В котле с кипящей водой нет холодного места. Лягушка прыгает, а из корзины не выпрыгнет. В хорошем разговоре не все говорится. Искусный мастер не оставляет следов. Что невыразимо в словах, неистощимо в действии. Зачерпни воду, и луна будет в твоей руке. Прикоснись к цветам, и их аромат пропитает твою одежду. Когда ищешь огонь, находишь его вместе с дымом. Когда зачерпываешь воду из колодца, уносишь с собой луну. Кто знает о том, что далеко за туманными волнами есть прекрасный мир мечты? Десять лет я не мог найти дорогу назад, а теперь позабыл откуда пришел. Журчание ручья в ночи становится слышнее. Краски гор на закате становятся ярче. Там, куда не проникают ни свет, ни мрак, повсюду один прекрасный вид. Я полностью сбросил свою кожу. Осталось одно подлинное естество. Встречаюсь с ним, но не знаю, кто он. Говорю с ним, но не знаю его имени. Глупо упрямый упрямо глуп. Прямые речи лучше покрасневшего лица. Сердитый кулак не бьет по улыбающемуся лицу. На флейте, не имеющей отверстий, играть всего труднее. Три человека удостоверяют, что черепаха это черепаха. Густой туман не скрывает благоухания цветов. Хороший торговец прячет свои богатства и кажется нищим. Тот, кто думает, что обладает сиятельной мудростью, едет впереди осла и позади лошади. Сверху ни куска черепицы, чтобы прикрыть голову. Снизу ни вершка земли, чтобы поставить ногу. Стоит устам захотеть рассказать и речь умирает. Стоит разуму захотеть понять свой исток и мысль умирает. Когда добрый человек проповедует ложное учение, оно становится истинным. Когда дурной человек проповедует истинное учение, оно становится ложным. Солнце и луна не могут осветить это полностью. Небо и земля не могут покрыть это целиком. Охотящийся за оленем не видит горы. Охочий до золота не видит людей. Небожителям, разбрасывающим цветы, некуда идти. Неверующим, хотящим поглядеть, не на что смотреть. Слива в прошлом году, ива в нынешнем: их краски и ароматы все те же, что и в старину. У края небес встает солнце и заходит луна. За перилами террасы горы глубоки и воды холодны. Он видит только, как петляет река и вьется тропинка, и не знает, что он уже в стране Персикового источника. Дикий гусь не имеет намерения оставить след в воде. Вода не имеет желания удержать отражение гуся. Когда птицы не поют, гора еще покойнее. Высохшее дерево, распустившийся цветок: такова весна за пределами этого мира. Вторая попытка не стоит и половины медяка. Когда чистое золото объято огнем, оно блестит еще ярче. Раскаты моего смеха сотрясают Небо и Землю. Мышь, забравшаяся в трубку для денег, не найдет выхода. Вечность безбрежных просторов: один день ветра и луны. С незапамятной древности и во веки веков оно выставляет себя на обозрение всех. Когда откупоривают кувшин с соленой рыбой, вокруг с жужжанием роятся мухи. Когда кувшин опорожнен и вымыт, он тихо лежит в холодке. Есть такие, которые, находясь в дороге, не покидают дома. И есть такие, которые, покинув дом, не находятся в дороге. Уток, вышитых на ковре, можно показать другим. Но игла, которой их вышивали, бесследно ушла из вышивки. Перед моим окном всегда одна и та же луна. Но расцветут сливы и луна уже другая. Для покоя и сосредоточенности не нужны горы и воды. Когда сознание умерло, даже огонь приносит прохладу. Когда ты воодушевлен, воодушевись еще больше. Там, где нет одухотворенности, там одухотворенность есть. В корзине Бездонного покоится ясная луна. В чаше Безмыслия собирается чистый ветер. Не ищи волос на панцире черепахи и рогов на голове зайца. Правда не скроет собой лжи. Кривое не заслонит прямое. Простаки и мудрецы живут вместе. Драконы и змеи обитают вперемежку. По закону не дозволяется пронести иголку. Частным образом проедет целый экипаж. Не завидуй мудрецам. Не гордись своим умом. Чтобы написать такие стихи, нужно прежде иметь такое сердце. Чтобы нарисовать такой портрет, нужно прежде постичь такой облик. Великий муж мечтает подняться выше неба. Он не будет идти там, где уже прошел Будда. Не взять то, что даровано Небом, значит себя наказать. Не действовать, когда приходит время, значит себя погубить. Речь клевета. Молчание ложь. За пределами речи и молчания есть выход. В гуще белых облаков не видно белых облаков. В журчанье ручья не слышно, как журчит ручей. Слепота ясность зрения, глухота чуткость слуха, опасность это покой, удача это несчастье. В весенний день, в лунную ночь кваканье лягушки оглашает целый мир и объединяет всех в одну семью. Есть нечто, существующее прежде Неба и Земли, не имеющее формы, погребенное в безмолвии. Оно господин всех явлений и не подвластно смене времен года. Когда наступит великая смерть, осуществится великая жизнь. Где много глины, будды велики. На большой воде корабли высоки. Чтобы пересечь этот суетный мир, надо знать дорогу. Чтобы прописать лекарство, нужно знать причину болезни. Без угломера и циркуля не установишь квадратное и круглое. Без отвеса не определишь прямое и кривое. Над ветками, не имеющими почек, кружат золотые фениксы. Под деревом, не отбрасывающим тени, бродят яшмовые слоны. Одна стрела сбивает одного орла. Две стрелы это уже слишком много. На Пути нет хоженых троп. Тот, кто им идет, одинок и в опасности. Когда поднимается одна пылинка, в ней содержится вся земля. Когда распускается один цветок, раскрывается целый мир. Когда дерево сохнет, листья опадают. Принимая наставления, ты должен постигать их исток. Не меряй их собственными мерками. Когда проплывает рыба, вода мутнеет. Когда пролетают птицы, падают перья. Пошевелись и появится тень. Осознай и родится лед. Но если не двигаться и не сознавать, неминуемо окажешься в норе дикой лисы. Те, кто, сидя у тигра на шее, хватается за тигриный хвост, не годится даже в ученики. Когда голова буйвола исчезает и показывается голова лошади это не удивительно. Где кончаются дороги мысли там начинай внимать. Где слова перестают выражать там начинай созерцать. Утверждением ничего нельзя утвердить. Отрицанием ничего нельзя отвергнуть. Одну фразу, существующую до слов, не передадут и тысячи мудрецов. Одна нить перед нашими глазами не прервется целую вечность. Золотой Будда не переправится через плавильный котел. Деревянный Будда не переправится через огонь. Глиняный Будда не переправится через реку. Весь мир не спрячешь, близкое и далекое друг друга выявляют, прошлое и настоящее ясно различаются. В одной фразе жизнь и погибель, в одном поступке свобода и рабство. На вершине священной горы травы растут без корней. Не ведая о весеннем ветре, цветы цветут сами по себе. В десяти пределах света нет стен. В четырех стенах крепости нет ворот. Вдыхая, он не пребывает в мире теней. Выдыхая, он не касается мира вещей. Каждый голос голос Будды. Каждая форма форма Будды. В сухом дереве рев дракона. В древнем черепе ясный зрачок. Мой путь лежит за краем голубых небес, там, где белые облака плывут неостановимо. Когда курам холодно, они взлетают на дерево. Когда уткам холодно, они бросаются в воду. У хорошего кузнеца скапливаются горы необработанного железа. У дверей искусного лекаря собирается толпа больных. На вершине одинокой горы он свистит при луне и грезит среди облаков. В пучине великого океана он вздымает бурю и скользит по волнам. Прими слепоту за ясность зрения, а глухоту за острый слух. Восприми опасность как обещание покоя, а удачу как вестницу несчастья. Искать мудрость вне себя вот верх глупости.
Ференци (Ferenczi) Шандор (7.7.1873, Мишкольц, Венгрия 22.5.1933, Будапешт) венгерский психиатр и психоаналитик, один из знаменитых учеников и последователей З.Фрейда . Родился в многодетной семье владельца большого книжного магазина, детство провел в веселой и непринужденной обстановке, где царили литература, искусство и музыка. Закончил местную гимназию, затем обучался с 1890г. по 1894г. медицине в Венском университете (доктор медицины, 1896), где заинтересовался психологией и экспериментами с гипнозом. После получения медицинской степени начал свою практику в качестве врачаневропатолога в австровенгерской армии. Через год приступил к работе в разных госпиталях Будапешта, в том числе в госпитале Св.Рокуса, благодаря этой работе значительно углубил свои представления...
Фестингер (Festinger) Леон (род. 1919) американский психолог. С 1968г. профессор Новой школы социальных исследований в НьюЙорке. Специалист в области психологи регуляции мышления, социальной психологии. Автор теории когнитивного диссонанса...
Фетишизм половая перверсия. Характеризуется тем, что половое влечение связывается с различными предметами, которые по своему биологическому статусу не имеют эротического значения. Эти предметы лишь символизируют полового партнера. Фетиш замещает объект любви, и взаимоотношения с реальным партнером нарушаются или совершенно...
Фехнер Густав Теодор (1801 1887) немецкий физик, философ и психолог, основатель психофизики, автор программного труда Элементы психофизики (1860). Опубликовал также, под псевдонимом доктор Мизес, несколько сатирических произведений. После ряда исследований последовательных образов, вызываемых наблюдением солнца, частично потерял зрение, что заставило его оставить физику и заняться философии. Был сторонником панпсихизма. Разработал систему методов косвенного измерения ощущений, в частности разработал три классических метода измерения порогов. Вывел основной психофизический закон , согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины...
Фехнеровские цвета иллюзорные цвета, которые субъективно воспринимаются при вращении со скоростью 520об/с. чернобелого диска (диска Бэнхема), на котором на белой половине круга нанесены концентрические черные...
Физиогномическая редукция (от греч. physis природа + gnomon знающий и лат. reductio возвращение) феномен социального восприятия, автор В.С.Агеев. Основан на существовании в каждой культуре специфических эталонов для восприятия и оценки внешности другого человека, позволяющих интерпретировать его как определенный тип личности. Их источником выступает процесс активного присвоения индивидом в его онтогенезе исторического опыта народа, зафиксированного в предметах материальной и духовной культуры, в том числе в традициях, обычаях, фольклоре. При применении этих эталонов к представителям других культур могут вести к неадекватным суждениям. Литература. АгеевВ.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком // Вопросы психологии. 1985, N3,...
Физиологическая акустика раздел физиологии органов чувств, основы которого были заложены Г.Гельмгольцем , посвященный закономерностям процесса восприятия звуков и построения речи. Включает в себя: физику и биофизику восприятия простых и сложных тональных сигналов, где исследуются абсолютные и разностные пороги слуха, формирование ощущений громкости и высоты, восприятие сложных звуков, бинауральный эффект и т. д.; физиологические аспекты построения речи и восприятия речевых и речеподобных сигналов (шумов), где исследуются количественные показатели разборчивости речи, ее маскировки, условия распознавания речевых сигналов, вопросы моделирования речевого акта; нейродинамические аспекты слуховой системы, где исследуются восприятие звуковых последовательных стимулов в зависимости от интервала времени между ними при учете их...
Физиологическая психология раздел психологии, посвященный изучению физиологических механизмов высших психических функций . Подразделяется на психофизиологию и нейропсихологию...
Физиологические механизмы внимания нейрофизиологические структуры мозга разного уровня, обеспечивающие генерализованную и локальную активацию коры больших полушарий. При корковой активации, которая фиксируется на ЭЭГ в виде реакции десинхронизации (блокада альфаритма ), происходит снижение порогов восприятия и возрастание скорости протекания нервных процессов. При привлечении внимания к стимулу происходит формирование локальных функциональных корковых объединений, соответствующих реализуемой деятельности . При реализации какойлибо цели происходит избирательная активация областей коры и их функциональное объединение под контролем лобных отделов...
Физиологические механизмы памяти конструкты, призванные объяснить процессы памяти с физиологической точки зрения. О.Хебб (1949) предложил выделить два вида памяти: кратковременную , основанную на реверберации электрической импульсной активности в замкнутых цепях нейронов, сохранение и долговременную , основанную на устойчивых морфофункциональных изменениях синаптической проводимости. При повторяющимся прохождении нервных импульсов через одни и те же синапсы изза консолидации следа памяти кратковременная форма памяти может перейти в...
Физическая агрессия агрессивное поведение с использование физической силы, направленной против другого лица или...
Филогенез (от греч. phyle род, племя и genesis рождение, происхождение) понятие, введенное Э.Геккелем в 1866г. для обозначения изменения в процессе эволюции различных форм органического мира, т.е....
Флегматик темперамент в классификации Гиппократа . Человека флегматического темперамента можно охарактеризовать как медлительного, невозмутимого с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением , со слабым внешним выражением душевных...
Флюгель (Flugel) Джон Карл (13.6.1884, Ливерпуль ?) английский психоаналитик, историк психологии. Получил гуманитарное образование в Колледже Оксфордского университета (19021908, бакалавр искусств, 1906, доктор социологии, 1908). С 1909г. по 1910г. работал в качестве демонстратора в Колледже Лондонского университета, с 1910г. по 1920г. он ассистент профессора, с 1920г. по 1929г. старший преподаватель психологии и философии, с 1929г. ассистент профессора. С 1911г. по 1920г. Флюгель почетный секретарь Британского психологического общества, с 1920г. по 1922г. почетный секретарь Интернациональной психоаналитической ассоциации, с 1920г. по 1926г. канцлер Британского психоаналитического общества. С 1920г. он соредактор International Journal of PsychoAnalysis. Первые свои исследования Флюгель проводил вместе с...
Фобии (от греч. phobos страх) навязчиво возникающие состояния страха. Различают эритрофобию, агорафобию, клаустрофобию , танатофобию. Возникновение фобий связано с развитием психозов, неврозов и психопатий...
Фокальная терапия (от лат. fоcus очаг и греч. theraрeia лечение) форма короткого психоанализа, первоначально разработана М.Балинтом . Психотерапевт концентрируется на конкретном конфликте, который лежит в основе патологического симптома. Исходя из различных реакций пациента (прежде всего это особенности его контакта с терапевтом), формируется гипотеза о том, в чем может заключаться данный конфликт. В процессе психотерапевтической работы эта гипотеза...
Фокальный анализ (от лат. focus очаг и греч. analysis разложение, расчленение) форма короткого анализа , автор D.Malan (1965г.). Психоаналитическая работа проводится только с патогенными, особо важными переживаниями. Литература. MalanD.H. Psychoanalytische Kurztherapie. Bern,...
Фолькельт (Volkelt) Ханс (4.6.1886, Базель, Швейцария ?) один из ведущих представителей лейпцигской школы целостной психологии, основанной Ф.Крюгером . После получения образования в университетах Йены, Лейпцига, Тюбингена и Мюнхена (19041912, доктор философии, 1912) занимался преподавательской деятельностью: с 1921г. по 1926г. он приватдоцент Лейпцигского университета, с 1922г. ассистент Психологического института, с 1926г. профессор Лейпцигского университета. С 1933г. по 1936г. он директор Педагогического института в Лейпциге, с 1939г. по 1945г. директор Психологопедагогического института Лейпцигского университета. Председатель Германской ассоциации Фребеля (19341938). С 1946г. занимался частной научной деятельностью. Основатель журнала Neue psychologische Studien (19261954) и редактор Neue Leipziger Spielgaben und Lernspiele. Фолькельт иллюстрировал принцип...
Фон (от греч. phonз звук) единица субъективной громкости...
Фонема (от греч. phoneoma голос, звук, речь) различительная единица звукового строя языка, имеющая набор характерных признаков. Эти признаки соотносимы с субъективным впечатлением: звонкость глухость, твердость мягкость и...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]