Exit Project: Глоссарий: Лейбниц Г.В. Отрывки

Лейбниц Г.В. Отрывки



Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Фромм Эрик

Фромм Эрик (1900 1980) немецкоамериканский психолог и философ. Основывался на постулате социальной обусловленности психики человека, при этом во многих местах его позиция перекликается с антропологическими работами К.Маркса. Разработал психотерапевтическую методику гуманистического психоанализа, которая призвана гармонизировать взаимоотношения между человеком, природой и...

ФРОММ, ЭРИХ (Fromm, Erich)

[img]ФРОММ, ЭРИХ (Fromm, Erich), немецко-американский психолог и социолог, психоаналитик и философ, главный представитель неофрейдизма. Родился 23 марта 1900 во Франкфурте-на-Майне, в ортодоксальной еврейской семье. Любимым чтением в отрочестве был Ветхий Завет 1918 год. Заключительные экзамены во Франкфуртской школе, и два семестра права во Франкфуртском Университете. 1919 год. Участвует в создании Общества еврейского народного образования, где читаются разные лекции по иудаизму. Является студентом Франкфуртского Университета и, после летнего семестра, Гейдельбергского. 1920 год. В Гейдельберге изучает право и социологию у Альфреда Вебера. 1922 год. Получает степень доктора философии в Гейдельбергском Университете. 1924 год. Знакомится с Фридой Райхман,...

Фрустрация

Фрустрация (от лат. frustratio обман, тщетное ожидание) негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей . Это состояние проявляется в переживаниях разочарования, тревоги , раздражительности, наконец, отчаянии. Эффективность деятельности при этом существенно...

Фрустрация у детей

Фрустрация у детей негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью решения специфических задач возрастного развития. Причиной фрустрации может выступать невозможность овладеть желаемым предметом или запрет со стороны взрослого на выполнения какоголибо действия . Наличие фрустраций у ребенка может обусловливать формирование таких черт характера, как агрессивность , возбудимость,...

Функции речи

Функции речи использование речи в общественной и индивидуальной жизни человека для коммуникации и...

Функционализм

Функционализм (от лат. functio исполнение) методологическая позиция В.Джемса . Согласно ему психологическое должно рассматриваться как выполнение ряда функций, направленных на адаптацию организма к окружающему миру и удовлетворению базовых потребностей. В соответствии с этим система обучения рассматривалась как набор упражнений уже существующих функций. В этом ключе работали, в частности Дж.Дьюи , Э.Клапаред...

Функциональная автономия

Функциональная автономия (от лат. functio исполнение и греч. autоs сам + nоmоs закон) понятие теории мотивов Г.Олпорта . Состояние, которое характеризуется тем, что определенное поведение, изначально ориентированное на достижение какогото результата, становится самоценным и начинает приносить удовлетворение само по себе, возможно вне достижения тех или иных...

Функциональная единица памяти

Функциональная единица памяти объединение запоминаемых единиц информации в определенные комплексы. При этом элементы запоминаемого ряда часто воспринимаются и воспроизводятся как части некого целого. Формирование функциональных единиц памяти обусловлено как особенностями запоминаемого материала, так и о индивидуальных стратегий заучивания. Литература. ДормашевЮ.Б., РомановВ.Я., СкориковВ.Б. Объективная идентификация функциональных единиц кратковременной памяти // Вестник Моск. унта. Сер.14. Психология. 1985,...

Функциональная психология

Функциональная психология психологическое направление, появившееся в США конца ХIХв. Характеризуется преимущественной ориентацией на исследование приспособительных функций психики , адаптивной роли сознания в поведении . В основу этого направления легло эволюционное учение, разработанное Ч.Дарвином и Г.Спенсером . Программным документом этого направления стала статья Д.Дьюи Понятие рефлекторной дуги в психологии (1896), в которой акцентировалась роль различных составляющих рефлекторного акта в приспособлении индивида к среде. Основы функциональной психологии систематически разрабатывались в Чикагской и Колумбийской психологических школах . К началу 20хгг. произошел распад этого направления. В Европе на близких позициях стояли Э.Клапаред и Н.Н.Ланге...

Функциональная система

Функциональная система понятие, разработанное П.К.Анохиным и выступающее в его теории построения движения в качестве единицы динамической морфофизиологической организации, функционирование которой направлено на приспособление организма. Это достигается за счет таких механизмов, как: 1.Афферентный синтез поступающей информации; 2. Принятие решения с одновременным построением афферентной модели ожидаемого результата акцептора результатов действия; 3.Реальное осуществление решения в действии ; 4.Организация обратной афферентации, за счет которой оказывается возможным сличение прогноза и полученных результатов...

Функциональная эквивалентность образов

Функциональная эквивалентность образов сохранение соотношений между элементами какого-либо множества при мысленных трансформациях этого множества. Иллюстрацией этого феномена являются эксперименты Р.Н.Шепарда с мысленным вращением геометрических...

Функциональное удовольствие

Функциональное удовольствие (от лат. functio исполнение) приятный чувственный тон, возникающий у ребенка во время игры. За счет него игровая деятельность может продолжаться очень долго без появления эффекта психологического насыщения. В его основе рассматривалась работа воображения. Автор К.Бюлер...

Функциональный мотив

Функциональный мотив (от лат. functio исполнение и moveo двигаю) элемент мотивационнопотребностной сферы. Побуждение к деятельности, в которой эмоциональное удовлетворение приносит сам процесс деятельности, а не достигаемый ею в форме потребления предмета или его создания результат. Развитие представлений о том, что деятельность может доставлять удовольствие сама по себе, можно проследить со времен античности. В Никомаховой этике Аристотеля такая деятельность рассматривается как признак счастливого, или блаженного, человека, а побуждение к такой деятельности как побуждение к жизни, т.к. жизнь понимается как своего рода деятельность. В дидактической психологии 19века функциональные потребности связывались с природно обусловленной необходимостью тренировки органов, будь то физический орган (телеснофункциональные...

Функциональный орган

Функциональный орган понятие, предложенное А.А.Ухтомским для обозначения система функциональных взаимоотношений индивида и окружающей среды, которая складывается прижизненно и основана на определенном динамическом морфологическом...

Хайдбредер (Heidbreder) Эдна Франсис

Хайдбредер (Heidbreder) Эдна Франсис (1.1.1890, Квинси, шт.Иллинойс ?) американский психолог. После колледжа (бакалавр искусств, 1911) училась в университете шт.Висконсин (19171918, магистр, 1918) и в Колумбийском университете (19211923, доктор философии, 1924). Работала в Миннестотском университете с 1923г. по 1925г. в качестве преподавателя, с 1925г. по 1928г. ассистента профессора, с 1928г. она ассоциативный профессор факультета психологии этого университета. Изучала процессы мышления и научения, в частности исследовала возрастную динамику эффективности научения и влияние неосознаваемых установок на научение. Вместе с сотрудниками разработала тест для выявления технических способностей (The Minnesota mechanical ability test, Minneapolis, 1930 (PatersonD.G., ElliottR.M., et al.)). Занималась также проблемами истории психологии...

Хайльброннер (Heilbronner) Карл

Хайльброннер (Heilbronner) Карл (21.11.1869 8.9.1914, Утрехт) немецкий психиатр. Обучался у К.Вернике, с 1094г. ординарный профессор психиатрии в Утрехте. Занимался вопросами специальной психопатологии, изучал внутреннюю картину болезни, резидуальные симптомы, микропсию , первый в 1904г. исследовал феномен порропсии (расстройство восприятия , когда предметы переносятся в даль без изменения их воспринимаемой...

Хайнриха методика

Хайнриха методика (Heinrich К., 1960). Целенаправленная провокация психопатологических симптомов. С диагностической целью провоцируется возникновение шизофренической симптоматики назначением больным антидепрессантов. У больных шизофренией с малой выраженностью психотической симптоматики после приема антидепрессантов (марсилид, ниаламид) бурно проявляются бредовой симптомокомплекс и галлюцинации. При других психических заболеваниях и у здоровых этот феномен...

Хайрофобия

Хайрофобия (греч, chairo — радоваться + фобия). Навязчивый страх, боязнь появления чувства радости, веселья в неподобающей обстановке, например, на...

Халл Кларк Леонард

Халл Кларк Леонард (24.05.1884 1952) американский психолог, представитель необихевиоризма, автор гипотетикодедуктивной концепции поведения . Опирался на те требования к методологии построения теории и эксперимента, которые разработаны в естественных науках, прежде всего в математике. Исходил из необходимости введения между элементами классического бихевиоризма промежуточных переменных, в качестве которых предлагал рассматривать потребность , потенциал реакции, силу навыка,...

Ханта миоклоническая мозжечковая диссинергия

Ханта миоклоническая мозжечковая диссинергия (Hunt R.J.,1921). Синдром, в состав которого входят миоклония действия и симптомы мозжечковых или мозжечково-спинальных расстройств. Однако, в отличие от Хаита прогрессивной мозжечконой диссинергии, в структуру данного синдрома входят также спорадические спонтанные миоклонии и (или) первично генерализованные эпилептические припадки. Наблюдается при дегенеративных изменениях в зубчатом ядре мозжечка и красном ядре среднего...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейбниц Г.В. Отрывки