Exit Project: Глоссарий: Руссо (Rousseau) Жан Жак

Руссо (Rousseau) Жан Жак



Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа) французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери, отданный для обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот. Систематического образования он не получил, но самостоятельно познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы. В 1741г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д.Дидро, затем с ДАламбером, П.Гольбахом, по приглашению Дидро принял участие в создании Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел, 17511780г.г., где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей. В 1750г. вышла его работа, привлекшая к нему общественное внимание, Рассуждения о науках и искусствах, где доказывал, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. Затем вышли его Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (1755) и Юлия, или Новая Элоиза (1761), где он выступил с политическими обличениями социального неравенства. Его книга Эмиль, или О воспитании (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он изза преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, где жил в Женеве, Берне и Невшателе, но и здесь его преследования по политическим соображениям не кончились. В это время происходит разрыв с просветителями и обостряется полемика с Вольтером. С 1766г. по 1767г. Руссо искал прибежища в Англии, куда его пригласил Д.Юм , но, рассорившись с ним, вернулся во Францию. С 1770г. он в Париже. В это время он писал мемуары и вел достаточно уединенный образ жизни, зарабатывая на хлеб переписыванием нот. После смерти его прах, по решению Законодательного собрания, в 1791г. был перенесен в Париж. Мировоззрение Руссо основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания сущностей материи и сознания изза того, что разум ведет к заблуждению. Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для человека означает прежде всего чувствовать. В основе всего лежит врожденное чувство справедливости, конкретные эмоции являются его отзвуком. Над эмоциями надстраиваются и благоразумие, и разум. Человек имеет смертное тело и бессмертную душу. Руссо был сторонник деизма если бог не понимаем на уровне логики, он все же возможен как факт личного чувственного переживания: насущно необходимо живое участие бога в жизни человека. Свое религиозное миропонимание он описал в Исповедании веры савойского викария, вставленного в роман Эмиль. Руссо один из теоретиков концепции общественного договора, в соответствии с которым возникновение общества трактуется как акт передачи индивидом своих прав политическому организму. Утвердил новое литературное направление сентиментализма и возродил к жизни литературную традицию исповедей. Дал развернутую феноменологию отчуждения: в Прогулках одинокого мечтателя (1776) психологически очень точно описал эмоциональные состояния, присущие одиночеству. Благодаря всему этому привлек внимание к проблеме психологии переживаний и серьезно повлиял на экзистенциалистскую философию и психологию. Дал свое понимание роли искусства. Искусство, под которым Руссо понимал прежде всего аристократическое искусство, ведет к деградации общественных нравов, но если оно станет верным природе, будет воспроизводить жизнь во всей ее естественности, то сможет служить возрождению нравственности. Противопоставлял испорченности и моральной развращенности культурных наций простой и чистый нрав народов, находящихся на патриархальных ступенях развития (отсюда его призыв Назад, к природе!). По своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства , прежде всего доброту. Исходя из сенсуалистической гносеологии, рекомендовал, чтобы ребенок шел к теоретическим знаниям от наглядных фактов действительности. Воспитатель же должен возможно полнее учитывать естественные склонности и способности детей. Литература .

Другие статьи : Рабдофобия, Работоспособность психическая, Равена тeст, Равич–Щербо Инна Владимировна, Радикальная теория образов, Радо Шандор, Разветвленное программированное обучение, Развитие восприятия, Развитие движений ребенка, Развитие игры в дошкольном возрасте, Развитие интеллекта по Ж. Пиаже, Развитие личности невротическое, Развитие личности параноическое, Развитие личности патологическое, Развитие психики в онтогенезе, Развитие психики в филогенезе, Развитие психодиагностики, Раздражимость, Райн (Rhine) Джозеф Бэнкс, РАЙХ Вильгельм (Reich Wilhelm), Райх–Рубинштейн (Reich–Rubinstein) Анни, Ранк Отто, Ранний возраст, Ранний детский аутизм, Ранняя одаренность, Рапопорт Анатоль (Анатолий Борисович), Расстройства памяти, Расщепление Я, Рационализация, Рационально–эмотивная терапия, Реавтоматизация навыка, Реактивное образование, Реактивные состояния, Реактология, Ребефинг, Реверберация, Регенеративность, Регрессия, Реестр зарубежных психодиагностических методик, Рейк Теодор, Рейх (Reich) Вильгельм, Рекапитуляция, Рекрутмент, Релаксация, Реминисценция, Респираторный аффективный спазм, Респондент, Ретроактивное торможение, Ретроспекция, Реферативный журнал (РЖ). Психология, Референтная группа, Рефлекс, Рефлексология, Рефрактерный период, Рецептивное поле, Рецепторы, Реципроктная координация, Речь, Рибо (Ribot) Теодюль, Ригидность, Риск, Ритмы мозга, Рише Шарль, Роджерс Карл Рэнсом, Розенталь (Rosenthal) Роберт, Розенцвейг Саул, Ролевая игра детей, Романтические поведение, Роршах (Rorschach) Герман, Российская государственная библиотека, Россолимо Григорий Иванович, Роттер (Rotter) Джулиан Бернард, Рубин (Rubin) Эдгар Джон, Рубинштейн Сергей Леонидович, Рубинштейн Сусанна Яковлевна, Рудик Петр Антонович, Руссо (Rousseau) Жан Жак, Рут Фултон Бенедикт, Рэдфорд Джон, Рюдин (Rudin) Эрнст, , ...

 

Ференци (Ferenczi) Шандор

Ференци (Ferenczi) Шандор (7.7.1873, Мишкольц, Венгрия 22.5.1933, Будапешт) венгерский психиатр и психоаналитик, один из знаменитых учеников и последователей З.Фрейда . Родился в многодетной семье владельца большого книжного магазина, детство провел в веселой и непринужденной обстановке, где царили литература, искусство и музыка. Закончил местную гимназию, затем обучался с 1890г. по 1894г. медицине в Венском университете (доктор медицины, 1896), где заинтересовался психологией и экспериментами с гипнозом. После получения медицинской степени начал свою практику в качестве врачаневропатолога в австровенгерской армии. Через год приступил к работе в разных госпиталях Будапешта, в том числе в госпитале Св.Рокуса, благодаря этой работе значительно углубил свои представления...

Фестингер (Festinger) Леон

Фестингер (Festinger) Леон (род. 1919) американский психолог. С 1968г. профессор Новой школы социальных исследований в НьюЙорке. Специалист в области психологи регуляции мышления, социальной психологии. Автор теории когнитивного диссонанса...

Фетишизм

Фетишизм половая перверсия. Характеризуется тем, что половое влечение связывается с различными предметами, которые по своему биологическому статусу не имеют эротического значения. Эти предметы лишь символизируют полового партнера. Фетиш замещает объект любви, и взаимоотношения с реальным партнером нарушаются или совершенно...

Фехнер Густав Теодор

Фехнер Густав Теодор (1801 1887) немецкий физик, философ и психолог, основатель психофизики, автор программного труда Элементы психофизики (1860). Опубликовал также, под псевдонимом доктор Мизес, несколько сатирических произведений. После ряда исследований последовательных образов, вызываемых наблюдением солнца, частично потерял зрение, что заставило его оставить физику и заняться философии. Был сторонником панпсихизма. Разработал систему методов косвенного измерения ощущений, в частности разработал три классических метода измерения порогов. Вывел основной психофизический закон , согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины...

Фехнеровские цвета

Фехнеровские цвета иллюзорные цвета, которые субъективно воспринимаются при вращении со скоростью 520об/с. чернобелого диска (диска Бэнхема), на котором на белой половине круга нанесены концентрические черные...

Физиогномическая редукция

Физиогномическая редукция (от греч. physis природа + gnomon знающий и лат. reductio возвращение) феномен социального восприятия, автор В.С.Агеев. Основан на существовании в каждой культуре специфических эталонов для восприятия и оценки внешности другого человека, позволяющих интерпретировать его как определенный тип личности. Их источником выступает процесс активного присвоения индивидом в его онтогенезе исторического опыта народа, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры, в том числе в традициях, обычаях, фольклоре. При применении этих эталонов к представителям других культур могут вести к неадекватным суждениям. Литература. АгеевВ.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 1985, N3,...

Физиологическая акустика

Физиологическая акустика раздел физиологии органов чувств, основы которого были заложены Г.Гельмгольцем , посвященный закономерностям процесса восприятия звуков и построения речи. Включает в себя: физику и биофизику восприятия простых и сложных тональных сигналов, где исследуются абсолютные и разностные пороги слуха, формирование ощущений громкости и высоты, восприятие сложных звуков, бинауральный эффект и т. д.; физиологические аспекты построения речи и восприятия речевых и речеподобных сигналов (шумов), где исследуются количественные показатели разборчивости речи, ее маскировки, условия распознавания речевых сигналов, вопросы моделирования речевого акта; нейродинамические аспекты слуховой системы, где исследуются восприятие звуковых последовательных стимулов в зависимости от интервала времени между ними при учете их...

Физиологическая психология

Физиологическая психология раздел психологии, посвященный изучению физиологических механизмов высших психических функций . Подразделяется на психофизиологию и нейропсихологию...

Физиологические механизмы внимания

Физиологические механизмы внимания нейрофизиологические структуры мозга разного уровня, обеспечивающие генерализованную и локальную активацию коры больших полушарий. При корковой активации, которая фиксируется на ЭЭГ в виде реакции десинхронизации (блокада альфаритма ), происходит снижение порогов восприятия и возрастание скорости протекания нервных процессов. При привлечении внимания к стимулу происходит формирование локальных функциональных корковых объединений, соответствующих реализуемой деятельности . При реализации какойлибо цели происходит избирательная активация областей коры и их функциональное объединение под контролем лобных отделов...

Физиологические механизмы памяти

Физиологические механизмы памяти конструкты, призванные объяснить процессы памяти с физиологической точки зрения. О.Хебб (1949) предложил выделить два вида памяти: кратковременную , основанную на реверберации электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, сохранение и долговременную , основанную на устойчивых морфофункциональных изменениях синаптической проводимости. При повторяющимся прохождении нервных импульсов через одни и те же синапсы изза консолидации следа памяти кратковременная форма памяти может перейти в...

Физическая агрессия

Физическая агрессия агрессивное поведение с использование физической силы, направленной против другого лица или...

Филогенез

Филогенез (от греч. phyle род, племя и genesis рождение, происхождение) понятие, введенное Э.Геккелем в 1866г. для обозначения изменения в процессе эволюции различных форм органического мира, т.е....

Флегматик

Флегматик темперамент в классификации Гиппократа . Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением , со слабым внешним выражением душевных...

Флюгель (Flugel) Джон Карл

Флюгель (Flugel) Джон Карл (13.6.1884, Ливерпуль ?) английский психоаналитик, историк психологии. Получил гуманитарное образование в Колледже Оксфордского университета (19021908, бакалавр искусств, 1906, доктор социологии, 1908). С 1909г. по 1910г. работал в качестве демонстратора в Колледже Лондонского университета, с 1910г. по 1920г. он ассистент профессора, с 1920г. по 1929г. старший преподаватель психологии и философии, с 1929г. ассистент профессора. С 1911г. по 1920г. Флюгель почетный секретарь Британского психологического общества, с 1920г. по 1922г. почетный секретарь Интернациональной психоаналитической ассоциации, с 1920г. по 1926г. канцлер Британского психоаналитического общества. С 1920г. он соредактор International Journal of PsychoAnalysis. Первые свои исследования Флюгель проводил вместе с...

Фобии

Фобии (от греч. phobos страх) навязчиво возникающие состояния страха. Различают эритрофобию, агорафобию, клаустрофобию , танатофобию. Возникновение фобий связано с развитием психозов, неврозов и психопатий...

Фокальная терапия

Фокальная терапия (от лат. fоcus очаг и греч. theraрeia лечение) форма короткого психоанализа, первоначально разработана М.Балинтом . Психотерапевт концентрируется на конкретном конфликте, который лежит в основе патологического симптома. Исходя из различных реакций пациента (прежде всего это особенности его контакта с терапевтом), формируется гипотеза о том, в чем может заключаться данный конфликт. В процессе психотерапевтической работы эта гипотеза...

Фокальный анализ

Фокальный анализ (от лат. focus очаг и греч. analysis разложение, расчленение) форма короткого анализа , автор D.Malan (1965г.). Психоаналитическая работа проводится только с патогенными, особо важными переживаниями. Литература. MalanD.H. Psychoanalytische Kurztherapie. Bern,...

Фолькельт (Volkelt) Ханс

Фолькельт (Volkelt) Ханс (4.6.1886, Базель, Швейцария ?) один из ведущих представителей лейпцигской школы целостной психологии, основанной Ф.Крюгером . После получения образования в университетах Йены, Лейпцига, Тюбингена и Мюнхена (19041912, доктор философии, 1912) занимался преподавательской деятельностью: с 1921г. по 1926г. он приватдоцент Лейпцигского университета, с 1922г. ассистент Психологического института, с 1926г. профессор Лейпцигского университета. С 1933г. по 1936г. он директор Педагогического института в Лейпциге, с 1939г. по 1945г. директор Психологопедагогического института Лейпцигского университета. Председатель Германской ассоциации Фребеля (19341938). С 1946г. занимался частной научной деятельностью. Основатель журнала Neue psychologische Studien (19261954) и редактор Neue Leipziger Spielgaben und Lernspiele. Фолькельт иллюстрировал принцип...

Фон

Фон (от греч. phonз звук) единица субъективной громкости...

Фонема

Фонема (от греч. phoneoma голос, звук, речь) различительная единица звукового строя языка, имеющая набор характерных признаков. Эти признаки соотносимы с субъективным впечатлением: звонкость глухость, твердость мягкость и...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Руссо (Rousseau) Жан Жак