Exit Project: Глоссарий: Руссо (Rousseau) Жан Жак

Руссо (Rousseau) Жан Жак



Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа) французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери, отданный для обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот. Систематического образования он не получил, но самостоятельно познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы. В 1741г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д.Дидро, затем с ДАламбером, П.Гольбахом, по приглашению Дидро принял участие в создании Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел, 17511780г.г., где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей. В 1750г. вышла его работа, привлекшая к нему общественное внимание, Рассуждения о науках и искусствах, где доказывал, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. Затем вышли его Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (1755) и Юлия, или Новая Элоиза (1761), где он выступил с политическими обличениями социального неравенства. Его книга Эмиль, или О воспитании (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он изза преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, где жил в Женеве, Берне и Невшателе, но и здесь его преследования по политическим соображениям не кончились. В это время происходит разрыв с просветителями и обостряется полемика с Вольтером. С 1766г. по 1767г. Руссо искал прибежища в Англии, куда его пригласил Д.Юм , но, рассорившись с ним, вернулся во Францию. С 1770г. он в Париже. В это время он писал мемуары и вел достаточно уединенный образ жизни, зарабатывая на хлеб переписыванием нот. После смерти его прах, по решению Законодательного собрания, в 1791г. был перенесен в Париж. Мировоззрение Руссо основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания сущностей материи и сознания изза того, что разум ведет к заблуждению. Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для человека означает прежде всего чувствовать. В основе всего лежит врожденное чувство справедливости, конкретные эмоции являются его отзвуком. Над эмоциями надстраиваются и благоразумие, и разум. Человек имеет смертное тело и бессмертную душу. Руссо был сторонник деизма если бог не понимаем на уровне логики, он все же возможен как факт личного чувственного переживания: насущно необходимо живое участие бога в жизни человека. Свое религиозное миропонимание он описал в Исповедании веры савойского викария, вставленного в роман Эмиль. Руссо один из теоретиков концепции общественного договора, в соответствии с которым возникновение общества трактуется как акт передачи индивидом своих прав политическому организму. Утвердил новое литературное направление сентиментализма и возродил к жизни литературную традицию исповедей. Дал развернутую феноменологию отчуждения: в Прогулках одинокого мечтателя (1776) психологически очень точно описал эмоциональные состояния, присущие одиночеству. Благодаря всему этому привлек внимание к проблеме психологии переживаний и серьезно повлиял на экзистенциалистскую философию и психологию. Дал свое понимание роли искусства. Искусство, под которым Руссо понимал прежде всего аристократическое искусство, ведет к деградации общественных нравов, но если оно станет верным природе, будет воспроизводить жизнь во всей ее естественности, то сможет служить возрождению нравственности. Противопоставлял испорченности и моральной развращенности культурных наций простой и чистый нрав народов, находящихся на патриархальных ступенях развития (отсюда его призыв Назад, к природе!). По своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства , прежде всего доброту. Исходя из сенсуалистической гносеологии, рекомендовал, чтобы ребенок шел к теоретическим знаниям от наглядных фактов действительности. Воспитатель же должен возможно полнее учитывать естественные склонности и способности детей. Литература .

Другие статьи : Рабдофобия, Работоспособность психическая, Равена тeст, Равич–Щербо Инна Владимировна, Радикальная теория образов, Радо Шандор, Разветвленное программированное обучение, Развитие восприятия, Развитие движений ребенка, Развитие игры в дошкольном возрасте, Развитие интеллекта по Ж. Пиаже, Развитие личности невротическое, Развитие личности параноическое, Развитие личности патологическое, Развитие психики в онтогенезе, Развитие психики в филогенезе, Развитие психодиагностики, Раздражимость, Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс, РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm), Райх–Рубинштейн (Reich–Rubinstein) Анни, Ранк Отто, Ранний возраст, Ранний детский аутизм, Ранняя одаренность, Рапопорт Анатоль (Анатолий Борисович), Расстройства памяти, Расщепление Я, Рационализация, Рационально–эмотивная терапия, Реавтоматизация навыка, Реактивное образование, Реактивные состояния, Реактология, Ребефинг, Реверберация, Регенеративность, Регрессия, Реестр зарубежных психодиагностических методик, Рейк Теодор, Рейх (Reich) Вильгельм, Рекапитуляция, Рекрутмент, Релаксация, Реминисценция, Респираторный аффективный спазм, Респондент, Ретроактивное торможение, Ретроспекция, Реферативный журнал (РЖ). Психология, Референтная группа, Рефлекс, Рефлексология, Рефрактерный период, Рецептивное поле, Рецепторы, Реципроктная координация, Речь, Рибо (Ribot) Теодюль, Ригидность, Риск, Ритмы мозга, Рише Шарль, Роджерс Карл Рэнсом, Розенталь (Rosenthal) Роберт, Розенцвейг Саул, Ролевая игра детей, Романтические поведение, Роршах (Rorschach) Герман, Российская государственная библиотека, Россолимо Григорий Иванович, Роттер (Rotter) Джулиан Бернард, Рубин (Rubin) Эдгар Джон, Рубинштейн Сергей Леонидович, Рубинштейн Сусанна Яковлевна, Рудик Петр Антонович, Руссо (Rousseau) Жан Жак, Рут Фултон Бенедикт, Рэдфорд Джон, Рюдин (Rudin) Эрнст, , ...

 

Анастрофа

Анастрофа (от греч. anastrophe перевертывание, ниспровержение) изменение формы переживания при острой шизофрении. Больному представляется, что все мировые события касаются лично него. В основе этого лежит утрата способности к воодушевлению. Возникает совместно с апофенией . Автор К.Конрад...

Ангедония

Ангедония (от греч. a отрицательная частица + hedone наслаждение) клиническое нарушение. Неспособность переживать радость, в том числе от секса, доставлять себе удовольствие простыми развлечениями (кино, чтение, музыка и т.д.).Часто выступает следствием тяжелых переживаний. Может выступать базовым признаком...

Английская антропологическая школа

Английская антропологическая школа научное направление в этнографии и культурной антропологии, внесшее идею эволюции в изучение культуры (Э.Б.Тайлор, Дж.Дж.Фрэзер и др.). На основе анализа обычаев, верований, искусства, нравственности и пр. т.н. примитивных народов, была проведена параллель с развитием психических процессов (операций ума) у современного человека. В силу этого, анимистические представления в первобытном обществе были объяснены неправильным применением мыслительных приемов, характерных и для современного человека ( ассоциации идей, принципа причинности, аналогии и др.), в условиях недостаточного...

Андреева Галина Михайловна

Андреева Галина Михайловна (род. 13.06.1924, Казань) отечественный психолог. Родилась в семье психиатра. С 1941г. по 1945г. была добровольцев в рядах действующей армии. В 1945г. поступила на философский факультет, затем окончила аспирантуру. В 1965г. защитила докторскую диссертацию по методологическим проблемам конкретного социального исследования. В 1969г. создала на философском факультете кафедру методики конкретных социальных исследований. В 1971г. перешла на работу на факультет психологии МГУ, где в 1972г. организовала и возглавила кафедру социальной психологии. Профессор. Один из инициаторов создания социальной психологии в России. Специалист по широкому кругу проблем социальной психологии (теория и методология социальной психологии, методы эмпирического социального исследования, когнитивные процессы в...

Аниматизм

Аниматизм (от лат. animatus одушевленный) комплекс представлений, свойственный всем ранним стадиям развития религий, о безличной, сверхъестественной силе, определяющей все жизненные процессы в природе (урожай, успех в охоте, на...

Анимизм

Анимизм мировоззренческие представления, в котором признаком одушевленности наделяются практически все объекты, находящиеся в какойлибо связи с человеческой деятельностью...

Анимус и анима

Анимус и анима (от лат. anima душа) архетипы . Представляют собой архетипические образы, в которых запечатлен многовековой опыт предков (по преимуществу в аспекте пола). Анимус исходно, собрание отцов, являющихся авторитетами, мнения которых неоспоримы, это мужская часть души, связанная с категорическими мнениями. Анима женская часть души, связанная с настроениями. При этом одна из этих душ обращена вовне, другая вовнутрь. Возможны ситуации, когда в психической организации женщины доминирующей является мужская душа, что выражается в ее особо жестких и хладнокровных суждениях, в чрезмерной принципиальности. Часто возникают и обратные ситуации, когда мужчина носит в себе женскую душу. Принадлежа к сфере бессознательного эти стороны...

Анкета

Анкета средство опроса, включающее в себя формулировки вопросов и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или по образцу которых предложить собственные. Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко могут иметь разветвленную структуру: в зависимости от ответа на специальные вопросыфильтры респондент может пропускать определенные группы...

Анкетный опрос

Анкетный опрос форма получения от респондентов сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении, когда респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои...

Анксиозные состояния

Анксиозные состояния (от англ. anxiety тревога) синдром. Проявляются в виде преобладания тревоги, страхов, сопровождаются вегетативной симптоматикой (сердцебиение, потливость,...

Аномия

Аномия (греч. a отрицательная частица, nomos закон) понятие, введенное Э.Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм (ДюркгеймЭ. Самоубийство, СПб., 1912). При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе и социально декларируемые образцы поведения. Вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно...

Анонимные алкоголики

Анонимные алкоголики (англ. Alcoholic Anonymous) общественная организация, объединяющая алкоголиков, выразивших готовность самостоятельно излечиться от алкоголизма и помочь в этом другим, и их родственников. Движение возникло в США в 1935г. Оно не имеет централизованного руководства, каждая группа Анонимных алкоголиков действует самостоятельно. Здесь нет обязательных денежных взносов, от каждого участника требуется лишь иметь желание бросить пить и посещать встречи группы. Алкоголизм рассматривается как трудноизлечимая прогрессирующая болезнь, которую можно поставить под контроль. В практической работе реализуется ряд принципов: необходимость осознания себя алкоголиком и устранения за счет этого психологической защиты ; анонимность членства в организации; формулировка позитивных целей в реальном времени (Не пить...

Анохин Петр Кузьмич

Анохин Петр Кузьмич (1898 1974) советский физиолог. Предложил свое собственное понимание подкрепления, отличное от классического. Оно рассматривается им как основанное на сравнении того результата, который требуется достичь (акцептора действия), с динамически возникающей обратной афферентацией, которая свидетельствует об адекватности или неадекватности реакции. На этой основе им была разработана теория функциональных систем...

Антилокализационизм

Антилокализационизм нейропсихологическое направление, в котором признавалось, что мозг представляет собой единое и недифференцированное целое, работа которого в равной степени обусловливает функционирование всех психических процессов. Считалось, что при поражении любой области мозга происходит общее снижение психических функций, степень которого зависит от объема пораженного мозга. В частности, Ф.Гольц полагал, что при этом происходит снижение интеллекта , выступающего основой всех других психологических функций, а К.Гольдштейн общее ухудшение символической...

Антипсихиатрия

Антипсихиатрия (от греч. anti против + psyche душа + iatreia лечение) общественное и научное движение, связанное с движением новых левых, ставящее перед собой задачу устранения психиатрических институтов, как форм социального принуждения инакомыслящих. Основными тезисами являются следующие: общество само безумно, оно подавляет попытки выйти из рамок привычных способов мышления и восприятия. Основными представителями этого движения являются Р.Лайнг , Д.Купер, Ф.Базальо. Литература. РуткевичА.М. Экзистенциальный психоанализ в Англии // Психологический журнал. 1985, N6,...

Антиципация

Антиципация (от лат. anticipatio предвосхищаю) представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия . Анатомо физиологическим коррелятом явления антиципации является акцептор действия ( П.К.Анохин ), а электрофизиологическим волна ожидания ( Еволна ) Г.Уолтера, представляющее собой медленное негативное колебание преимущественно в лобноцентральных отделах коры, связанное с настройкой на появление...

Антон Кемпински (Antoni Kempinski)

Антон Кемпински (Antoni Kempinski / Kepinski) (1918-1972) - выдающийся польский психиатр и одновременно оригинальный философ. В 1939 году студент медицинского факультета Ягеллонского университета в Кракове, А. Кемпински стал солдатом польской армии и принимал участие в первых сражениях второй мировой войны. После разгрома Польши он вместе с отступающими польскими частями оказался во Франции, где после вступления ее в войну служил артиллеристом. После поражения Франции он попал в Испанию, где был интернирован в концентрационный лагерь. В 1943 году Антон Кемпински оказывается в Англии, где служит пилотом в Королевском воздушном флоте. Сразу после войны Кемпински окончил медицинский факультет Эдинбургского университета, затем еще...

Антропогенез

Антропогенез (от греч. anthropos человек и genesis происхождение) происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотренные в биологическом, психическом и социокультурном плане. Основой происхождения древнейших людей в начале четвертичного периода на африканском континенте от предлюдей рода австралопитеков являются особенности группового поведения , высокий уровень развития рецепторных систем, двигательных способностей, особенно конечностей, и вторично головного мозга. Переход к наземному образу жизни и двуногому хождению позволил освободить передние конечности. Это привело к мощному развитию манипулятивной деятельности и формированию орудийных действий, логика развития которых привела к специальному изготовлению орудий труда. В процессе совместного труда групповые отношения превратились в общественные, для обслуживания...

Антропоморфизм

Антропоморфизм (от греч, anthropos человек и morphe вид, образ) стремление наделять человеческими свойствами растения, животных, силы природы,...

Анцыферова Людмила Ивановна

Анцыферова Людмила Ивановна (род. 1924) отечественный психолог. В 1948г. окончила философский факультет МГУ. Затем училась в аспирантуре на кафедре психологии МГУ, под руководством С.Л.Рубинштейна написала и защитила в 1952г. кандидатскую диссертацию на тему Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности и проблема мышления. С 1953г. по 1956г. работала в Институте психологии АПН РСФСР, затем в секторе психологии Института философии АН СССР. В 1972г. была переведена в составе этого сектора в Институт психологии АН СССР, где с 1974г. по 1984г. заведовала сектором философских проблем психологии, в дальнейшем сектором психологии личности. В 1974г. защитила докторскую диссертацию на тему Материалистическая мысль в психологии...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Руссо (Rousseau) Жан Жак