Exit Project: Глоссарий: Группировка

Группировка



Группировка структура логики. В психологию понятие введено в 1937г. Ж.Пиаже в качестве одного из основных понятий его операциональной концепции интеллекта. Эта структура рассматривается связующим звеном между логическими и психологическими структурами. В формально-логическом плане группировка это закрытая, обратимая система, в которой все операции подчиняются пяти формальным критериям: 1.Комбинативность: A+В=С; 2.Обратимость: С-В=А; 3.Ассоциативность: (А+В)+С=А+(В+С); 4.Общая операция идентичности: А-А=0; 5.Тавтология, или специальная идентичность: A+А=А. Формами группировки являются такие логические операции, как простое и мультипликативное включение классов, простая и мультипликативная сериация, симметрия. В психологическом плане группировка это состояние равновесия мысли. Весть процесс интеллектуального развития, по Пиаже, описывается последовательностью группировок, возможность выполнения каждой из которых обусловливается освоением предыдущей. Но собственно интеллектуальное развитие начинается не сразу, а после прохождения доперцептивного и перцептивного уровней, как результат последовательной децентрации, предполагающей освобождение объектов от восприятия и собственного действия с ними. Возможность истинной группировки появляется лишь на уровне конкретных операций . Ж.Пиаже выделил восемь элементарных группировок логики классов и отношений, сформированность которых необходима для достижения ребенком этого уровня: классификации, сериации, замещения, установления симметрии, представляющие группировки аддиктивного порядка, которым соответствуют четыре группировки мультипликативного порядка, в которых речь идет одновременно о нескольких системах классов или отношений. На уровне формальных операций ребенок может выполнять шестнадцать видов группировок, независимых от их содержания, но не имеющих полностью комбинаторного характера. На основании комбинаторной системы осуществляются группировки более высокого порядка, составляющих систему пропозициональных операций.

Другие статьи : Габитус, Гайе - Вернике алкогольная энцефалопатия, Гаккебуша— Гейера— Геймановича болезнь, Галантер (Galanter) Юджин, Галеантропия, Гален Клавдий, Галеропия, Галлервордена—Шпаца болезнь, Галль Франц, Галлюцинаторно–паранойяльный синдром, Галлюцинации, Галлюцинации абстрактные, Галлюцинации аделоморфные, Галлюцинации акустические, Галлюцинации антагонистические, Галлюцинации апперцептивные, Галлюцинации ассоциированные, Галлюцинации аутовисцероскопические, Галлюцинации ложные, Галлюцинации «ангельские», Галлюцинация, Гало-эффект, Гальперин Петр Яковлевич, Гальтон Френсис, Гамбринизм, Ганнушкин Петр Борисович, Гаптика, Гаптическое восприятие, Гартли Давид, Гартманн Хайнг, Гедонизм, Гезелл (Gesell) Арнольд, Геллап (Gallup) Джордж Горас, Геллерштейн Соломон Григорьевич, Гельб (Gelb) Адемар Максимилиан, Гельмгольц Герман, Гемералопия, Гемианопсия, Гендерная роль, Генезис общения в онтогенезе, Генетика поведения, Генетическая эпистемология, Гениальность, Генитальная стадия психосексуального развития, Генитальный характер, Генотип, Гербарт Иоганн, Геринг (Hering) Эвальд, Гетерогенность живого движения, Геффдинг Харальд, Гештальт, Гештальт–качество, Гештальт-анализ, Гештальтпсихологическая концепция ощущений, Гештальтпсихология, Гештальттерапия, Гибсон Джеймс Джером, Гилозоизм, Гилфорд (Guilford) Джой Пол, Гиперкомпенсация, Гипермнезия, Гиперпатия, Гипертимия, Гиперэстезия, Гипноанализ, Гипноз абляционный, Гипнопедия, Гипнотизм, Гипнотическая анестезия, Гипокинезия, Гипомания, Гипомнезия, Гипотеза, Гипотеза вертикальной диадной связи, Гипотеза двойного кодирования, Гипотеза интерференции запоминаемого материла, Гипотеза лингвистической относительности, Гипотимия, Гипофизарное настроение, Гиппократ, Гисофобия, Глобальный оперативный образ, Глубинная психология, Глубинное зрение, Глубокие структуры мозга, Гоббс Томас, Гоклениус (Goclenius) Родольф, Голубева Эра Александровна, Гольдштейн (Goldstein) Курт, Гомеостаз, Гомеостат, Гомосексуализм, Гомофобия, Горбов Федор Дмитриевич, Горизонтальные декаляжи, Гормическая психология, Госпитализм, Готовность к действию, Готтшальдт (Gottschaldt) Курт Бруно, Границы Я, Графема, Графологический анализ, Гроддек Георг, Громкость, Гроос Карл, Грот Николай Яковлевич, Гроф Станислав, Группа встреч, Группировка, Групповая идентификация, Групповое мышление, Групповое поведение животных, Гудинаф Флоренс Лаура, Гуманистическая психология, Гуревич Константин Маркович, Гюрджиев Гергий Иванович, , ...

 

Фромм Эрик

Фромм Эрик (1900 1980) немецкоамериканский психолог и философ. Основывался на постулате социальной обусловленности психики человека, при этом во многих местах его позиция перекликается с антропологическими работами К.Маркса. Разработал психотерапевтическую методику гуманистического психоанализа, которая призвана гармонизировать взаимоотношения между человеком, природой и...

ФРОММ, ЭРИХ (Fromm, Erich)

[img]ФРОММ, ЭРИХ (Fromm, Erich), немецко-американский психолог и социолог, психоаналитик и философ, главный представитель неофрейдизма. Родился 23 марта 1900 во Франкфурте-на-Майне, в ортодоксальной еврейской семье. Любимым чтением в отрочестве был Ветхий Завет 1918 год. Заключительные экзамены во Франкфуртской школе, и два семестра права во Франкфуртском Университете. 1919 год. Участвует в создании Общества еврейского народного образования, где читаются разные лекции по иудаизму. Является студентом Франкфуртского Университета и, после летнего семестра, Гейдельбергского. 1920 год. В Гейдельберге изучает право и социологию у Альфреда Вебера. 1922 год. Получает степень доктора философии в Гейдельбергском Университете. 1924 год. Знакомится с Фридой Райхман,...

Фрустрация

Фрустрация (от лат. frustratio обман, тщетное ожидание) негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей . Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги , раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно...

Фрустрация у детей

Фрустрация у детей негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью решения специфических задач возрастного развития. Причиной фрустрации может выступать невозможность овладеть желаемым предметом или запрет со стороны взрослого на выполнения какоголибо действия . Наличие фрустраций у ребенка может обусловливать формирование таких черт характера, как агрессивность , возбудимость,...

Функции речи

Функции речи использование речи в общественной и индивидуальной жизни человека для коммуникации и...

Функционализм

Функционализм (от лат. functio исполнение) методологическая позиция В.Джемса . Согласно ему психологическое должно рассматриваться как выполнение ряда функций, направленных на адаптацию организма к окружающему миру и удовлетворению базовых потребностей. В соответствии с этим система обучения рассматривалась как набор упражнений уже существующих функций. В этом ключе работали, в частности Дж.Дьюи , Э.Клапаред...

Функциональная автономия

Функциональная автономия (от лат. functio исполнение и греч. autоs сам + nоmоs закон) понятие теории мотивов Г.Олпорта . Состояние, которое характеризуется тем, что определенное поведение, изначально ориентированное на достижение какогото результата, становится самоценным и начинает приносить удовлетворение само по себе, возможно вне достижения тех или иных...

Функциональная единица памяти

Функциональная единица памяти объединение запоминаемых единиц информации в определенные комплексы. При этом элементы запоминаемого ряда часто воспринимаются и воспроизводятся как части некого целого. Формирование функциональных единиц памяти обусловлено как особенностями запоминаемого материала, так и о индивидуальных стратегий заучивания. Литература. ДормашевЮ.Б., РомановВ.Я., СкориковВ.Б. Объективная идентификация функциональных единиц кратковременной памяти // Вестник Моск. унта. Сер.14. Психология. 1985,...

Функциональная психология

Функциональная психология психологическое направление, появившееся в США конца ХIХв. Характеризуется преимущественной ориентацией на исследование приспособительных функций психики , адаптивной роли сознания в поведении . В основу этого направления легло эволюционное учение, разработанное Ч.Дарвином и Г.Спенсером . Программным документом этого направления стала статья Д.Дьюи Понятие рефлекторной дуги в психологии (1896), в которой акцентировалась роль различных составляющих рефлекторного акта в приспособлении индивида к среде. Основы функциональной психологии систематически разрабатывались в Чикагской и Колумбийской психологических школах . К началу 20хгг. произошел распад этого направления. В Европе на близких позициях стояли Э.Клапаред и Н.Н.Ланге...

Функциональная система

Функциональная система понятие, разработанное П.К.Анохиным и выступающее в его теории построения движения в качестве единицы динамической морфофизиологической организации, функционирование которой направлено на приспособление организма. Это достигается за счет таких механизмов, как: 1.Афферентный синтез поступающей информации; 2. Принятие решения с одновременным построением афферентной модели ожидаемого результата акцептора результатов действия; 3.Реальное осуществление решения в действии ; 4.Организация обратной афферентации, за счет которой оказывается возможным сличение прогноза и полученных результатов...

Функциональная эквивалентность образов

Функциональная эквивалентность образов сохранение соотношений между элементами какого-либо множества при мысленных трансформациях этого множества. Иллюстрацией этого феномена являются эксперименты Р.Н.Шепарда с мысленным вращением геометрических...

Функциональное удовольствие

Функциональное удовольствие (от лат. functio исполнение) приятный чувственный тон, возникающий у ребенка во время игры. За счет него игровая деятельность может продолжаться очень долго без появления эффекта психологического насыщения. В его основе рассматривалась работа воображения. Автор К.Бюлер...

Функциональный мотив

Функциональный мотив (от лат. functio исполнение и moveo двигаю) элемент мотивационнопотребностной сферы. Побуждение к деятельности, в которой эмоциональное удовлетворение приносит сам процесс деятельности, а не достигаемый ею в форме потребления предмета или его создания результат. Развитие представлений о том, что деятельность может доставлять удовольствие сама по себе, можно проследить со времен античности. В Никомаховой этике Аристотеля такая деятельность рассматривается как признак счастливого, или блаженного, человека, а побуждение к такой деятельности как побуждение к жизни, т.к. жизнь понимается как своего рода деятельность. В дидактической психологии 19века функциональные потребности связывались с природно обусловленной необходимостью тренировки органов, будь то физический орган (телеснофункциональные...

Функциональный орган

Функциональный орган понятие, предложенное А.А.Ухтомским для обозначения система функциональных взаимоотношений индивида и окружающей среды, которая складывается прижизненно и основана на определенном динамическом морфологическом...

Хайдбредер (Heidbreder) Эдна Франсис

Хайдбредер (Heidbreder) Эдна Франсис (1.1.1890, Квинси, шт.Иллинойс ?) американский психолог. После колледжа (бакалавр искусств, 1911) училась в университете шт.Висконсин (19171918, магистр, 1918) и в Колумбийском университете (19211923, доктор философии, 1924). Работала в Миннестотском университете с 1923г. по 1925г. в качестве преподавателя, с 1925г. по 1928г. ассистента профессора, с 1928г. она ассоциативный профессор факультета психологии этого университета. Изучала процессы мышления и научения, в частности исследовала возрастную динамику эффективности научения и влияние неосознаваемых установок на научение. Вместе с сотрудниками разработала тест для выявления технических способностей (The Minnesota mechanical ability test, Minneapolis, 1930 (PatersonD.G., ElliottR.M., et al.)). Занималась также проблемами истории психологии...

Хайльброннер (Heilbronner) Карл

Хайльброннер (Heilbronner) Карл (21.11.1869 8.9.1914, Утрехт) немецкий психиатр. Обучался у К.Вернике, с 1094г. ординарный профессор психиатрии в Утрехте. Занимался вопросами специальной психопатологии, изучал внутреннюю картину болезни, резидуальные симптомы, микропсию , первый в 1904г. исследовал феномен порропсии (расстройство восприятия , когда предметы переносятся в даль без изменения их воспринимаемой...

Хайнриха методика

Хайнриха методика (Heinrich К., 1960). Целенаправленная провокация психопатологических симптомов. С диагностической целью провоцируется возникновение шизофренической симптоматики назначением больным антидепрессантов. У больных шизофренией с малой выраженностью психотической симптоматики после приема антидепрессантов (марсилид, ниаламид) бурно проявляются бредовой симптомокомплекс и галлюцинации. При других психических заболеваниях и у здоровых этот феномен...

Хайрофобия

Хайрофобия (греч, chairo — радоваться + фобия). Навязчивый страх, боязнь появления чувства радости, веселья в неподобающей обстановке, например, на...

Халл Кларк Леонард

Халл Кларк Леонард (24.05.1884 1952) американский психолог, представитель необихевиоризма, автор гипотетикодедуктивной концепции поведения . Опирался на те требования к методологии построения теории и эксперимента, которые разработаны в естественных науках, прежде всего в математике. Исходил из необходимости введения между элементами классического бихевиоризма промежуточных переменных, в качестве которых предлагал рассматривать потребность , потенциал реакции, силу навыка,...

Ханта миоклоническая мозжечковая диссинергия

Ханта миоклоническая мозжечковая диссинергия (Hunt R.J.,1921). Синдром, в состав которого входят миоклония действия и симптомы мозжечковых или мозжечково-спинальных расстройств. Однако, в отличие от Хаита прогрессивной мозжечконой диссинергии, в структуру данного синдрома входят также спорадические спонтанные миоклонии и (или) первично генерализованные эпилептические припадки. Наблюдается при дегенеративных изменениях в зубчатом ядре мозжечка и красном ядре среднего...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Группировка