Exit Project: Глоссарий: ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)



ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl) - немецкий философ, психиатр, один из создателей философии экзистенциализма.

Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах.

В 1909 получил право заниматься медицинской практикой.

В 1909–1915 годах работал ассистентом Ф. Ниссля в университетской психиатрической клинике Гейдельберга.

В 1910 году женился.

1912 год – появляется его статья “Феноменологическое направление исследования в психиатрии”.

1913 год - посещает Ольденбургский и Мюнхенский университеты. Слушает философские курсы Т. Липпса.

Защищает докторскую диссертацию по медицине у В. Виндельбанда.

В том же 1913 году выходит в свет его основная работа “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie). В этой работе на основе внутренних переживаний дает уточнение применяемых в психиатрии понятий.

Ясперс рассматривает психопатологию как форму поиска человеком своей индивидуальности. Он считал, что подлинный смысл бытия открывается перед ним лишь в пограничных ситуациях. Именно в этих ситуациях происходит отказ от научных представлений и стереотипов повседневности, перед человеком открывается интимная сторона мира и наступает подлинное переживание бога.

Феноменологическая концепция Ясперса оказала значительное воздействие на развитие психиатрии, как в Германии, так и в ряде других европейских стран.

В 1916 году назначен ассистентом по психологии.

В 1920 году назначен ассистентом по философии, а в 1921 профессором философии Гейдельбергского университета.

Брак с еврейкой и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 и от преподавательской деятельности в 1937.

В 1938 была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остается в Гейдельберге и много времени посвящает изучению Библии.

После войны (1945) и восстановления в должности, открыто высказывает в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Ясперс был против

тоталитаризма в любых формах. Он писал, что национал-социализм лишил людей правовой

гарантии в собственном государстве, и считал, что тоталитаризм не может быть преодолен изнутри так как индивид ничего не может поделать перед реальной грубой силой. Поэтому свободные государства не должны занимать позиции невмешательства во внутренние дела тоталитарных государств.

В книге "Вопрос о вине" (1946) Ясперс рассматривает вопрос о виновности человека в мире. Он указывает, что нацизм несет ответственность за все злодеяния, вызванные им. В то же время вопрос о вине он рассматривает и с философской точки зрения, полагая, что, кроме политической вины, существует и метафизическая, возникшая в силу наличия солидарности людей и совместной их ответственности за несправедливость. Поэтому ответственность за зло лежит на всех.

Известны его радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Ясперс пытался провести идею денацификации университетов.

В 1949 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961 отказался от преподавания и посвятил себя науке и публицистике.

В поздних работах он все же предпочитает говорить о “философии разума” или “мировой философии”, а не о “философии существования”. С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границы доступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов, перед нами открываются новые горизонты. Истина в философии носит отчетливо выраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность – открытая и всегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции). Философия воспринимается – в особой межличностной коммуникации – только теми людьми, все бытие которых преобразовано верой. Однако вера эта не религиозная, а философская, поскольку носит личностный характер и не опирается на авторитет. Хотя Ясперс ценил то, что он называл “религией Библии”, он не мог согласиться с притязаниями христианства на обладание абсолютной и единственной истиной и строго различал веру (верование) и знание; Боговоплощение и искупление в качестве догматов казались ему несовместимыми с человеческой свободой и ответственностью. “Мы достигаем философской веры, принимая нашу конкретную историческую ситуацию с ее ограничениями и задачами, признавая в определенные существенно важные моменты существование безусловного долженствования и обнаруживая себя в тех “предельных ситуациях” (Grenz-situationen) страдания, вины и смерти, в которых на карту поставлено все наше Я. В этих случаях мы встречаемся с Трансцендентным, или Богом (“Единым”). Бог не может быть познан и описан как некий объект, он познаваем и может быть описан только с помощью мифа и символа (“шифра”) или через рассуждения, не выдерживающие критики как логические конструкции, но указывающие на то, что выходит за пределы передаваемого ими содержания”.

Ясперс оказал решающее влияние на экзистенциализм 20 века.

Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая, однако, ни “фанатизма” Кьеркегора, ни “исступления” Ницше, ни “индифферентного мышления” университетских профессоров.

Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969 года.

Среди основных работ философа – “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie, 1913); “Психология мировоззрения” (Psychologie der Weltanschauungen, 1919);

"Духовная ситуация эпохи" (1931);

“Философия” (Philosophie, 3 Bd., 1932);

"Экзистенциальная философия" (1938);

“Проблема немецкой вины” (Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage, 1946);

“Об истине” (Von der Wahrheit, 1947);

"Философская вера" (1948);

"О происхождении и цели истории" (1949);

“Великие философы” (Die grossen Philosophen, Bd. 1, 1957);

"Философия и мир" (1958);

“Атомная бомба и будущее человечества” (Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1958);

“Философская вера и откровение” (Der philosopische Glaube angesichts der Offenbarung, 1962);

"Куда идет Федеративная республика" (1966)

“Шифры трансценденции” (Chiffren der Transzendenz, 1970) и др.

ЛИТЕРАТУРА

Ясперс К. Куда движется ФРГ. М., 1969

Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1990

Ясперс К. Истоки истории и ее цель, вып. 1–2. М., 1991

Ясперс К. Философская вера. М., 1992

Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994

Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994

Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии, в 2-х тт. СПб, 1996

По мере поступления информации статья будет изменяться и дополняться.

Статью подготовил Сергей Востриков
19.12.2001
Другие статьи : Я (Ich, Ego), Я–концепция, Я-иделальное, Явления тревожного ряда, Ядро кристаллизации чувств, Язык, Язык иррелевантный, Язык искусственный, Язык метафорический, Якоба - Крейцфельдта болезнь, Якобсон Павел Максимович, Яктация, Яроцкого аретотерапия, Ярошевский Михаил Григорьевич, Ясновидение, Ясперс Карл, ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl), Ясперса психический процесс, Ясперса триада критериев реактивных состояний, Ясперса триада признаков бреда, Ятрогения, Ятросомопатия, , ...

 

Фонематический слух

Фонематический слух способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка. Формирование фонематического слуха происходит у детей при восприятии устной речи окружающих и, одновременно, при собственном проговаривали слов в соответствии с воспринимаемыми образцами, при помощи которых выделяются и обобщаются дифференциальные признаки...

Фоновые языковые знания

Фоновые языковые знания знание какихлибо реалий говорящим и слушающим, которые подразумеваются, но явно не проговариваются в диалоге, и которые являются основой языкового общения. Представляет собой идеальную модель внешнего мира или его части. Вербализация фонового знания является отдельной познавательной задачей и в повседневном общении не происходит. Практическое значение этого понятия заключается в частности в том, что изучение иностранного языка должно опираться на усвоение страноведческих представлений. Литература. КрюковА.Н. Фоновые знания и языковая коммуникация // Этнопсихолингвистика / Ю.А.Сорокин, И.Ю.Марковина, А.Н.Крюков и др. Отв. ред. и авт. предисл. Ю.А.Сорокин. М.: Наука, 1988....

Фонологический метод Леви–Стросса

Фонологический метод К.ЛевиСтросса (от греч. phone звук + logos учение) методологическая установка в анализе символики бессознательного мышления первобытного общества. На основе фонологического анализа структур языка, разработанном представителем пражской лингвистической школы Н.С.Трубецким, ЛевиСтросс сделал перенос в область этнографии. На материале мифов народом мира он попытался выявить систему мифем элементарных единиц, не имеющих самостоятельного значения, структурно связанных между собой, посредством которых строится многообразие значащих единиц мифов. Литература. LeviStraussC. Antropologie structurale. P.: Pilon, 1958,...

Форель (Forel) Август

Форель (Forel) Август (1.09.1848, Моргес/Ваадт, Швейцария 27.07.1931, Иворн) швейцарский психиатр и невропатолог. Получил образование у Гудденса в Мюнхене. С 1872г. директор психиатрической клиники в Бургхольцли близ Цюриха. С 1879г. профессор Цюрихского университета. С 1898г. частный преподаватель. Один из основателей журнала Zeitschrift fur Hypnotismus. Занимался проблемами анатомиии центральной нервной системы. Популяризировал в Швейцарии метод гипноза. Разрабатывал метод лечения алкоголизма посредством убеждения и проговривания. Сочинения. Das Gedachtnis und seine Abnormitaten. Zurich, 1885; Der Hypnotismus. Stuttgart, 1889; Gehirn und Seele. Leipzig, 1894; Die sexuelle Frage. Munchen, 1905; Гипнотизм или внушение и психиатрия. Их психологическое, психофизиологическое и медицинское значение со включением психоанализа. Л.,...

Формальная абстракция

Формальная абстракция абстракция, в которой вычленяются такие свойства предмета, которые важны для теоретического...

Формальные операции

Формальные операции стадия интеллектуального развития, описанная в концепции Ж.Пиаже , которая характерна для ребенка в возрасте от 1112до 1415лет и представляет собой систему операций второго порядка, надстроенных над конкретными операциями . Овладев формальными операциями, ребенок может строить собственные гипотетикодедуктивные рассуждения, основанные на самостоятельном выдвижении гипотез и проверке их следствий в реальном плане. В подобных рассуждениях появляется возможность замены конкретных отношений символами, которые имеют достаточно универсальных...

Формирование двигательного навыка

Формирование двигательного навыка (от лат. formare образовывать) процесс формированная способности к осуществлению того или иного движения без сознательного контроля. В процессе обучения у индивида создается концептуальная модель движения, в которой интегрируется знание о выполняемой двигательной задаче , средствах и способах ее решения, и образ конкретной ситуации реализации движения. На основе этих элементов движения происходит актуализация уже отработанных двигательных навыках, имеющих отношение к данной двигательной задаче. Кроме того, происходит настройка системы восприятия, и формируется комплекс ожидаемых афферентаций, за счет чего повышается чувствительность к определенным элементам внешней и внутренней среды. При освоении моторного поля в конкретных условиях решения двигательной задачи происходит...

Формирование произвольных движений

Формирование произвольных движений передача управления при построении движений сознательному контролю. По мнению И.М.Сеченова непроизвольные движения регулируются на основании обратной связи проприорецептивными ощущениями, дающими информацию об особенностях выполняемых движений, и экстерорецептивными ощущениями, позволяющими анализировать признаки конкретной ситуации, в которой происходит реализация движения. Возможность сознательного контроля над реализацией движения возникает лишь в связи в возникновением общественнотрудовой деятельности и языка . В соответствии с этим управление человеческими движениями может осуществляться на основе различных словесных инструкций и самоинструкций. В онтогенезе , по мнению Л.С.Выготского , произвольная регуляция носит распределенный характер: взрослый задает словесную инструкцию, в которой определена отрефлексированная цель движения, а ребенок ее...

Формирование человеческих потребностей в онтогенезе

Формирование человеческих потребностей в онтогенезе развитие форм интенциональности деятельности за счет присвоения новых общественно выработанных предметов, с которыми происходит связывание биологических потребностей . Существенную роль при этом имеет подражание , ориентированное на значимых взрослых или референтные...

Формы жизни

Формы жизни (Lebensformen), Э.Шпрангер теоретический конструкт, объясняющий ценностные ориентации человека. По представлениям Шпрангера, поведение человека (форма его жизни) обусловлено доминированием одной из шести ценностных (смысловых) направленностей. Были выделены следующие типы ценностей: теоретический (наука истинность), экономический (материальное благополучие цена), эстетический (стремление к оформлению и самовыражению стиль и гармония), социальный (общественная деятельность любовь к людям), политический (власть), религиозный (поиски смысла жизни религиозный настрой). Литература. Spranger E.Lebensformen. Geistwissenschaftliche Psychologie. Halle,...

Фотизмы

Фотизмы (от греч. phos свет и opsis зрение) зрительные образы, которые не имеют предметного характера и могут вызваться действием на зрительной анализатор механических или токсических раздражений, в частности, при надавливании на глаз. Субъективно воспринимаются в виде мелькающих пятен, искр, световых зигзагов, которые может изменяться во...

Фоулькес (Foulkes) Зигмунд Генрих

Фоулькес (Foulkes) Зигмунд Генрих (1898, Карлсруе 1976, Лондон) немецкоанглийский психотерапевт. Обучался в университете Франкфурта у К.Гольдштейна , психоанализ осваивал в Вене и Франкфурте. В 1933г. эмигрировал в Лондон, с 1940г. занимался групповой психотерапией в г.Эксетере, Девоншир. Одним из первых стал организовывать терапевтическую общность пациентов военного лазарета (19421946): обращение к групповым методам психотерапии было обусловлено задачей быстрого излечения, в том числе военного невроза, большого количества людей (Introduction to groupanalytic psychotherapy, L., 1948). В 1952г. основал в Лондоне Общество группового анализа. Опирался на мысль К.Гольдштейна о том, что человек представляет собой элемент в целостной системе коммуникаций, группа же представляет собой некую...

Франкл Виктор

Франкл Виктор (р. 1905) австрийский психолог и психиатр. Получил психоаналитическое образование, но в дальнейшем отошел от классического психоанализа . Во время второй мировой войны находился в качестве заключенного в немецком концлагере. Разработал собственной психологическое учение, в которой было постулировано, что основной движущей силой развития личности выступают поиски смысла. При отсутствии смысла возникает экзистенциальный вакуум, проявляющийся как невроз . Помочь пациенту можно лишь инициировав его собственную активность. На основе этих идей разработал комплекс психотерапевтических мероприятий, названный им логотерапией...

Французская социологическая школа

Французская социологическая школа социологическая направление. Характеризуется общественно историческим подходом к психике человека. Его представителями являются Э.Дюркгейм , Л.ЛевиБрюль , М.Гальбвакс, Ш.Блондель. По мнению Дюркгейма, внедрение коллективных представлений, выработанных обществом и представленных общими, религиозными, моральными, социальными идеями, правилами, нормами, в индивидуальное сознание основано на чисто духовном речевом процессе взаимодействия сознаний. На этой основе Л.ЛевиБрюль разработал учение о двух типах мышления человека логическом и пралогическом , которые сосуществуют на всех ступенях развития общества, но в первобытном обществе преобладает пралогическое мышление. Современный французский антрополог К.ЛевиСтросс выдвинул положение о том, что в мышлении людей на всех этапах развития общества можно выделить константные структуры,...

Французский структурализм

Французский структурализм (от лат. structura взаиморасположение) основан на генетической методологии в современном, прежде всего общественном, явлении ищутся его исторически ранние основания. В частности, современное научное мышление выводится из архаических форм познания, свойственных первобытным обществам (К.ЛевиСтросс), из донаучных форм знания (М.Фуко), из инфантильных форм сознания и мышления ( Ж.Лакан ). Литература. FoucaultM. L'archeologie du savior. P.: Gallimard, 1969, 275p.; LacanJ. Ecrits. P.: Seuil, 1966, 924p.; ИльинГ.И. Проблема бессознательного во французском структурализме // // Вестник Моск. унта. Сер.14. Психология. 1980, N1,...

Фрейд Анна

Фрейд (Frued) Анна (3.12.1895, Вена 8.12.1982, Лондон) психоаналитик, дочь З.Фрейда . Получила педагогическое образование (1914). Проработала пять лет в качестве учительницы. Одновременно получила психоаналитическое образование под руководством своего отца. С 1920г. работала в английском отделении психоаналитического общества. В 1924г. сделала первый доклад в Венском психоаналитическом обществе, на основании которого ее приняли в члены общества. С 1938г. эмигрировала в Великобританию, жила в Лондоне. Основала и руководила детским домом (194045). В 1952г. организовала Клинику терапии детей и образовательный центр подготовки детских психоаналитиков. Обосновала новое направление психоанализа детский психоанализ, который учитывает незрелость детской психики и низкий уровень возможности вербализации. Считала, что Я...

Фрейд Зигмунд

Фрейд Зигмунд (6.05.1856 23.09.1939) австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа . Первоначально проводил исследования по анатомии и физиологии нервной системы. С 80хгг. ХIХв. работал в области практической медицины. Вместе с И.Брейером опубликовал в 90хгг. работы о происхождении истерии и о гипнозе. В дальнейшем отказался от применения гипноза и создал свой способ лечения больных при помощи психоанализа, основанном на толковании ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного. На полученном материале создал трехчленную структура личности ( сознание , предсознательное и бессознательное ) и опубликовал работы Толкование сновидений (1900), Психопатология обыденной жизни (1901), Остроумие и его отношение к бессознательному (1905) и др. В...

Фрейдизм

Фрейдизм психологическое направление, разработанное З.Фрейдом , основанное на понятии либидо , включающее в себя технику психоанализа . Основным допущением выступает утверждение, что движущими силами развития личности являются сексуальное и агрессивное влечения , имеющие инстинктивную природу. При запрете на реализацию этих влечений со стороны общества происходит их вытеснение в область бессознательного , и их доступ в сознание оказывается возможным лишь в символической форме, в частности в виде оговорок, произведений искусства, невротических симптомов . Процедура излечения невротических состояний заключается в доведении до сознания пациента истинных причин его болезненных переживаний и...

Фрейхан (Freyhan) Фритц Адольф

Фрейхан (Freyhan) Фритц Адольф (24.11.1912, Берлин 9.12.1982, Вашингтон) американский психофармаколог. Медицинское образование получил в Берлинском университете (доктор медицины, 1937), в 1937г. эмигрировал в США (получил гражданство в 1943г.), работал с 1939г. по 1940г. врачом в Сайденхемском госпитале Нью-Йорка, с 1940г. по 1950г. он член дирекции Делаверского госпиталя г.Фанхеста, с 1950г. по 1960г. директор этого госпиталя, одновременно с этим начальник психиатрического и неврологического отделения Делаверского госпиталя в г.Уилмингтоне (19541961); с 1951г. ассоциированный профессор психиатрии и ректор (до 1961) медицинского колледжа Пенсильванского университета, с 1960г клинический профессор психиатрии медицинского колледжа Дж.Вашингтона, с 1961г. по 1966г. директор учебного центра Вашингтонского госпиталя Св.Элизабет,...

Фресс (Fraisse) Поль

Фресс (Fraisse) Поль (род. 20.3.1911, СентЭтьен) французский психолог, специалист по экспериментальной психологии. После обучения в лицее du Parc в Лионе получил высшее гуманитарное образование в Лионе и Гренобле (доктор философии и литературы). С 1943г. по 1952г. работал в lEcole pratique des hautes etudes в качестве зам. директора, с 1952г. по 1979г. он директор этой школы и заведующий лаборатории экспериментальной и сравнительной психологии. С 1957г. Фресс профессор экспериментальной психологии факультета литературы и гуманитарных наук университета Сорбоны, Париж, с 1961г. по 1969г. директор Института психологии университета. Принимал активное участие в создании французской психологической школы. С 1949г. по 1960г. он генеральный секретарь...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl)