Exit Project: Глоссарий: Лейбниц Г.В. Отрывки

Лейбниц Г.В. Отрывки



Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Ханта прогрессивная мозжечковая диссинергия

Ханта прогрессивная мозжечковая диссинергия (Hunt R.J.,1914). Синдром, характеризующийся миоклонией действия в сочетании с мозжечковыми или мозжечково-спинальными расстройствами. ЭЭГ при этом — без существенных отклонений. Судорожные пароксизмы, как спонтанные, так и в связи со световой стимуляцией,...

Ханта синдром

Ханта синдром (Hunt R.J., 1917). Ювенильная форма дрожательного паралича. Начинается в возрасте от 13 до 30 лет. Симптоматика подобна таковой при болезни Паркинсона. Носит спорадический или семейный характер. Дрожание вначале отмечается в какой-либо одной конечности и носит ритмический характер. Маскообразное лицо, брадикинезия, дизартрия, монотонная речь, изменения осанки, повышен мышечный тонус. Морфологически — поражение стриопаллидарной системы, моторных клеток полосатого...

Характер

Характер (от греч. character черта, признак, примета, особенность) индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих...

Характерологический панцирь

Характерологический панцирь (от греч. character черта, признак, примета, особенность и итал. panciera живот) избирательное повышение мышечного тонуса как формы психологической защиты Я от внешних и внутренних угроз (например, подавление сексуального инстинкта изза реализации потребности во власти). Приобретая хронические формы, эта психологическая защита ведет к появлению стойкого мышечного напряжения в тех или иных участках телесной организации пациента, в изза чего не происходит оптимального движения психической энергии. Автор В.Райх . Литература. ReichW. Charakteranalyse (1933), Franfurt/M,...

Характерология

Характерология (от греч. charakter примета, черта, признак и logos наука, учение) научная дисциплина, посвященная исследованию сущности характера и средствам выявления его...

Харизматическая личность

Харизматическая личность (от лат. charisma милость, божественный дар) феномен социального восприятия и взаимодействия. Характеризуется тем, что индивид, действующий на политической или религиозной арене, наделяется необыкновенными качествами (могущество, беззаветное служение человечеству или идее, удачливость и т.д.), которые в определенной степени переносятся на последователей его дела. Харизматической личности приписываются все достижения группы или ее членов, а неудачи интерпретируются как временная остановка на пути. Особенно часто этот феномен возникает на переломах исторического развития, когда определенные социальные группы осознают необходимость прихода...

Харьковская психологическая школа

Харьковская психологическая школа неформальная организация психологов, которые работали в 30егг. в научных учреждениях Харькова над развитием идей Л.С.Выготского и над формулированием на этой основе основ деятельностного подхода в психологии. К этой школе принадлежали: А.Н.Леонтьев , А.Р.Лурия , П.И.Зинченко , А.В.Запорожец , П.Я.Гальперин и...

Хеатускопия

Хеатускопия (греч. auto сам, skopeo смотрю) парапсихологический и клинический термин, обозначающий возникновение у индивида иллюзии , что он видит самого себя как бы со стороны. Его феноменальное Я как бы приобретает способность отделиться от физического тела и наблюдать его как внешний объект, при этом все соматические ощущения видимого телесного облика становятся недоступными. Воспринимаемый телесный облик не обязательно должен быть идентичен тому, который наблюдается в обычном состоянии сознания (например, в зеркале), в частности, может иметь другой возраст (например, возраст старца), но несмотря на это он все равно воспринимается как образ самого себя. Этот феномен, достаточно распространенный в клинике, связывается с...

Хебб Дональд

Хебб (Hebb) Дональд (19041985, Новая Шотландия, Канада) канадский психолог. Окончил университет МакГилла в Монреале, получил степень магистра искусств. В Гарвардском университете получил степень доктора философии, затем защитил диссертации на степень доктора естественных наук, доктора юридических наук и доктора гуманитарных наук. Профессор университета МакГилла. Занимался широким кругом проблем в областях психологии, нейрофизиологии, юриспруденции. По его представлениям, поведение организма в ответ на внешние раздражители опосредовано внутренними, идеационными, процессами. В исследованиях процесса восприятия пытался определить роль научения и действия врожденных механизмов. Сочинения: The Organization of Behavior. N.Y., 1949; A neuropsychological theоry // Psychology: A Study of a Science. V.1, N.Y., 1959; Intelligence,...

Хейманс (Heymans) Герардус

Хейманс (Heymans) Герардус (17.4.1857, Ферверд, Фрисландия 18.2.1930, Гронинген) нидерландский философ, психолог. Окончил реальную гимназию в Леувардене, изучал политические науки в Лейдене и философию у В.Виндельбанда и ван Ланда во Фрейбурге (доктор научной политики, доктор философии). С 1890г. он профессор философии и психологии в университете Гронингена, член Общества экспериментальной психологии. Пытался усовершенствовать кантианскую идеалистическую метафизику на основе психологического монизма. Работал над проблемами восприятия , описал закон торможения , в соответствии с которым величина порога, например, слухового восприятия, изменяется, если действует другой раздражитель, например, электрический ток (Untersuchungen uber psychologische Hemmungen, Zeitsch. f. Psychol., 1899, 21; 1901, 26; 1904, 34; 1906, 41;...

Хеннинг Х.

ХеннингХ. немецкий психолог, разработавший в 1924г. классификацию обонятельных...

Хик (Hick) Вильям Эдуард

Хик (Hick) Вильям Эдуард (1912 1975) английский врач, психотерапевт, психолог. Магистр гуманитарных наук (1954), доктор медицины (Дарем, 1949), член Британской академии психологических наук и Совета по медицинским исследованиям. Работал в Кембриджском университете по проблемам экспериментальной психологии, оставаясь в рамках методологической схемы стимулреакция. В дальнейшем перешел к частной практике. В 1952г. совместно с Р.Хайманом вывел закон времени реакции ( закон Хика ): время реакции выбора из альтернативных действий на равновероятные раздражители логарифмически связано с числом альтернатив. В этой разработке были использованы результаты исследования немецкого психолога И.Меркеля, полученные еще в 1885г. Литература...

Холерик

Холерик темперамент в классификации Гиппократа . Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения...

Холл Кельвин

Холл (Hаll) Кельвин (род. 18.01.1909) - американский психолог. В 1913г. окончил Калифорнийский университет. Работал в университетах Калифорнии (1933-34), штата Орегон (1934-37). С 1940Холл (Hаll) Кельвинг. - профессор Западного резервного университета в Огайо. Специалист по проблемам психологии личности, темперамента, анализа сновидений. Сочинения. Theories of Personality. N.Y., 1957 (with...

Холл Стенли

Холл Стенли (1846 1924) американский психолог, один из основателей педологии . Разработал ряд самооценочных опросников для детей разных возрастов. Опирался на теорию рекапитуляции , в которой постулируется, что ребенок в своем психическом развитии последовательно проходит филогенетические стадии человеческой психики...

Холотропная терапия

Холотропная терапия (от греч. holos целый и tropos направление, поворот) психотерапевтическая методика, разработанная С. и К.Гроф, основанная на результатах психоделических исследований, в которых были выявлены некоторые уровни человеческой психики . К таким уровням были отнесены сенсорный опыт, который образован сильными переживаниями, не имеющими личностного значения; психодинамический, или биографический, опыт, представленный личностно значимыми событиями; перинатальный, или добиографический, опыт, содержание которого соответствует переживаниям умирания, смерти и повторного биологического рождения; и, наконец, трансперсональный, или сверхбиографический опыт, который связан с расширением сознания и переживания филогенетического опыта. Процедура холотропной терапии, направленной на активизацию бессознательного содержания психики, предполагает использование интенсивного дыхания, прослушивание специально подобранной музыки...

Хоманс Джордж Каспар

Хоманс (Homans) Джордж Каспар (род. 11.08.1910) американский социолог, социальный психолог, представитель необихевиоризма . Рассматривал функционирование социальных систем на основе анализа элементарного социального поведения индивидов, которое представляет собой обмен деятельностью (вещи, идеи, чувства) ради того или иного вознаграждения. Сочинения: The Human Group. N.Y., 1950; Theorie der sozialen Gruppe. Koln, 1969; Social Behavior. Its elementary forms. N.Y., 1974; The Nature of Social Science. N.Y.,...

Хомская Евгения Давыдовна

Хомская Евгения Давыдовна (род. 1929) отечественный нейропсихолог. Окончила в 1952г. МГУ. В 1957г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1958г. работала в МГУ. Вместе с А.Л.Лурия участвовала в создании на факультете психологии МГУ кафедры нейро и патопсихологии. В 1971г. защитила докторскую диссертацию. Профессор (1974). Разрабатывала проблемы синдромального анализа нарушений высших психологических функций, нейропсихологического анализа функциональной асимметрии мозга. Является автором новаторских разработок в области нейропсихологического изучения эмоций и индивидуальных различий в протекании психологических процессов в норме. Один из основателей нового направления в психофизиологии психофизиологии локальных поражений мозга. Сочинения. (Ред.) Лобные доли и регуляция психологических процессов. 1966; Мозг и активация. 1972; (Ред.) Проблемы...

Хорни Карен

Хорни Карен (1885 1952) немецкоамериканский психолог, представитель неофрейдизма . До 1932г. проводила клиническую работу невротиками в Германии, после эмигрировала в США. Полагала, что развитие неврозов , сущность которых заключается в переживании коренной тревоги, обусловлено противоречиями межчеловеческого общения , прежде всего взаимоотношений между родителями и детьми. Если ситуации жизни (запугивание, отсутствие любви, гиперопека) заставляют ребенка часто переживать коренную тревогу, то могут возникать стойкие черты характера, такие как неуверенность в себе, боязливое отношение к...

Хоторнский эксперимент

Хоторнский эксперимент феномен социальной психологии . Был проведен специалистами Гарвардского университета (Э.Мэйо и др.) на предприятии Вестерн электрик в Хоторне. В нем было зафиксировано, что рост производительности труда может быть связан с установлением нормального общения между работниками. Это дало повод пересмотреть бихевиористскую модель обусловливания социального поведения, и в классическую схему был внесен промежуточный элемент: S (стимул) A (аттитюд) R...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейбниц Г.В. Отрывки