Фресс (Fraisse) Поль (род. 20.3.1911, СентЭтьен) французский психолог, специалист по экспериментальной психологии. После обучения в лицее du Parc в Лионе получил высшее гуманитарное образование в Лионе и Гренобле (доктор философии и литературы). С 1943г. по 1952г. работал в lEcole pratique des hautes etudes в качестве зам. директора, с 1952г. по 1979г. он директор этой школы и заведующий лаборатории экспериментальной и сравнительной психологии. С 1957г. Фресс профессор экспериментальной психологии факультета литературы и гуманитарных наук университета Сорбоны, Париж, с 1961г. по 1969г. директор Института психологии университета. Принимал активное участие в создании французской психологической школы. С 1949г. по 1960г. он генеральный секретарь Французского общества психологов, с 1962г. по 1963г. президент. Президент Интернационального союза научной психологии (19761979). Плодотворное сотрудничество с Ж.Пиаже началось, когда Пиаже навестил Фресс в Париже и беседа натолкнул его на мысль изучать силлогизмы. В исследованиях, проведенных Фресс совместно с В.Блоком, было показано, что активная деятельность уменьшает нейровегетативное напряжение, для чего делались замеры электродермограммы как показателя активности симпатической нервной системы до ответственной пробы, и во время ее (Activite psychogalvanique et ropidite dans une epreuve sensorimotrice complexe, Acta Psychol., 1957, 13, 127139 (совм. с BlochV.)). Основной же вклад Фресс в экспериментальную психологию заключается в том, что он осуществил важнейшие экспериментальные исследования, призванные прояснить сущность восприятия времени. Сделал вывод, что восприятие времени представляет собой прежде всего восприятие изменений и адаптацию к этим изменениям за счет управления памятью (Les structures rythmiques, P., 1956; Psychologie du temps, P., 1957). Литература .
Фромм Эрик (1900 1980) немецкоамериканский психолог и философ. Основывался на постулате социальной обусловленности психики человека, при этом во многих местах его позиция перекликается с антропологическими работами К.Маркса. Разработал психотерапевтическую методику гуманистического психоанализа, которая призвана гармонизировать взаимоотношения между человеком, природой и...
[img]ФРОММ, ЭРИХ (Fromm, Erich), немецко-американский психолог и социолог, психоаналитик и философ, главный представитель неофрейдизма. Родился 23 марта 1900 во Франкфурте-на-Майне, в ортодоксальной еврейской семье. Любимым чтением в отрочестве был Ветхий Завет 1918 год. Заключительные экзамены во Франкфуртской школе, и два семестра права во Франкфуртском Университете. 1919 год. Участвует в создании Общества еврейского народного образования, где читаются разные лекции по иудаизму. Является студентом Франкфуртского Университета и, после летнего семестра, Гейдельбергского. 1920 год. В Гейдельберге изучает право и социологию у Альфреда Вебера. 1922 год. Получает степень доктора философии в Гейдельбергском Университете. 1924 год. Знакомится с Фридой Райхман,...
Фрустрация (от лат. frustratio обман, тщетное ожидание) негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей . Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги , раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно...
Фрустрация у детей негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью решения специфических задач возрастного развития. Причиной фрустрации может выступать невозможность овладеть желаемым предметом или запрет со стороны взрослого на выполнения какоголибо действия . Наличие фрустраций у ребенка может обусловливать формирование таких черт характера, как агрессивность , возбудимость,...
Функции речи использование речи в общественной и индивидуальной жизни человека для коммуникации и...
Функционализм (от лат. functio исполнение) методологическая позиция В.Джемса . Согласно ему психологическое должно рассматриваться как выполнение ряда функций, направленных на адаптацию организма к окружающему миру и удовлетворению базовых потребностей. В соответствии с этим система обучения рассматривалась как набор упражнений уже существующих функций. В этом ключе работали, в частности Дж.Дьюи , Э.Клапаред...
Функциональная автономия (от лат. functio исполнение и греч. autоs сам + nоmоs закон) понятие теории мотивов Г.Олпорта . Состояние, которое характеризуется тем, что определенное поведение, изначально ориентированное на достижение какогото результата, становится самоценным и начинает приносить удовлетворение само по себе, возможно вне достижения тех или иных...
Функциональная единица памяти объединение запоминаемых единиц информации в определенные комплексы. При этом элементы запоминаемого ряда часто воспринимаются и воспроизводятся как части некого целого. Формирование функциональных единиц памяти обусловлено как особенностями запоминаемого материала, так и о индивидуальных стратегий заучивания. Литература. ДормашевЮ.Б., РомановВ.Я., СкориковВ.Б. Объективная идентификация функциональных единиц кратковременной памяти // Вестник Моск. унта. Сер.14. Психология. 1985,...
Функциональная психология психологическое направление, появившееся в США конца ХIХв. Характеризуется преимущественной ориентацией на исследование приспособительных функций психики , адаптивной роли сознания в поведении . В основу этого направления легло эволюционное учение, разработанное Ч.Дарвином и Г.Спенсером . Программным документом этого направления стала статья Д.Дьюи Понятие рефлекторной дуги в психологии (1896), в которой акцентировалась роль различных составляющих рефлекторного акта в приспособлении индивида к среде. Основы функциональной психологии систематически разрабатывались в Чикагской и Колумбийской психологических школах . К началу 20хгг. произошел распад этого направления. В Европе на близких позициях стояли Э.Клапаред и Н.Н.Ланге...
Функциональная система понятие, разработанное П.К.Анохиным и выступающее в его теории построения движения в качестве единицы динамической морфофизиологической организации, функционирование которой направлено на приспособление организма. Это достигается за счет таких механизмов, как: 1.Афферентный синтез поступающей информации; 2. Принятие решения с одновременным построением афферентной модели ожидаемого результата акцептора результатов действия; 3.Реальное осуществление решения в действии ; 4.Организация обратной афферентации, за счет которой оказывается возможным сличение прогноза и полученных результатов...
Функциональная эквивалентность образов сохранение соотношений между элементами какого-либо множества при мысленных трансформациях этого множества. Иллюстрацией этого феномена являются эксперименты Р.Н.Шепарда с мысленным вращением геометрических...
Функциональное удовольствие (от лат. functio исполнение) приятный чувственный тон, возникающий у ребенка во время игры. За счет него игровая деятельность может продолжаться очень долго без появления эффекта психологического насыщения. В его основе рассматривалась работа воображения. Автор К.Бюлер...
Функциональный мотив (от лат. functio исполнение и moveo двигаю) элемент мотивационнопотребностной сферы. Побуждение к деятельности, в которой эмоциональное удовлетворение приносит сам процесс деятельности, а не достигаемый ею в форме потребления предмета или его создания результат. Развитие представлений о том, что деятельность может доставлять удовольствие сама по себе, можно проследить со времен античности. В Никомаховой этике Аристотеля такая деятельность рассматривается как признак счастливого, или блаженного, человека, а побуждение к такой деятельности как побуждение к жизни, т.к. жизнь понимается как своего рода деятельность. В дидактической психологии 19века функциональные потребности связывались с природно обусловленной необходимостью тренировки органов, будь то физический орган (телеснофункциональные...
Функциональный орган понятие, предложенное А.А.Ухтомским для обозначения система функциональных взаимоотношений индивида и окружающей среды, которая складывается прижизненно и основана на определенном динамическом морфологическом...
Хайдбредер (Heidbreder) Эдна Франсис (1.1.1890, Квинси, шт.Иллинойс ?) американский психолог. После колледжа (бакалавр искусств, 1911) училась в университете шт.Висконсин (19171918, магистр, 1918) и в Колумбийском университете (19211923, доктор философии, 1924). Работала в Миннестотском университете с 1923г. по 1925г. в качестве преподавателя, с 1925г. по 1928г. ассистента профессора, с 1928г. она ассоциативный профессор факультета психологии этого университета. Изучала процессы мышления и научения, в частности исследовала возрастную динамику эффективности научения и влияние неосознаваемых установок на научение. Вместе с сотрудниками разработала тест для выявления технических способностей (The Minnesota mechanical ability test, Minneapolis, 1930 (PatersonD.G., ElliottR.M., et al.)). Занималась также проблемами истории психологии...
Хайльброннер (Heilbronner) Карл (21.11.1869 8.9.1914, Утрехт) немецкий психиатр. Обучался у К.Вернике, с 1094г. ординарный профессор психиатрии в Утрехте. Занимался вопросами специальной психопатологии, изучал внутреннюю картину болезни, резидуальные симптомы, микропсию , первый в 1904г. исследовал феномен порропсии (расстройство восприятия , когда предметы переносятся в даль без изменения их воспринимаемой...
Хайнриха методика (Heinrich К., 1960). Целенаправленная провокация психопатологических симптомов. С диагностической целью провоцируется возникновение шизофренической симптоматики назначением больным антидепрессантов. У больных шизофренией с малой выраженностью психотической симптоматики после приема антидепрессантов (марсилид, ниаламид) бурно проявляются бредовой симптомокомплекс и галлюцинации. При других психических заболеваниях и у здоровых этот феномен...
Хайрофобия (греч, chairo — радоваться + фобия). Навязчивый страх, боязнь появления чувства радости, веселья в неподобающей обстановке, например, на...
Халл Кларк Леонард (24.05.1884 1952) американский психолог, представитель необихевиоризма, автор гипотетикодедуктивной концепции поведения . Опирался на те требования к методологии построения теории и эксперимента, которые разработаны в естественных науках, прежде всего в математике. Исходил из необходимости введения между элементами классического бихевиоризма промежуточных переменных, в качестве которых предлагал рассматривать потребность , потенциал реакции, силу навыка,...
Ханта миоклоническая мозжечковая диссинергия (Hunt R.J.,1921). Синдром, в состав которого входят миоклония действия и симптомы мозжечковых или мозжечково-спинальных расстройств. Однако, в отличие от Хаита прогрессивной мозжечконой диссинергии, в структуру данного синдрома входят также спорадические спонтанные миоклонии и (или) первично генерализованные эпилептические припадки. Наблюдается при дегенеративных изменениях в зубчатом ядре мозжечка и красном ядре среднего...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]