РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm) - Психоаналитик, последователь Фрейда, в дальнейшем отошедший от ортодоксального Фрейдизма.
Родился 27 марта 1897 года в Галиции, бывшей в ту пору частью Австро-венгерской империи.
Детские годы провел, общаясь почти исключительно со своим младшим братом, в отношениях с которым парадоксально переплетались товарищество и соперничество.
После одной из сцен ревности устроенной мужем, его мать кончает жизнь самоубийством.
В возрасте 17 лет остался сиротой. Умер его отец.
1916 год. Райх оставляет свое разрушенное войной хозяйство и поступает на военную службу. Став офицером сражается в Италии.
После окончания войны поступает в медицинскую школу Венского университета. Здесь он всерьез увлекается психоанализом.
В университете знакомится с Анни Пинк, которая вскоре становится его женой.
1919 год. Райх вступает в Венское психоаналитическое общество и открывает собственную практику.
1922 год. Становится первым клиническим ассистентом Фрейда в основанной тем Венской психоаналитической клинике; позднее Райх становится вице-директором клиники.
1923 год. Выходит работа Райха “Генитальность с точки зрения психоаналитического прогноза и терапии”. Первая формулировка сексуально-экономической теории неврозов.
1924 год. Становится директором Семинара по психоаналитической терапии, первого учебного института психоанализа. Многие начинающие психоаналитики проходят у него личный психоанализ.
Психоаналитический конгресс в Зальцбурге. Райх вводит понятие “оргастической потенции” и формулирует экономический фактор невроза.
1925 год. Выходит в свет книга Райха “Инстинктивный характер”.
1927 год. Райх обращается к Фрейду с просьбой пройти у него личный психоанализ. Фрейд отказывается.
Свет увидела книга “Функция оргазма”.
1928 год. Основал в Вене “Социалистическое общество сексуальных исследований и консультирования по сексуальным вопросам”.
Труд Райха “К технике толкования и анализа сопротивления”. Первое изложение принципов анализа характера.
1929 год. Доклад Райха о профилактике неврозов на одном из ежемесячных собраний в квартире Фрейда поставил перед обществом проблему “Психоанализ и культура”.
Сентябрь 1930 года. Оставив врачебную практику и преподавание психоанализа, перебирается в Берлин. Здесь он глубоко включается в коммунистически ориентированное движение психического здоровья.
Книга Райха “Половая зрелость, воздержание, брачная мораль” – первый анализ проблемы полового воспитания.
Доклад Райха “Невроз как социальная проблема” на Третьем конгрессе сторонников сексуальных реформ.
1931 год. Книга Райха “Взлом сексуальной морали. К истории сексуальной экономики”. Выяснение социально-экономических корней сексуального вытеснения.
Книга “Анализ характера” – первое обстоятельное изложение техники терапии неврозов, основанной на анализе характера.
Апрель 1933 года. Большинство психоаналитиков не разделяют политических взглядов Райха, а политические единомышленники не одобряют его радикальных программ сексуального просвещения. В результате он исключен из компартии.
Выступление на собрании студентов Венского университета.
Книга “Массовая психология фашизма”. Первое применение сексуальной социологии к исследованию проблем политического иррационализма.
1934 год. Книга “Психический контакт и вегетативное течение”. Первый прорыв исследования, основанного на анализе характера, в биологическую основу невроза.
Исключен из Международной психоаналитической ассоциации.
Расставшись со своей женой из-за личных, профессиональных и политических разногласий, уезжает из Германии в Данию. Позднее к нему присоединяется Эльза Линденберг, которая становится его второй женой.
Не задержавшись долго в Дании под давлением общественности, супруги вынуждены перебраться в Швецию. Затем в Норвегию, где удалось прожить пять лет. Ухудшились его отношения с Эльзой, которая в конце концов ушла от него.
1936 год. Книга Райха “Сексуальность в борьбе культур”. Попытка обоснования сексуальной социологии нашего времени на основе сексуальной экономики.
1937 год. Книга “Экспериментальные результаты исследований электрической функции сексуальности и страха”. Экспериментальное обоснование противоречия между сексуальностью и страхом.
1938 год. Книга Райха “Бион. К возникновению вегетативной жизни”. Первое обстоятельное изложение экспериментальных данных о процессе биогенеза.
1939 - 1950 годы. Райху предложен пост адъюнкт-профессора медицинской психологии Новой школы социальных исследований в Нью-Йорке, и он переехал в США. В Нью-Йорке он встретил Ильзу Оллендорф, немецкую эмигрантку, которая стала его лабораторным ассистентом, а позже – третьей женой.
Основан Институт оргона. Райх открывает оргонное излучение у некоторых культур биона.
Сообщение Райха о некоторых промежуточных результатах его деятельности – “Бионные эксперименты над проблемой рака”.
1941 год. Райх открывает оргонное излучение в атмосфере и почве. Начинает эксперименты с оргонным облучением при раковых заболеваниях.
1950 год. Начал экспериментирование с аккумуляторами оргонной энергии.
1954 год. Теория и практика Райха официально объявлены несостоятельными и на использование оргонных аккумуляторов наложен запрет. Райх пытается протестовать, подчеркивая, что научного опровержения его позиции никто так и не представил, а органы правосудия не правомочны выносить вердикт по научной проблеме. Согласно повторному распоряжению, все публикации Райха, посвященные оргонной энергии, подлежат сожжению, а ему самому за неуважение к суду надлежит провести два года в тюрьме.
Ноябрь 1957 года. Там, в пенсильванской тюрьме он и умер от сердечного приступа.
Основные работы:
“Инстинктивный характер” (1925);
“Функция оргазма” (1927);
“Половая зрелость, воздержание, брачная мораль” (1930);
“Взлом сексуальной морали. К истории сексуальной экономики” (1931);
“Анализ характера” (1931);
“Массовая психология фашизма” (1933);
“Психический контакт и вегетативное течение” (1934);
“Сексуальность в борьбе культур” (1936);
“Экспериментальные результаты исследований электрической функции сексуальности и страха” (1937);
“Бион. К возникновению вегетативной жизни” (1938);
“Раковая биопатия” (1948 год);
Литература:
Дж. Браун “Психология Фрейда и постфрейдисты” (М., 1997);
С. Степанов “Психология в лицах” (М., 2001);
В. Райх “Анализ характера” (М., 2000);
В. Райх “Сексуальная революция” (М., 1997);
В. Райх “Функция оргазма” (М., 1997).
По мере поступления информации статья будет изменяться и дополняться.
Установка свойство деятельности . Психологическая готовность в определенных условиях действовать определенным образом. В 1901г. в рамках Вюрцбургской школы Г.Майер и И.Орт, ученики К.Марбе, показали, что существуют психические процессы, которые нельзя описать феноменологически и которые не попадают в классы ощущений, образов или чувств. Они проявляются в ожиданиях, колебаниях, сомнениях или уверенности в том, что в решении задачи найден правильный путь. Эти процессы были названы состояниями сознания (Bewussstseinzustand), а при переводе на английский язык получили название установок сознания. Феномен установки положен в основу теории установки Д.Н.Узнадзе...
Устная речь речь, произносимая с помощью голоса и воспринимаемая на...
Утомление временное снижение уровня работоспособности под действием фактора длительности воздействующей нагрузки. Обусловлено физическим и психическим истощением. При утомлении происходит вегетативная декомпенсация, увеличивается инертность неравных процессов, снижаются показатели чувствительности , внимания , памяти , мышления , возникают отрицательные эмоции (переживание усталости), снижается производительность труда по качеству и...
Ухтомский Алексей Алексеевич (1875 1942) русский физиолог, создатель учения о доминанте...
Учебная деятельность ведущая деятельность младшего школьного возраста, в рамках которой происходит контролируемое присвоение основ социального опыта, прежде всего в виде основных интеллектуальных операций и теоретических понятий...
Учебная задача проблемная ситуация, разрешение которой связано с открытием и освоением нового познавательного метода, относящегося к более широкому классу задач, чем...
Учебный анализ психоаналитическая процедура, служащая целям образования высоко квалифицированных психоаналитических кадров. Будущий психоаналитик участвует в консультировании своего преподавателя в качестве пациента (Goodman S. (Ed.) Psychoanalitic Education and Research, N.Y., 1976). Необходимость таких учебных процедур определяется тем, что психоаналитик должен не только владеть определенными теоретическими знаниями и навыками установления личных контактов, но и научиться отслеживать проявление своих собственных комплексов, сознательно контролировать контрперенос, а также взаимодействовать со своим бессознательным . Процедура учебного анализа включает в себя порядка трех сотен сеансов психоанализа. Литература...
Учение овладение новыми психическими орудиями и действиями , за счет чего расширяется спектр взаимодействия индивида с окружающим...
Фабри Курт Эрнестович (1.05.1923, Вена 3.06.1990, Москва) отечественный зоопсихолог. В 1932г. с семьей переехал в СССР. В 1940г. поступил на биологический факультет МГУ, но был призван в армию. Во время Великой Отечественной войны работал санитаром в госпиталях МПВО, затем до 1946г. был на военнополитической работе. В 1949г. окончил биологический факультет МГУ по специальности зоология позвоночных, антропология и психология. Работал под руководством Н.Н.ЛадыгинойКотс. С 1964г. занимался проблемами поведения животных в Институте биофизики в ПущинонаОке. В 1967г. году защитил кандидатскую диссертацию. В дальнейшем работал в НИИ дошкольного воспитания над проблемой Дошкольник и животные. С 1966г. читал лекции по этологии на биологическом...
Фагофобия (греч. phagein — есть + фобия). Навязчивый страх, боязнь приема пищи из-за опасения подавиться...
Фаза (греч, phasis — проявление). Приступ психического заболевания, по окончании которого не остается существенных признаков психического дефекта ни в мыслительной деятельности, ни личностных изменений. Количество фаз в течении психоза вариабельно — в некоторых случаях больной за всю жизнь проделывает одну фазу, в других — фазы очень частые. Симптоматологически фазы чаще всего оформляются как аффективные или аффективно-бредовые синдромы. Фазы типичны для МДП, при котором они носят характер маниакальных (см. Мания), депрессивных (см. Депрессия) и сдвоенных (одна фаза сменяется другой без светлого промежутка между ними). Течение биполярное (то есть с противоположными по аффективному заряду фазами) и мопополярное. Последнее некоторыми авторами рассматривается...
Фазмофобия (греч. phasina — призрак + фобия). Навязчивый страх, боязнь призраков, духов, дьяволов и других фантастических...
Фазофрении (фаза + греч. phren — ум, разум) (Kleist К., 1921). Группа эндогенных психозов, выделяемых по их фазному течению. Патогенез связывался с поражением центральных стволовых механизмов. К фазофрении относились психозы настроения (меланхолия, мания, маниакально-депрессивный психоз), аффективные (ажитированный психоз страха, ступорозная депрессия страха, ажитированно-ступорозный психоз страха), бредообразующие аффективные, ипохондрические и аменциальные психозы. Концепцию фазофрении развивал K.Leonhard, однако он отказался от принципов мозговой локализации психопатологических симптомов. Атипичные эндогенные психозы K.Leonhard рассматривал преимущественно в рамках циклоидных психозов. В частности, как указывал K.Leonhard (1960), циклоидные психозы в его систематике соответствуют бредообразующим аффективным психозам...
Факоматозы (греч. phakos — пятно). Группа наследственно передающихся (по доминантному типу) заболеваний, характеризующихся наличием опухолевидных образований в различных органах и тканях (коже, ЦНС, сетчатке глаза и др.), прогрессирующей деменцией органического типа, эпилептиформным синдромом. Кожные проявления — участки лейкодермии, гиперпигментации, ангиомы, телеангиэктазии. Включают: туберозный склероз (болезнь Бурневиля), нейрофиброматоз (болезнь Реклингхаузена), энцефалотригеминальпый ангиоматоз (болезнь Стерджа—Псбера— Краббе), цереброретинальный ангиоматоз (болезнь Гиппеля—Линдау). Син.: невоидные формы слабоумия (лат. nevus — родимое...
Фактор близости (от лат. factor производящий) феномен восприятия , автор М.Вертгеймер . Объединение в гештальт элементов, расположенных близко друг к другу. Такие элементы могут восприниматься как целостный объект. Литература. WertheimerM. Productive Thinking. N.Y.,...
Фактор общей судьбы объединение в гештальт элементов, имеющих общую динамику функционирования и развития. Это может быть, например, выделение трех точек, движущихся в одном направлении, среди множества других, движущихся в разных...
Фактор подобия (от лат. factor производящий) феномен восприятия , автор М.Вертгеймер . Объединение в гештальт элементов, расположенных в едином феноменальном поле и имеющих схожие элементы. Вероятность их объединения тем больше, чем больше эти элементы похожи друг на друга (близкое размещение, родственные формы, одинаковые размеры, симметрия, периодичность и т.д.). Литература. WertheimerM. Productive Thinking. N.Y.,...
Фактор хорошего продолжения объединение в гештальте таких элементов, которые образуют в совокупности наиболее простые, напрашивающиеся...
Фаллическая стадия психосексуального развития (от греч. рhallоs мужской половой член) третий этап генетической концепции З.Фрейда . Характеризуется тем, что на этом этапе доминируют эрогенные зоны половых органов и они выступают основным источником положительных переживаний. Проходит с четвертого по шестой год...
Фаллический характер (от греч. рhallоs мужской половой член) теоретический конструкт генетической концепции З.Фрейда . Тип личности, которая характеризуется фиксацией на фаллической стадии психосексуального развития . Этот тип характеризуется дерзостью, гипертрофированной гордостью, соперничеством с другими,...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]