Exit Project: Глоссарий: Восстановление высших психических функций

Восстановление высших психических функций




Восстановление высших психических функций раздел нейропсихологии, посвященный изучению механизмов и методов восстановления высших психических функций, нарушенных вследствие локальных поражений головного мозга. На основе представлений об общественноисторической природе формирования высших психических функций и их системной нейропсихологической организации было выдвинуто положение о возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, обусловливающих реализацию психических функций. В работах А.Р.Лурия и его учеников были раскрыты механизмы восстановления высших психических функций. Это перевод процесса на высший, осознанный уровень; замена выпавшего звена функциональной системы новым. Также был сформулирован ряд принципов восстановительного обучения: нейропсихологическая квалификация дефекта, опора на сохранные формы деятельности , внешнее программирование восстанавливаемой функции. Практика лечения, в том числе раненых во время Великой Отечественной войны, восстановление речевых, гностических, интеллектуальных, двигательных функций - показала эффективность этих представлений. В дальнейшем произошло соединение нейропсихологических методов восстановления с медикаментозными и социальнореабилитационными (групповые методы восстановления, изменения личности больного).

Другие статьи : Вагабондаж, Вагинизм, Вагнер Владимир Александрович, Вагнер-Яурегга метод, Вагнер-Яурегга симптом, Ваготония, Вайвэйшн, Вайс Альберт, Вайтбрехта псевдогаллюцинации, Вайцзекер ( Weizsacker) Виктор, фон, Валентина святого болезнь, Валидность теста, Валлон (Wallon) Анри, Вальденштрёма синдром, Вальтер-Бюэля триада, Вампир, Вампиризм, Вартегга рисуночный тeст, Вассермана реакция, Вателя синдром, Вацлавик (Watzlawick) Пауль, Введенский Александр Иванович, Вебер (Weber) Эрнст Генрих, Вегетативная нервная система, Ведущая деятельность, Векслер (Wechsler) Давид, Вера в справедливый мир, Вербальная агрессия, Вербальная парафазия, Вергентные движения, Вернер (Werner) Хайнц, Версионные движения, Вертгеймер (Wetrheimer) Макс, Вертикальные декаляжи (в концепции Ж. Пиаже), Вершинное переживание, Вестибулярная система, Вестник Московского Университета. Серия 14. Психология, Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы, Вибрационная чувствительность, Вивес Хуан Луис, Видео-арт терапия, Виды памяти, Виды речи, Визуальное мышление, Викарные перцептивные действия, Вирджиния Сатир (Virginia Satir), Витасек Ст., Виткин (Witkin) Герман, Вкус, Вкусовой анализатор, Влечение, Влечение к жизни, Влечение к смерти, Внимание, Внутренняя картина болезни, Внутренняя моторика, Внутренняя речь, Внушаемость, Возбудимость аффекта, Возраст, Возрастная психология, Возрастная психофизиология, Возрастные кризисы, Вольф Христиан, Волюнтаризм, Воля, Воображение, Восковая ригидность, Восприятие, Восприятие времени, Восприятие пространства, Восприятие сложных звуков, Восприятие устной речи, Восприятие человека человеком, Воспроизведение, Восстановление высших психических функций, Врабатывание, Враждебная агрессия, Временная связь, Время реакции, Время хранения в кратковременной памяти, Вспышки памяти, Вторая сигнальная система, Вторичный нейропсихологический симптом, Вудвортс (Woodworth) Роберт, Вундт (Wundt) Вильгельм, Выготский Л.С. Отрывки, Выготский Лев Семенович, Вызванные потенциалы, Выразительные движения, Высота звука, Высшая нервная деятельность, Высшие психические функции, Вытеснение, Выученная беспомощность, Вюрцбургская школа, , ...

 

Фромм Эрик

Фромм Эрик (1900 1980) немецкоамериканский психолог и философ. Основывался на постулате социальной обусловленности психики человека, при этом во многих местах его позиция перекликается с антропологическими работами К.Маркса. Разработал психотерапевтическую методику гуманистического психоанализа, которая призвана гармонизировать взаимоотношения между человеком, природой и...

ФРОММ, ЭРИХ (Fromm, Erich)

[img]ФРОММ, ЭРИХ (Fromm, Erich), немецко-американский психолог и социолог, психоаналитик и философ, главный представитель неофрейдизма. Родился 23 марта 1900 во Франкфурте-на-Майне, в ортодоксальной еврейской семье. Любимым чтением в отрочестве был Ветхий Завет 1918 год. Заключительные экзамены во Франкфуртской школе, и два семестра права во Франкфуртском Университете. 1919 год. Участвует в создании Общества еврейского народного образования, где читаются разные лекции по иудаизму. Является студентом Франкфуртского Университета и, после летнего семестра, Гейдельбергского. 1920 год. В Гейдельберге изучает право и социологию у Альфреда Вебера. 1922 год. Получает степень доктора философии в Гейдельбергском Университете. 1924 год. Знакомится с Фридой Райхман,...

Фрустрация

Фрустрация (от лат. frustratio обман, тщетное ожидание) негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей . Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги , раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно...

Фрустрация у детей

Фрустрация у детей негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью решения специфических задач возрастного развития. Причиной фрустрации может выступать невозможность овладеть желаемым предметом или запрет со стороны взрослого на выполнения какоголибо действия . Наличие фрустраций у ребенка может обусловливать формирование таких черт характера, как агрессивность , возбудимость,...

Функции речи

Функции речи использование речи в общественной и индивидуальной жизни человека для коммуникации и...

Функционализм

Функционализм (от лат. functio исполнение) методологическая позиция В.Джемса . Согласно ему психологическое должно рассматриваться как выполнение ряда функций, направленных на адаптацию организма к окружающему миру и удовлетворению базовых потребностей. В соответствии с этим система обучения рассматривалась как набор упражнений уже существующих функций. В этом ключе работали, в частности Дж.Дьюи , Э.Клапаред...

Функциональная автономия

Функциональная автономия (от лат. functio исполнение и греч. autоs сам + nоmоs закон) понятие теории мотивов Г.Олпорта . Состояние, которое характеризуется тем, что определенное поведение, изначально ориентированное на достижение какогото результата, становится самоценным и начинает приносить удовлетворение само по себе, возможно вне достижения тех или иных...

Функциональная единица памяти

Функциональная единица памяти объединение запоминаемых единиц информации в определенные комплексы. При этом элементы запоминаемого ряда часто воспринимаются и воспроизводятся как части некого целого. Формирование функциональных единиц памяти обусловлено как особенностями запоминаемого материала, так и о индивидуальных стратегий заучивания. Литература. ДормашевЮ.Б., РомановВ.Я., СкориковВ.Б. Объективная идентификация функциональных единиц кратковременной памяти // Вестник Моск. унта. Сер.14. Психология. 1985,...

Функциональная психология

Функциональная психология психологическое направление, появившееся в США конца ХIХв. Характеризуется преимущественной ориентацией на исследование приспособительных функций психики , адаптивной роли сознания в поведении . В основу этого направления легло эволюционное учение, разработанное Ч.Дарвином и Г.Спенсером . Программным документом этого направления стала статья Д.Дьюи Понятие рефлекторной дуги в психологии (1896), в которой акцентировалась роль различных составляющих рефлекторного акта в приспособлении индивида к среде. Основы функциональной психологии систематически разрабатывались в Чикагской и Колумбийской психологических школах . К началу 20хгг. произошел распад этого направления. В Европе на близких позициях стояли Э.Клапаред и Н.Н.Ланге...

Функциональная система

Функциональная система понятие, разработанное П.К.Анохиным и выступающее в его теории построения движения в качестве единицы динамической морфофизиологической организации, функционирование которой направлено на приспособление организма. Это достигается за счет таких механизмов, как: 1.Афферентный синтез поступающей информации; 2. Принятие решения с одновременным построением афферентной модели ожидаемого результата акцептора результатов действия; 3.Реальное осуществление решения в действии ; 4.Организация обратной афферентации, за счет которой оказывается возможным сличение прогноза и полученных результатов...

Функциональная эквивалентность образов

Функциональная эквивалентность образов сохранение соотношений между элементами какого-либо множества при мысленных трансформациях этого множества. Иллюстрацией этого феномена являются эксперименты Р.Н.Шепарда с мысленным вращением геометрических...

Функциональное удовольствие

Функциональное удовольствие (от лат. functio исполнение) приятный чувственный тон, возникающий у ребенка во время игры. За счет него игровая деятельность может продолжаться очень долго без появления эффекта психологического насыщения. В его основе рассматривалась работа воображения. Автор К.Бюлер...

Функциональный мотив

Функциональный мотив (от лат. functio исполнение и moveo двигаю) элемент мотивационнопотребностной сферы. Побуждение к деятельности, в которой эмоциональное удовлетворение приносит сам процесс деятельности, а не достигаемый ею в форме потребления предмета или его создания результат. Развитие представлений о том, что деятельность может доставлять удовольствие сама по себе, можно проследить со времен античности. В Никомаховой этике Аристотеля такая деятельность рассматривается как признак счастливого, или блаженного, человека, а побуждение к такой деятельности как побуждение к жизни, т.к. жизнь понимается как своего рода деятельность. В дидактической психологии 19века функциональные потребности связывались с природно обусловленной необходимостью тренировки органов, будь то физический орган (телеснофункциональные...

Функциональный орган

Функциональный орган понятие, предложенное А.А.Ухтомским для обозначения система функциональных взаимоотношений индивида и окружающей среды, которая складывается прижизненно и основана на определенном динамическом морфологическом...

Хайдбредер (Heidbreder) Эдна Франсис

Хайдбредер (Heidbreder) Эдна Франсис (1.1.1890, Квинси, шт.Иллинойс ?) американский психолог. После колледжа (бакалавр искусств, 1911) училась в университете шт.Висконсин (19171918, магистр, 1918) и в Колумбийском университете (19211923, доктор философии, 1924). Работала в Миннестотском университете с 1923г. по 1925г. в качестве преподавателя, с 1925г. по 1928г. ассистента профессора, с 1928г. она ассоциативный профессор факультета психологии этого университета. Изучала процессы мышления и научения, в частности исследовала возрастную динамику эффективности научения и влияние неосознаваемых установок на научение. Вместе с сотрудниками разработала тест для выявления технических способностей (The Minnesota mechanical ability test, Minneapolis, 1930 (PatersonD.G., ElliottR.M., et al.)). Занималась также проблемами истории психологии...

Хайльброннер (Heilbronner) Карл

Хайльброннер (Heilbronner) Карл (21.11.1869 8.9.1914, Утрехт) немецкий психиатр. Обучался у К.Вернике, с 1094г. ординарный профессор психиатрии в Утрехте. Занимался вопросами специальной психопатологии, изучал внутреннюю картину болезни, резидуальные симптомы, микропсию , первый в 1904г. исследовал феномен порропсии (расстройство восприятия , когда предметы переносятся в даль без изменения их воспринимаемой...

Хайнриха методика

Хайнриха методика (Heinrich К., 1960). Целенаправленная провокация психопатологических симптомов. С диагностической целью провоцируется возникновение шизофренической симптоматики назначением больным антидепрессантов. У больных шизофренией с малой выраженностью психотической симптоматики после приема антидепрессантов (марсилид, ниаламид) бурно проявляются бредовой симптомокомплекс и галлюцинации. При других психических заболеваниях и у здоровых этот феномен...

Хайрофобия

Хайрофобия (греч, chairo — радоваться + фобия). Навязчивый страх, боязнь появления чувства радости, веселья в неподобающей обстановке, например, на...

Халл Кларк Леонард

Халл Кларк Леонард (24.05.1884 1952) американский психолог, представитель необихевиоризма, автор гипотетикодедуктивной концепции поведения . Опирался на те требования к методологии построения теории и эксперимента, которые разработаны в естественных науках, прежде всего в математике. Исходил из необходимости введения между элементами классического бихевиоризма промежуточных переменных, в качестве которых предлагал рассматривать потребность , потенциал реакции, силу навыка,...

Ханта миоклоническая мозжечковая диссинергия

Ханта миоклоническая мозжечковая диссинергия (Hunt R.J.,1921). Синдром, в состав которого входят миоклония действия и симптомы мозжечковых или мозжечково-спинальных расстройств. Однако, в отличие от Хаита прогрессивной мозжечконой диссинергии, в структуру данного синдрома входят также спорадические спонтанные миоклонии и (или) первично генерализованные эпилептические припадки. Наблюдается при дегенеративных изменениях в зубчатом ядре мозжечка и красном ядре среднего...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Психология | Психологический тест | Психиатрия | Тесты на интеллект | Психотерапия

Восстановление высших психических функций