Фактор подобия (от лат. factor производящий) феномен восприятия , автор М.Вертгеймер . Объединение в гештальт элементов, расположенных в едином феноменальном поле и имеющих схожие элементы. Вероятность их объединения тем больше, чем больше эти элементы похожи друг на друга (близкое размещение, родственные формы, одинаковые размеры, симметрия, периодичность и т.д.). Литература. WertheimerM. Productive Thinking. N.Y.,...

Фактор хорошего продолжения

Фактор хорошего продолжения объединение в гештальте таких элементов, которые образуют в совокупности наиболее простые, напрашивающиеся...

Фаллическая стадия психосексуального развития

Фаллическая стадия психосексуального развития (от греч. рhallоs мужской половой член) третий этап генетической концепции З.Фрейда . Характеризуется тем, что на этом этапе доминируют эрогенные зоны половых органов и они выступают основным источником положительных переживаний. Проходит с четвертого по шестой год...

Фаллический характер

Фаллический характер (от греч. рhallоs мужской половой член) теоретический конструкт генетической концепции З.Фрейда . Тип личности, которая характеризуется фиксацией на фаллической стадии психосексуального развития . Этот тип характеризуется дерзостью, гипертрофированной гордостью, соперничеством с другими,...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

ЛЭНГ Рональд