Exit Project: Глоссарий: Декарт Р. Отрывки

Декарт Р. Отрывки



Сочинения в 2хт. / Сост., ред., вступ. ст. В.В.Соколова. М.: Мысль, 1989, т.1. Мир, или трактат о свете. 193....Все ...качества и формы неодушевленных тел можно объяснить, не обращаясь ни к чему другому в их материи, кроме движения, величины, фигуры и расположения ее частиц. Рассуждение о методе. 269.Если бы я перестал мыслить, то, хотя бы все остальное, что я когдалибо себе представлял, и было истинным, все же не было бы основания для заключения о том, что я существую. Из этого я узнал, что я субстанция, вся сущность, или природа, которой состоит в мышлении и которая для своего бытия не нуждается ни в каком месте и не зависит ни от какой материальной вещи. Таким образом, мое я, моя душа, которая делает меня тем, что я есмь, совершенно отлична от тела и ее легче познать, чем тело; и если бы его даже вовсе не было, она не перестала бы быть тем, что она есть. Первоначала философии. 316....К нашей природе не имеет отношения ни какаянибудь протяженность, ни какая бы то ни была фигура, ни перемещение в пространстве. Под словом мышление я понимаю все то, что совершается в нас осознанно, поскольку мы это понимаем. Таким образом, не только понимать, хотеть, воображать, но также и чувствовать есть то же самое, что мыслить. 322.мы хорошо понимаем, что в нас самих не заключена никакая сила, коя бы нас сохраняла; тот же, кто обладает силой сохранять нас существа, отличные от него, тем более способен сохранять самого себя или, вернее, он не нуждается в том, чтобы кто бы то ни было его сохранял, а значит, он Бог. 323.Поскольку в телесной природе с местной протяженностью сопряжена делимость, являющаяся несовершенством, ясно, что Бог не тело. 327.Все имеющиеся у нас модусы мышления сводятся к двум основным: один из них восприятие, или действие разума, другой воление, или действие воли. Ведь чувство, воображение и чистое разумение все это лишь различные модусы восприятия. подобно тому как желать, испытывать отвращение, утверждать, отрицать, сомневаться это различные модусы воления. 408.Хотя человеческая душа и соединена со всем телом, основные свои функции, однако, она выполняет в мозгу. При посредстве мозга она не только постигает и воображает, но и ощущает; последнее происходит при помощи нервов, которые наподобие тончайших нитей тянутся от мозга ко всем частям прочих членов тела, причем связаны с ними так, что нельзя прикоснуться почти ни к какой части человеческого тела, чтобы окончания нервов не пришли тем самым в движение и чтобы это движение не передалось посредством нервов до самого мозга, где находится объединяющее чувствилище. 409.Движения ...нервов заставляют душу испытывать ...страсти, такие, как любовь, гнев, страх, ненависть и т.д., поскольку они лишь страсти души, т.е. смутные мысли, приходящие душе не самой по себе, а оттого, что, будучи тесно связана с телом она воспринимает происходящие в нем движения. 414415....Все именуемое нами во внешних предметах светом, цветом, запахом, вкусом, звуком, холодом, теплом и прочими осязательными качествами или даже субстанциальными формами есть не что иное, как различные фигуры, расположения, величины и движения их частей, вызывающие в наших нервах самые разнообразные движения, необходимые для возбуждения в нашей душе всевозможных ощущений. Описание человеческого тела. 425.Артерии это ...тоже трубки, по которым нагретая и разжиженная в сердце кровь проходит во все остальные части тела, сообщая им теплоту и питая их. Самые подвижные и быстрые частицы этой крови, поступившие в мозг по артериям, выходящим из сердца по наиболее прямым линиям, образуют как бы тончайший воздух, или ветер, называемый животными духами. Эти животные духи расширяют мозг и подготавливают его к приему впечатлений как от внешних предметов, так и от души; иначе говоря, они делают его органом, или вместилищем общего чувства, воображения и памяти. Затем этот же самый воздух, или духи, расходится из мозга по нервам во все мышцы, благодаря чему нервы служат органом внешних чувств, и, наполняя различным образом мышцы, вызывает движение во всех членах тела. Замечания на некоторую программу. 462.Ум есть не что иное, как субстанция, т.е. бытие, реально отличное от тела и актуально от него отделимое, и он может существовать отдельно от тела, сам по себе. Поскольку ум обладает природой, отличной от тела и его строения, и не может брать начало в этом строении, он неуничтожим. А поскольку в понятии ума не никаких частей и никакой протяженности, вопрос о том, содержится ли он целиком в целом теле и целиком в отдельных его частях, лишен смысла. 463.Ум не нуждается во врожденных идеях, понятиях или аксиомах: одна только его способность мышления достаточна для выполнения его действий. Страсти души. 483.то, что мы испытываем в себе таким образом, что сможем допустить это и в телах неодушевленных, должно приписать только нашему телу; наоборот, все то, что, по нашему мнению, никоим образом не может принадлежать телу, должно быть приписано нашей душе. Видя все мертвые тела лишенными тепла и даже движений, воображали, будто отсутствие души и уничтожило эти движения и это тепло. Таким образом, безосновательно полагали, что наше природное тепло и все движения нашего тела зависят от души, тогда как следовало думать наоборот, что душа удаляется после смерти только по той причине, что это тепло исчезает и разрушаются те органы, которые служат для движения тела. 485.Все движения мышц, как и все ощущения, зависят от нервов, представляющих собой как бы маленькие ниточки или узенькие трубочки, идущие от мозга и содержащие, подобно ему, некий воздух, или очень нежный ветер, называемый животными духами. 486.То, что я здесь называю духами, есть не что иное, как тела, не имеющие никакого другого свойства, кроме того, что они очень малы и движутся очень быстро, подобно частицам пламени, вылетающим из огня свечи. 497.Душа имеет свое местонахождение преимущественно в маленькой железе, расположенной в центре мозга, откуда она излучается во все остальное тело посредством духов, нервов и даже крови, которая принимая участие в действие духов, может развести их по артериям во все члены... Прибавим здесь еще, что маленькая железа главное местопребывание души так расположена между полостями, содержащими эти духи, что они могут двигать ее столькими различными способами, сколько есть ощутимых различий в предметах. ...Машина нашего тела устроена так, что в зависимости от различных движений этой железы, вызванных душой или какойлибо другой причиной, она действует на духи, окружающие ее, и направляет их в поры мозга, через которые они по нервам проходят в мышцы; таким образом железа приводит в движение части тела. 498.Если ...образ чуждый и очень пугающий, ...то он вызывает в душе страсть страха... У некоторых людей это приводит мозг в такое состояние, что духи, отражающиеся от изображения, появившегося на железе, устремляются отсюда частично в нервы, служащие для поворота спины ..., а частично в нервы, расширяющие или сужающие отверстия сердца...

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Анастрофа

Анастрофа (от греч. anastrophe перевертывание, ниспровержение) изменение формы переживания при острой шизофрении. Больному представляется, что все мировые события касаются лично него. В основе этого лежит утрата способности к воодушевлению. Возникает совместно с апофенией . Автор К.Конрад...

Ангедония

Ангедония (от греч. a отрицательная частица + hedone наслаждение) клиническое нарушение. Неспособность переживать радость, в том числе от секса, доставлять себе удовольствие простыми развлечениями (кино, чтение, музыка и т.д.).Часто выступает следствием тяжелых переживаний. Может выступать базовым признаком...

Английская антропологическая школа

Английская антропологическая школа научное направление в этнографии и культурной антропологии, внесшее идею эволюции в изучение культуры (Э.Б.Тайлор, Дж.Дж.Фрэзер и др.). На основе анализа обычаев, верований, искусства, нравственности и пр. т.н. примитивных народов, была проведена параллель с развитием психических процессов (операций ума) у современного человека. В силу этого, анимистические представления в первобытном обществе были объяснены неправильным применением мыслительных приемов, характерных и для современного человека ( ассоциации идей, принципа причинности, аналогии и др.), в условиях недостаточного...

Андреева Галина Михайловна

Андреева Галина Михайловна (род. 13.06.1924, Казань) отечественный психолог. Родилась в семье психиатра. С 1941г. по 1945г. была добровольцев в рядах действующей армии. В 1945г. поступила на философский факультет, затем окончила аспирантуру. В 1965г. защитила докторскую диссертацию по методологическим проблемам конкретного социального исследования. В 1969г. создала на философском факультете кафедру методики конкретных социальных исследований. В 1971г. перешла на работу на факультет психологии МГУ, где в 1972г. организовала и возглавила кафедру социальной психологии. Профессор. Один из инициаторов создания социальной психологии в России. Специалист по широкому кругу проблем социальной психологии (теория и методология социальной психологии, методы эмпирического социального исследования, когнитивные процессы в...

Аниматизм

Аниматизм (от лат. animatus одушевленный) комплекс представлений, свойственный всем ранним стадиям развития религий, о безличной, сверхъестественной силе, определяющей все жизненные процессы в природе (урожай, успех в охоте, на...

Анимизм

Анимизм мировоззренческие представления, в котором признаком одушевленности наделяются практически все объекты, находящиеся в какойлибо связи с человеческой деятельностью...

Анимус и анима

Анимус и анима (от лат. anima душа) архетипы . Представляют собой архетипические образы, в которых запечатлен многовековой опыт предков (по преимуществу в аспекте пола). Анимус исходно, собрание отцов, являющихся авторитетами, мнения которых неоспоримы, это мужская часть души, связанная с категорическими мнениями. Анима женская часть души, связанная с настроениями. При этом одна из этих душ обращена вовне, другая вовнутрь. Возможны ситуации, когда в психической организации женщины доминирующей является мужская душа, что выражается в ее особо жестких и хладнокровных суждениях, в чрезмерной принципиальности. Часто возникают и обратные ситуации, когда мужчина носит в себе женскую душу. Принадлежа к сфере бессознательного эти стороны...

Анкета

Анкета средство опроса, включающее в себя формулировки вопросов и возможные варианты ответов, из которых респондент должен выбрать наиболее подходящие или по образцу которых предложить собственные. Анкеты малого объема предполагают последовательный переход респондента от одного вопроса к другому. Большие анкеты нередко могут иметь разветвленную структуру: в зависимости от ответа на специальные вопросыфильтры респондент может пропускать определенные группы...

Анкетный опрос

Анкетный опрос форма получения от респондентов сведений о событиях жизни, мнениях, оценках, поведении, когда респондент сам читает предлагаемые ему вопросы и сам фиксирует свои...

Анксиозные состояния

Анксиозные состояния (от англ. anxiety тревога) синдром. Проявляются в виде преобладания тревоги, страхов, сопровождаются вегетативной симптоматикой (сердцебиение, потливость,...

Аномия

Аномия (греч. a отрицательная частица, nomos закон) понятие, введенное Э.Дюркгеймом для объяснения отклоняющегося поведения (самоубийство, апатия и разочарование) и выражающее собой исторически обусловленный процесс разрушения базовых элементов культуры, прежде всего в аспекте этических норм (ДюркгеймЭ. Самоубийство, СПб., 1912). При достаточно резкой смене общественных идеалов и морали определенные социальные группы перестают чувствовать свою причастность к данному обществу, происходит их отчуждение, новые социальные нормы и ценности отвергаются членами этих групп, в том числе и социально декларируемые образцы поведения. Вместо конвенциональных средств достижения индивидуальных или общественных целей выдвигаются собственные (в частности, противоправные). Явления аномии, затрагивая при социальных потрясениях все слои населения, особенно...

Анонимные алкоголики

Анонимные алкоголики (англ. Alcoholic Anonymous) общественная организация, объединяющая алкоголиков, выразивших готовность самостоятельно излечиться от алкоголизма и помочь в этом другим, и их родственников. Движение возникло в США в 1935г. Оно не имеет централизованного руководства, каждая группа Анонимных алкоголиков действует самостоятельно. Здесь нет обязательных денежных взносов, от каждого участника требуется лишь иметь желание бросить пить и посещать встречи группы. Алкоголизм рассматривается как трудноизлечимая прогрессирующая болезнь, которую можно поставить под контроль. В практической работе реализуется ряд принципов: необходимость осознания себя алкоголиком и устранения за счет этого психологической защиты ; анонимность членства в организации; формулировка позитивных целей в реальном времени (Не пить...

Анохин Петр Кузьмич

Анохин Петр Кузьмич (1898 1974) советский физиолог. Предложил свое собственное понимание подкрепления, отличное от классического. Оно рассматривается им как основанное на сравнении того результата, который требуется достичь (акцептора действия), с динамически возникающей обратной афферентацией, которая свидетельствует об адекватности или неадекватности реакции. На этой основе им была разработана теория функциональных систем...

Антилокализационизм

Антилокализационизм нейропсихологическое направление, в котором признавалось, что мозг представляет собой единое и недифференцированное целое, работа которого в равной степени обусловливает функционирование всех психических процессов. Считалось, что при поражении любой области мозга происходит общее снижение психических функций, степень которого зависит от объема пораженного мозга. В частности, Ф.Гольц полагал, что при этом происходит снижение интеллекта , выступающего основой всех других психологических функций, а К.Гольдштейн общее ухудшение символической...

Антипсихиатрия

Антипсихиатрия (от греч. anti против + psyche душа + iatreia лечение) общественное и научное движение, связанное с движением новых левых, ставящее перед собой задачу устранения психиатрических институтов, как форм социального принуждения инакомыслящих. Основными тезисами являются следующие: общество само безумно, оно подавляет попытки выйти из рамок привычных способов мышления и восприятия. Основными представителями этого движения являются Р.Лайнг , Д.Купер, Ф.Базальо. Литература. РуткевичА.М. Экзистенциальный психоанализ в Англии // Психологический журнал. 1985, N6,...

Антиципация

Антиципация (от лат. anticipatio предвосхищаю) представление о результате того или иного процесса, возникающее до его реального достижения и служащее средством обратной связи при построении действия . Анатомо физиологическим коррелятом явления антиципации является акцептор действия ( П.К.Анохин ), а электрофизиологическим волна ожидания ( Еволна ) Г.Уолтера, представляющее собой медленное негативное колебание преимущественно в лобноцентральных отделах коры, связанное с настройкой на появление...

Антон Кемпински (Antoni Kempinski)

Антон Кемпински (Antoni Kempinski / Kepinski) (1918-1972) - выдающийся польский психиатр и одновременно оригинальный философ. В 1939 году студент медицинского факультета Ягеллонского университета в Кракове, А. Кемпински стал солдатом польской армии и принимал участие в первых сражениях второй мировой войны. После разгрома Польши он вместе с отступающими польскими частями оказался во Франции, где после вступления ее в войну служил артиллеристом. После поражения Франции он попал в Испанию, где был интернирован в концентрационный лагерь. В 1943 году Антон Кемпински оказывается в Англии, где служит пилотом в Королевском воздушном флоте. Сразу после войны Кемпински окончил медицинский факультет Эдинбургского университета, затем еще...

Антропогенез

Антропогенез (от греч. anthropos человек и genesis происхождение) происхождение и развитие всех видов рода Человек (Homo), рассмотренные в биологическом, психическом и социокультурном плане. Основой происхождения древнейших людей в начале четвертичного периода на африканском континенте от предлюдей рода австралопитеков являются особенности группового поведения , высокий уровень развития рецепторных систем, двигательных способностей, особенно конечностей, и вторично головного мозга. Переход к наземному образу жизни и двуногому хождению позволил освободить передние конечности. Это привело к мощному развитию манипулятивной деятельности и формированию орудийных действий, логика развития которых привела к специальному изготовлению орудий труда. В процессе совместного труда групповые отношения превратились в общественные, для обслуживания...

Антропоморфизм

Антропоморфизм (от греч, anthropos человек и morphe вид, образ) стремление наделять человеческими свойствами растения, животных, силы природы,...

Анцыферова Людмила Ивановна

Анцыферова Людмила Ивановна (род. 1924) отечественный психолог. В 1948г. окончила философский факультет МГУ. Затем училась в аспирантуре на кафедре психологии МГУ, под руководством С.Л.Рубинштейна написала и защитила в 1952г. кандидатскую диссертацию на тему Учение И.П.Павлова о высшей нервной деятельности и проблема мышления. С 1953г. по 1956г. работала в Институте психологии АПН РСФСР, затем в секторе психологии Института философии АН СССР. В 1972г. была переведена в составе этого сектора в Институт психологии АН СССР, где с 1974г. по 1984г. заведовала сектором философских проблем психологии, в дальнейшем сектором психологии личности. В 1974г. защитила докторскую диссертацию на тему Материалистическая мысль в психологии...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Декарт Р. Отрывки