Exit Project: Глоссарий: Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания

Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания



Существуют многочисленные исследования, показывающие, сколь значительную роль играет самосознание в жизни человека, обеспечивая структурирование поступающей к нему информации и выступая как мотивирующий фактор (см.1; 3 и др.). Особенно очевидна его роль в сфере образования, в клинике. И именно в этих областях должны использоваться специальные измерительные инструменты, способные выявить не только качественные особенности самосознания (как, например, методика самооценки ДембоРубинштейн), но и количественные, показывающие место данного испытуемого в ряду других. Настоящее исследование и посвящено разработке одной из методик данного класса Опросника устойчивых форм Явнимания (ОЯВ). При рассмотрении проблематики самосознания используются различные понятия, описывающие схожие реалии, но несколько поразному операционализируемые. Так, в 1974г. Snyder ввел в научный оборот понятие самомониторинга, под которым понималась способность к контролю над экспрессивными реакциями. В другой, содержательно близкой теории самовосприятия, разработанной Duval и Wickland, основаным является понятие Яконцепции, причем функции Я рассматриваются как особенные процедуры, развернутые во времени и имеющие определенный операциональный состав. Этими авторами была сделана попытка описать в научных понятиях тот достаточно очевидный факт, что внимание индивида может обращаться не только на предметы окружающего мира, но и на него самого, и что в результате этого развертываются соответствующие действия (5; 13). Попытка построения развернутой теории дифференциации форм Явнимания была сделана Buss. В его исследованиях (4) было показано, что некоторые люди имеют тенденцию более часто, чем другие, занимать позицию наблюдателя за собственными действиями. Это было обозначено как Явнимание, под которым стала пониматься особая, устойчивая во времени, или диспозициональная, интеллектуальная активность, направленная на приобретение новых знаний о себе, источником которых могут быть и оценки человека другими, и его интроспективное восприятие внутренних процессов (см.10). Для диагностики индивидуальной выраженности Явнимания был разработан опросник SelfConsciousnessScale (SCS), который состоял из 23пунктов, однозначно распределенных между тремя шкалами (7). Это шкалы: 1)частного (приватного) Явнимания; 2)общественного Явнимания; 3)социального страха. Под приватным Явниманием понималась тенденция индивида обращать особое внимание на внутренние события своего феноменального мира, на такие, к которым доступ имеет только он сам (как телесные процессы, так и чувства, мысли, мотивы). Под общественным Явниманием понималась тенденция обращать внимание на общественные аспекты Я, на такие, которые доступны внешнему наблюдателю и на которые индивид может смотреть как бы глазами другого. Третья шкала опросника, шкала социального страха, имела лишь косвенное отношение к конструкту Явнимания, но была включена в опросник, так как в эмпирических исследованиях было показано, что социальный страх, как чувство некомфортности в социальных контактах, достаточно часто связан с повышенным вниманием к общественным аспектам собственного Я. Кроме того, суммарный балл по трем шкалам может выступать как характеристика общей направленности индивида на восприятие самого себя, в противоположность направленности на восприятие предметов внешнего мира. В ряде практических работ, в которых использовалась данная методика, было показано, что индивидуальные особенности Явнимания закономерно связаны с когнитивным уровнем и учебными успехами, с отдельными нарушениями познавательных процессов, с психосоматическими заболеваниями, а также что они имеют выраженную этническую специфику, обусловленную культурными особенностями воспитания детей (8; 11 и др.). Но, хотя было показано, что SCS является достаточно надежным средством, имеющим высокие показатели валидности, в исследованиях, которые провел Merz, основанных прежде всего на факторном анализе, была выявлена недостаточно высокая консистентность исходных пунктов. В частности, реакции центрации на собственной внешности, с одной стороны, и переоценка восприятия себя другими, с другой, первоначально отнесенные к одной шкале, оказались мало связанными друг с другом. Это заставило его разработать свой вариант диагностики устойчивых форм Явнимания методику Selbstaufmerksamkeitsfragebogen (SAF), которая и была использована нами в качестве исходного материала для дальнейших разработок. Целью нашего исследования выступало рассмотрение структуры устойчивых форм Явнимания и их связей с некоторыми личностными характеристиками. Испытуемыми были учащиеся различных учебных заведений, общим количеством 685человек; средний возраст = 22.5года, (=7.7лет; мужчины составляли 42%, женщины 58%. На первом этапе исследования проверялась структура опросника на отечественной выборке. Текст опросника, представлявший собой перевод на русский язык с минимальной стилистической коррекцией методики SAF, давался каждому испытуемому для оценки выраженности у него той или иной поведенческой реакции, связанной с особенностями его Явнимания. Для ответов предлагалась шкала Лайкерта с четырьмя вариантами от совершенно верно (4балла) до совершенно неверно (1балл). Ответы всех испытуемых проводились через процедуру факторного анализа методом главных компонент с варимаксвращением. В результате было получено несколько матриц с разным количеством выделенных факторов. Среди них, как наиболее удовлетворительное, нами было выбрано трехфакторное решение, которое позволяло объяснить 41% общей дисперсии: с одной стороны, на кривой собственных значений факторов именно после третьего фактора наметился перелом и выход кривой на плато, с другой, именно такое решение полностью соответствовало модели Merz. Правда, некоторые пункты исходного опросника оказались скоррелированы сразу с несколькими факторами, что свидетельствовало о многозначности их восприятия испытуемыми (например, Я часто себя спрашиваю, правильно ли я веду себя с другими) или их недостаточной понятности (Мне совершенно не свойственно интенсивное самонаблюдение). Поэтому они были отброшены и в заключительном факторном анализе не участвовали. В первый из выделенных факторов, обозначенный нами как Общественное Явнимание (ОВ), оказались включены пункты (с исходными номерами 2, 8, 11, 14, 17, 20, 25, 28, 35), свидетельствующие о том, что индивид, имеющий высокий вес по данному фактору, слишком много значения придают тому, что думают о нем другие люди и как они его воспринимают; его Явнимание центрировано на задаче выяснения, как другие на него реагируют. Второй фактор Социального страха (СС), как было сказано, лишь косвенно связанный с Общественным Явниманием, объединил пункты (с номерами 3, 5, 6, 7, 13, 16, 18, 24, 27, 32), по которым можно судить, что индивид с высоким значением этого фактора в обществе других людей чувствует себя неуверенно, скованно; он слишком застенчив. Наконец, третий фактор Персонального Явниманию (ПВ), вобрал в себя пункты (с номерами 1, 4, 15, 19, 21, 23, 29, 30, 33, 36), характеризующиеся чрезмерным вниманием к внутренним аспектах своего Я; индивид, имеющий высокое значение этого фактора отличается повышенной рефлексивностью, он часто спрашивают себя, кто же он на самом деле, его Явнимание центрировано прежде всего на экзистенциальных вопросах. На втором этапе нашего исследования, после того, как было показано, что структура опросника на отечественной выборке сохранила идентичность исходному варианту, решалась задача проверки конструктной валидности шкал опросника. Это осуществлялось при помощи определения коэффициентов линейной корреляции (по Пирсону) шкал ОЯВ со шкалами некоторых личностных опросников. Для испытуемых той же выборки кроме ОЯВ предлагались такие методики, как Форма по изучению личности (PRF), диагностирующая ценностные ориентации личности в соответствии с классификацией потребностей Г.Мюррея (12), Фрейбургский личностный опросник форм R (FPIR), диагностирующий характерологические особенности личности (6), и Опросник интернальности Крампена (IPC), выявляющий интернальность и два вида экстернальности, обусловленной другими и случаем (см.2). По Опроснику устойчивых форм Явнимания вместе с баллами по трем шкалам, соответствующих факторной структуре опросника, рассчитывался еще и суммарный балл по всем шкалам как интегральный показатель (ИП) ориентации внимания индивида на внутренние процессы, в противоположность ориентации на предметы окружающего мира. При этом существенных расхождений статистических значений для мужчин и женщин обнаружено не было. Наиболее общее заключение можно сделать по характеру связей между интегральным показателем Явнимания и личностными характеристиками. А именно, чем в большей степени индивид интровертирован и эмоционально лабилен (т.е. меланхолик), тем в большей степени его внимание обращено на все то, что касается его собственной персоны, и он более всего озабочен поисками новой информации о собственном поведении и его оценках другими. Далее, существенных различий в связях двух форм Явнимания (персонального и общественного) с другими личностными характеристиками обнаружено не было. И та, и другая форма возникает на фоне повешенной эмоциональной лабильности, и сопутствует повышению уровня мотивации достижения. Единственно, что удалось зафиксировать преимущественную связь персонального внимания с более высоким уровнем интеллектуальной активности, о котором можно судить по ориентированности на новые знания (шкала Общей заинтересованности), и общественного внимания с готовностью проводить время в эмоциональном, игровом общении с другими людьми (шкала Ориентации на игру). Очень выразительным и вполне ожидаемым является достаточно тесная связь, обнаруживающаяся между социальным страхом и теми шкалами личностных опросников, которые связаны с повышенной тревожностью. Это высокая степень связи с интегральным показателем нейротизма; а также с частными проявлениями тревожности, такими как повышенная утомляемость, актуализация чувства перегруженности проблемами, повышенная агрессивность, готовность разрешать ситуации фрустрирования потребностей за счет перенесения на других своих отрицательных эмоций, готовность приписывать ответственность за свои ошибки либо другим, либо случайностям. Также вполне закономерно проявилась связь социального страха и интроверитрованности. В заключении можно отметить, что необходимо продолжить работу по апробации Опросника устойчивых форм Явнимания, в частности требуется проверка его экологической валидности и надежности. Вместе с тем, как представляется, в исследовательских целях и для более глубокого анализа отдельных случаев практики он может использоваться уже в настоящем виде. Литература. 1.БернсР. Развитие Яконцепции и воспитание. М.: Прогресс, 1986. 2.КондаковИ.М., НилопецМ.Н. Экспериментальное исследование структуры и личностного контекста локуса контроля / Психологический журнал. Том16, N1, 1995, 4351. 3.СтолинВ.В. Самосознание личности. М.: Изд. Московского Университета, 1983. 4.BussA.H. Selfconsciousness and social anxiety. San Francisco: Freeman, 1980. 5.DuvalS., WicklundR.A. A theory of objective selfawareness. N.Y.: Academic Press, 1972. 6.FahrenbergJ. Das Freiburger PersonlichkeitsInventar. Gottingen: Hogrefe, 1894. 7.FenigsteinA., ScheierM.F., BussA.H. Public and private selfconsciousness: assessment and theory / Journal of consulting and clinical Psychology, 1975, 43, 522527. 8.HoustonD.M. The relationship between cognitive failure and selffocused attention / British Journal clinical Psychology, 1989, 1, 8586. 9.KammerD., NowackW. Selfmonitorin: Construction and validation of a german twofactor scale. Bielefelder Arbeiten zur Sozialpsychologie, Nr.104, 1983. 10.MerzJ. SAF: Fragebogen zur Messung von dispositioneller Selbstaufmerksamkeit / Diagnostica, 1986, 32, Heft2, 142152. 11.PyszczynckiT., GreenbergJ. On the relationship between selffocused attention and psychological disorder / Psychological Bulletin, 1991, 3, 3445. 12.StumpfH., AngleiterA. Deutsche Personality Research Form. Gottingen: Hogrefe, 1985. 13.WicklundR.A. Objective selfawareness. In: BerkowitzL. (Ed.) Advances in Experimental Social Psychology, Vol.8, N.Y.: Academic Press, 1975. Приложение. Табл.1. Пункты Опросника устойчивых форм Явнимания. 2.Мне очень важно знать, что думают обо мне другие люди. 14.Меня очень заботит, как меня оценивают другие. 11.Мне более или менее безразлично, как меня воспринимают в обществе. 28.Меня не интересует, что говорят обо мне другие люди. 25.Я очень озабочен, как другие воспринимают меня и мои дела. 35.Я внимательно наблюдаю за тем, как окружающие реагируют на меня и мои действия. 8.Я часто анализирую, какое впечатление я произвожу на окружающих. 20.Обычно я стараюсь произвести хорошее впечатление. 17.Мне важно знать, соответствую ли я ожиданиям других людей. 18.Я часто чувствую себя неумелым в общении с другими людьми. 27.Мне требуется определенное время, пока я не преодолею скованность, попав в новую ситуацию общения. 16.Мне бывает очень неловко, когда приходится говорить перед группой людей. 24.Если я нахожусь среди людей, то в большинстве случаев держусь на заднем плане. 7.Я часто чувствую себя скованно, когда приходится говорить с важной персоной. 13.Мне довольно легко вступить в разговор с незнакомым человеком. 6.Мне часто приходится перебарывать себя, если надо у когонибудь чтото спросить. 3.Меня очень легко смутить. 5.Мне трудно работать, если при этом на меня ктото смотрит. 32.В дискуссии с незнакомыми людьми мне ничуть не трудно высказывать свое мнение. 23.Я постоянно думаю, что является мотивами моих поступков. 36.В большинстве случаев я пытаюсь осознать свои чувства и ощущения, возникающие в разных ситуациях. 29.Я очень внимателен к изменению моего настроения. 21.Я часто думаю о том, что меня ожидает в жизни. 30.Мои мысли часто вращаются вокруг моей собственной персоны. 19.Я очень отчетливо воспринимаю все изменения, происходящие в моем организме. 1.Я очень много думаю о себе самом. 33.Если мне чтото не удается, я стараюсь разобраться, не лежит ли причина во мне самом. 4.Я с большим вниманием отношусь к своим внутренним физическим ощущениям. 15.Я всегда стараюсь иметь о себе ясное представление. (КондаковИ.М. Опросник для диагностики устойчивых форм Явнимания // Журнал практического психолога, N4, 1997; в сокращении).

Другие статьи : Обертоны психические, Облигатный, Обломова синдромы, Обморок, Обобщение, Обоняние, Обонятельный анализатор, Оборонительный рефлекс, Образ, Образ воображения, Образ восприятия, Образ мира, Обсессия, Обучаемость, Обучающий эксперимент, Общая одаренность, Общение, Объективная психология, Объективный метод в психологии, Объем внимания, Объем кратковременной памяти, Объем памяти, Оглушение, Одержимость, Окулогравическая иллюзия, Олигофрения, Олпорт Гордон, Ольфактометрия, Онанизм, Онейроидная форма переживаний, Онейроидное состояние сознания, Оно (Es, Id), Онтогенез, Онтогенез процессов восприятия, Оперантное обусловливание, Оперативная единица восприятия, Оперативная настройка, Оперативное поле зрения, Оперативный образ, Оперативный порог, Оперативный порог ощущений, Операционализм, Операция, Операция в концепции Ж. Пиаже, Описание психодиагностической методики, Опознавательные признаки, Опознание, Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания, Опросники креативности, Оптико–геометрические иллюзии, Оптическое смешение цветов, Оральная стадия психосексуального развития, Оральный характер, Орган чувств, Организационный климат, Органические ощущения, Ориентация живого организма, Ориентировочная деятельность, Ориентировочный рефлекс, Орудийные действия животных, Осведомленность, Освещенность, Осгуд Чарльз Эджмертон, Основные симптомы шизофрении, Остранение, Отис Артур Синтон, Отказ человека–оператора, Отклонения в психическом развитии ребенка, Отреагирование, Отрицание, Ошанин Дмитрий Александрович, Ощущение, , ...

 

Анастрофа

Анастрофа (от греч. anastrophe перевертывание, ниспровержение) изменение формы переживания при острой шизофрении. Больному представляется, что все мировые события касаются лично него. В основе этого лежит утрата способности к воодушевлению. Возникает совместно с апофенией . Автор К.Конрад...

Ангедония

Ангедония (от греч. a отрицательная частица + hedone наслаждение) клиническое нарушение. Неспособность переживать радость, в том числе от секса, доставлять себе удовольствие простыми развлечениями (кино, чтение, музыка и т.д.).Часто выступает следствием тяжелых переживаний. Может выступать базовым признаком...

Английская антропологическая школа

Английская антропологическая школа научное направление в этнографии и культурной антропологии, внесшее идею эволюции в изучение культуры (Э.Б.Тайлор, Дж.Дж.Фрэзер и др.). На основе анализа обычаев, верований, искусства, нравственности и пр. т.н. примитивных народов, была проведена параллель с развитием психических процессов (операций ума) у современного человека. В силу этого, анимистические представления в первобытном обществе были объяснены неправильным применением мыслительных приемов, характерных и для современного человека ( ассоциации идей, принципа причинности, аналогии и др.), в условиях недостаточного...

Андреева Галина Михайловна

Андреева Галина Михайловна (род. 13.06.1924, Казань) отечественный психолог. Родилась в семье психиатра. С 1941г. по 1945г. была добровольцев в рядах действующей армии. В 1945г. поступила на философский факультет, затем окончила аспирантуру. В 1965г. защитила докторскую диссертацию по методологическим проблемам конкретного социального исследования. В 1969г. создала на философском факультете кафедру методики конкретных социальных исследований. В 1971г. перешла на работу на факультет психологии МГУ, где в 1972г. организовала и возглавила кафедру социальной психологии. Профессор. Один из инициаторов создания социальной психологии в России. Специалист по широкому кругу проблем социальной психологии (теория и методология социальной психологии, методы эмпирического социального исследования, когнитивные процессы в...

Аниматизм

Аниматизм (от лат. animatus одушевленный) комплекс представлений, свойственный всем ранним стадиям развития религий, о безличной, сверхъестественной силе, определяющей все жизненные процессы в природе (урожай, успех в охоте, на...

Анимизм

Анимизм мировоззренческие представления, в котором признаком одушевленности наделяются практически все объекты, находящиеся в какойлибо связи с человеческой деятельностью...

Анимус и анима

Анимус и анима (от лат. anima душа) архетипы . Представляют собой архетипические образы, в которых запечатлен многовековой опыт предков (по преимуществу в аспекте пола). Анимус исходно, собрание отцов, являющихся авторитетами, мнения которых неоспоримы, это мужская часть души, связанная с категорическими мнениями. Анима женская часть души, связанная с настроениями. При этом одна из этих душ обращена вовне, другая вовнутрь. Возможны ситуации, когда в психической организации женщины доминирующей является мужская душа, что выражается в ее особо жестких и хладнокровных суждениях, в чрезмерной принципиальности. Часто возникают и обратные ситуации, когда мужчина носит в себе женскую душу. Принадлежа к сфере бессознательного эти стороны...

Анкета

Анкета средство опроса, включающее в себя формулировки вопросов и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или по образцу которых предложить собственные. Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко могут иметь разветвленную структуру: в зависимости от ответа на специальные вопросыфильтры респондент может пропускать определенные группы...

Анкетный опрос

Анкетный опрос форма получения от респондентов сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении, когда респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои...

Анксиозные состояния

Анксиозные состояния (от англ. anxiety тревога) синдром. Проявляются в виде преобладания тревоги, страхов, сопровождаются вегетативной симптоматикой (сердцебиение, потливость,...

Аномия

Аномия (греч. a отрицательная частица, nomos закон) понятие, введенное Э.Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм (ДюркгеймЭ. Самоубийство, СПб., 1912). При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе и социально декларируемые образцы поведения. Вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно...

Анонимные алкоголики

Анонимные алкоголики (англ. Alcoholic Anonymous) общественная организация, объединяющая алкоголиков, выразивших готовность самостоятельно излечиться от алкоголизма и помочь в этом другим, и их родственников. Движение возникло в США в 1935г. Оно не имеет централизованного руководства, каждая группа Анонимных алкоголиков действует самостоятельно. Здесь нет обязательных денежных взносов, от каждого участника требуется лишь иметь желание бросить пить и посещать встречи группы. Алкоголизм рассматривается как трудноизлечимая прогрессирующая болезнь, которую можно поставить под контроль. В практической работе реализуется ряд принципов: необходимость осознания себя алкоголиком и устранения за счет этого психологической защиты ; анонимность членства в организации; формулировка позитивных целей в реальном времени (Не пить...

Анохин Петр Кузьмич

Анохин Петр Кузьмич (1898 1974) советский физиолог. Предложил свое собственное понимание подкрепления, отличное от классического. Оно рассматривается им как основанное на сравнении того результата, который требуется достичь (акцептора действия), с динамически возникающей обратной афферентацией, которая свидетельствует об адекватности или неадекватности реакции. На этой основе им была разработана теория функциональных систем...

Антилокализационизм

Антилокализационизм нейропсихологическое направление, в котором признавалось, что мозг представляет собой единое и недифференцированное целое, работа которого в равной степени обусловливает функционирование всех психических процессов. Считалось, что при поражении любой области мозга происходит общее снижение психических функций, степень которого зависит от объема пораженного мозга. В частности, Ф.Гольц полагал, что при этом происходит снижение интеллекта , выступающего основой всех других психологических функций, а К.Гольдштейн общее ухудшение символической...

Антипсихиатрия

Антипсихиатрия (от греч. anti против + psyche душа + iatreia лечение) общественное и научное движение, связанное с движением новых левых, ставящее перед собой задачу устранения психиатрических институтов, как форм социального принуждения инакомыслящих. Основными тезисами являются следующие: общество само безумно, оно подавляет попытки выйти из рамок привычных способов мышления и восприятия. Основными представителями этого движения являются Р.Лайнг , Д.Купер, Ф.Базальо. Литература. РуткевичА.М. Экзистенциальный психоанализ в Англии // Психологический журнал. 1985, N6,...

Антиципация

Антиципация (от лат. anticipatio предвосхищаю) представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия . Анатомо физиологическим коррелятом явления антиципации является акцептор действия ( П.К.Анохин ), а электрофизиологическим волна ожидания ( Еволна ) Г.Уолтера, представляющее собой медленное негативное колебание преимущественно в лобноцентральных отделах коры, связанное с настройкой на появление...

Антон Кемпински (Antoni Kempinski)

Антон Кемпински (Antoni Kempinski / Kepinski) (1918-1972) - выдающийся польский психиатр и одновременно оригинальный философ. В 1939 году студент медицинского факультета Ягеллонского университета в Кракове, А. Кемпински стал солдатом польской армии и принимал участие в первых сражениях второй мировой войны. После разгрома Польши он вместе с отступающими польскими частями оказался во Франции, где после вступления ее в войну служил артиллеристом. После поражения Франции он попал в Испанию, где был интернирован в концентрационный лагерь. В 1943 году Антон Кемпински оказывается в Англии, где служит пилотом в Королевском воздушном флоте. Сразу после войны Кемпински окончил медицинский факультет Эдинбургского университета, затем еще...

Антропогенез

Антропогенез (от греч. anthropos человек и genesis происхождение) происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотренные в биологическом, психическом и социокультурном плане. Основой происхождения древнейших людей в начале четвертичного периода на африканском континенте от предлюдей рода австралопитеков являются особенности группового поведения , высокий уровень развития рецепторных систем, двигательных способностей, особенно конечностей, и вторично головного мозга. Переход к наземному образу жизни и двуногому хождению позволил освободить передние конечности. Это привело к мощному развитию манипулятивной деятельности и формированию орудийных действий, логика развития которых привела к специальному изготовлению орудий труда. В процессе совместного труда групповые отношения превратились в общественные, для обслуживания...

Антропоморфизм

Антропоморфизм (от греч, anthropos человек и morphe вид, образ) стремление наделять человеческими свойствами растения, животных, силы природы,...

Анцыферова Людмила Ивановна

Анцыферова Людмила Ивановна (род. 1924) отечественный психолог. В 1948г. окончила философский факультет МГУ. Затем училась в аспирантуре на кафедре психологии МГУ, под руководством С.Л.Рубинштейна написала и защитила в 1952г. кандидатскую диссертацию на тему Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности и проблема мышления. С 1953г. по 1956г. работала в Институте психологии АПН РСФСР, затем в секторе психологии Института философии АН СССР. В 1972г. была переведена в составе этого сектора в Институт психологии АН СССР, где с 1974г. по 1984г. заведовала сектором философских проблем психологии, в дальнейшем сектором психологии личности. В 1974г. защитила докторскую диссертацию на тему Материалистическая мысль в психологии...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Опросник для диагностики устойчивых форм Я–внимания