О дефинициях интереса. Определение интереса зависит от прописки автора. Так K.Mierke, пишет, что феноменологический аспект позволяет узнать, что совершает интерес по отношению к чемуто или для чегото. Интересует то, что возбуждает наше внимание, дает направление нашей готовности к достижениям, дает повод для нашей оценки. В функциональнопсихологическом аспекте, интерес это эндогенный или экзогенный фактор, который позволяет функционировать душевным диспозициям и придает структурность индивидуальной структуре потребностей; в генетическом аспекте, интересы следует дифференцировать, как связанные преимущественно с созреванием или с обучением. В структурнопсихологическом аспекте, интерес выступает как элемент, включенный в структуру личности. Для H.B.English, A.Ch.English понятие интереса имеет следующие значения: установки внимания, направленность селективности внимания, чувство, что объект или событие представляет для субъекта значение, приятное чувство, сопровождающее деятельность, которая беспрепятственно достигает цели, чувство, без которого не должно проходить обучение, стремление постоянно воспринимать признаки предмета. Введение. Теория интересов. 1.H.D.Carter (1940) первый, кто попытался дать интеграцию различных эмпирических данных в теории развития профессиональных интересов. При этом он оставался в плане гипотез, не выходивших за рамки наметившихся в научной литературе тенденций. Это были следующие гипотезы: молодой человек, за счет развития профессиональных интересов, пытается практически адаптироваться к условиям окружающего мира; в этой адаптации он ограничен определенными внешними реалиями, которые определяются через домашнее окружение, личность родителей, друзей, доступность культурных ресурсов; кроме того данная адаптация ограничена другими реальностями, которые молодой человек не может контролировать, такими как его врожденные качества (телесные свойства, энергия, психические способности и т.д.); адаптация зависит от субъективных факторов (это, например, идентификация с определенными группами). За счет такой адаптации достигается удовлетворение и завоевывается определенный статус. У человека формируется интерес к определенной деятельности, приобретает опыт в ней, в силу чего достигается соответствие профессии или профессиональной группе. Но подобная адаптация может и не удастся, например, изза недостаточности способностей. Тогда процесс идентификации и адаптации нарушается, и следует новая попытка адаптации. В рамках профессиональной адаптации образец профессиональных интересов постепенно кристаллизируется, тесно увязываясь с чувством самости. Такой образец субъективное образование и принадлежит включается в деятельность по оцениванию предметов окружающего мира, так определенная область становится более предпочтительной, чем другие. Таким образом деятельности начинают переживаться как релевантные или нерелевантные, создавая определенный фон для поступков. Все это обусловливается значимыми оценочными эталонами, которые более мобильны, чем биологические или социальные данные. Попытки адаптации, достигающие успех и доставляющие удовлетворение, придают действенность эталонам оценивания. Но следование неоптимальным в аспекте адаптации образцам ведет к все большему разочарованию и фрустрации, что чревато даже разрушением личности и психозами. Счастье человека зависит, в конченом счете, от удачного выбора соответствующего эталона интересов. Для каждого есть много таких более или менее соответствующих эталонов. В данной теории, профессиональное развитие есть постоянный, вероятностный процесс, но индивидуальное развитие подчас описывается некорректно в силу того, что не выделена определенная хронология с привязкой интересов к возрастам. 2.E.K.Strong (1943) не дает экспликации теории интересов. Но из его опросника Strong Vocational Interest Blank следует, что он понимает под интересами выученные диспозиции, зависящие от заложенных способностей. Он основывается на этой гипотезе, хотя наблюдается достаточно низкая связь между интересами и способностями, проявляющимися в достижениях. Его возражение на это заключается в том, что интересы являются индикаторами не объективных достижений в какойлибо области, а удовлетворенности от деятельности; интересы часто ориентируются не на саму деятельность, а на ее социальную оценку; интересы долгое время могут существовать как скрытые возможности и установки; часто они связаны с обыденными, воспринимающимися несущественными, аспектами деятельности; они только изредка соотносимы с успехом. 3.E.S.Bordin (1943, 1953) исходя из динамической теории Картера, сделал попытку ее уточнить. Для этого он разработал дедуктивную гипотезу, ориентированную на объяснение и прогноз эмпирических данных. Основные гипотезы степень выраженности типа интереса (профиль по шкалам бланка Стронга) варьирует в прямой зависимости от степени принятия определенного профессионального стереотипа, использующегося для самоописания; степень выраженности типа интереса варьирует в прямой зависимости от степени знаний о настоящем профессиональном стереотипе. Бордин видит тесную связь между образцом интересов и личностью, под которой понимает целеориентированного индивида, гибко адаптирующегося к соответствующей ситуации. Им дается следующая интерпретация феноменам интересов: образ Я сына связан с идентификацией с отцом (значимые соотношения между профессией отца и интересами сына); в опроснике интересов задействован тот же тип ответов, что и в личностных опросниках, ориентированных на образ Я (типы интересов различаются в различных типах личности); стереотипы профессии обусловливают влияние образца интересов на выбираемую профессию (положительная связь между шлобальными и измеряемыми интересами); изменения интересов с возрастом не является следствием ошибки измерения, а результат действия ситуаций и целей индивида (зависимость стабильности интересов от стабильности профессиональной ситуации); данные диагностики интересов и достижений индивида лишь некоторые из возможных факторов развития интересов, поэтому они имеют лишь ограниченное значение для прогноза развития профессиональных интересов (умеренная связь между интересами и результатами в тестах достижений). Далее, им были выдвинуты новые гипотезы: чем выше статус отца в его профессии, тем выраженнее связь между профессией отца и типом интересов сына; чем эмоционально ближе отец и сын, тем выше эта связь; чем стабильнее профессия отца во времени, тем выше эта связь; при давлении со стороны отца, растет вероятность разведения профессии отца и типа интересов сына; чем больше знаний о профессиональном стереотипе, тем выше связь между глобальными и измеряемыми интересами; в высоко стереотипизированных профессиях есть высокая связь между глобальными и измеряемыми интересами. 4.R.F.Berdie (1944) обобщает представления о детерминантах профессиональных интересов и дает общее представление о их генезисе: интересы выступают функцией внешних и внутренних влияний, при этом они сохраняют достаточную независимость от этих влияний. Отсутствует единый определяющий фактор (способности, школа, собственный опыт), нот они выступают как некая интеграция. Эталоны интересов конституируются за счет врожденных факторов и раннего опыта, в дальнейшем они изменяются мало, но частные интересы существенно обусловлены реальным опытом. Определенную роль играет фактор осознанной или неосознанной генерализации (неприятный опыт игры в футбол может переносится на другие виды спорта). Все же допускается, что длительные ситуации могут влиять на эталоны интересов и личность. 5.D.E.Super, J.O.Crites (1949, 1962) большое внимание уделяли адекватной теории генезиса интересов. При этом ими использовались такие понятия, как множественное обусловливание, принцип обратной связи, взаимодействие врожденных факторов и факторов среды. Адекватная теория должна иметь следующие составляющие: интересы есть результат взаимодействия врожденных (нервных и эндокринных) факторов, с одной стороны, и действий и социальных оценок, с другой. То, что индивид хорошо делает за счет своих способностей, дает ему удовлетворение и признание товарищей, что результируется в интересах; чтото на основании идентификации заимствуется им у его товарищей, это служит структурированию интересов и деятельности, если эталон подходит, то он усваивается, если нет, происходит новая идентификация и развитие другой Яконцепции и эталонов интересов; потребности и способ адаптации могут побуждать к поиску определенного удовлетворения, но средства достижения различаются у индивидов с разными способностями и разной окружающей средой, поэтому предсказание образования того или иного эталона интереса едва ли возможно. Стабильность эталона интересов обусловлена стабильностью наследственности и социальной среды, имеющимся опыта опробования, идентификацией и социальным одобрением в годы, предшествующие созреванию в юности. Эталоны интересов начинают выкристаллизовываться в ранней юности, опыт опробования проясняет и уточняет его; некоторые переживают существенные изменения эталона интересов в течение юности и ранней взрослости, но это в большей степени связано с типичными эндокринными изменениями, чем с изменением Яконцепции, для которой часто недостает опыта и которая часто опирается на ложную идентификацию. 6.A.Roe (1957, 1964) описала принципы своей теории следующим образом: наследственность задает границы всем признакам развития, но степень генетического контроля, вид и специфичность различаются от признака к признаку на врожденные признаки влияет не только обучение, но и общий культурный и социальноэкономический фон; эталоны развития интересов, установок и других личностных образований зависят от индивидуального опыта, непроизвольного внимания, направленность которого зависит от эталонов раннего опыта, фрустрациями, видом и степенью удовлетворенности потребностей. Мотивы могут быть неосознанными. Это потребности, которые удовлетворяются автоматически, или редко достигающие минимального уровня удовлетворения, забиваемые мотивами более высокого ранга, нерегулярно подкрепляемые. Величина воспринимаемого удовлетворения зависти от силы основных потребностей индивида, длительности времени между возникновением и удовлетворением, оценки, даваемой окружающими. В силу того, что удовлетворение и фрустрация потребностей происходит в семье, прежде всего родителями, модель профессиональных интересов строится на модели отношений родители дети. Выдвигаются следующие гипотезы: отношения родители дети, которые квалифицируются как любовь, требовательность, защита, приводят к формированию персоноориентированных интересов (социальная служба, искусство, предпринимательство); отношения родители дети, основанные на отказе, пренебрежении, попустительства, приводят к формированию неперсоноориентированных интересов (технология, естественные науки); дети, которые воспринимают опеку и требовательность как органичивающие, могут в виде защиты стать неперсоноориентированными, напротив, дети из противоположной группы могут стать персоноориентированными, чтобы, пережить то удовлетворение, которого они были лишены в раннем детстве. 7.L.E.Tyler (1964) вывел следующие следствия: интересы представляют собой не отдельные свойства, а комплексы, которые развиваются как склонность к определенным областям деятельности, которые ранее воспринимались как недифференцированные. Это приводит к принятию определенных ролей, прежде всего половых и профессиональных. Было обнаружено, что развитие естественнонаучных интересов в качестве детерминант выступают психические способности, профессия и профессиональный уровень отца. 8.С.Л.Рубинштейн в Основах общей психологии дает следующее определение: развитие интересов не автономный процесс, а зависит от системы условий формирования личности; определяющую роль играет окружение личности; маленький ребенок не имеет стабильных интересов, а лишь интересы, соответствующие интересам его социального окружения; у ребенка позднего дошкольного возраста образуются более стабильные интересы; в дальнейшем школа выступает существенным фактором развития интересов; при рано проявляющихся способностях можно наблюдать раннюю стабилизацию интересов; в пубертате интересы характеризуются стабильным кругом интересов, переходом от отдельного к всеобщему, практическим применением. 9.U.LederleSchenk (1972) локализует развитие интересов в рамках личностного развития, понимаемому по К.Левину: при активном взаимодействии индивида и окружающей среды достигается дифференциация интересов. При этом повышается уровень организации интересов, интересы становятся воспринимаемыми как общие и частные, достигается иерархическая централизация. С развитием интересов расширяется жизненный кругозор, увеличивается число степеней свободы, временная перспектива. Заключение и дискуссия. Интересы относительно длительные и обобщенные тенденции поведения, стоящие в своем развитии в тесной связи с развитием образа Я, ориентированные на различные предметные области и зависимые от половых ролей.
Фантомный образ (от фр. fantome призрак) иллюзорное ощущение в ампутированной части тела. Характеризуется возникновением навязчивых ощущений зуда, боли, анемии, субъективно локализованных в удаленной конечности. Эти эффекты могут быть временными, существующими только в послеоперационный период, когда происходит дегенерация соответствующих нервных волокон, и хроническими, обусловленными образованием инкапсулированных рецепторов на месте перерезки нервных...
Федерн (Federn) Пауль (13.10.1871, Вена 4.05.1950, НьюЙорк) психиатр и психотерапевт. Работал ассистентом Психиатрической и неврологической клиники Вены. Входил в круг З.Фрейда . В 1936г. эмигрировал сначала в Швейцарию, затем в США. Разрабатывал психологию Я. Сочинения. Zur Psychologie der Revolution: die vaterlose Gesellschaft. 1919; Zur Frage des Hemmungstraumes. 1920; Narcissism in the Structure of the Ego. 1925; Das Ich als Subjekt und Objekt im Narzissmus. 1929; Reality of the Death Instinct, espected Functions of the Central Nervous System....
Фельдштейн Давид Иосифович (род. 30.10.1929, Воронеж) отечественный психолог. Получил образование на историческом факультете Душанбинского пединститута. Работал школьным учителем, затем инспектором школ Гороно. С 1952г. по 1960г. работал директором средней общеобразовательной школы, затем до 1970г. директором комплексной школыинтерната. С 1965г. по 1970г. заведовал проблемной лабораторией экспериментальной психологии и программированному обучения Таджикского госуниверситета. В 1963г. защитил кандидатскую диссертацию на тему Система общественно полезного труда воспитанников восьмилетней школыинтерната как средство нравственного воспитания детей и подростков, в 1969г. докторскую диссертацию на тему Психологические основы формирования нравственных качеств личности в подростковом возрасте. С 1970г. заведовал кафедрой психологии и педагогики Таджикского университета, с 1974г. перешел...
Феминность (от лат. femina женщина, самка) комплекс психологических особенностей, традиционно приписываемых женщине. Это характерологические черты мягкости, готовности помочь и...
Фенихель (Fenichel) Отто (2.12.1897, Вена 22.1.1946) известный немецко-американский психоаналитик. Образование получил в Берлинском Психоаналитическом институте (1922) вместе с М.Эйтингоном. С 1926г. по 1933г. он сотрудник института. Занимался деятельностью психоаналитического образование в Осло (19331935) и в Праге (19351938). С 1938г. Фенихель преподаватель психоанализа в ЛосАнджелесе. Рассматривал сильную аффективную реакцию как проявление давно подавленных интенций в условиях недостаточности обычного контроля Я, что бывает или изза чрезмерного возбуждения, или изза слишком долгой блокады удовлетворения потребностей , высказывал также мысль, что разрушение сдерживающих рамок суперэго и высвобождение запретных импульсов при мании происходит по механизмам, аналогичным существующим в средневековых карнавалах, где такое высвобождение социально...
Феномен 30октября 1938г. феномен социальной психологии. В этот день по радио США была передана инсценировка Борьбы миров Г.Уэллса. Она была воспринята как реальный репортаж с места событий и вызвала массовую панику, которая охватила более миллиона...
Феномен Ауберта эффект более легкого обнаружения светлых объектов на темном фоне, чем темных на светлом при одинаковых величинах яркостного контраста. Обусловлен влиянием иррадиации на видимую величину...
Феномен Ауберта Ферстера зависимость остроты периферического зрения от абсолютной удаленности объектов наблюдения. При их одинаковых угловых размерах маленькие и близкие объекты распознаются лучше, чем большие и удаленные. Однако данный эффект сменяется обратным при опознании...
Феномен Ауберта Фляйшля эффект переоценки скорости движущегося объекта в 1,52 раза при фиксированном взоре, лишенном возможности осуществлять следящие движения , ориентированные на скорость и траекторию движущегося...
Феномен Бецольда Брюкке эффект изменения воспринимаемого цветового тона при увеличении интенсивности, свойственный для всех цветовых тонов, за исключением трех спектральных (476 нм, 507 нм, 575 нм) и одного смешанного пурпурномалинового. При понижении интенсивности, как обнаружил У.Эбней, происходит аналогичное изменение цветовых...
Феномен Брока Зульцера эффект нарушения закона Блоха . Характеризуется тем, что при увеличении продолжительности светового стимула за пределы некоторой критической точки ощущение яркости, проходя максимум, начинает падать: несколько коротких световых вспышек заметнее по сравнению с равными по интенсивности и по суммарному времени, но более продолжительными вспышками. Продолжительность действия светового стимула, при которой видимая яркость максимальна, зависит от интенсивности стимула и от его цветности: медленнее достигается критическая точка при синем цвете, быстрее при...
Феномен дополнительной апперцептивной проекции (от греч. phainomenon являющееся и лат. ad к + perceptio воспринимаю) в исследованиях с использованием ТАТ было обнаружено, что в некоторых случаях механизм проекции не работает не происходит приписывание неоднозначному стимульному материалу тех особенностей, которые присущи самому субъекту восприятия. В частности, если испытуемый переживает состояние испуга, то люди на фотографиях воспринимаются им не как столь же испуганные, а, наоборот, как враждебные; при тревоге же люди на фотографии оцениваются как жестокие и строгие. Автор Г.Мюррей . Литература. MurrayH.A. The effect of the fear upon the estimates of the maliciousness of other personalities // J. Soc. Psychol.,...
Феномен Панума стереоскопический феномен. Заключается в том, что при стереоскопическом предъявлении двух изображений, когда на первом представлена одна вертикальная линия, а на втором две, воспринимаются две вертикальные линии, разнесенные по...
Феномен стабильности видимого мира свойство зрительного восприятия , благодаря которому даже во время движения наблюдателя локализация объектов остается достаточно константной. Достигается за счет того, что совокупность предметного окружения воспринимаемого предмета выполняет роль неподвижной системы...
Феномен Шеришевского случай феноменальной памяти, исследован А.Р.Лурия . Шеришевский имел память, основанную на синестетическом восприятии зрительные, слуховые, вкусовые и тактильные образы для него сливались в единый образ. В частности, все буквы и цифры автоматически окрашивались в его воображении в определенные цвета, имели запах и т.д. Он мог в точности повторить случайных 400 слов спустя 20 лет после того, как их запомнил. Изза яркости чувственного компонента он имел проблемы со смысловым запоминанием, а также с чтением. Особых усилий ему стоило забывание ненужной информации, для чего служили специальные приемы. Литература. ЛурияА.Р. Маленькая книжка о большой памяти. М.,...
Феноменальное поле конструкт, использованный в гештальтпсихологии и других феноменологических направлениях психологии, для обозначения совокупности переживаемых субъектом в данный момент времени...
Феноменологическое самонаблюдение интроспективный метод , разработанный в гештальтпсихологии . Характеризуется ориентацией на непредвзятое описание психических феноменов в их непосредственности и целостности наивным испытуемым. Этот метод, находящий свои истоки в методе внутреннего восприятия, разработанном Ф.Брентано , продуктивно применялся в описательной психологии В.Дильтея , а затем в рамках гуманистической психологии...
Феноменология (от греч. phainomenon являющееся + logos учение) методологическая позиция. Описывает формы психологической структуры без ее разрушения и без экспериментального анализа. Мир существует в форме индивидуального знания. Здесь находит соединение экзистенциальная психология , с одной стороны, и гештальтпсихология , с другой. В диагностике личности этот подход реализуется прежде всего при использовании проективных методик, в которых должно быть зафиксировано индивидуальное своеобразие видения...
Феномены несохранения данные, полученные в экспериментах Ж.Пиаже , свидетельствующие о том, что при невладении ребенком принципом сохранения он ориентируется преимущественно на перцептивные признаки ситуации. Это проявляется, в частности в том, что два равных по весу шарика из пластилина им перестают восприниматься равными, как только одному из них придают существенно другую...
Фенотип (от греч. phaino являюсь, показываюсь и typos отпечаток, образ) изменения генотипических особенностей, обусловленные ходом индивидуальной жизнедеятельности при тех или иных средовых...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]