Профессиональные интересы (от лат. profiteor объявляю своим делом и interest важно) элементы мотивационнопотребностной сферы. Обращены на различные виды профессиональной деятельности и побуждают к овладению ими. В ряду других форм мотивации, связанных с преобразованием предмета деятельности, профессиональные интересы по механизмам эмоционального удовлетворения связаны не столько с продуктом, или результатом деятельности, сколько с процессом. Характерно, что их удовлетворение не приводит к психологическому насыщению, так как они поддерживаются самоценными переживаниями захваченности. Профессиональные интересы развиваются в контексте ведущих деятельностей, свойственных тому или иному этапу психического и профессионального развития (Р.Золле, Д.Сьюпер). В этом развитии они проходят ряд стадий: зарождение отдельных интересов, их оформление в предметном контексте, начало формирование системы интересов (ее аморфность) и ее кристаллизация, наступающая, по мнению Э.Тодта, до 15лет и являющаяся одним из основных признаков зрелости профессиональных установок . В развитии профессиональных интересов большую роль играет половая дифференциация: девушки больше ориентированы на межчеловеческие отношения, а юноши на достижение независимости. В частности, при выборе технических специальностей девушки более интересуются совершенствованием технологий и использованием их для социальных нужд, юноши оптимизацией конструкций. По мере вхождения в профессию половые различия все больше стираются (Я.Хардинг). Биологический подход к анализу индивидуального развития профессиональных интересов реализован прежде всего в психоаналитических теориях. Здесь данное развитие понимается как процесс связывания эмоциональных состояний, обусловленных базовыми организмическими потребностями, с определенными предметами или действиями с ними ( катексис ). При созревании потребностей ребенка и при их столкновении с социальными запретами происходит фиксация на этих потребностей, в силу этого им придается особая ценность; в дальнейшем эта фиксация обусловливает стремление к удовлетворению исходных потребностей уже в области профессиональных занятий. Так, например, утверждается, что агрессия может приводить к выбору профессии хирурга, а фиксация на действиях царапания к выбору занятий столяра или плотника (BordinE.S.). Особое место в этой традиции занимает Э.Роу, создавшая двухфакторную теорию профессиональных интересов . Близко к психоаналитическим подходят характерологические теории развития профессиональных интересов, в которых они понимаются как отдельные аспекты универсальных типов жизнедеятельности ( Э.Шпрангер , Дж.Л.Холланд, Е.А.Личко). В социальных подходах к развитию профессиональных интересов в качестве ведущих механизмов рассматриваются рефлексивные процессы, связанные с оценкой результативности деятельности по социально задаваемым образцам. Так, например, интерес может рассматриваться как чувство компетентности при выполнении той деятельности, которая в силу операциональной готовности наиболее удается (Е.Л.Деци, С.П.Смит, М.Гебхард), или как выученный эталон идентификации со значимыми другими ( А.Бандура , В.Мишел). В решении вопроса о систематике профессиональных интересов в настоящее время наиболее распространенным является эмпирический подход, когда основным критерием выделения тех или иных профессиональных интересов является современное разделение общественного труда (по социологическим и демографическим данным). Примером может служить известный опросник Г.Ф.Кьюдера, основанный на его классификации профессий . Попыткой выйти за рамки чисто эмпирического основания является факторноаналитическое исследование Дж.П.Гилфорда, в котором были объединены личностные признаки и признаки интересов, а также шестиугольная модель интересов Дж.Л.Холланда. Признано, что субъективные методы (опросники, интервью) лучше выявляют профессиональные интересы, чем объективные (тесты достижений и интеллекта). Но в существующих опросниках как раз феноменологический признак (эмоциональный аспект интересов) реализован недостаточно, что приводит к неразличению профессиональных интересов от других форм мотивации, прежде всего от намерений. По своей форме опросники для диагностики профессиональных интересов могут подразделяются на те, которые основаны на принудительном выборе (forced choice), когда испытуемому из нескольких занятий предлагается выбрать одно (Дифференциальнодиагностический опросник Е.А.Климова, Тест профессиональных интересов . Форма АА М.Ирле); те, которые основаны на свободном выборе (free choice), когда надо достаточно точно определить степень интересности занятия (Карта интересов А.Е.Голомштока); и те, которые основаны на рейтинговых шкалах ( терминальные ценности в методике М.Рокича). Существуют проективные стратегии выявления профессиональных интересов, например, Тест профессиональных изображений М.Ахтниха. Существует опыт использования теста репертуарных решеток для оценки профессиональных интересов, когда предъявляемые по три профессии сравниваются по степени их схожести или различия (У.Кляйнбек). Методики диагностики профессиональных интересов различаются также и по аспектами деятельности: в одних выявляется отношение к предметам деятельности (работа с людьми, с математическими символами и пр.), в других к конкретным операциям (наблюдение, анализ, проверка). Наиболее комплексной методикой является Бланк профессиональных интересов Э.К.Стронга, где выявляются отношения к профессиям, к школьным предметам, к развлечениям, спорту и играм, к занятиям профессионального вида, к личностным свойствам и т.д. Литература: BordinE.S. A Theory of Vocational Interests as Dinamic Phenomena / Educational and Psychological Measurement. 1943. N3; RoeA. The Psychology of Occupations. N.Y. 1956; HollandJ.L. The Psychology of Vocational Choice. Waltham: Mass. 1966; TodtE. Das Interesse. Empirische Untersuchungen zu einem motivations Konzept . Bern: Huber. 1978.
Ханта прогрессивная мозжечковая диссинергия (Hunt R.J.,1914). Синдром, характеризующийся миоклонией действия в сочетании с мозжечковыми или мозжечково-спинальными расстройствами. ЭЭГ при этом — без существенных отклонений. Судорожные пароксизмы, как спонтанные, так и в связи со световой стимуляцией,...
Ханта синдром (Hunt R.J., 1917). Ювенильная форма дрожательного паралича. Начинается в возрасте от 13 до 30 лет. Симптоматика подобна таковой при болезни Паркинсона. Носит спорадический или семейный характер. Дрожание вначале отмечается в какой-либо одной конечности и носит ритмический характер. Маскообразное лицо, брадикинезия, дизартрия, монотонная речь, изменения осанки, повышен мышечный тонус. Морфологически — поражение стриопаллидарной системы, моторных клеток полосатого...
Характер (от греч. character черта, признак, примета, особенность) индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих...
Характерологический панцирь (от греч. character черта, признак, примета, особенность и итал. panciera живот) избирательное повышение мышечного тонуса как формы психологической защиты Я от внешних и внутренних угроз (например, подавление сексуального инстинкта изза реализации потребности во власти). Приобретая хронические формы, эта психологическая защита ведет к появлению стойкого мышечного напряжения в тех или иных участках телесной организации пациента, в изза чего не происходит оптимального движения психической энергии. Автор В.Райх . Литература. ReichW. Charakteranalyse (1933), Franfurt/M,...
Характерология (от греч. charakter примета, черта, признак и logos наука, учение) научная дисциплина, посвященная исследованию сущности характера и средствам выявления его...
Харизматическая личность (от лат. charisma милость, божественный дар) феномен социального восприятия и взаимодействия. Характеризуется тем, что индивид, действующий на политической или религиозной арене, наделяется необыкновенными качествами (могущество, беззаветное служение человечеству или идее, удачливость и т.д.), которые в определенной степени переносятся на последователей его дела. Харизматической личности приписываются все достижения группы или ее членов, а неудачи интерпретируются как временная остановка на пути. Особенно часто этот феномен возникает на переломах исторического развития, когда определенные социальные группы осознают необходимость прихода...
Харьковская психологическая школа неформальная организация психологов, которые работали в 30егг. в научных учреждениях Харькова над развитием идей Л.С.Выготского и над формулированием на этой основе основ деятельностного подхода в психологии. К этой школе принадлежали: А.Н.Леонтьев , А.Р.Лурия , П.И.Зинченко , А.В.Запорожец , П.Я.Гальперин и...
Хеатускопия (греч. auto сам, skopeo смотрю) парапсихологический и клинический термин, обозначающий возникновение у индивида иллюзии , что он видит самого себя как бы со стороны. Его феноменальное Я как бы приобретает способность отделиться от физического тела и наблюдать его как внешний объект, при этом все соматические ощущения видимого телесного облика становятся недоступными. Воспринимаемый телесный облик не обязательно должен быть идентичен тому, который наблюдается в обычном состоянии сознания (например, в зеркале), в частности, может иметь другой возраст (например, возраст старца), но несмотря на это он все равно воспринимается как образ самого себя. Этот феномен, достаточно распространенный в клинике, связывается с...
Хебб (Hebb) Дональд (19041985, Новая Шотландия, Канада) канадский психолог. Окончил университет МакГилла в Монреале, получил степень магистра искусств. В Гарвардском университете получил степень доктора философии, затем защитил диссертации на степень доктора естественных наук, доктора юридических наук и доктора гуманитарных наук. Профессор университета МакГилла. Занимался широким кругом проблем в областях психологии, нейрофизиологии, юриспруденции. По его представлениям, поведение организма в ответ на внешние раздражители опосредовано внутренними, идеационными, процессами. В исследованиях процесса восприятия пытался определить роль научения и действия врожденных механизмов. Сочинения: The Organization of Behavior. N.Y., 1949; A neuropsychological theоry // Psychology: A Study of a Science. V.1, N.Y., 1959; Intelligence,...
Хейманс (Heymans) Герардус (17.4.1857, Ферверд, Фрисландия 18.2.1930, Гронинген) нидерландский философ, психолог. Окончил реальную гимназию в Леувардене, изучал политические науки в Лейдене и философию у В.Виндельбанда и ван Ланда во Фрейбурге (доктор научной политики, доктор философии). С 1890г. он профессор философии и психологии в университете Гронингена, член Общества экспериментальной психологии. Пытался усовершенствовать кантианскую идеалистическую метафизику на основе психологического монизма. Работал над проблемами восприятия , описал закон торможения , в соответствии с которым величина порога, например, слухового восприятия, изменяется, если действует другой раздражитель, например, электрический ток (Untersuchungen uber psychologische Hemmungen, Zeitsch. f. Psychol., 1899, 21; 1901, 26; 1904, 34; 1906, 41;...
ХеннингХ. немецкий психолог, разработавший в 1924г. классификацию обонятельных...
Хик (Hick) Вильям Эдуард (1912 1975) английский врач, психотерапевт, психолог. Магистр гуманитарных наук (1954), доктор медицины (Дарем, 1949), член Британской академии психологических наук и Совета по медицинским исследованиям. Работал в Кембриджском университете по проблемам экспериментальной психологии, оставаясь в рамках методологической схемы стимулреакция. В дальнейшем перешел к частной практике. В 1952г. совместно с Р.Хайманом вывел закон времени реакции ( закон Хика ): время реакции выбора из альтернативных действий на равновероятные раздражители логарифмически связано с числом альтернатив. В этой разработке были использованы результаты исследования немецкого психолога И.Меркеля, полученные еще в 1885г. Литература...
Холерик темперамент в классификации Гиппократа . Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения...
Холл (Hаll) Кельвин (род. 18.01.1909) - американский психолог. В 1913г. окончил Калифорнийский университет. Работал в университетах Калифорнии (1933-34), штата Орегон (1934-37). С 1940Холл (Hаll) Кельвинг. - профессор Западного резервного университета в Огайо. Специалист по проблемам психологии личности, темперамента, анализа сновидений. Сочинения. Theories of Personality. N.Y., 1957 (with...
Холл Стенли (1846 1924) американский психолог, один из основателей педологии . Разработал ряд самооценочных опросников для детей разных возрастов. Опирался на теорию рекапитуляции , в которой постулируется, что ребенок в своем психическом развитии последовательно проходит филогенетические стадии человеческой психики...
Холотропная терапия (от греч. holos целый и tropos направление, поворот) психотерапевтическая методика, разработанная С. и К.Гроф, основанная на результатах психоделических исследований, в которых были выявлены некоторые уровни человеческой психики . К таким уровням были отнесены сенсорный опыт, который образован сильными переживаниями, не имеющими личностного значения; психодинамический, или биографический, опыт, представленный личностно значимыми событиями; перинатальный, или добиографический, опыт, содержание которого соответствует переживаниям умирания, смерти и повторного биологического рождения; и, наконец, трансперсональный, или сверхбиографический опыт, который связан с расширением сознания и переживания филогенетического опыта. Процедура холотропной терапии, направленной на активизацию бессознательного содержания психики, предполагает использование интенсивного дыхания, прослушивание специально подобранной музыки...
Хоманс (Homans) Джордж Каспар (род. 11.08.1910) американский социолог, социальный психолог, представитель необихевиоризма . Рассматривал функционирование социальных систем на основе анализа элементарного социального поведения индивидов, которое представляет собой обмен деятельностью (вещи, идеи, чувства) ради того или иного вознаграждения. Сочинения: The Human Group. N.Y., 1950; Theorie der sozialen Gruppe. Koln, 1969; Social Behavior. Its elementary forms. N.Y., 1974; The Nature of Social Science. N.Y.,...
Хомская Евгения Давыдовна (род. 1929) отечественный нейропсихолог. Окончила в 1952г. МГУ. В 1957г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1958г. работала в МГУ. Вместе с А.Л.Лурия участвовала в создании на факультете психологии МГУ кафедры нейро и патопсихологии. В 1971г. защитила докторскую диссертацию. Профессор (1974). Разрабатывала проблемы синдромального анализа нарушений высших психологических функций, нейропсихологического анализа функциональной асимметрии мозга. Является автором новаторских разработок в области нейропсихологического изучения эмоций и индивидуальных различий в протекании психологических процессов в норме. Один из основателей нового направления в психофизиологии психофизиологии локальных поражений мозга. Сочинения. (Ред.) Лобные доли и регуляция психологических процессов. 1966; Мозг и активация. 1972; (Ред.) Проблемы...
Хорни Карен (1885 1952) немецкоамериканский психолог, представитель неофрейдизма . До 1932г. проводила клиническую работу невротиками в Германии, после эмигрировала в США. Полагала, что развитие неврозов , сущность которых заключается в переживании коренной тревоги, обусловлено противоречиями межчеловеческого общения , прежде всего взаимоотношений между родителями и детьми. Если ситуации жизни (запугивание, отсутствие любви, гиперопека) заставляют ребенка часто переживать коренную тревогу, то могут возникать стойкие черты характера, такие как неуверенность в себе, боязливое отношение к...
Хоторнский эксперимент феномен социальной психологии . Был проведен специалистами Гарвардского университета (Э.Мэйо и др.) на предприятии Вестерн электрик в Хоторне. В нем было зафиксировано, что рост производительности труда может быть связан с установлением нормального общения между работниками. Это дало повод пересмотреть бихевиористскую модель обусловливания социального поведения, и в классическую схему был внесен промежуточный элемент: S (стимул) A (аттитюд) R...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]