Те из нас, чьи имена известны в связи с теософической работой, получают обычно огромную корреспонденцию. Часто случается так, что те, кто имеет, как они это называют, потерянных друзей или разрыв отношений по причине смерти, пишут нам с целью получить какиелибо сведения о них или хотя бы общие утешения. В дополнение к этому мы получаем многочисленные отчеты о пережитом психическом опыте, а также самых разных событиях, выходящих за рамки обычного. Из таких рассказов мы скомпоновали очень примечательную серию под названием В потемках (In The Twilight). Недавно я получил от одного из членов нашего Общества (Имеется в виду Теософическое Ово, основанное в 1875г. Е.П.Блаватской. Штабквартира находится в Адьяре, Индия) повествование, столь необычное, что, как мне кажется, оно стоит того, чтобы здесь его привести. Я сразу же написал тому джентльмену, спрашивая разрешения о его публикации и он любезно согласился, с условием, правда, что имена людей и название местности, где это произошло, не будут указаны, поскольку он не желает, чтобы его беспокоили в связи с этой историей. Я привожу его рассказ. Однажды я работал в своем саду, а времени было около трех дня. Моя жена вышла из дома, одетая так, как для прогулки и сказала мне, что собирается сходить в город сделать коекакие покупки. Я заметил ей, что собирается гроза и она может попасть под дождь, но ей казалось, что все таки надо было сходить, поскольку была пятница, а ей были очень нужны некоторые мелочи по хозяйству. Так что она ушла, и все время, пока она отсутствовала, я старательно работал в своем саду. Наш дом находится от города на приличном расстоянии, и ей надо было взять автомобиль, но чтобы добраться хотя бы до него, ей бы пришлось идти около двадцати минут, причем большую часть вдоль железной дороги. Когда она вернулась, я заметил, что она выглядит необычайно бледной и села отдохнуть немного. Оправившись немного от усталости, она сказала, что пережила очень странный опыт. Она сказала, что после того, как она меня покинула, она шла вдоль железнодорожного пути, как обычно, и вдруг услышала шаги, будто кто идет за ней следом. Оглянувшись посмотреть, кто это (поскольку место было безлюдное), она увидела с удивлением, что это был я, и спросила, не решил ли я ей составить компанию по части прогулки в город. Я не ответил ей, и моментом позднее она оказалась в одиночестве. Хотя она и была поражена моим исчезновением, но решила про себя, что это иллюзия, вызванная расстройством ее рассудка и продолжила свой путь, однако при этом сильно нервничая. Дойдя до города, она посетила различные магазины, и как только она вышла из первого, начался сильный дождь. В спешке она пересекла улицу, вошла в другой магазин и увидела меня стоящим около прилавка, но я снова исчез и она начала думать, что со мной произошел какой несчастный случай. (Я должен разъяснить, что она сама ранее была медиумом и меньше пугается подобных событий, чем другие дамы.) Когда она шла к автомобилю, чтобы вернуться, она снова заметила, что я следую за ней. Когда же она вышла из автомобиля и начала свой путь вдоль линии железной дороги, меня видно не было. Становилось очень темно, поднималась буря, и чтобы избежать луж и слякоти, она пошла прямо по железнодорожному пути. Неожиданно ктото схватил ее и поднял над дорогой, тут же мимо пронесся паровоз. Она не слышала его приближения, таким образом, несомненно, это вторжение спасло ей жизнь. Она думала, что находится в полной безопасности, идя по путям, поскольку знала, что в это время несколько часов не должно было быть поезда, но она не подумала, что может пойти маневровый легкий паровоз. Когда она обернулась поблагодарить человека, спасшего ей жизнь, она увидела, что это был я, и еще раз исчез, как только она попыталась со мной заговорить. Однако несколько раз далее по пути домой она оборачивалась и видела, как я иду за ней на небольшом расстоянии, но как она снова попыталась заговорить, я исчез. Я был в полном сознании и занят тяжелой работой все время ее отсутствия, и хотя мне это кажется очень замечательным случаем, я уже был склонен отнести это к воображению моей жены и не придавал ему такого уж большого значения, хотя я, конечно был благодарен, что жена спаслась от такой близкой опасности. Но примерно годом позже имел место аналогичный феномен, насчет которого я не мог высказать никаких предположений. На этот раз в субботу, около четырех вечера, я отправился на лодке на рыбалку в сопровождении матроса. Мы поставили нашу лодку на якорь, забросили наши удочки и терпеливо ждали, но нам не повезло и в восемь часов мы сдались и вернулись домой ужинать. На следующий день, в воскресенье, я отправился в город и позвонил в хорошо известный и фешенебельный магазин аптекаря, который был моим другом. (Я должен разъяснить, что у нас аптекарь летом продает разнообразные прохладительные напитки, и его магазин используется, как и кафе, как место встреч люди сидят за маленькими столиками на тротуаре, болтают и пьют безалкогольные напитки.) Когда я зашел туда, там около двенадцати человек сидели и разговаривали, среди них был мэр города, некоторые врачи, которых я знал (я и сам доктор) и известный юрист. Когда мой друг аптекарь встал поприветствовать меня, я заметил, что его правая рука перебинтована, и сразу спросил, в чем дело. Вместо ответа он расхохотался и странно на меня посмотрел. Увидев, что я удивлен, он сказал: Хорошенькое дельце! Спрашиваешь меня, что с рукой, когда сам стоял рядом со мной и был свидетелем всех дел, что произошли прошлым вечером! Вы можете представить, как я был удивлен и протестовал дескать меня не было в городе прошлым вечером. Мой друг фармацевт продолжал смеяться надо мной искренне, и его веселье привлекло внимание других джентльменов, что присутствовали. Когда они спросили его, что смешного, он объяснил, что я пытаюсь его убедить, что не был в городе прошлым вечером. Все присутствующие джентльмены тоже начали смеяться и сказали, что я, конечно, пытаюсь избежать вызова в суд в качестве свидетеля происшедшего. Я ничего не мог понять и мог только предположить, что они сговорились и решили подшутить надо мной, так что повернулся и вышел из магазина. Сразу же после этого, мой друг, который работает сыщиком, подошел ко мне и я ему, смеясь, рассказал, как забавно меня разыграли друзья, но к моему величайшему удивлению он рассказал мне полную историю того, что действительно случилось там прошлым вечером. Я, пожалуй, должен объяснить, что магазин моего друга находится вблизи Сити Холла, перед которым имеется площадь, окруженная деревьями там вечером играет оркестр и люди имеют привычку прогуливаться вокруг. Все дома вокруг площади снабжены балконами и семьи часто сидят там, наслаждаясь музыкой и свежим воздухом. Как я понял, прошлым вечером несколько джентльменов сидели у одной из дверей магазина, разговаривая о политике. Среди них был один, которого мы назовем мистером Смитом. Тут же, среди прогуливающихся, оказался другой джентльмен (назовем его мистером Джонсом), который, несомненно, дружески относился к мру Смиту; и когда проходил мимо, то бросил ему насмешливое замечание. Мр Смит, будучи уже несколько возбужден разговором, в злобе вскочил и ударил мра Джонса своей тростью. Последний сразу же потерял свое веселое настроение и ответил ему тем же, так что началось нечто, похожее на драку. Смиту досталось больше и он тяжело рухнул на землю. В этот момент, продолжил сыщик, который рассказывал мне эту историю, явились вы и помогли мне поднять человека с земли и отнести его в магазин аптекаря. Как только он оказался в безопасности, вы ушли, не сказав и слова, и что мне показалось примечательным, что вы, будучи доктором, не остались осмотреть полученные им повреждения. Что же до аптекаря, то он сильно получил по руке, когда пытался разнять тех двоих. Я уверял сыщика, что он делает странную ошибку, поскольку меня не было в городе в течение всего прошлого вечера, но рыбачил все это время, и я могу подтвердить это свидетельством матроса, который был со мной, и моей семьи, видевшей, как я ушел и вернулся. Сыщик только улыбнулся и сказал, что полностью понимает мое положение, и что как человек деловой я не хочу быть замешан в судебное дело, связанное с политикой, но не может быть малейшего сомнения в том, что я был там он узнал меня точно, и не только он, но и несколько других джентльменов, которые там присутствовали. Он добавил также, что некоторые из тех, кто смотрел с находящихся рядом балконов, давали показания в связи с дракой и некоторые из них заметили меня среди тех, кто находился вблизи. Все это было полностью непонятным для меня, но я видел, что невозможно убедить сыщика и не сказал больше ничего, а оставил его и отправился домой. Несколькими минутами позднее я встретил на улице доктора, который был моим хорошим другом и спросил его, был ли он на площади прошлым вечером и знает ли он что нибудь о драке. Он сказал мне, что прибыл, когда уже инцидент был исчерпан, но он точно видел меня покидающим место происшествия и наблюдал, как я забирался в автомобиль. Я почувствовал себя весьма обескураженным, но оставил своего друга, ни сделав никаких замечаний. На следующий день, когда я шел по улице, я встретил своего друга сыщика снова и он проинформировал меня, что когда в суде судья просил его составить список свидетелей, он опустил мое имя (имея многих других для опроса) в силу своего ко мне расположения, поскольку по моим вчерашним словам я не хотел быть замешан в дело. Я сердечно его поблагодарил и этим дело кончилось. Можно заметить, что в этом случае было по меньшей мере двадцать достоверных свидетелей, видевших меня в городе в то время как я точно находился в нескольких милях и занят совсем другим делом. Всего через несколько дней имел место еще один аналогичный случай, но в некотором роде обратный тому, что я только что описал. В этот раз я был в городе и присутствовал на собрании своей ложи. Я вернулся домой около одиннадцати часов и достигнув своего дома, заметил, что он необычно ярко освещен, а моя жена и старший сын стоят, ожидая меня, в дверях. Я подумал, что происходит чтото необычное и испугался, что, может, ктото заболел или произошла еще какая неприятность, но мой мальчик выбежал встречать меня и сказал, что его мать в ужасно нервном состоянии, поскольку она видела моего двойника (как мы его называем) этим вечером в течение продолжительного времени и даже с ним разговаривала. Конечно, я попросил свою жену рассказать, что случилось, и она сказала, что когда она поднималась по лестнице с нашим младшим сыном на руках, чтобы уложить его в кровать, она увидела меня входящим в дом через парадную дверь. Она была несколько удивлена тем, что я вернулся намного раньше обычного и поднялась дальше по лестнице в спальню, а я проследовал за ней. Я вошел в нашу спальню и сменил свою одежду и ботинки; пока я делал это, она задала мне несколько вопросов, на которые я ответил вполне удовлетворительно и в обычной манере. Тогда я покинул комнату, а она проследовала за мной, но по пути вниз я неожиданно исчез, и она подумала, что я пытаюсь проделать над ней какуюто шутку. Она спросила моего сына, который сидел в комнате внизу и учил уроки, видел ли он меня. Он ответил отрицательно. Хорошо, сказала моя жена, ты должно быть сильно углубился в свои проблемы, если не видел своего отца. Он прошел прямо рядом с тобой, зашел в свою комнату, переменил свою одежду и ботинки, и разговаривал со мной некоторое время, и я так думаю, что он, должно быть, спрятался в ванной с целью подшутить над нами. Мой сын вскочил и побежал в ванную, но никого там не нашел. Тогда жена стала звать меня и обследовала весь дом в поисках меня и убедившись, что меня действительно нигде нет, начала нервничать, несмотря на то, что мой мальчик, знающий много о предметах нашего исследования, объяснил, что это вовсе не значит, что я мертв, поскольку люди часто покидают свои тела с разными целями. Факт, который может быть связан, или наоборот, никак не связан с этим феноменом, что я часто могу ночью выполнять работу, связанную с моими профессиональными обязанностями, в сонамбулическом состоянии. Однажды в полночь жена позвала меня, чтобы я оказал медицинскую помощь одному из детей, который был сильно болен, и сказала, что я выполнил свое дело так, как будто бодрствовал, однако на следующий день я не понимал, о чем это она говорит и был убежден, что не покидал своей кровати. В другой раз я ночью в течение двух часов работал, оказывая помощь одному из своих мальчиков, так как у него было плохо с сердцем. Ему стало относительно лучше на следующий день, и я не вспоминал об этом в течение трех месяцев, пока у мальчика не стали появляться симптомы той же болезни и моя жена напомнила, что надо бы применить то, что я делал в прошлый раз, но я так сразу и не мог припомнить, что делал тот раз. Это, конечно, примеры обычного сонамбулизма; но я думаю иногда, что мое физическое тело все время оставалось в кровати, а работа была проделана этим моим таинственным двойником. Случай, описанный выше, весьма интересен и я буду рад услышать том, было ли дальнейшее проявление этого феномена. Примечательный по условиям происшествий, этот случай вовсе не уникален, определенное количество людей пережили аналогичный опыт. Владение двойником, который может быть виден многими людьми одновременно и может действовать вполне разумно на расстоянии от своего владельца явление необычное, но примеров таких много. Некоторые из них можно найти в книги Другая сторона смерти (The Other Side of Death), главаXIII, стр.166. Наиболее соответствует вышеописанному случай с покойным мистером В.Т.Стэдом, чей двойник часто появлялся в местах, где его заведомо не было и мог говорить и действовать вполне нормально. Вышеописанный двойник должен быть по меньшей мере частично материализирован, когда он поднял жену нашего друга над железнодорожной линией, и возможно также, когда он помогал поднять пострадавшего на площади, хотя мы не знаем тут, в какой мере физическая помощь была оказана. С другой стороны, факт, что жена разговаривала с двойником не полностью подтверждает материализацию, так как выяснилось, что эта госпожа проявляет иногда медиумические способности, и поэтому может быть ясновидящей и яснослышащей. Возможно несколько объяснений этого случая. Двойник может быть мыслеформой, но он из этого не следует, что он создан своим оригиналом он точно также может быть создан кемлибо еще. Например, я слышал о случае, когда аналогичную форму одного человека создала леди, которая его очень любила. Обычно требуются сильные стимулы вроде этого, чтобы обычный человек мог создать настолько сильную мыслеформу, чтобы она была видима. Такая мыслеформа, будучи однажды создана, может быть заселена и использоваться любым мертвым человеком или даже природным духом. То, что я человека, изображением которого является такая мыслеформа, может использовать ее и время от времени проводить с ее помощью определенную работу, здесь, в Индии, является обычным поверьем, но до сих пор мы не имеем прямого свидетельства. Если эта теория правильна, то, возможно, это сам наш друг спас жизнь своей жене, подняв ее над железнодорожной линией, но также может быть, что оказавшийся рядом невидимый помощник, увидев, что ей угрожает опасность, решил, что форма ее мужа наиболее подошла бы для оказания помощи, позволяя избежать ее испуга от вида незнакомца. Возникает вопрос, какие шаги должен предпринять человек, столкнувшийся с такими нежелательными явлениями своей персоны. Очевидно ведь, что такой феномен может поставить человека в неприятное положение, и для него будет полностью невозможным убедить простых людей в том, что его не было там, где они действительно его видели. В случае, описанном выше, поведение двойника было во всех случаях безупречным, но, конечно, это не всегда может быть так и здесь есть определенный элемент опасности. Можно посоветовать человеку, оказавшемуся в таком положении, соблюдать определенные предосторожности на физическом плане, чтобы предохраняться от подобных недоразумений в будущем. Было бы полезно для такого человека составить список фактов, где бы он мог представить точное свидетельство насчет того, где он действительно находился в то или иное время.
Фонематический слух способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки...
Фоновые языковые знания знание какихлибо реалий говорящим и слушающим, которые подразумеваются, но явно не проговариваются в диалоге, и которые являются основой языкового общения. Представляет собой идеальную модель внешнего мира или его части. Вербализация фонового знания является отдельной познавательной задачей и в повседневном общении не происходит. Практическое значение этого понятия заключается в частности в том, что изучение иностранного языка должно опираться на усвоение страноведческих представлений. Литература. КрюковА.Н. Фоновые знания и языковая коммуникация // Этнопсихолингвистика / Ю.А.Сорокин, И.Ю.Марковина, А.Н.Крюков и др. Отв. ред. и авт. предисл. Ю.А.Сорокин. М.: Наука, 1988....
Фонологический метод К.ЛевиСтросса (от греч. phone звук + logos учение) методологическая установка в анализе символики бессознательного мышления первобытного общества. На основе фонологического анализа структур языка, разработанном представителем пражской лингвистической школы Н.С.Трубецким, ЛевиСтросс сделал перенос в область этнографии. На материале мифов народом мира он попытался выявить систему мифем элементарных единиц, не имеющих самостоятельного значения, структурно связанных между собой, посредством которых строится многообразие значащих единиц мифов. Литература. LeviStraussC. Antropologie structurale. P.: Pilon, 1958,...
Форель (Forel) Август (1.09.1848, Моргес/Ваадт, Швейцария 27.07.1931, Иворн) швейцарский психиатр и невропатолог. Получил образование у Гудденса в Мюнхене. С 1872г. директор психиатрической клиники в Бургхольцли близ Цюриха. С 1879г. профессор Цюрихского университета. С 1898г. частный преподаватель. Один из основателей журнала Zeitschrift fur Hypnotismus. Занимался проблемами анатомиии центральной нервной системы. Популяризировал в Швейцарии метод гипноза. Разрабатывал метод лечения алкоголизма посредством убеждения и проговривания. Сочинения. Das Gedachtnis und seine Abnormitaten. Zurich, 1885; Der Hypnotismus. Stuttgart, 1889; Gehirn und Seele. Leipzig, 1894; Die sexuelle Frage. Munchen, 1905; Гипнотизм или внушение и психиатрия. Их психологическое, психофизиологическое и медицинское значение со включением психоанализа. Л.,...
Формальная абстракция абстракция, в которой вычленяются такие свойства предмета, которые важны для теоретического...
Формальные операции стадия интеллектуального развития, описанная в концепции Ж.Пиаже , которая характерна для ребенка в возрасте от 1112до 1415лет и представляет собой систему операций второго порядка, надстроенных над конкретными операциями . Овладев формальными операциями, ребенок может строить собственные гипотетикодедуктивные рассуждения, основанные на самостоятельном выдвижении гипотез и проверке их следствий в реальном плане. В подобных рассуждениях появляется возможность замены конкретных отношений символами, которые имеют достаточно универсальных...
Формирование двигательного навыка (от лат. formare образовывать) процесс формированная способности к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля. В процессе обучения у индивида создается концептуальная модель движения, в которой интегрируется знание о выполняемой двигательной задаче , средствах и способах ее решения, и образ конкретной ситуации реализации движения. На основе этих элементов движения происходит актуализация уже отработанных двигательных навыках, имеющих отношение к данной двигательной задаче. Кроме того, происходит настройка системы восприятия, и формируется комплекс ожидаемых афферентаций, за счет чего повышается чувствительность к определенным элементам внешней и внутренней среды. При освоении моторного поля в конкретных условиях решения двигательной задачи происходит...
Формирование произвольных движений передача управления при построении движений сознательному контролю. По мнению И.М.Сеченова непроизвольные движения регулируются на основании обратной связи проприорецептивными ощущениями, дающими информацию об особенностях выполняемых движений, и экстерорецептивными ощущениями, позволяющими анализировать признаки конкретной ситуации, в которой происходит реализация движения. Возможность сознательного контроля над реализацией движения возникает лишь в связи в возникновением общественнотрудовой деятельности и языка . В соответствии с этим управление человеческими движениями может осуществляться на основе различных словесных инструкций и самоинструкций. В онтогенезе , по мнению Л.С.Выготского , произвольная регуляция носит распределенный характер: взрослый задает словесную инструкцию, в которой определена отрефлексированная цель движения, а ребенок ее...
Формирование человеческих потребностей в онтогенезе развитие форм интенциональности деятельности за счет присвоения новых общественно выработанных предметов, с которыми происходит связывание биологических потребностей . Существенную роль при этом имеет подражание , ориентированное на значимых взрослых или референтные...
Формы жизни (Lebensformen), Э.Шпрангер теоретический конструкт, объясняющий ценностные ориентации человека. По представлениям Шпрангера, поведение человека (форма его жизни) обусловлено доминированием одной из шести ценностных (смысловых) направленностей. Были выделены следующие типы ценностей: теоретический (наука истинность), экономический (материальное благополучие цена), эстетический (стремление к оформлению и самовыражению стиль и гармония), социальный (общественная деятельность любовь к людям), политический (власть), религиозный (поиски смысла жизни религиозный настрой). Литература. Spranger E.Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie. Halle,...
Фотизмы (от греч. phos свет и opsis зрение) зрительные образы, которые не имеют предметного характера и могут вызваться действием на зрительной анализатор механических или токсических раздражений, в частности, при надавливании на глаз. Субъективно воспринимаются в виде мелькающих пятен, искр, световых зигзагов, которые может изменяться во...
Фоулькес (Foulkes) Зигмунд Генрих (1898, Карлсруе 1976, Лондон) немецкоанглийский психотерапевт. Обучался в университете Франкфурта у К.Гольдштейна , психоанализ осваивал в Вене и Франкфурте. В 1933г. эмигрировал в Лондон, с 1940г. занимался групповой психотерапией в г.Эксетере, Девоншир. Одним из первых стал организовывать терапевтическую общность пациентов военного лазарета (19421946): обращение к групповым методам психотерапии было обусловлено задачей быстрого излечения, в том числе военного невроза, большого количества людей (Introduction to groupanalytic psychotherapy, L., 1948). В 1952г. основал в Лондоне Общество группового анализа. Опирался на мысль К.Гольдштейна о том, что человек представляет собой элемент в целостной системе коммуникаций, группа же представляет собой некую...
Франкл Виктор (р. 1905) австрийский психолог и психиатр. Получил психоаналитическое образование, но в дальнейшем отошел от классического психоанализа . Во время второй мировой войны находился в качестве заключенного в немецком концлагере. Разработал собственной психологическое учение, в которой было постулировано, что основной движущей силой развития личности выступают поиски смысла. При отсутствии смысла возникает экзистенциальный вакуум, проявляющийся как невроз . Помочь пациенту можно лишь инициировав его собственную активность. На основе этих идей разработал комплекс психотерапевтических мероприятий, названный им логотерапией...
Французская социологическая школа социологическая направление. Характеризуется общественно историческим подходом к психике человека. Его представителями являются Э.Дюркгейм , Л.ЛевиБрюль , М.Гальбвакс, Ш.Блондель. По мнению Дюркгейма, внедрение коллективных представлений, выработанных обществом и представленных общими, религиозными, моральными, социальными идеями, правилами, нормами, в индивидуальное сознание основано на чисто духовном речевом процессе взаимодействия сознаний. На этой основе Л.ЛевиБрюль разработал учение о двух типах мышления человека логическом и пралогическом , которые сосуществуют на всех ступенях развития общества, но в первобытном обществе преобладает пралогическое мышление. Современный французский антрополог К.ЛевиСтросс выдвинул положение о том, что в мышлении людей на всех этапах развития общества можно выделить константные структуры,...
Французский структурализм (от лат. structura взаиморасположение) основан на генетической методологии в современном, прежде всего общественном, явлении ищутся его исторически ранние основания. В частности, современное научное мышление выводится из архаических форм познания, свойственных первобытным обществам (К.ЛевиСтросс), из донаучных форм знания (М.Фуко), из инфантильных форм сознания и мышления ( Ж.Лакан ). Литература. FoucaultM. L'archeologie du savior. P.: Gallimard, 1969, 275p.; LacanJ. Ecrits. P.: Seuil, 1966, 924p.; ИльинГ.И. Проблема бессознательного во французском структурализме // // Вестник Моск. унта. Сер.14. Психология. 1980, N1,...
Фрейд (Frued) Анна (3.12.1895, Вена 8.12.1982, Лондон) психоаналитик, дочь З.Фрейда . Получила педагогическое образование (1914). Проработала пять лет в качестве учительницы. Одновременно получила психоаналитическое образование под руководством своего отца. С 1920г. работала в английском отделении психоаналитического общества. В 1924г. сделала первый доклад в Венском психоаналитическом обществе, на основании которого ее приняли в члены общества. С 1938г. эмигрировала в Великобританию, жила в Лондоне. Основала и руководила детским домом (194045). В 1952г. организовала Клинику терапии детей и образовательный центр подготовки детских психоаналитиков. Обосновала новое направление психоанализа детский психоанализ, который учитывает незрелость детской психики и низкий уровень возможности вербализации. Считала, что Я...
Фрейд Зигмунд (6.05.1856 23.09.1939) австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа . Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80хгг. ХIХв. работал в области практической медицины. Вместе с И.Брейером опубликовал в 90хгг. работы о происхождении истерии и о гипнозе. В дальнейшем отказался от применения гипноза и создал свой способ лечения больных при помощи психоанализа, основанном на толковании ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного. На полученном материале создал трехчленную структура личности ( сознание , предсознательное и бессознательное ) и опубликовал работы Толкование сновидений (1900), Психопатология обыденной жизни (1901), Остроумие и его отношение к бессознательному (1905) и др. В...
Фрейдизм психологическое направление, разработанное З.Фрейдом , основанное на понятии либидо , включающее в себя технику психоанализа . Основным допущением выступает утверждение, что движущими силами развития личности являются сексуальное и агрессивное влечения , имеющие инстинктивную природу. При запрете на реализацию этих влечений со стороны общества происходит их вытеснение в область бессознательного , и их доступ в сознание оказывается возможным лишь в символической форме, в частности в виде оговорок, произведений искусства, невротических симптомов . Процедура излечения невротических состояний заключается в доведении до сознания пациента истинных причин его болезненных переживаний и...
Фрейхан (Freyhan) Фритц Адольф (24.11.1912, Берлин 9.12.1982, Вашингтон) американский психофармаколог. Медицинское образование получил в Берлинском университете (доктор медицины, 1937), в 1937г. эмигрировал в США (получил гражданство в 1943г.), работал с 1939г. по 1940г. врачом в Сайденхемском госпитале Нью-Йорка, с 1940г. по 1950г. он член дирекции Делаверского госпиталя г.Фанхеста, с 1950г. по 1960г. директор этого госпиталя, одновременно с этим начальник психиатрического и неврологического отделения Делаверского госпиталя в г.Уилмингтоне (19541961); с 1951г. ассоциированный профессор психиатрии и ректор (до 1961) медицинского колледжа Пенсильванского университета, с 1960г клинический профессор психиатрии медицинского колледжа Дж.Вашингтона, с 1961г. по 1966г. директор учебного центра Вашингтонского госпиталя Св.Элизабет,...
Фресс (Fraisse) Поль (род. 20.3.1911, СентЭтьен) французский психолог, специалист по экспериментальной психологии. После обучения в лицее du Parc в Лионе получил высшее гуманитарное образование в Лионе и Гренобле (доктор философии и литературы). С 1943г. по 1952г. работал в lEcole pratique des hautes etudes в качестве зам. директора, с 1952г. по 1979г. он директор этой школы и заведующий лаборатории экспериментальной и сравнительной психологии. С 1957г. Фресс профессор экспериментальной психологии факультета литературы и гуманитарных наук университета Сорбоны, Париж, с 1961г. по 1969г. директор Института психологии университета. Принимал активное участие в создании французской психологической школы. С 1949г. по 1960г. он генеральный секретарь...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]