Exit Project: Глоссарий: Психологический словарь

Психологический словарь



В нашем психологическом словаре вы можете найти большое количество психологических понятий и психологических терминов, статьи по психологии, фотографии и биографии известных психологов. Все психологические статьи отсортированы в алфавитном порядке, психологические термины и биографии психологов размещены в общем списке.

A

Achievement-Anxiety-Test
Achievement-Anxiety-Test
Addictive Behaviors
Adolescent Discouragement Indicator
Advanced Occupational Interest Inventory
Advances in Behaviour Research & Therapy
Aggression-Motiv-Gitter (AMG)
Aggressionsspezifisches Problemloseverhalten
Aggressionsspezifisches Problemloseverhalten
Aktivirung-Desaktivirungs-Fragebogen
...

C

Carus

D

Delirium acutum

E

Emotion Profile Index
Emotional Control Questionnaire
Encounter-tapes
Esalen Eclectic

K

Kindersprachtest
Klages L. Handschrift und Charakter
Konstanzer Fragebogen zur Erfassung von Ursachenzuschreiben

M

Manifest Needs Questionnaire
Marburger Verhaltenslist (MVL)
Maslach Burnout Inventory (MBI)
Medical Psychotherapy. An International Journal
Methodika. An International Journal of Methods in the Behavioral and Social Sciences
Millon Adolescent Personality Inventory
Millon Chlinical Multiaxial Inventory (MCMI)
MMPI
Motivation and Emotion
Myers-Briggs Type Indicator
...

T

T–O–T–E
Tabes dorsalis
Texas Social Behavior Inventory (TSBI, Form A)
Texas Social Behavior Inventory (TSBI, Form A)
The Barrett-Lennard Relationship Inventory
The German Journal of Psychology. A Quarterly Reviews, Reports and Comprehensive Abstracts
The Relaxation Inventory
The Schedule for the Evaluatien of Individual Quality of Life (SEIQOL)
The School Motivation Analysis Test
The Sexualy Scale
...

А

А-тип личности
Абади симптом
Абазия
Абалиенация
Абашева-Константиновского синдром
Абели симптом
Аберрация
Аберрация
Абеталипопротеинемия
Абиотрофия
...

Б

Бабенковой синдром правого полушария
Бабинского симптом
Бабинского — Вакеза болезнь
Бабинского—Фромана синдром
Базальные эмоции
Базовые нарушения при шизофрении
Базоспазм
Базофилизм гипофизарный
Базофобия
Байярже симптом
...

В

Вагабондаж
Вагинизм
Вагнер Владимир Александрович
Вагнер-Яурегга метод
Вагнер-Яурегга симптом
Ваготония
Вайвэйшн
Вайс Альберт
Вайтбрехта псевдогаллюцинации
Вайцзекер ( Weizsacker) Виктор, фон
...

Г

Габитус
Гайе - Вернике алкогольная энцефалопатия
Гаккебуша— Гейера— Геймановича болезнь
Галантер (Galanter) Юджин
Галеантропия
Гален Клавдий
Галеропия
Галлервордена—Шпаца болезнь
Галль Франц
Галлюцинаторно–паранойяльный синдром
...

Д

Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху
Давыдов В.В. Деятельность
Давыдов В.В. Психология
Давыдов Василий Васильевич
Дакномания
Дакриурия
Дактилология
Дактилоспазм
Данлап Кнехт
Дансомания
...

Е

Е волна
Евгеника
Евнухоидизм
Единица анализа психического
Единица действия (ЕД)
Еллинека симптом
Естественный эксперимент

Ж

Жажда
Жане (Janet) Пьер
Жане концепция психологического автоматизма
Жане тест анестезии
Жаргонафазия
Жвачка умственная
Желание
Желино болезнь
Женевская школа генетической психологии
Жест
...

З

Заболеваемость
Заболеваемость общая
Заболевания демиелинизирующие
Забывание
Завершенный гештальт
Завилянского симптом алкоголизма
Завилянской методики контрастной психотерапии
Зависимость от поля — независимость от поля
Зависимость от психотерапевта
Задатки
...

И

Иванова метод активирующей психотерапии
Иванова методика коллективной психотерапии
Иванова структурно-ассоциативный эксперимент
Иванова-Смоленского симптом
Ивановой методика обучающего эксперимента
Иглоукалывание
Игра
Игра у животных
Игровая терапия
Игровая терапия аутических детей
...

Й

Йенш Эрик
Йеркс (Yerkes) Роберт
Йост (Jost) Адольф

К

Кoнтраст яркостный
Ка–цет синдром
Кабанис Пьер Жан
Каган - Лемкин рисуночный тест
Каган Джером
Кагана симптомы детского аутизма
Кажущееся движение
Кандаулезизм
Кандинский Виктор Хрисанфович
Канцерофобия
...

Л

Лабильность
Лабильность аффекта
Лабильность симптоматическая
Лабораторный эксперимент
Лазурский Александр Федорович
Лайнг Рональд
Лакан Жак
Ламетри Жюльен Офре де
Ланге (Lange) Карл Георг
Ланге (Lange) Фридрих Альберт
...

М

Магницидиум
Мазохизм
Мазуркевича теория
Майер (Maier) Генрих
Майер Адольф
Майер Генрих
Майер–Гросс (Mayer–Gross) Вильгельм
Мак–Дугалл (McDougall) Уильям
Макродвижения глаз
Макропсия
...

Н

Наблюдательная палата
Наблюдение
Навык
Навязчивость
Навязчивые действия
Навязчивые состояния
Наглядно–действенное мышление
Наглядно–образное мышление
Надежность данных анкетного опроса
Надежность измерения
...

О

Обертоны психические
Облигатный
Обломова синдромы
Обморок
Обобщение
Обоняние
Обонятельный анализатор
Оборонительный рефлекс
Образ
Образ воображения
...

П

Павлов Иван Петрович
Павлова симптом
Павлова теория
Пажизм
Память
Панель информации
Пантомимика
Панум П.
Парабиоз
Парадиагностика
...

Р

Рабдофобия
Работоспособность психическая
Равена тeст
Равич–Щербо Инна Владимировна
Радикальная теория образов
Радо Шандор
Разветвленное программированное обучение
Развитие восприятия
Развитие движений ребенка
Развитие игры в дошкольном возрасте
...

С

С-тип личности
Саарма симптом
Садизм
Садомазохизм
Саймон (Simon) Герберт Александр
Саккадические движения
Салливен Гарри Стэк
Само-восприятие
Само-оценивание
Само-подкрепление
...

Т

Т–группа
Табакокурение
Табопаралич
Табофобия
Табу
Таката—Ара реакция
Таксисы
Тактильная агнозия
Тактильные ощущения
Талант
...

У

Уанье синдром
Убеждения
Убийство
Убийство внезапное
Убийство депрессивное
Уверенность в себе
Угасание условного рефлекса
Узкий локализационизм
Узнавание
Узнадзе Дмитрий Николаевич
...

Ф

Фабри Курт Эрнестович
Фагофобия
Фаза
Фазмофобия
Фазофрении
Факоматозы
Фактор близости
Фактор общей судьбы
Фактор подобия
Фактор хорошего продолжения
...

Х

Хайдбредер (Heidbreder) Эдна Франсис
Хайльброннер (Heilbronner) Карл
Хайнриха методика
Хайрофобия
Халл Кларк Леонард
Ханта миоклоническая мозжечковая диссинергия
Ханта прогрессивная мозжечковая диссинергия
Ханта синдром
Характер
Характерологический панцирь
...

Ц

Цар
Цветовое зрение
Цветовой интерьер
Целевой анализ
Целера—Гризингера—Неймана концепция единого психоза
Целостная психология
Целостность восприятия
Цельса болезнь
Ценестезия
Цензура внутрипсихическая
...

Ч

Чаадаев П.Я. Отрывки
Чаадаев Петр Яковлевич
Чаадаев Петр Яковлевич. Анализ научной деятельности.
Чарльз Кули
Чейна болезнь
Человек–оператор
Челпанов Георгий Иванович
Чередующееся поведение
Черлетти (Cerletti) Удо
Черлетти—Бини метод электросудорожной терапии
...

Ш

Шавани синдром
Шаг Геффдинга
Шарко большая истерия
Шарко Жан Мартин
Шарко малая истерия
Шарко триада
Шарко — Кожевникова болезнь
Шарпантье феномен
Шегрена болезнь
Шелдон (Sheldon) Уильям Герберт
...

Э

Эббеке синдром
Эббингауз Герман
Эвальд (Ewald) Готфрид
Эвальда биотонус
Эверли Дж.С., Розенфельд Р. Медитация
Эвирация
Эго
Эго–психология
Эгоизм
Эгопатия
...

Ю

Ювенильный
Юм Давид
Юмора расстройства
Юнг (Jung) Карл Густав
Юнга аналитическая психология
Юнга архетипы
Юнга ассоциативный эксперимент
Юнга интро- и экстраверсия
Юношеский возраст
Юридическая психология
...

Я

Я (Ich, Ego)
Я–концепция
Я-иделальное
Явления тревожного ряда
Ядро кристаллизации чувств
Язык
Язык иррелевантный
Язык искусственный
Язык метафорический
Якоба - Крейцфельдта болезнь
...

#

 

Фонематический слух

Фонематический слух способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки...

Фоновые языковые знания

Фоновые языковые знания знание какихлибо реалий говорящим и слушающим, которые подразумеваются, но явно не проговариваются в диалоге, и которые являются основой языкового общения. Представляет собой идеальную модель внешнего мира или его части. Вербализация фонового знания является отдельной познавательной задачей и в повседневном общении не происходит. Практическое значение этого понятия заключается в частности в том, что изучение иностранного языка должно опираться на усвоение страноведческих представлений. Литература. КрюковА.Н. Фоновые знания и языковая коммуникация // Этнопсихолингвистика / Ю.А.Сорокин, И.Ю.Марковина, А.Н.Крюков и др. Отв. ред. и авт. предисл. Ю.А.Сорокин. М.: Наука, 1988....

Фонологический метод Леви–Стросса

Фонологический метод К.ЛевиСтросса (от греч. phone звук + logos учение) методологическая установка в анализе символики бессознательного мышления первобытного общества. На основе фонологического анализа структур языка, разработанном представителем пражской лингвистической школы Н.С.Трубецким, ЛевиСтросс сделал перенос в область этнографии. На материале мифов народом мира он попытался выявить систему мифем элементарных единиц, не имеющих самостоятельного значения, структурно связанных между собой, посредством которых строится многообразие значащих единиц мифов. Литература. LeviStraussC. Antropologie structurale. P.: Pilon, 1958,...

Форель (Forel) Август

Форель (Forel) Август (1.09.1848, Моргес/Ваадт, Швейцария 27.07.1931, Иворн) швейцарский психиатр и невропатолог. Получил образование у Гудденса в Мюнхене. С 1872г. директор психиатрической клиники в Бургхольцли близ Цюриха. С 1879г. профессор Цюрихского университета. С 1898г. частный преподаватель. Один из основателей журнала Zeitschrift fur Hypnotismus. Занимался проблемами анатомиии центральной нервной системы. Популяризировал в Швейцарии метод гипноза. Разрабатывал метод лечения алкоголизма посредством убеждения и проговривания. Сочинения. Das Gedachtnis und seine Abnormitaten. Zurich, 1885; Der Hypnotismus. Stuttgart, 1889; Gehirn und Seele. Leipzig, 1894; Die sexuelle Frage. Munchen, 1905; Гипнотизм или внушение и психиатрия. Их психологическое, психофизиологическое и медицинское значение со включением психоанализа. Л.,...

Формальная абстракция

Формальная абстракция абстракция, в которой вычленяются такие свойства предмета, которые важны для теоретического...

Формальные операции

Формальные операции стадия интеллектуального развития, описанная в концепции Ж.Пиаже , которая характерна для ребенка в возрасте от 1112до 1415лет и представляет собой систему операций второго порядка, надстроенных над конкретными операциями . Овладев формальными операциями, ребенок может строить собственные гипотетикодедуктивные рассуждения, основанные на самостоятельном выдвижении гипотез и проверке их следствий в реальном плане. В подобных рассуждениях появляется возможность замены конкретных отношений символами, которые имеют достаточно универсальных...

Формирование двигательного навыка

Формирование двигательного навыка (от лат. formare образовывать) процесс формированная способности к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля. В процессе обучения у индивида создается концептуальная модель движения, в которой интегрируется знание о выполняемой двигательной задаче , средствах и способах ее решения, и образ конкретной ситуации реализации движения. На основе этих элементов движения происходит актуализация уже отработанных двигательных навыках, имеющих отношение к данной двигательной задаче. Кроме того, происходит настройка системы восприятия, и формируется комплекс ожидаемых афферентаций, за счет чего повышается чувствительность к определенным элементам внешней и внутренней среды. При освоении моторного поля в конкретных условиях решения двигательной задачи происходит...

Формирование произвольных движений

Формирование произвольных движений передача управления при построении движений сознательному контролю. По мнению И.М.Сеченова непроизвольные движения регулируются на основании обратной связи проприорецептивными ощущениями, дающими информацию об особенностях выполняемых движений, и экстерорецептивными ощущениями, позволяющими анализировать признаки конкретной ситуации, в которой происходит реализация движения. Возможность сознательного контроля над реализацией движения возникает лишь в связи в возникновением общественнотрудовой деятельности и языка . В соответствии с этим управление человеческими движениями может осуществляться на основе различных словесных инструкций и самоинструкций. В онтогенезе , по мнению Л.С.Выготского , произвольная регуляция носит распределенный характер: взрослый задает словесную инструкцию, в которой определена отрефлексированная цель движения, а ребенок ее...

Формирование человеческих потребностей в онтогенезе

Формирование человеческих потребностей в онтогенезе развитие форм интенциональности деятельности за счет присвоения новых общественно выработанных предметов, с которыми происходит связывание биологических потребностей . Существенную роль при этом имеет подражание , ориентированное на значимых взрослых или референтные...

Формы жизни

Формы жизни (Lebensformen), Э.Шпрангер теоретический конструкт, объясняющий ценностные ориентации человека. По представлениям Шпрангера, поведение человека (форма его жизни) обусловлено доминированием одной из шести ценностных (смысловых) направленностей. Были выделены следующие типы ценностей: теоретический (наука истинность), экономический (материальное благополучие цена), эстетический (стремление к оформлению и самовыражению стиль и гармония), социальный (общественная деятельность любовь к людям), политический (власть), религиозный (поиски смысла жизни религиозный настрой). Литература. Spranger E.Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie. Halle,...

Фотизмы

Фотизмы (от греч. phos свет и opsis зрение) зрительные образы, которые не имеют предметного характера и могут вызваться действием на зрительной анализатор механических или токсических раздражений, в частности, при надавливании на глаз. Субъективно воспринимаются в виде мелькающих пятен, искр, световых зигзагов, которые может изменяться во...

Фоулькес (Foulkes) Зигмунд Генрих

Фоулькес (Foulkes) Зигмунд Генрих (1898, Карлсруе 1976, Лондон) немецкоанглийский психотерапевт. Обучался в университете Франкфурта у К.Гольдштейна , психоанализ осваивал в Вене и Франкфурте. В 1933г. эмигрировал в Лондон, с 1940г. занимался групповой психотерапией в г.Эксетере, Девоншир. Одним из первых стал организовывать терапевтическую общность пациентов военного лазарета (19421946): обращение к групповым методам психотерапии было обусловлено задачей быстрого излечения, в том числе военного невроза, большого количества людей (Introduction to groupanalytic psychotherapy, L., 1948). В 1952г. основал в Лондоне Общество группового анализа. Опирался на мысль К.Гольдштейна о том, что человек представляет собой элемент в целостной системе коммуникаций, группа же представляет собой некую...

Франкл Виктор

Франкл Виктор (р. 1905) австрийский психолог и психиатр. Получил психоаналитическое образование, но в дальнейшем отошел от классического психоанализа . Во время второй мировой войны находился в качестве заключенного в немецком концлагере. Разработал собственной психологическое учение, в которой было постулировано, что основной движущей силой развития личности выступают поиски смысла. При отсутствии смысла возникает экзистенциальный вакуум, проявляющийся как невроз . Помочь пациенту можно лишь инициировав его собственную активность. На основе этих идей разработал комплекс психотерапевтических мероприятий, названный им логотерапией...

Французская социологическая школа

Французская социологическая школа социологическая направление. Характеризуется общественно историческим подходом к психике человека. Его представителями являются Э.Дюркгейм , Л.ЛевиБрюль , М.Гальбвакс, Ш.Блондель. По мнению Дюркгейма, внедрение коллективных представлений, выработанных обществом и представленных общими, религиозными, моральными, социальными идеями, правилами, нормами, в индивидуальное сознание основано на чисто духовном речевом процессе взаимодействия сознаний. На этой основе Л.ЛевиБрюль разработал учение о двух типах мышления человека логическом и пралогическом , которые сосуществуют на всех ступенях развития общества, но в первобытном обществе преобладает пралогическое мышление. Современный французский антрополог К.ЛевиСтросс выдвинул положение о том, что в мышлении людей на всех этапах развития общества можно выделить константные структуры,...

Французский структурализм

Французский структурализм (от лат. structura взаиморасположение) основан на генетической методологии в современном, прежде всего общественном, явлении ищутся его исторически ранние основания. В частности, современное научное мышление выводится из архаических форм познания, свойственных первобытным обществам (К.ЛевиСтросс), из донаучных форм знания (М.Фуко), из инфантильных форм сознания и мышления ( Ж.Лакан ). Литература. FoucaultM. L'archeologie du savior. P.: Gallimard, 1969, 275p.; LacanJ. Ecrits. P.: Seuil, 1966, 924p.; ИльинГ.И. Проблема бессознательного во французском структурализме // // Вестник Моск. унта. Сер.14. Психология. 1980, N1,...

Фрейд Анна

Фрейд (Frued) Анна (3.12.1895, Вена 8.12.1982, Лондон) психоаналитик, дочь З.Фрейда . Получила педагогическое образование (1914). Проработала пять лет в качестве учительницы. Одновременно получила психоаналитическое образование под руководством своего отца. С 1920г. работала в английском отделении психоаналитического общества. В 1924г. сделала первый доклад в Венском психоаналитическом обществе, на основании которого ее приняли в члены общества. С 1938г. эмигрировала в Великобританию, жила в Лондоне. Основала и руководила детским домом (194045). В 1952г. организовала Клинику терапии детей и образовательный центр подготовки детских психоаналитиков. Обосновала новое направление психоанализа детский психоанализ, который учитывает незрелость детской психики и низкий уровень возможности вербализации. Считала, что Я...

Фрейд Зигмунд

Фрейд Зигмунд (6.05.1856 23.09.1939) австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа . Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80хгг. ХIХв. работал в области практической медицины. Вместе с И.Брейером опубликовал в 90хгг. работы о происхождении истерии и о гипнозе. В дальнейшем отказался от применения гипноза и создал свой способ лечения больных при помощи психоанализа, основанном на толковании ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного. На полученном материале создал трехчленную структура личности ( сознание , предсознательное и бессознательное ) и опубликовал работы Толкование сновидений (1900), Психопатология обыденной жизни (1901), Остроумие и его отношение к бессознательному (1905) и др. В...

Фрейдизм

Фрейдизм психологическое направление, разработанное З.Фрейдом , основанное на понятии либидо , включающее в себя технику психоанализа . Основным допущением выступает утверждение, что движущими силами развития личности являются сексуальное и агрессивное влечения , имеющие инстинктивную природу. При запрете на реализацию этих влечений со стороны общества происходит их вытеснение в область бессознательного , и их доступ в сознание оказывается возможным лишь в символической форме, в частности в виде оговорок, произведений искусства, невротических симптомов . Процедура излечения невротических состояний заключается в доведении до сознания пациента истинных причин его болезненных переживаний и...

Фрейхан (Freyhan) Фритц Адольф

Фрейхан (Freyhan) Фритц Адольф (24.11.1912, Берлин 9.12.1982, Вашингтон) американский психофармаколог. Медицинское образование получил в Берлинском университете (доктор медицины, 1937), в 1937г. эмигрировал в США (получил гражданство в 1943г.), работал с 1939г. по 1940г. врачом в Сайденхемском госпитале Нью-Йорка, с 1940г. по 1950г. он член дирекции Делаверского госпиталя г.Фанхеста, с 1950г. по 1960г. директор этого госпиталя, одновременно с этим начальник психиатрического и неврологического отделения Делаверского госпиталя в г.Уилмингтоне (19541961); с 1951г. ассоциированный профессор психиатрии и ректор (до 1961) медицинского колледжа Пенсильванского университета, с 1960г клинический профессор психиатрии медицинского колледжа Дж.Вашингтона, с 1961г. по 1966г. директор учебного центра Вашингтонского госпиталя Св.Элизабет,...

Фресс (Fraisse) Поль

Фресс (Fraisse) Поль (род. 20.3.1911, СентЭтьен) французский психолог, специалист по экспериментальной психологии. После обучения в лицее du Parc в Лионе получил высшее гуманитарное образование в Лионе и Гренобле (доктор философии и литературы). С 1943г. по 1952г. работал в lEcole pratique des hautes etudes в качестве зам. директора, с 1952г. по 1979г. он директор этой школы и заведующий лаборатории экспериментальной и сравнительной психологии. С 1957г. Фресс профессор экспериментальной психологии факультета литературы и гуманитарных наук университета Сорбоны, Париж, с 1961г. по 1969г. директор Института психологии университета. Принимал активное участие в создании французской психологической школы. С 1949г. по 1960г. он генеральный секретарь...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Психологический словарь