Руссо (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева 2.7.1778, Эрменонвиль, близ Парижа) французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель. Родился в семье часовщика, рано лишился матери, отданный для обучения граверному ремеслу, не захотел этим заниматься и в 16 лет ушел из Женевы, скитался по стране, был бродячим музыкантом, лакеем, домашним учителем, переписчиком нот. Систематического образования он не получил, но самостоятельно познакомился с философией. Писал работы по музыкальной эстетике, сочинял оперы, музыкальные комедии и романсы. В 1741г. Руссо приехал в Париж, где познакомился с Д.Дидро, затем с ДАламбером, П.Гольбахом, по приглашению Дидро принял участие в создании Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел, 17511780г.г., где вел отдел музыки и для которой написал ряд статей. В 1750г. вышла его работа, привлекшая к нему общественное внимание, Рассуждения о науках и искусствах, где доказывал, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. Затем вышли его Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми (1755) и Юлия, или Новая Элоиза (1761), где он выступил с политическими обличениями социального неравенства. Его книга Эмиль, или О воспитании (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он изза преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию, где жил в Женеве, Берне и Невшателе, но и здесь его преследования по политическим соображениям не кончились. В это время происходит разрыв с просветителями и обостряется полемика с Вольтером. С 1766г. по 1767г. Руссо искал прибежища в Англии, куда его пригласил Д.Юм , но, рассорившись с ним, вернулся во Францию. С 1770г. он в Париже. В это время он писал мемуары и вел достаточно уединенный образ жизни, зарабатывая на хлеб переписыванием нот. После смерти его прах, по решению Законодательного собрания, в 1791г. был перенесен в Париж. Мировоззрение Руссо основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания сущностей материи и сознания изза того, что разум ведет к заблуждению. Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для человека означает прежде всего чувствовать. В основе всего лежит врожденное чувство справедливости, конкретные эмоции являются его отзвуком. Над эмоциями надстраиваются и благоразумие, и разум. Человек имеет смертное тело и бессмертную душу. Руссо был сторонник деизма если бог не понимаем на уровне логики, он все же возможен как факт личного чувственного переживания: насущно необходимо живое участие бога в жизни человека. Свое религиозное миропонимание он описал в Исповедании веры савойского викария, вставленного в роман Эмиль. Руссо один из теоретиков концепции общественного договора, в соответствии с которым возникновение общества трактуется как акт передачи индивидом своих прав политическому организму. Утвердил новое литературное направление сентиментализма и возродил к жизни литературную традицию исповедей. Дал развернутую феноменологию отчуждения: в Прогулках одинокого мечтателя (1776) психологически очень точно описал эмоциональные состояния, присущие одиночеству. Благодаря всему этому привлек внимание к проблеме психологии переживаний и серьезно повлиял на экзистенциалистскую философию и психологию. Дал свое понимание роли искусства. Искусство, под которым Руссо понимал прежде всего аристократическое искусство, ведет к деградации общественных нравов, но если оно станет верным природе, будет воспроизводить жизнь во всей ее естественности, то сможет служить возрождению нравственности. Противопоставлял испорченности и моральной развращенности культурных наций простой и чистый нрав народов, находящихся на патриархальных ступенях развития (отсюда его призыв Назад, к природе!). По своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царит произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства , прежде всего доброту. Исходя из сенсуалистической гносеологии, рекомендовал, чтобы ребенок шел к теоретическим знаниям от наглядных фактов действительности. Воспитатель же должен возможно полнее учитывать естественные склонности и способности детей. Литература .
Фромм Эрик (1900 1980) немецкоамериканский психолог и философ. Основывался на постулате социальной обусловленности психики человека, при этом во многих местах его позиция перекликается с антропологическими работами К.Маркса. Разработал психотерапевтическую методику гуманистического психоанализа, которая призвана гармонизировать взаимоотношения между человеком, природой и...
[img]ФРОММ, ЭРИХ (Fromm, Erich), немецко-американский психолог и социолог, психоаналитик и философ, главный представитель неофрейдизма. Родился 23 марта 1900 во Франкфурте-на-Майне, в ортодоксальной еврейской семье. Любимым чтением в отрочестве был Ветхий Завет 1918 год. Заключительные экзамены во Франкфуртской школе, и два семестра права во Франкфуртском Университете. 1919 год. Участвует в создании Общества еврейского народного образования, где читаются разные лекции по иудаизму. Является студентом Франкфуртского Университета и, после летнего семестра, Гейдельбергского. 1920 год. В Гейдельберге изучает право и социологию у Альфреда Вебера. 1922 год. Получает степень доктора философии в Гейдельбергском Университете. 1924 год. Знакомится с Фридой Райхман,...
Фрустрация (от лат. frustratio обман, тщетное ожидание) негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей . Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги , раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно...
Фрустрация у детей негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью решения специфических задач возрастного развития. Причиной фрустрации может выступать невозможность овладеть желаемым предметом или запрет со стороны взрослого на выполнения какоголибо действия . Наличие фрустраций у ребенка может обусловливать формирование таких черт характера, как агрессивность , возбудимость,...
Функции речи использование речи в общественной и индивидуальной жизни человека для коммуникации и...
Функционализм (от лат. functio исполнение) методологическая позиция В.Джемса . Согласно ему психологическое должно рассматриваться как выполнение ряда функций, направленных на адаптацию организма к окружающему миру и удовлетворению базовых потребностей. В соответствии с этим система обучения рассматривалась как набор упражнений уже существующих функций. В этом ключе работали, в частности Дж.Дьюи , Э.Клапаред...
Функциональная автономия (от лат. functio исполнение и греч. autоs сам + nоmоs закон) понятие теории мотивов Г.Олпорта . Состояние, которое характеризуется тем, что определенное поведение, изначально ориентированное на достижение какогото результата, становится самоценным и начинает приносить удовлетворение само по себе, возможно вне достижения тех или иных...
Функциональная единица памяти объединение запоминаемых единиц информации в определенные комплексы. При этом элементы запоминаемого ряда часто воспринимаются и воспроизводятся как части некого целого. Формирование функциональных единиц памяти обусловлено как особенностями запоминаемого материала, так и о индивидуальных стратегий заучивания. Литература. ДормашевЮ.Б., РомановВ.Я., СкориковВ.Б. Объективная идентификация функциональных единиц кратковременной памяти // Вестник Моск. унта. Сер.14. Психология. 1985,...
Функциональная психология психологическое направление, появившееся в США конца ХIХв. Характеризуется преимущественной ориентацией на исследование приспособительных функций психики , адаптивной роли сознания в поведении . В основу этого направления легло эволюционное учение, разработанное Ч.Дарвином и Г.Спенсером . Программным документом этого направления стала статья Д.Дьюи Понятие рефлекторной дуги в психологии (1896), в которой акцентировалась роль различных составляющих рефлекторного акта в приспособлении индивида к среде. Основы функциональной психологии систематически разрабатывались в Чикагской и Колумбийской психологических школах . К началу 20хгг. произошел распад этого направления. В Европе на близких позициях стояли Э.Клапаред и Н.Н.Ланге...
Функциональная система понятие, разработанное П.К.Анохиным и выступающее в его теории построения движения в качестве единицы динамической морфофизиологической организации, функционирование которой направлено на приспособление организма. Это достигается за счет таких механизмов, как: 1.Афферентный синтез поступающей информации; 2. Принятие решения с одновременным построением афферентной модели ожидаемого результата акцептора результатов действия; 3.Реальное осуществление решения в действии ; 4.Организация обратной афферентации, за счет которой оказывается возможным сличение прогноза и полученных результатов...
Функциональная эквивалентность образов сохранение соотношений между элементами какого-либо множества при мысленных трансформациях этого множества. Иллюстрацией этого феномена являются эксперименты Р.Н.Шепарда с мысленным вращением геометрических...
Функциональное удовольствие (от лат. functio исполнение) приятный чувственный тон, возникающий у ребенка во время игры. За счет него игровая деятельность может продолжаться очень долго без появления эффекта психологического насыщения. В его основе рассматривалась работа воображения. Автор К.Бюлер...
Функциональный мотив (от лат. functio исполнение и moveo двигаю) элемент мотивационнопотребностной сферы. Побуждение к деятельности, в которой эмоциональное удовлетворение приносит сам процесс деятельности, а не достигаемый ею в форме потребления предмета или его создания результат. Развитие представлений о том, что деятельность может доставлять удовольствие сама по себе, можно проследить со времен античности. В Никомаховой этике Аристотеля такая деятельность рассматривается как признак счастливого, или блаженного, человека, а побуждение к такой деятельности как побуждение к жизни, т.к. жизнь понимается как своего рода деятельность. В дидактической психологии 19века функциональные потребности связывались с природно обусловленной необходимостью тренировки органов, будь то физический орган (телеснофункциональные...
Функциональный орган понятие, предложенное А.А.Ухтомским для обозначения система функциональных взаимоотношений индивида и окружающей среды, которая складывается прижизненно и основана на определенном динамическом морфологическом...
Хайдбредер (Heidbreder) Эдна Франсис (1.1.1890, Квинси, шт.Иллинойс ?) американский психолог. После колледжа (бакалавр искусств, 1911) училась в университете шт.Висконсин (19171918, магистр, 1918) и в Колумбийском университете (19211923, доктор философии, 1924). Работала в Миннестотском университете с 1923г. по 1925г. в качестве преподавателя, с 1925г. по 1928г. ассистента профессора, с 1928г. она ассоциативный профессор факультета психологии этого университета. Изучала процессы мышления и научения, в частности исследовала возрастную динамику эффективности научения и влияние неосознаваемых установок на научение. Вместе с сотрудниками разработала тест для выявления технических способностей (The Minnesota mechanical ability test, Minneapolis, 1930 (PatersonD.G., ElliottR.M., et al.)). Занималась также проблемами истории психологии...
Хайльброннер (Heilbronner) Карл (21.11.1869 8.9.1914, Утрехт) немецкий психиатр. Обучался у К.Вернике, с 1094г. ординарный профессор психиатрии в Утрехте. Занимался вопросами специальной психопатологии, изучал внутреннюю картину болезни, резидуальные симптомы, микропсию , первый в 1904г. исследовал феномен порропсии (расстройство восприятия , когда предметы переносятся в даль без изменения их воспринимаемой...
Хайнриха методика (Heinrich К., 1960). Целенаправленная провокация психопатологических симптомов. С диагностической целью провоцируется возникновение шизофренической симптоматики назначением больным антидепрессантов. У больных шизофренией с малой выраженностью психотической симптоматики после приема антидепрессантов (марсилид, ниаламид) бурно проявляются бредовой симптомокомплекс и галлюцинации. При других психических заболеваниях и у здоровых этот феномен...
Хайрофобия (греч, chairo — радоваться + фобия). Навязчивый страх, боязнь появления чувства радости, веселья в неподобающей обстановке, например, на...
Халл Кларк Леонард (24.05.1884 1952) американский психолог, представитель необихевиоризма, автор гипотетикодедуктивной концепции поведения . Опирался на те требования к методологии построения теории и эксперимента, которые разработаны в естественных науках, прежде всего в математике. Исходил из необходимости введения между элементами классического бихевиоризма промежуточных переменных, в качестве которых предлагал рассматривать потребность , потенциал реакции, силу навыка,...
Ханта миоклоническая мозжечковая диссинергия (Hunt R.J.,1921). Синдром, в состав которого входят миоклония действия и симптомы мозжечковых или мозжечково-спинальных расстройств. Однако, в отличие от Хаита прогрессивной мозжечконой диссинергии, в структуру данного синдрома входят также спорадические спонтанные миоклонии и (или) первично генерализованные эпилептические припадки. Наблюдается при дегенеративных изменениях в зубчатом ядре мозжечка и красном ядре среднего...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]