Exit Project: Глоссарий: Психология жизненного пути

Психология жизненного пути



Психология жизненного пути /lifespan development psychology/ (от греч. psyche душа + logos учение) психологическое направление, основанное на результатах лонгитюдных исследований развития человека на протяжении всей его жизни. В рамках этого направления сформулированы следующие выводы: существует достаточно высокая степень постоянства личности на протяжении всей жизни; степень устойчивости различных индивидуальнотипологических свойств личности неодинакова; разным индивидуальнотипологическим свойствам личности соответствуют разные типы развития; типы развития зависят от исторических условий, в которых происходит развитие личности. В частности показано, что по поведению ребенка (по большинству признаков в 6по 10лет, по некоторым уже в 3года) можно дать прогноз его поведения во взрослой жизни. Это прежде всего форма выхода из стрессовых ситуаций, социальная тревожность, импульсивность, зависимость от других, выраженность познавательных интересов, полоролевая идентификация и др. Литература. (Eds.) GuoletL.R., BaltesP.B. LifeSpan Development Psychology. Research and Theory. N.Y.L., 1970; (Eds.) NesselroadeJ.R., ReeseH.W. LifeSpan Development Psychology. Methodological Issues. N.Y.L., 1973; (Eds.) DatanN., GinsbergL.H. LifeSpan Development Psychology. Normative Life Crises. N.Y.L., 1973; КонИ.С. Постоянство и изменчивость личности // Психологический журнал. 1987, N4, с.126137.

Другие статьи : Павлов Иван Петрович, Павлова симптом, Павлова теория, Пажизм, Память, Панель информации, Пантомимика, Панум П., Парабиоз, Парадиагностика, Парадигма Мертона, Парадигма Стернберга, Парадокс Лапьера, Парадокс Фехнера, Парадоксальная интенция, Паралитический синдром, Паралич прогрессивный, Параллакс, Парамедицина, Параметры темперамента Мерлина, Парамнезии, Паранойяльный синдром, Парапсихология, Парасуицид, Парафазия, Парафренный синдром, Парижская школа гипнотизма, Пассивная флагелляция, Пассивное осязание, Пассивный словарь, Патернализм, Патология сознания, Патопсихологические методики, Патопсихология, Паттерн, Пафос, Педагогическая библиотека им. К.Д. Ушинского, Педагогическая психология, Педология, Пеллагра, Пеллагры триада, Пениафобия, Пенфилда симптом, Первая Лейпцигская школа, Первая сигнальная система, Первичные цвета, Первичный нейропсихологический симптом, Переживание прелести, Переживания религиозного обращения, Перельмуттера метод сомнопсихотерапии, Перенос, Переосвидетельствование, Переутомление, Переходные синдромы, Период полового созревания, Периодизация психического развития, Периодика по психологии, Перлс Фриц (Фридрих Саломон), Персеверация, Персеверирующий образ, Персона, Перцептивные действия, Петрилович (Petrilowitsch) Николаус, Петровский Артур Владимирович, Петтинг, Петтофобия, Пётцля криз, Пётцля синдром, Пётцля-Гоффа синдром, Пиаже (Piaget) Жан, Пиблокто, Пигмалионизм, Пигмалионофилия, Пика-Альцгеймера синдром, Пирсон (Pearson) Карл, Письменная речь, Пластичность нервной системы, Плато, Платон, Платон. Пир., Платонов Константин Константинович, Плацебо, Плацебо–эффект, Плацебо-терапия, Плетизмография, Плюрализм сексуальный, Плюс-симптомы, Пневмограф, Поведение, Поведенческая терапия, Пограничные личностные расстройства, Подпороговое восприятие, Подражание, Подростковый возраст, Позитивная психотерапия, Позиционная кривая, Поиск ощущений, Пол, Полан Фредерик, Поле зрения, Поле переживания, Политическая психология, Политцер Жорж, Полиэффекторный метод, Половая жизнь, Половая идентичность, Половая роль, Половое созревание, Половые перверсии, Полосы Маха, Поляков Юрий Федорович, Помехоустойчивость оператора, Понимание, Понимающая психология, Пономарев Яков Александрович, Понятие, Понятие о сохранении, Поправка на случайный успех, Порнографомания, Порог исчезновения, Порог появления в психофизике, Пороги ощущений, Пороговая проблема, Пороговая теория Фехнера, Пороговые теории, Порядковая шкала, Последовательная обработка информации, Последовательный анализ, Последовательный образ, Послеобраз, Постоянный раздражитель, Построение движения, Постулат непосредственности, Поступок, Потеря автоматизма, Поток сознания, Потребности, Потребностно–информационная теория эмоций Симонова, Потребность в агрессии, Потребность в доминировании, , ...

 

Фантомный образ

Фантомный образ (от фр. fantome призрак) иллюзорное ощущение в ампутированной части тела. Характеризуется возникновением навязчивых ощущений зуда, боли, анемии, субъективно локализованных в удаленной конечности. Эти эффекты могут быть временными, существующими только в послеоперационный период, когда происходит дегенерация соответствующих нервных волокон, и хроническими, обусловленными образованием инкапсулированных рецепторов на месте перерезки нервных...

Федерн Пауль

Федерн (Federn) Пауль (13.10.1871, Вена 4.05.1950, НьюЙорк) психиатр и психотерапевт. Работал ассистентом Психиатрической и неврологической клиники Вены. Входил в круг З.Фрейда . В 1936г. эмигрировал сначала в Швейцарию, затем в США. Разрабатывал психологию Я. Сочинения. Zur Psychologie der Revolution: die vaterlose Gesellschaft. 1919; Zur Frage des Hemmungstraumes. 1920; Narcissism in the Structure of the Ego. 1925; Das Ich als Subjekt und Objekt im Narzissmus. 1929; Reality of the Death Instinct, espected Functions of the Central Nervous System....

Фельдштейн Давид Иосифович

Фельдштейн Давид Иосифович (род. 30.10.1929, Воронеж) отечественный психолог. Получил образование на историческом факультете Душанбинского пединститута. Работал школьным учителем, затем инспектором школ Гороно. С 1952г. по 1960г. работал директором средней общеобразовательной школы, затем до 1970г. директором комплексной школыинтерната. С 1965г. по 1970г. заведовал проблемной лабораторией экспериментальной психологии и программированному обучения Таджикского госуниверситета. В 1963г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Система общественно полезного труда воспитанников восьмилетней школыинтерната как средство нравственного воспитания детей и подростков, в 1969г. докторскую диссертацию на тему Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте. С 1970г. заведовал кафедрой психологии и педагогики Таджикского университета, с 1974г. перешел...

Феминность

Феминность (от лат. femina женщина, самка) комплекс психологических особенностей, традиционно приписываемых женщине. Это характерологические черты мягкости, готовности помочь и...

Фенихель (Fenichel) Отто

Фенихель (Fenichel) Отто (2.12.1897, Вена 22.1.1946) известный немецко-американский психоаналитик. Образование получил в Берлинском Психоаналитическом институте (1922) вместе с М.Эйтингоном. С 1926г. по 1933г. он сотрудник института. Занимался деятельностью психоаналитического образование в Осло (19331935) и в Праге (19351938). С 1938г. Фенихель преподаватель психоанализа в ЛосАнджелесе. Рассматривал сильную аффективную реакцию как проявление давно подавленных интенций в условиях недостаточности обычного контроля Я, что бывает или изза чрезмерного возбуждения, или изза слишком долгой блокады удовлетворения потребностей , высказывал также мысль, что разрушение сдерживающих рамок суперэго и высвобождение запретных импульсов при мании происходит по механизмам, аналогичным существующим в средневековых карнавалах, где такое высвобождение социально...

Феномен 30 октября 1938 г.

Феномен 30октября 1938г. феномен социальной психологии. В этот день по радио США была передана инсценировка Борьбы миров Г.Уэллса. Она была воспринята как реальный репортаж с места событий и вызвала массовую панику, которая охватила более миллиона...

Феномен Ауберта

Феномен Ауберта эффект более легкого обнаружения светлых объектов на темном фоне, чем темных на светлом при одинаковых величинах яркостного контраста. Обусловлен влиянием иррадиации на видимую величину...

Феномен Ауберта – Ферстера

Феномен Ауберта Ферстера зависимость остроты периферического зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения. При их одинаковых угловых размерах маленькие и близкие объекты распознаются лучше, чем большие и удаленные. Однако данный эффект сменяется обратным при опознании...

Феномен Ауберта – Фляйшля

Феномен Ауберта Фляйшля эффект переоценки скорости движущегося объекта в 1,52 раза при фиксированном взоре, лишенном возможности осуществлять следящие движения , ориентированные на скорость и траекторию движущегося...

Феномен Бецольда – Брюкке

Феномен Бецольда Брюкке эффект изменения воспринимаемого цветового тона при увеличении интенсивности, свойственный для всех цветовых тонов, за исключением трех спектральных (476 нм, 507 нм, 575 нм) и одного смешанного пурпурномалинового. При понижении интенсивности, как обнаружил У.Эбней, происходит аналогичное изменение цветовых...

Феномен Брока — Зульцера

Феномен Брока Зульцера эффект нарушения закона Блоха . Характеризуется тем, что при увеличении продолжительности светового стимула за пределы некоторой критической точки ощущение яркости, проходя максимум, начинает падать: несколько коротких световых вспышек заметнее по сравнению с равными по интенсивности и по суммарному времени, но более продолжительными вспышками. Продолжительность действия светового стимула, при которой видимая яркость максимальна, зависит от интенсивности стимула и от его цветности: медленнее достигается критическая точка при синем цвете, быстрее при...

Феномен дополнительной апперцептивной проекции

Феномен дополнительной апперцептивной проекции (от греч. phainomenon являющееся и лат. ad к + perceptio воспринимаю) в исследованиях с использованием ТАТ было обнаружено, что в некоторых случаях механизм проекции не работает не происходит приписывание неоднозначному стимульному материалу тех особенностей, которые присущи самому субъекту восприятия. В частности, если испытуемый переживает состояние испуга, то люди на фотографиях воспринимаются им не как столь же испуганные, а, наоборот, как враждебные; при тревоге же люди на фотографии оцениваются как жестокие и строгие. Автор Г.Мюррей . Литература. MurrayH.A. The effect of the fear upon the estimates of the maliciousness of other personalities // J. Soc. Psychol.,...

Феномен Панума

Феномен Панума стереоскопический феномен. Заключается в том, что при стереоскопическом предъявлении двух изображений, когда на первом представлена одна вертикальная линия, а на втором две, воспринимаются две вертикальные линии, разнесенные по...

Феномен стабильности видимого мира

Феномен стабильности видимого мира свойство зрительного восприятия , благодаря которому даже во время движения наблюдателя локализация объектов остается достаточно константной. Достигается за счет того, что совокупность предметного окружения воспринимаемого предмета выполняет роль неподвижной системы...

Феномен Шеришевского

Феномен Шеришевского случай феноменальной памяти, исследован А.Р.Лурия . Шеришевский имел память, основанную на синестетическом восприятии зрительные, слуховые, вкусовые и тактильные образы для него сливались в единый образ. В частности, все буквы и цифры автоматически окрашивались в его воображении в определенные цвета, имели запах и т.д. Он мог в точности повторить случайных 400 слов спустя 20 лет после того, как их запомнил. Изза яркости чувственного компонента он имел проблемы со смысловым запоминанием, а также с чтением. Особых усилий ему стоило забывание ненужной информации, для чего служили специальные приемы. Литература. ЛурияА.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.,...

Феноменальное поле

Феноменальное поле конструкт, использованный в гештальтпсихологии и других феноменологических направлениях психологии, для обозначения совокупности переживаемых субъектом в данный момент времени...

Феноменологическое самонаблюдение

Феноменологическое самонаблюдение интроспективный метод , разработанный в гештальтпсихологии . Характеризуется ориентацией на непредвзятое описание психических феноменов в их непосредственности и целостности наивным испытуемым. Этот метод, находящий свои истоки в методе внутреннего восприятия, разработанном Ф.Брентано , продуктивно применялся в описательной психологии В.Дильтея , а затем в рамках гуманистической психологии...

Феноменология

Феноменология (от греч. phainomenon являющееся + logos учение) методологическая позиция. Описывает формы психологической структуры без ее разрушения и без экспериментального анализа. Мир существует в форме индивидуального знания. Здесь находит соединение экзистенциальная психология , с одной стороны, и гештальтпсихология , с другой. В диагностике личности этот подход реализуется прежде всего при использовании проективных методик, в которых должно быть зафиксировано индивидуальное своеобразие видения...

Феномены несохранения

Феномены несохранения данные, полученные в экспериментах Ж.Пиаже , свидетельствующие о том, что при невладении ребенком принципом сохранения он ориентируется преимущественно на перцептивные признаки ситуации. Это проявляется, в частности в том, что два равных по весу шарика из пластилина им перестают восприниматься равными, как только одному из них придают существенно другую...

Фенотип

Фенотип (от греч. phaino являюсь, показываюсь и typos отпечаток, образ) изменения генотипических особенностей, обусловленные ходом индивидуальной жизнедеятельности при тех или иных средовых...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Психология жизненного пути