Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек (1907, Чикаго 12.1.1967, Техас) американский психолог, теоретик необихевиоризма. Родился в США, но детство провел в Канаде, куда его отец, инженерэлектрик, был командирован компанией West Electric, образование получил в высшей школе Вест Хилл и университете МакГилла в Монреале (бакалавр, 1929; магистр, 1930), в 1933г. защитил докторскую диссертацию по философии в Джейлском университете под руководством Р.Йеркса. С 1933г. по 1937г. работал от Национального совета научных исследований в лаборатории биологии приматов в г.ОранджПарк, Флорида, с 1937г. по 1938г. он ассистент профессора психологии в университете Вирджинии, с 1938г. ассоциированный профессор психологии в университете Айовы, с 1942г. полный профессор и декан факультета психологии. С 1964г. Спенс занимался преподавательской деятельностью как профессор в университете Техаса. Работал по заказам военных ведомств. Ученик и сотрудник К.Л.Халла . Большое внимание уделял методологическим вопросам: построение теории, по его мнению, возможно лишь при точной идентификации единичных и элементарных феноменов. Опираясь на результаты исследований Э.Толмена , Спенс обратился к теоретическому и экспериментальному анализу проблемы привлекательности объекта. Он отбросил постулат о независимости влечения и связей стимулреакция, возникающих в результате научения. В соответствии с его трактовкой, в результате прошлого научения объект приобретает побуждающее влияние на субъекта и, соответственно, в новой ситуации еще до достижения целевого объекта связанные с ним ассоциации могут вызывать прошлые целевые реакции, выступающие в настоящей момент как побуждающие актуальную активность и действующие наряду с влечением, обусловленным потребностью . Основная формула научения, предложенная К.Л.Халлом, была преобразована Спенсом в следующее выражение: E=(D+K)*H, где E потенциал пробуждения реакции, D сила влечения, K привлекательность объекта, H прочность навыка. Такая формализация поведенческих реакций привела к чрезвычайно важному для дальнейшего развития бихевиоризма заключению: субъект может научаться и тогда, когда он не реализует в своих действиях какоголибо влечения, а есть лишь его стимулирование привлекательностью объекта. Тем самым Спенс ввел новые теоретические понятия в бихевиористическую парадигму: связь между стимулом и реакцией, по его мнению, опосредствуется гипотетическими конструктами, продуцируемыми на основе потребностей и мотивов . Кроме того, он, впервые в традиции бихевиоризма, обратился к анализу индивидуальных различий мотивации, в частности, тревожности , которой он стал заниматься для проверки некоторых следствий своей теоретикоассоциативной концепции влечения. Его понимание тревожности тревожность как приобретенное влечение (Anxiety (drive) level and performance in eyelid conditioning, Psychol. Bulletin, 1964, 61) была положена в основу разработки Дж.Тейлор в 1952г. опросника диспозициональной тревожности (Manifest Anxiety Scale, J.A.Taylor). Литература .
Ференци (Ferenczi) Шандор (7.7.1873, Мишкольц, Венгрия 22.5.1933, Будапешт) венгерский психиатр и психоаналитик, один из знаменитых учеников и последователей З.Фрейда . Родился в многодетной семье владельца большого книжного магазина, детство провел в веселой и непринужденной обстановке, где царили литература, искусство и музыка. Закончил местную гимназию, затем обучался с 1890г. по 1894г. медицине в Венском университете (доктор медицины, 1896), где заинтересовался психологией и экспериментами с гипнозом. После получения медицинской степени начал свою практику в качестве врачаневропатолога в австровенгерской армии. Через год приступил к работе в разных госпиталях Будапешта, в том числе в госпитале Св.Рокуса, благодаря этой работе значительно углубил свои представления...
Фестингер (Festinger) Леон (род. 1919) американский психолог. С 1968г. профессор Новой школы социальных исследований в НьюЙорке. Специалист в области психологи регуляции мышления, социальной психологии. Автор теории когнитивного диссонанса...
Фетишизм половая перверсия. Характеризуется тем, что половое влечение связывается с различными предметами, которые по своему биологическому статусу не имеют эротического значения. Эти предметы лишь символизируют полового партнера. Фетиш замещает объект любви, и взаимоотношения с реальным партнером нарушаются или совершенно...
Фехнер Густав Теодор (1801 1887) немецкий физик, философ и психолог, основатель психофизики, автор программного труда Элементы психофизики (1860). Опубликовал также, под псевдонимом доктор Мизес, несколько сатирических произведений. После ряда исследований последовательных образов, вызываемых наблюдением солнца, частично потерял зрение, что заставило его оставить физику и заняться философии. Был сторонником панпсихизма. Разработал систему методов косвенного измерения ощущений, в частности разработал три классических метода измерения порогов. Вывел основной психофизический закон , согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины...
Фехнеровские цвета иллюзорные цвета, которые субъективно воспринимаются при вращении со скоростью 520об/с. чернобелого диска (диска Бэнхема), на котором на белой половине круга нанесены концентрические черные...
Физиогномическая редукция (от греч. physis природа + gnomon знающий и лат. reductio возвращение) феномен социального восприятия, автор В.С.Агеев. Основан на существовании в каждой культуре специфических эталонов для восприятия и оценки внешности другого человека, позволяющих интерпретировать его как определенный тип личности. Их источником выступает процесс активного присвоения индивидом в его онтогенезе исторического опыта народа, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры, в том числе в традициях, обычаях, фольклоре. При применении этих эталонов к представителям других культур могут вести к неадекватным суждениям. Литература. АгеевВ.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 1985, N3,...
Физиологическая акустика раздел физиологии органов чувств, основы которого были заложены Г.Гельмгольцем , посвященный закономерностям процесса восприятия звуков и построения речи. Включает в себя: физику и биофизику восприятия простых и сложных тональных сигналов, где исследуются абсолютные и разностные пороги слуха, формирование ощущений громкости и высоты, восприятие сложных звуков, бинауральный эффект и т. д.; физиологические аспекты построения речи и восприятия речевых и речеподобных сигналов (шумов), где исследуются количественные показатели разборчивости речи, ее маскировки, условия распознавания речевых сигналов, вопросы моделирования речевого акта; нейродинамические аспекты слуховой системы, где исследуются восприятие звуковых последовательных стимулов в зависимости от интервала времени между ними при учете их...
Физиологическая психология раздел психологии, посвященный изучению физиологических механизмов высших психических функций . Подразделяется на психофизиологию и нейропсихологию...
Физиологические механизмы внимания нейрофизиологические структуры мозга разного уровня, обеспечивающие генерализованную и локальную активацию коры больших полушарий. При корковой активации, которая фиксируется на ЭЭГ в виде реакции десинхронизации (блокада альфаритма ), происходит снижение порогов восприятия и возрастание скорости протекания нервных процессов. При привлечении внимания к стимулу происходит формирование локальных функциональных корковых объединений, соответствующих реализуемой деятельности . При реализации какойлибо цели происходит избирательная активация областей коры и их функциональное объединение под контролем лобных отделов...
Физиологические механизмы памяти конструкты, призванные объяснить процессы памяти с физиологической точки зрения. О.Хебб (1949) предложил выделить два вида памяти: кратковременную , основанную на реверберации электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, сохранение и долговременную , основанную на устойчивых морфофункциональных изменениях синаптической проводимости. При повторяющимся прохождении нервных импульсов через одни и те же синапсы изза консолидации следа памяти кратковременная форма памяти может перейти в...
Физическая агрессия агрессивное поведение с использование физической силы, направленной против другого лица или...
Филогенез (от греч. phyle род, племя и genesis рождение, происхождение) понятие, введенное Э.Геккелем в 1866г. для обозначения изменения в процессе эволюции различных форм органического мира, т.е....
Флегматик темперамент в классификации Гиппократа . Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением , со слабым внешним выражением душевных...
Флюгель (Flugel) Джон Карл (13.6.1884, Ливерпуль ?) английский психоаналитик, историк психологии. Получил гуманитарное образование в Колледже Оксфордского университета (19021908, бакалавр искусств, 1906, доктор социологии, 1908). С 1909г. по 1910г. работал в качестве демонстратора в Колледже Лондонского университета, с 1910г. по 1920г. он ассистент профессора, с 1920г. по 1929г. старший преподаватель психологии и философии, с 1929г. ассистент профессора. С 1911г. по 1920г. Флюгель почетный секретарь Британского психологического общества, с 1920г. по 1922г. почетный секретарь Интернациональной психоаналитической ассоциации, с 1920г. по 1926г. канцлер Британского психоаналитического общества. С 1920г. он соредактор International Journal of PsychoAnalysis. Первые свои исследования Флюгель проводил вместе с...
Фобии (от греч. phobos страх) навязчиво возникающие состояния страха. Различают эритрофобию, агорафобию, клаустрофобию , танатофобию. Возникновение фобий связано с развитием психозов, неврозов и психопатий...
Фокальная терапия (от лат. fоcus очаг и греч. theraрeia лечение) форма короткого психоанализа, первоначально разработана М.Балинтом . Психотерапевт концентрируется на конкретном конфликте, который лежит в основе патологического симптома. Исходя из различных реакций пациента (прежде всего это особенности его контакта с терапевтом), формируется гипотеза о том, в чем может заключаться данный конфликт. В процессе психотерапевтической работы эта гипотеза...
Фокальный анализ (от лат. focus очаг и греч. analysis разложение, расчленение) форма короткого анализа , автор D.Malan (1965г.). Психоаналитическая работа проводится только с патогенными, особо важными переживаниями. Литература. MalanD.H. Psychoanalytische Kurztherapie. Bern,...
Фолькельт (Volkelt) Ханс (4.6.1886, Базель, Швейцария ?) один из ведущих представителей лейпцигской школы целостной психологии, основанной Ф.Крюгером . После получения образования в университетах Йены, Лейпцига, Тюбингена и Мюнхена (19041912, доктор философии, 1912) занимался преподавательской деятельностью: с 1921г. по 1926г. он приватдоцент Лейпцигского университета, с 1922г. ассистент Психологического института, с 1926г. профессор Лейпцигского университета. С 1933г. по 1936г. он директор Педагогического института в Лейпциге, с 1939г. по 1945г. директор Психологопедагогического института Лейпцигского университета. Председатель Германской ассоциации Фребеля (19341938). С 1946г. занимался частной научной деятельностью. Основатель журнала Neue psychologische Studien (19261954) и редактор Neue Leipziger Spielgaben und Lernspiele. Фолькельт иллюстрировал принцип...
Фон (от греч. phonз звук) единица субъективной громкости...
Фонема (от греч. phoneoma голос, звук, речь) различительная единица звукового строя языка, имеющая набор характерных признаков. Эти признаки соотносимы с субъективным впечатлением: звонкость глухость, твердость мягкость и...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]