Мартин Хайдеггер (Heidegger, Martin) - немецкий философ, один из основоположников немецкого экзистенциализма (сам Хайдеггер не раз подчеркивал, что его мысль не имеет отношения к этой школе).
Родился 26 сентября 1889 года в городке Месскирхе, что на юге земли Баден-Вюртемберг. Его отец, ремесленник-бочар, был причетником и звонарем католического храма св. Мартина в Месскирхе. Мать родом из деревни в Верхней Швабии.
С юности Мартин увлекался чтением серьезных книг и игрой в футбол.
Учился в гуманитарной гимназии, в классическом лицее Констанца; бакалавр лицея иезуитов во Фрейбурге.
С 1909 года Мартин Хайдеггер студент богословия, математики и физики, затем философии во Фрейбургском университете, одном из старейших университетов Европы (основан в 1460 году), где защитил докторскую диссертацию в 1913 году.
Учился у Риккерта. В 1920 году стал ассистентом Гуссерля (профессора Фрейбургского университета с 1916 года).
В эти годы (с 1910 по 1920 годы) его окружением были такие известные фигуры как Рудольф Бультман, Гадамер, Карл Ясперс, Николай Гартман, Макс Шелер. Вместе с ними проходило время его философского ученичества. Это были годы, когда вышел в свет полный Ницше, возвратилось внимание к Гегелю и Шеллингу, были переведены на немецкий Кьеркегор и Достоевский, началось издание собрания сочинений Дильтея, был заново открыт Гельдерлинг; когда Рильке и Тракль создавали свои главные вещи; когда восходил Пауль Клее; когда Вернер Гейзенберг сформулировал соотношение неопределенностей в квантовой механике.
В этот период Хайдеггер внес серьезный вклад в развитие феноменологии.
В 1914 году Хайдеггер публикует докторскую работу "Учение о суждении в психологизме",
в 1916 – диссертацию "Учение Дунса Скота о категориях и значении".
В 1921 году он пишет рецензию на книгу своего старшего друга Карла Ясперса "Психология мировоззрений" (рецензия напечатана только в 1973 году). Уже здесь происходит размежевание Хайдеггера с экзистенциализмом.
В 1923-28 - Хайдеггер профессор Марбургского университета.
В 1927 году появляется "Бытие и время" (Sein und Zeit, 1927) - книга, изменившая путь европейской мысли.
Что бы ни понял, что бы ни увидел своим умом, что бы ни открыл, что бы ни изобрел, чем бы ни был захвачен человек, пространство, в котором он так или иначе ведет себя в своей истории, устроено не им. Во всяком случае, сцена на которую человек каждый раз выступает, думая и поступая, всегда заранее уже есть - постоянная, и по существу единственная мысль Хайдеггера.
С 1929 года, по рекомендации уходящего в отставку Гуссерля, Хайдеггер возглавляет кафедру философии Фрейбургского университета.
В том же году выходит в свет работа "Кант и проблема метафизики" (Kant und das Problem der Metaphysik, 1929).
1930 год - в свет выходит работа Хайдеггера "Что такое метафизика?" (Was ist Metaphysik?, 1930)
Дважды, в 1930 и в 1933, Хайдеггера приглашают в Берлинский университет, он отказывается (по тем временам стало уже совершенно обязательно, чтобы на таком посту, как ректор университета, находился член партии). В начале мая 1933 года, по просьбе бывшего ректора, фон Мёллендорфа, все же соглашается.
В феврале 1934 года, за полгода до единовластия Гитлера, Хайдеггер подает в отставку.
В эти годы Хайдеггер оставляет позади привычные интеллектуальные вехи. Не философия, не метафизика, не фундаментальная онтология, и даже не бытие, а "другое мышление" отныне его задача. Знаменитый "поворот" 1930-х годов многими был истолкован как расписка в неудаче "Бытия и времени", признание тупика. Хайдеггер не стал говорить, что на его родном наречии поворотом (Kehre) называется место, где серпантин горной дороги поворачивает почти назад, чтобы подобраться еще ближе к перевалу.
В 1937 году появляются работы о литературе: "Гельдерлинг и сущность поэзии" (Hlderlin und das Wesen der Dichtung, 1937), "Толкования поэзии Гельдерлина" (Erlauterungen zu Hlderlins Dichtung, 1937).
В годы войны работы Хайдеггера несут на себе напряжение исторического места и момента, дышат близостью события и сами есть событие. Но главное событие, о котором в них идет речь, не похоже на революции, войны и учреждение новых порядков. Все, что устанавливается насильственно, не становится событием или становится совсем не тем событием, которого хотели устроители.
После войны, лишенный французскими оккупационными властями права преподавания, забытый почти всеми, Хайдеггер живет уединенно, но позже возобновляет преподавательскую деятельность и ведет ее до 1957 года.
Его более поздние работы посвящены не столько проблеме индивидуальной субъективности, сколько проблемам традиционной метафизики. В работе "Введение в метафизику" (Einfhrung in die Metaphysik, 1953) он прослеживает исторические и философские корни понятия бытия и их влияние на современную "технологическую" интерпретацию природы. В своих работах о языке и литературе, таких как "Отрешенность" (Gelassenheit, 1959) и "Путь к языку" (Unterwegs zur Sprache, 1959), он показывает, как устремления, исторические традиции и толкования, принадлежащие определенному времени, находят выражение через созерцание мыслителя. Сам процесс мышления является благодарным принятием того, что есть. Событие (Ereignis) бытия не только случается, оно находит возможность быть “сказанным” или “начертанным”.
Умер Хайдеггер в Месскирхе 26 мая 1976 года прожив всю свою жизнь (кроме редких поездок за границу) в своих родных местах.
Ряд других работ Хайдеггера посвящен проблемам классической и современной философии:
"Учение Платона об истине" (Platons Lehre von der Wahrheit, 1947),
"Лесные тропы" (Holzwege, 1950),
"Ницше" (Nietzsche, 1961),
"Вопрос о вещи" (Die Frage nach dem Ding, 1962).
ЛИТЕРАТУРА
Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993
Хайдеггер М. Работы и размышления разных лет. М., 1993
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997
По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться
Фонематический слух способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки...
Фоновые языковые знания знание какихлибо реалий говорящим и слушающим, которые подразумеваются, но явно не проговариваются в диалоге, и которые являются основой языкового общения. Представляет собой идеальную модель внешнего мира или его части. Вербализация фонового знания является отдельной познавательной задачей и в повседневном общении не происходит. Практическое значение этого понятия заключается в частности в том, что изучение иностранного языка должно опираться на усвоение страноведческих представлений. Литература. КрюковА.Н. Фоновые знания и языковая коммуникация // Этнопсихолингвистика / Ю.А.Сорокин, И.Ю.Марковина, А.Н.Крюков и др. Отв. ред. и авт. предисл. Ю.А.Сорокин. М.: Наука, 1988....
Фонологический метод К.ЛевиСтросса (от греч. phone звук + logos учение) методологическая установка в анализе символики бессознательного мышления первобытного общества. На основе фонологического анализа структур языка, разработанном представителем пражской лингвистической школы Н.С.Трубецким, ЛевиСтросс сделал перенос в область этнографии. На материале мифов народом мира он попытался выявить систему мифем элементарных единиц, не имеющих самостоятельного значения, структурно связанных между собой, посредством которых строится многообразие значащих единиц мифов. Литература. LeviStraussC. Antropologie structurale. P.: Pilon, 1958,...
Форель (Forel) Август (1.09.1848, Моргес/Ваадт, Швейцария 27.07.1931, Иворн) швейцарский психиатр и невропатолог. Получил образование у Гудденса в Мюнхене. С 1872г. директор психиатрической клиники в Бургхольцли близ Цюриха. С 1879г. профессор Цюрихского университета. С 1898г. частный преподаватель. Один из основателей журнала Zeitschrift fur Hypnotismus. Занимался проблемами анатомиии центральной нервной системы. Популяризировал в Швейцарии метод гипноза. Разрабатывал метод лечения алкоголизма посредством убеждения и проговривания. Сочинения. Das Gedachtnis und seine Abnormitaten. Zurich, 1885; Der Hypnotismus. Stuttgart, 1889; Gehirn und Seele. Leipzig, 1894; Die sexuelle Frage. Munchen, 1905; Гипнотизм или внушение и психиатрия. Их психологическое, психофизиологическое и медицинское значение со включением психоанализа. Л.,...
Формальная абстракция абстракция, в которой вычленяются такие свойства предмета, которые важны для теоретического...
Формальные операции стадия интеллектуального развития, описанная в концепции Ж.Пиаже , которая характерна для ребенка в возрасте от 1112до 1415лет и представляет собой систему операций второго порядка, надстроенных над конкретными операциями . Овладев формальными операциями, ребенок может строить собственные гипотетикодедуктивные рассуждения, основанные на самостоятельном выдвижении гипотез и проверке их следствий в реальном плане. В подобных рассуждениях появляется возможность замены конкретных отношений символами, которые имеют достаточно универсальных...
Формирование двигательного навыка (от лат. formare образовывать) процесс формированная способности к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля. В процессе обучения у индивида создается концептуальная модель движения, в которой интегрируется знание о выполняемой двигательной задаче , средствах и способах ее решения, и образ конкретной ситуации реализации движения. На основе этих элементов движения происходит актуализация уже отработанных двигательных навыках, имеющих отношение к данной двигательной задаче. Кроме того, происходит настройка системы восприятия, и формируется комплекс ожидаемых афферентаций, за счет чего повышается чувствительность к определенным элементам внешней и внутренней среды. При освоении моторного поля в конкретных условиях решения двигательной задачи происходит...
Формирование произвольных движений передача управления при построении движений сознательному контролю. По мнению И.М.Сеченова непроизвольные движения регулируются на основании обратной связи проприорецептивными ощущениями, дающими информацию об особенностях выполняемых движений, и экстерорецептивными ощущениями, позволяющими анализировать признаки конкретной ситуации, в которой происходит реализация движения. Возможность сознательного контроля над реализацией движения возникает лишь в связи в возникновением общественнотрудовой деятельности и языка . В соответствии с этим управление человеческими движениями может осуществляться на основе различных словесных инструкций и самоинструкций. В онтогенезе , по мнению Л.С.Выготского , произвольная регуляция носит распределенный характер: взрослый задает словесную инструкцию, в которой определена отрефлексированная цель движения, а ребенок ее...
Формирование человеческих потребностей в онтогенезе развитие форм интенциональности деятельности за счет присвоения новых общественно выработанных предметов, с которыми происходит связывание биологических потребностей . Существенную роль при этом имеет подражание , ориентированное на значимых взрослых или референтные...
Формы жизни (Lebensformen), Э.Шпрангер теоретический конструкт, объясняющий ценностные ориентации человека. По представлениям Шпрангера, поведение человека (форма его жизни) обусловлено доминированием одной из шести ценностных (смысловых) направленностей. Были выделены следующие типы ценностей: теоретический (наука истинность), экономический (материальное благополучие цена), эстетический (стремление к оформлению и самовыражению стиль и гармония), социальный (общественная деятельность любовь к людям), политический (власть), религиозный (поиски смысла жизни религиозный настрой). Литература. Spranger E.Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie. Halle,...
Фотизмы (от греч. phos свет и opsis зрение) зрительные образы, которые не имеют предметного характера и могут вызваться действием на зрительной анализатор механических или токсических раздражений, в частности, при надавливании на глаз. Субъективно воспринимаются в виде мелькающих пятен, искр, световых зигзагов, которые может изменяться во...
Фоулькес (Foulkes) Зигмунд Генрих (1898, Карлсруе 1976, Лондон) немецкоанглийский психотерапевт. Обучался в университете Франкфурта у К.Гольдштейна , психоанализ осваивал в Вене и Франкфурте. В 1933г. эмигрировал в Лондон, с 1940г. занимался групповой психотерапией в г.Эксетере, Девоншир. Одним из первых стал организовывать терапевтическую общность пациентов военного лазарета (19421946): обращение к групповым методам психотерапии было обусловлено задачей быстрого излечения, в том числе военного невроза, большого количества людей (Introduction to groupanalytic psychotherapy, L., 1948). В 1952г. основал в Лондоне Общество группового анализа. Опирался на мысль К.Гольдштейна о том, что человек представляет собой элемент в целостной системе коммуникаций, группа же представляет собой некую...
Франкл Виктор (р. 1905) австрийский психолог и психиатр. Получил психоаналитическое образование, но в дальнейшем отошел от классического психоанализа . Во время второй мировой войны находился в качестве заключенного в немецком концлагере. Разработал собственной психологическое учение, в которой было постулировано, что основной движущей силой развития личности выступают поиски смысла. При отсутствии смысла возникает экзистенциальный вакуум, проявляющийся как невроз . Помочь пациенту можно лишь инициировав его собственную активность. На основе этих идей разработал комплекс психотерапевтических мероприятий, названный им логотерапией...
Французская социологическая школа социологическая направление. Характеризуется общественно историческим подходом к психике человека. Его представителями являются Э.Дюркгейм , Л.ЛевиБрюль , М.Гальбвакс, Ш.Блондель. По мнению Дюркгейма, внедрение коллективных представлений, выработанных обществом и представленных общими, религиозными, моральными, социальными идеями, правилами, нормами, в индивидуальное сознание основано на чисто духовном речевом процессе взаимодействия сознаний. На этой основе Л.ЛевиБрюль разработал учение о двух типах мышления человека логическом и пралогическом , которые сосуществуют на всех ступенях развития общества, но в первобытном обществе преобладает пралогическое мышление. Современный французский антрополог К.ЛевиСтросс выдвинул положение о том, что в мышлении людей на всех этапах развития общества можно выделить константные структуры,...
Французский структурализм (от лат. structura взаиморасположение) основан на генетической методологии в современном, прежде всего общественном, явлении ищутся его исторически ранние основания. В частности, современное научное мышление выводится из архаических форм познания, свойственных первобытным обществам (К.ЛевиСтросс), из донаучных форм знания (М.Фуко), из инфантильных форм сознания и мышления ( Ж.Лакан ). Литература. FoucaultM. L'archeologie du savior. P.: Gallimard, 1969, 275p.; LacanJ. Ecrits. P.: Seuil, 1966, 924p.; ИльинГ.И. Проблема бессознательного во французском структурализме // // Вестник Моск. унта. Сер.14. Психология. 1980, N1,...
Фрейд (Frued) Анна (3.12.1895, Вена 8.12.1982, Лондон) психоаналитик, дочь З.Фрейда . Получила педагогическое образование (1914). Проработала пять лет в качестве учительницы. Одновременно получила психоаналитическое образование под руководством своего отца. С 1920г. работала в английском отделении психоаналитического общества. В 1924г. сделала первый доклад в Венском психоаналитическом обществе, на основании которого ее приняли в члены общества. С 1938г. эмигрировала в Великобританию, жила в Лондоне. Основала и руководила детским домом (194045). В 1952г. организовала Клинику терапии детей и образовательный центр подготовки детских психоаналитиков. Обосновала новое направление психоанализа детский психоанализ, который учитывает незрелость детской психики и низкий уровень возможности вербализации. Считала, что Я...
Фрейд Зигмунд (6.05.1856 23.09.1939) австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа . Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80хгг. ХIХв. работал в области практической медицины. Вместе с И.Брейером опубликовал в 90хгг. работы о происхождении истерии и о гипнозе. В дальнейшем отказался от применения гипноза и создал свой способ лечения больных при помощи психоанализа, основанном на толковании ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного. На полученном материале создал трехчленную структура личности ( сознание , предсознательное и бессознательное ) и опубликовал работы Толкование сновидений (1900), Психопатология обыденной жизни (1901), Остроумие и его отношение к бессознательному (1905) и др. В...
Фрейдизм психологическое направление, разработанное З.Фрейдом , основанное на понятии либидо , включающее в себя технику психоанализа . Основным допущением выступает утверждение, что движущими силами развития личности являются сексуальное и агрессивное влечения , имеющие инстинктивную природу. При запрете на реализацию этих влечений со стороны общества происходит их вытеснение в область бессознательного , и их доступ в сознание оказывается возможным лишь в символической форме, в частности в виде оговорок, произведений искусства, невротических симптомов . Процедура излечения невротических состояний заключается в доведении до сознания пациента истинных причин его болезненных переживаний и...
Фрейхан (Freyhan) Фритц Адольф (24.11.1912, Берлин 9.12.1982, Вашингтон) американский психофармаколог. Медицинское образование получил в Берлинском университете (доктор медицины, 1937), в 1937г. эмигрировал в США (получил гражданство в 1943г.), работал с 1939г. по 1940г. врачом в Сайденхемском госпитале Нью-Йорка, с 1940г. по 1950г. он член дирекции Делаверского госпиталя г.Фанхеста, с 1950г. по 1960г. директор этого госпиталя, одновременно с этим начальник психиатрического и неврологического отделения Делаверского госпиталя в г.Уилмингтоне (19541961); с 1951г. ассоциированный профессор психиатрии и ректор (до 1961) медицинского колледжа Пенсильванского университета, с 1960г клинический профессор психиатрии медицинского колледжа Дж.Вашингтона, с 1961г. по 1966г. директор учебного центра Вашингтонского госпиталя Св.Элизабет,...
Фресс (Fraisse) Поль (род. 20.3.1911, СентЭтьен) французский психолог, специалист по экспериментальной психологии. После обучения в лицее du Parc в Лионе получил высшее гуманитарное образование в Лионе и Гренобле (доктор философии и литературы). С 1943г. по 1952г. работал в lEcole pratique des hautes etudes в качестве зам. директора, с 1952г. по 1979г. он директор этой школы и заведующий лаборатории экспериментальной и сравнительной психологии. С 1957г. Фресс профессор экспериментальной психологии факультета литературы и гуманитарных наук университета Сорбоны, Париж, с 1961г. по 1969г. директор Института психологии университета. Принимал активное участие в создании французской психологической школы. С 1949г. по 1960г. он генеральный секретарь...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]