Мах (Mach) Эрнст (18.2.1838, Турас, Моравия 19.2.1916, Хаар близ Мюнхена) австрийский физик, один из крупнейших своего времени, философ представитель эмпириокритицизма, психолог. До 10 лет обучался усилиями своих родителей в имении отца в Зибенбрунне на основе знакомства с живой природой и чтения классических текстов. В 1848г. поступил в гимназию бенедиктинцев, но через год был отчислен как бездарный, продолжил образование в семье. В 1853г. после сдачи экзаменов он поступил в шестой класс гимназии г.Кремзир и через два года получил аттестат зрелости. С 1855г. обучался физике, философии, математике в Венском университете, защитил диссертацию (Uber elektrische Entladung und Induktion (1860)), с 1861г. Мах приватдоцент физики без оклада Венского университета, здесь обращается к решению вопросов физиологии органов чувств (Uber das Sehen von Lagen und Winkel durch die Bewegung des Augens, 1861). После ряда безуспешных попыток занять вакантное место профессора Мах переезжает в Грац на кафедру математики, с 1864г. он профессор математики, затем, с 1866г. профессор физики, с 1867г. профессор университета Праги, где выполнял функции декана (18721873) и ректора (rector magnificus) (18791880), здесь решительно выступал против передачи университета под чешское управление. С 1883г. по 1884г. Мах ректор пражского Немецкого университета. С 1895г. он принял кафедру истории и теории индуктивных наук в Вене. Был в близких дружеских отношениях с Й.Брейером, вместе с которым изучал функции вестибулярного аппарата . Выступал непримиримым противником О.Вайнингера. Действительный член Венской академии наук. С 1898г. Мах был вынужден устраниться от дел изза инсульта, случившегося после самоубийства его старшего сына и повлекшего за собой паралич правой стороны тела, до 1913г. жил в Вене, а затем переехал к другому своему сыну под Мюнхен, где провел последние годы жизни. В период между двумя мировыми войнами был создан и работал, прежде всего на ниве просвещения, Союз Эрнста Маха, организованный по инициативе членов Венского кружка. В философском плане Мах отстаивал позиции позитивистского функционализма, декларирующего свободу от метафизики и опирающегося на принципы эмпирической верифицируемости теоретических положений, дискриптивности научных законов и максимальной простоты концептуальных построений. Все факты действительности должны быть наблюдаемы, и поэтому понятие атомов, в частности, следует отбросить. Физике Ньютона (абсолютные пространство, время и движение) Мах противопоставил свои релятивистические представления о данных категориях как субъективно обусловленных. В 1886г. Мах сформулировал мысль, что и физическое, и психическое имеет один и тот же субстрат нейтральный опыт, и состоит из элементов опыта. Предложил подход к психической жизни как системе ощущений и их ассоциаций. Устойчивые и функционально связанные между собой в пространстве и времени ощущения (комплексы цветов, тонов, различных степеней давления и пр.) запечатлеваются в нашей памяти и находят свое отражение в языке прежде всего как предметы окружающего мира. Задача же философии и психологии, как ее понимал Мах, заключается в поисках неразложимых в настоящий момент элементов, как, например, цвет, форма, образующих в сумме те или иные предметы. Особый класс ощущений, или воспоминаний о них, представляют собой ощущения, связанные с живым телом ( настроения , чувства ), обозначаемые какЯ. Я принципиально такая же группа ощущений, как и все другие предметы. Подобная позитивистская трактовка категории Я повлияла затем на учение У.Джемса о сознании и основные постулаты бихевиоризма, а также с энтузиазмом была воспринята венскими импрессионистами (Г.Бар, Р.Музиль). Проводил экспериментальные исследования визуального, акустического и двигательного восприятия , в частности, придумал экспериментальную ситуацию для анализа воспринимаемого движения , когда глаза испытуемого фиксировались с помощью кусочков мягкой замазки (Analyse der Empfindungen und das Verhaltnis des Physischen zur Psychischen, Jena, 1886, в рус. пер.: Анализ ощущений и отношение физического к психическому, 2 изд., М., 1908). Исследовал двигательные иллюзии при помощи сконструированного им так называемого барабана Маха, а латентное торможение при помощи полос Маха (когда на участке с постепенно уменьшающемся коэффициентом отражения создается резкий переход к уменьшению этого коэффициента, то возникает ощущение темной линии). Литература .
Фантомный образ (от фр. fantome призрак) иллюзорное ощущение в ампутированной части тела. Характеризуется возникновением навязчивых ощущений зуда, боли, анемии, субъективно локализованных в удаленной конечности. Эти эффекты могут быть временными, существующими только в послеоперационный период, когда происходит дегенерация соответствующих нервных волокон, и хроническими, обусловленными образованием инкапсулированных рецепторов на месте перерезки нервных...
Федерн (Federn) Пауль (13.10.1871, Вена 4.05.1950, НьюЙорк) психиатр и психотерапевт. Работал ассистентом Психиатрической и неврологической клиники Вены. Входил в круг З.Фрейда . В 1936г. эмигрировал сначала в Швейцарию, затем в США. Разрабатывал психологию Я. Сочинения. Zur Psychologie der Revolution: die vaterlose Gesellschaft. 1919; Zur Frage des Hemmungstraumes. 1920; Narcissism in the Structure of the Ego. 1925; Das Ich als Subjekt und Objekt im Narzissmus. 1929; Reality of the Death Instinct, espected Functions of the Central Nervous System....
Фельдштейн Давид Иосифович (род. 30.10.1929, Воронеж) отечественный психолог. Получил образование на историческом факультете Душанбинского пединститута. Работал школьным учителем, затем инспектором школ Гороно. С 1952г. по 1960г. работал директором средней общеобразовательной школы, затем до 1970г. директором комплексной школыинтерната. С 1965г. по 1970г. заведовал проблемной лабораторией экспериментальной психологии и программированному обучения Таджикского госуниверситета. В 1963г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Система общественно полезного труда воспитанников восьмилетней школыинтерната как средство нравственного воспитания детей и подростков, в 1969г. докторскую диссертацию на тему Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте. С 1970г. заведовал кафедрой психологии и педагогики Таджикского университета, с 1974г. перешел...
Феминность (от лат. femina женщина, самка) комплекс психологических особенностей, традиционно приписываемых женщине. Это характерологические черты мягкости, готовности помочь и...
Фенихель (Fenichel) Отто (2.12.1897, Вена 22.1.1946) известный немецко-американский психоаналитик. Образование получил в Берлинском Психоаналитическом институте (1922) вместе с М.Эйтингоном. С 1926г. по 1933г. он сотрудник института. Занимался деятельностью психоаналитического образование в Осло (19331935) и в Праге (19351938). С 1938г. Фенихель преподаватель психоанализа в ЛосАнджелесе. Рассматривал сильную аффективную реакцию как проявление давно подавленных интенций в условиях недостаточности обычного контроля Я, что бывает или изза чрезмерного возбуждения, или изза слишком долгой блокады удовлетворения потребностей , высказывал также мысль, что разрушение сдерживающих рамок суперэго и высвобождение запретных импульсов при мании происходит по механизмам, аналогичным существующим в средневековых карнавалах, где такое высвобождение социально...
Феномен 30октября 1938г. феномен социальной психологии. В этот день по радио США была передана инсценировка Борьбы миров Г.Уэллса. Она была воспринята как реальный репортаж с места событий и вызвала массовую панику, которая охватила более миллиона...
Феномен Ауберта эффект более легкого обнаружения светлых объектов на темном фоне, чем темных на светлом при одинаковых величинах яркостного контраста. Обусловлен влиянием иррадиации на видимую величину...
Феномен Ауберта Ферстера зависимость остроты периферического зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения. При их одинаковых угловых размерах маленькие и близкие объекты распознаются лучше, чем большие и удаленные. Однако данный эффект сменяется обратным при опознании...
Феномен Ауберта Фляйшля эффект переоценки скорости движущегося объекта в 1,52 раза при фиксированном взоре, лишенном возможности осуществлять следящие движения , ориентированные на скорость и траекторию движущегося...
Феномен Бецольда Брюкке эффект изменения воспринимаемого цветового тона при увеличении интенсивности, свойственный для всех цветовых тонов, за исключением трех спектральных (476 нм, 507 нм, 575 нм) и одного смешанного пурпурномалинового. При понижении интенсивности, как обнаружил У.Эбней, происходит аналогичное изменение цветовых...
Феномен Брока Зульцера эффект нарушения закона Блоха . Характеризуется тем, что при увеличении продолжительности светового стимула за пределы некоторой критической точки ощущение яркости, проходя максимум, начинает падать: несколько коротких световых вспышек заметнее по сравнению с равными по интенсивности и по суммарному времени, но более продолжительными вспышками. Продолжительность действия светового стимула, при которой видимая яркость максимальна, зависит от интенсивности стимула и от его цветности: медленнее достигается критическая точка при синем цвете, быстрее при...
Феномен дополнительной апперцептивной проекции (от греч. phainomenon являющееся и лат. ad к + perceptio воспринимаю) в исследованиях с использованием ТАТ было обнаружено, что в некоторых случаях механизм проекции не работает не происходит приписывание неоднозначному стимульному материалу тех особенностей, которые присущи самому субъекту восприятия. В частности, если испытуемый переживает состояние испуга, то люди на фотографиях воспринимаются им не как столь же испуганные, а, наоборот, как враждебные; при тревоге же люди на фотографии оцениваются как жестокие и строгие. Автор Г.Мюррей . Литература. MurrayH.A. The effect of the fear upon the estimates of the maliciousness of other personalities // J. Soc. Psychol.,...
Феномен Панума стереоскопический феномен. Заключается в том, что при стереоскопическом предъявлении двух изображений, когда на первом представлена одна вертикальная линия, а на втором две, воспринимаются две вертикальные линии, разнесенные по...
Феномен стабильности видимого мира свойство зрительного восприятия , благодаря которому даже во время движения наблюдателя локализация объектов остается достаточно константной. Достигается за счет того, что совокупность предметного окружения воспринимаемого предмета выполняет роль неподвижной системы...
Феномен Шеришевского случай феноменальной памяти, исследован А.Р.Лурия . Шеришевский имел память, основанную на синестетическом восприятии зрительные, слуховые, вкусовые и тактильные образы для него сливались в единый образ. В частности, все буквы и цифры автоматически окрашивались в его воображении в определенные цвета, имели запах и т.д. Он мог в точности повторить случайных 400 слов спустя 20 лет после того, как их запомнил. Изза яркости чувственного компонента он имел проблемы со смысловым запоминанием, а также с чтением. Особых усилий ему стоило забывание ненужной информации, для чего служили специальные приемы. Литература. ЛурияА.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.,...
Феноменальное поле конструкт, использованный в гештальтпсихологии и других феноменологических направлениях психологии, для обозначения совокупности переживаемых субъектом в данный момент времени...
Феноменологическое самонаблюдение интроспективный метод , разработанный в гештальтпсихологии . Характеризуется ориентацией на непредвзятое описание психических феноменов в их непосредственности и целостности наивным испытуемым. Этот метод, находящий свои истоки в методе внутреннего восприятия, разработанном Ф.Брентано , продуктивно применялся в описательной психологии В.Дильтея , а затем в рамках гуманистической психологии...
Феноменология (от греч. phainomenon являющееся + logos учение) методологическая позиция. Описывает формы психологической структуры без ее разрушения и без экспериментального анализа. Мир существует в форме индивидуального знания. Здесь находит соединение экзистенциальная психология , с одной стороны, и гештальтпсихология , с другой. В диагностике личности этот подход реализуется прежде всего при использовании проективных методик, в которых должно быть зафиксировано индивидуальное своеобразие видения...
Феномены несохранения данные, полученные в экспериментах Ж.Пиаже , свидетельствующие о том, что при невладении ребенком принципом сохранения он ориентируется преимущественно на перцептивные признаки ситуации. Это проявляется, в частности в том, что два равных по весу шарика из пластилина им перестают восприниматься равными, как только одному из них придают существенно другую...
Фенотип (от греч. phaino являюсь, показываюсь и typos отпечаток, образ) изменения генотипических особенностей, обусловленные ходом индивидуальной жизнедеятельности при тех или иных средовых...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]