Exit Project: Глоссарий: Давыдов В.В. Психология

Давыдов В.В. Психология



Психология (от греч. psyche душа, logos учение) наука о происхождении, закономерностях развития и функционирования психики. Согласно данным современной психологии, главным составляющим психики являются потребности и образы, благодаря которым осуществляется ориентирование поведения животных и деятельности человека. Потребности отражают нужды животного и человека, порождают у них цели, которые вместе с образами окружающей среды ориентируют животного и человека как субъектов поведения и деятельности в удовлетворении соответствующих нужд. Потребности и образы позволяют субъекту искать и опробовать движения и действия, контролируемое выполнение которых адекватно достижению целей. Психика необходима субъекту в новой и неожиданной ситуации, справится с которой он может лишь в том случае, если его реальные движения и действия предваряются опробованием и примериванием, выполненными в плане образов. На разных стадиях филогенетического развития психики в теле животных выделился специализированный орган нервная система и мозг, определенной функцией которых является психика. Мозг как особая часть тела человека является органом его психики (сознания). Животное удовлетворяет свои нужды и потребности посредством движений, осуществляемых в природной среде, совокупность которых характеризует его поведение. Человек удовлетворяет свои нужды и потребности посредством действий, осуществляемых в общественной сфере, совокупность которых характеризует его деятельность. Деятельность человека, как и поведение животного, ориентируется и управляется психикой, но приобретшей форму сознания. Сознание имеет общественноисторическую природу, которая позволяет человеку осуществлять поиск и опробовать действия на основе идеальных образцов. К.Маркс, характеризуя связь идеальных образов с общественным характером труда человека, писал: ...Самый плохой архитектор от наилучшей пчелы с самого начала отличается тем, что, прежде чем строить ячейку из воска, он уже построил ее в своей голове. В конце процесса труда получается результат, который уже в начале этого процесса имелся в представлении человека, т.е. идеально. Человек не только изменяет форму того, что дано природой; в том, что дано природой он осуществляет вместе с тем и сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и который он должен подчинить свою волю (К.Маркс, Ф.Энгельс. Соч., т.23, с.189). Человек в процессе изменения действительности предвидит его продукт, это предвидение имеет форму идеального образа и сознательной цели, которые направляют действия человека. В процессе общественноисторического развития человека труд был генетически исходной основой всех других видов материальной и духовной деятельности, которые тем самым имеют принципиально общий с ним характер ориентирования и управления. В сознании отдельного человека благодаря его материальному и речевому общению с другими людьми идеально представлены их интересы, устремления и позиции. То, что в психике отдельного человека не приобрело формы идеального выражения этих позиций, относится к сфере бессознательного. Ориентация поведения животного и деятельности человека осуществляется различными по содержанию нуждами, потребностями, эмоциями и целями, а также образами различного типа перцептивными, мнемическими и интеллектуальными. В основе поведения животных лежат их инстинкты, т.е. единство врожденных нужд и потребностей с врожденными же способами их удовлетворения. Деятельность человека, сохраняя врожденность органических нужд и потребностей, вместе с тем не имеет врожденных способов их удовлетворения, т.е. не имеет инстинктивной основы. Человеку присущи духовные потребности, имеющие общественнокультурное происхождение. Сознательный характер деятельности человека определяет своеобразие его перцептивных, мнемических и интеллектуальных образов, своеобразие его чувств и воли (например, люди в отличие от всех животных обладают воображением и абстрактноречевым мышлением). Современная психология изучает происхождение и развитие психики животных, ее роль в ориентации их поведения, происхождение и развитие сознания человека, его идеальных образов, особенности строения и развития ориентации его сознательной деятельности, характерные черты сферы бессознательного. Широко изучаются психологические вопросы развития личности, психология разрабатывает ряд фундаментальных и прикладных проблем, от степени решения которых зависит продвижение во многих практических областях (на производстве, в образовании, медицине, культуре и т.д.). В ходе разработки основных проблем психологии сформировался ее категориальный аппарат, в котором выделяются категории потребности, образа, мотива, действия, личности и др. Исследовательская практика психологии неотделима от социальной, от общественных потребностей, связанных с решением задач обучения, воспитания, отбора кадров, используемых в материальном и духовном производстве, стимулирования деятельности личности и коллектива и т.д. Категориальный строй психологии, отображая психическую реальность в ее самобытных характеристиках, служит основание, стволом всего многообразия ответвлений современной психологии, выступающих в виде отдельных отраслей, многие из которых приобрели ныне самостоятельный статус (возрастная психология, дифференциальная психология, зоопсихология, инженерная психология, медицинская психология, нейропсихология, общая психология, патопсихология, психогенетика, психодиагностика, психосемантика, психология искусства, психология спорта, психология труда, психология управления, психотерапия, психофизиология, социальная психология, сравнительная психология и др.). Дифференциальноинтеграционные процессы, превратившие психологию в куст отраслей, обусловлены запросами различных областей практики, сталкивающими психологию со специфическими для каждой из них проблемами. Эти проблемы являются, как правило, комплексными и поэтому разрабатываются многими дисциплинами. Включение психологии в состав междисциплинарных исследований и участие в них продуктивно лишь тогда, когда она обогащает их присущими только ей понятиями, методами, объяснительными принципами. Вместе с тем в результате контактов с другим науками психология сама обогащается новыми идеями и подходами, развивающими ее содержание и категориальный аппарат, обеспечивающий ее целостность как самостоятельной науки. Исторический очерк. Предпосылки научного истолкования психики возникли в древнем мире в противовес религиозномифическим представлениям о душе (в течение многих столетий психические явления, изучаемые психологией, обозначались общим термином душа). Древнегреческими врачами (Гиппократ и др.) было открыто, что органом психики является мозг. Одному анонимному древнему автору принадлежит следующее высказывание, касающееся природы психики (души): Если ты не знаешь, что ищешь, то что же ищешь, а если ты знаешь, что ищешь, что зачем же ты ищешь? Для существа, обладающего психикой, характерен поиск, заключающий в себе внутреннее противоречие. Психология как наука развивалась по мере того, как продвигалась в разработке содержания понятий, позволяющих так или иначе объяснить способ разрешения противоречия, возникающего в самом процессе поиска. Искать то, чего еще нет, но что всетаки возможно и что дано субъекту лишь как цель, но пока еще не ставшее явью, это основная характеристика субъекта, поведения и деятельности. Парадоксальность описка состоит в том, что он сочетает в себе возможное и действительное. Вершиной психологии в период античности явилось учение Аристотеля (трактаты О душе, Происхождение животных и др.), в котором душа характеризуется следующим образом: (Душа) есть известное осуществление и осмысление того, что обладает возможностью быть (осуществленным) (Аристотель. О душе. М., 1937, с.42). Предвидение это усмотрение возможности. Реальные действия субъекта, обладающего психикой (душой), осуществляют то, что может быть создано в самой действительности. Субъект строит свои действия в зависимости от того, что может произойти лишь в будущем, в будущем, которого еще нет! Образ будущего, образ должного детерминирует настоящее, определяет собой реальное действие и состояние субъекта. Идею о том, что образ будущего имеет существенное значение в построении человеческого действия, можно встретить в трудах мыслителей средневековья. Так, Августин писал: Ожидание относится к вещам будущим, память к прошедшим. С другой стороны, напряжение действия относится к настоящему времени: через него будущее переходит в прошедшее. Следовательно, в действии должно быть нечто такое, что относится к тому, чего еще нет (Августин. Творения. Киев, 19001905, ч.2, с.302303). В XVIIXVIIIвв. под влиянием успехов естественных наук в психологии складывается новый подход. Р.Декарт формулирует рефлекторную природу поведения животных. Т.Гоббс создает теорию ассоциаций как закономерных связей психических явлений, определяемых связями телесных явлений. В XVIIIв. была поставлена проблема различных уровней нервнопсихической организации (Д.Дидро, П.Ж.Кабинис и др.) и проблема развития интересов и способностей личности под воздействием социальной среды (К.Гельвеций). В психофизиологии XIXв. Г.Гельмгольц показал недостаточность анатомофизиологических понятий для объяснения возникновения чувственных образов, так как в этом процессе участвуют бессознательные умозаключения. Ч.Дарвин выявил специфическую роль психики в эволюции поведения животных. Появились экспериментальные методы исследования психики. Главными центами разработки психики становятся специальные лаборатории, первая из которых была создана В.Вундтом (Лейпциг, 1879). Аналогичные лаборатории возникают в России, Великобритании, США. Франции и других странах. Психология постепенно превращается в самостоятельную конкретную науку, экспериментально изучающую проблемы ощущения, памяти, внимания, мышления (до этого психологические проблемы умозрительно рассматривались внутри философии). На рубеже XIXXXвв. сложился созданный З.Фрейдом психоанализ, исследующий сферу бессознательного (неосознаваемого в психике человека). В начале XXв. важным течением психологии становится бихевиоризм, согласно которому психология должна изучать динамику внешних телесных реакций на стимул. Это направление стремилось найти всем проявлениям психики чисто поведенческие эквиваленты (мышление реакции речевого аппарата; чувство реакции внутренних органов и т.п.). Другой влиятельной школой в психологии выступила гештальтпсихология, экспериментальным объектом которой явился целостный и структурный характер психики. В 3070гг. сложилась научная школа Ж.Пиаже, изучающая становление интеллектуальных структур в процессе онтогенеза (представителя этой школы начали широко исследовать достижения математической логики). В середине века в недрах психоанализа возник неофрейдизм, связывающий бессознательную психику с социальными факторами (Э.Фромм и др.). Возникла так называемая гуманистическая психология, утверждающая, что использование объективных методов изучения личности ведет ее к дегуманизации (А.Маслоу и др.). В советской психологии, опирающейся на достижения дореволюционной науки, возникло несколько оригинальных направлений и школ. В 2030гг. была разработана культурноисторическая теория психического развития человека (научная школа Л.С.Выготского, А.Р.Лурия и др.). В научных школах С.Л.Рубинштейна и А.Н.Леонтьева были заложены основы психологической теории деятельности. Направление, возглавляемое Д.Н.Узнадзе, создало теорию установки. Коллектив, возглавляемый Б.Г.Ананьевым, разработал теорию интегрального изучения становления и развития личности человека. Исследования советских психологов шло в тесном содружестве с работами в области психофизиологии (труды И.П.Павлова, В.М.Бехтерева, А.А.Ухтомского, Н.А.Бернштейна и др.). Серьезное воздействие на развитие мировой психологии оказывает происшедшая в условиях современной научнотехнической революции передача электронным устройствам некоторых функций, являющихся прежде уникальным достоянием человеческой психики функции накопления и переработки информации, управления и контроля. Это позволило широко использовать в психологии кибернетические и теоретикоинформационные понятия и модели, что способствовало формализации и математизации психологии, внедрению в нее кибернетического стиля мышления с его преимуществами, обусловленными применением логикоматематического аппарата, компьютеров и других средств. Автоматизация и кибернетизация резко повысили заинтересованность в оперативной диагностике и прогностике, эффективном использовании и культивировании функций человека, которые не могут быть переданы электронным устройствам, прежде всего творческих способностей, обеспечивающих дальнейший научнотехнический прогресс. Изучение проблем искусственного интеллекта, с одной стороны, творчества с другой, становятся в современную эпоху важными направлениями психологии. Наряду с ними стремительно развивается социальная психология и психология управления, решающие задачи, касающиеся роли человеческого фактора в развитии общества, в процессах управления, а также исследования, связанные с освоением космического пространства, демографическими, экологическими и другими актуальными проблемами современности. Включенность психологии в многоплановый контекст взаимодействия различных социальных, естественных и технических наук (на уровне как функциональных, так и прикладных исследований) придает особую остроту методологическом анализу ее понятийных средств, объяснительных принципов, концепций и методических процедур с целью выявления наиболее перспективных направлений ее дельнейшего развития. Литература. АнаньевБ.Г. Избранные психологические труды. В 2х тт. М., 1980. БернштейнН.А. Физиология движений и активность. М., 1990. ВыготскийЛ.С. Собрание сочинений. В 6ти тт. М., 19821984. ЛеонтьевА.Н. Избранные психологические произведения. В 2х тт. М., 1983. ПиажеЖ. Избранные психологические труды. М., 1969. РубинштейнС.Л. Основы общей психологии. В 2х тт. М., 1989. УзнадзеД.Н. Экспериментальные основы психологии установки. Тб., 1961. Экспериментальная психология: Пер. с фр. 15 тт. Ред.сост. П.Фресс и Ж.Пиаже. ЯрошевскийМ.Г. История психологии. М., 1985. MisiakH., SextonV. History of Psychology. N.Y.L., 1968. (Статью в авторской редакции предоставила Л.В.Берцфаи из семейного архива)

Другие статьи : Давид-Неэль А. Передача вестей по воздуху, Давыдов В.В. Деятельность, Давыдов В.В. Психология, Давыдов Василий Васильевич, Дакномания, Дакриурия, Дактилология, Дактилоспазм, Данлап Кнехт, Дансомания, Дарвин Чарльз, Дауна болезнь, Двенадцать шагов, Двигательная буря, Двигательная задача, Двигательный анализатор, Двигательный аппарат, Двигательный навык, Двигательный состав действия, Движение, Движения автоматизированные, Движения активные, Движения глаз, Движения пассивные, Движения сознательные, Движения фантомные, Двойная связь, Двойное мышление, Двойное сознание, Двойной слепой опыт, Двойные ощущения, Двойственное изображение, Двойственное отношение, Двойственность психическая, Двухкомпонентная теория эмоций Шехтера, Деавтоматизация навыка, Дебильность, Дебильность двигательная, Дебют, Девиантное поведение, Дедукция, Дежерин (Dejerine) Жюль Жозеф, Дезавтоматизация, Деиндивидаулизация, Действие, Дейтеранопия, Декаляж, Декарт Peнe, Декарт Р. Отрывки, Декодирование, Делирий, Деменция, Демокрит, Демонстрационное поведение животных, Деперсонализация, Депрессивный реализм, Депрессивный синдром, Дереализация, Дерефлексия, Десигнат, Дескриптивная психология, Дескриптивный бихевиоризм, Дессуар (Dessoir) Макс, Детектор лжи, Детерминирующая тенденция, Детская гиперактивность, Детская психология, Детские притязания, Детский анимизм, Детский психоанализ, Детский рисунок, Детство, Дефицит общения, Дефляция, Деятельностный подход в психологии, Деятельность, Деятельность детская, Джексон (Jackson) Дональд де Авила, Джемс (Jams) Уильям, Джозеф Луис Иринье Жан Абади (Joseph Louis Irеnee Jean Abadie), Джонс Эрнест, Диагностика профессиональных установок подростков, Диапазон эквивалентности, Дивергентное мышление, Дивергентные движения, Дизартрия, Дизноя, Дилемма узника, Дильтей Вильгельм, Динамическая психиатрия, Динамическая психология, Динамические характеристики психических процессов, Динамический стереотип, Диппольдизм, Дисграфия, Дискомфортное состояние, Дискурсивное мышление, Дисморфофобия, Диссимуляция, Дистресс, Дифференциальная психология, Дифференциальная психофизиология, Дифференциальный порог, Дифференциальный порог ощущений, Дихотическое слушание, Длительность ощущения, Добрынин Николай Федорович, Додонов Борис Игнатьевич, Долговременная память, Доминанта, Дондерс Франс Корнелис, Донжуанизм, Дооперациональное мышление, Дополнительные сенсорные характеристики, Дополнительные цвета, Дошкольный возраст, Дрейф, Дриш Ханс, Дружба, Дуализм, Дуалистический интеракционизм, Дуальное единство, Дункер (Duncker) Карл, Дьюи (Dewey) Джон, Дюбуа Поль Шарль, Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, Дюркгейм Карлфрид, , ...

 

Ханта прогрессивная мозжечковая диссинергия

Ханта прогрессивная мозжечковая диссинергия (Hunt R.J.,1914). Синдром, характеризующийся миоклонией действия в сочетании с мозжечковыми или мозжечково-спинальными расстройствами. ЭЭГ при этом — без существенных отклонений. Судорожные пароксизмы, как спонтанные, так и в связи со световой стимуляцией,...

Ханта синдром

Ханта синдром (Hunt R.J., 1917). Ювенильная форма дрожательного паралича. Начинается в возрасте от 13 до 30 лет. Симптоматика подобна таковой при болезни Паркинсона. Носит спорадический или семейный характер. Дрожание вначале отмечается в какой-либо одной конечности и носит ритмический характер. Маскообразное лицо, брадикинезия, дизартрия, монотонная речь, изменения осанки, повышен мышечный тонус. Морфологически — поражение стриопаллидарной системы, моторных клеток полосатого...

Характер

Характер (от греч. character черта, признак, примета, особенность) индивидуальная, достаточно устойчивая система привычных способов поведения человека в определенных условиях. В формировании характера человека ведущую роль играют формы социальных взаимоотношений. Поэтому при известной вариативности черт характера, обусловленных наследственностью и личным опытом разрешения жизненных проблем, характер людей, живущих в похожих общественных условиях, имеет много похожих...

Характерологический панцирь

Характерологический панцирь (от греч. character черта, признак, примета, особенность и итал. panciera живот) избирательное повышение мышечного тонуса как формы психологической защиты Я от внешних и внутренних угроз (например, подавление сексуального инстинкта изза реализации потребности во власти). Приобретая хронические формы, эта психологическая защита ведет к появлению стойкого мышечного напряжения в тех или иных участках телесной организации пациента, в изза чего не происходит оптимального движения психической энергии. Автор В.Райх . Литература. ReichW. Charakteranalyse (1933), Franfurt/M,...

Характерология

Характерология (от греч. charakter примета, черта, признак и logos наука, учение) научная дисциплина, посвященная исследованию сущности характера и средствам выявления его...

Харизматическая личность

Харизматическая личность (от лат. charisma милость, божественный дар) феномен социального восприятия и взаимодействия. Характеризуется тем, что индивид, действующий на политической или религиозной арене, наделяется необыкновенными качествами (могущество, беззаветное служение человечеству или идее, удачливость и т.д.), которые в определенной степени переносятся на последователей его дела. Харизматической личности приписываются все достижения группы или ее членов, а неудачи интерпретируются как временная остановка на пути. Особенно часто этот феномен возникает на переломах исторического развития, когда определенные социальные группы осознают необходимость прихода...

Харьковская психологическая школа

Харьковская психологическая школа неформальная организация психологов, которые работали в 30егг. в научных учреждениях Харькова над развитием идей Л.С.Выготского и над формулированием на этой основе основ деятельностного подхода в психологии. К этой школе принадлежали: А.Н.Леонтьев , А.Р.Лурия , П.И.Зинченко , А.В.Запорожец , П.Я.Гальперин и...

Хеатускопия

Хеатускопия (греч. auto сам, skopeo смотрю) парапсихологический и клинический термин, обозначающий возникновение у индивида иллюзии , что он видит самого себя как бы со стороны. Его феноменальное Я как бы приобретает способность отделиться от физического тела и наблюдать его как внешний объект, при этом все соматические ощущения видимого телесного облика становятся недоступными. Воспринимаемый телесный облик не обязательно должен быть идентичен тому, который наблюдается в обычном состоянии сознания (например, в зеркале), в частности, может иметь другой возраст (например, возраст старца), но несмотря на это он все равно воспринимается как образ самого себя. Этот феномен, достаточно распространенный в клинике, связывается с...

Хебб Дональд

Хебб (Hebb) Дональд (19041985, Новая Шотландия, Канада) канадский психолог. Окончил университет МакГилла в Монреале, получил степень магистра искусств. В Гарвардском университете получил степень доктора философии, затем защитил диссертации на степень доктора естественных наук, доктора юридических наук и доктора гуманитарных наук. Профессор университета МакГилла. Занимался широким кругом проблем в областях психологии, нейрофизиологии, юриспруденции. По его представлениям, поведение организма в ответ на внешние раздражители опосредовано внутренними, идеационными, процессами. В исследованиях процесса восприятия пытался определить роль научения и действия врожденных механизмов. Сочинения: The Organization of Behavior. N.Y., 1949; A neuropsychological theоry // Psychology: A Study of a Science. V.1, N.Y., 1959; Intelligence,...

Хейманс (Heymans) Герардус

Хейманс (Heymans) Герардус (17.4.1857, Ферверд, Фрисландия 18.2.1930, Гронинген) нидерландский философ, психолог. Окончил реальную гимназию в Леувардене, изучал политические науки в Лейдене и философию у В.Виндельбанда и ван Ланда во Фрейбурге (доктор научной политики, доктор философии). С 1890г. он профессор философии и психологии в университете Гронингена, член Общества экспериментальной психологии. Пытался усовершенствовать кантианскую идеалистическую метафизику на основе психологического монизма. Работал над проблемами восприятия , описал закон торможения , в соответствии с которым величина порога, например, слухового восприятия, изменяется, если действует другой раздражитель, например, электрический ток (Untersuchungen uber psychologische Hemmungen, Zeitsch. f. Psychol., 1899, 21; 1901, 26; 1904, 34; 1906, 41;...

Хеннинг Х.

ХеннингХ. немецкий психолог, разработавший в 1924г. классификацию обонятельных...

Хик (Hick) Вильям Эдуард

Хик (Hick) Вильям Эдуард (1912 1975) английский врач, психотерапевт, психолог. Магистр гуманитарных наук (1954), доктор медицины (Дарем, 1949), член Британской академии психологических наук и Совета по медицинским исследованиям. Работал в Кембриджском университете по проблемам экспериментальной психологии, оставаясь в рамках методологической схемы стимулреакция. В дальнейшем перешел к частной практике. В 1952г. совместно с Р.Хайманом вывел закон времени реакции ( закон Хика ): время реакции выбора из альтернативных действий на равновероятные раздражители логарифмически связано с числом альтернатив. В этой разработке были использованы результаты исследования немецкого психолога И.Меркеля, полученные еще в 1885г. Литература...

Холерик

Холерик темперамент в классификации Гиппократа . Человека холерического темперамента можно охарактеризовать как быстрого, порывистого, способного отдаваться делу со страстностью, но не уравновешенного, склонного к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения...

Холл Кельвин

Холл (Hаll) Кельвин (род. 18.01.1909) - американский психолог. В 1913г. окончил Калифорнийский университет. Работал в университетах Калифорнии (1933-34), штата Орегон (1934-37). С 1940Холл (Hаll) Кельвинг. - профессор Западного резервного университета в Огайо. Специалист по проблемам психологии личности, темперамента, анализа сновидений. Сочинения. Theories of Personality. N.Y., 1957 (with...

Холл Стенли

Холл Стенли (1846 1924) американский психолог, один из основателей педологии . Разработал ряд самооценочных опросников для детей разных возрастов. Опирался на теорию рекапитуляции , в которой постулируется, что ребенок в своем психическом развитии последовательно проходит филогенетические стадии человеческой психики...

Холотропная терапия

Холотропная терапия (от греч. holos целый и tropos направление, поворот) психотерапевтическая методика, разработанная С. и К.Гроф, основанная на результатах психоделических исследований, в которых были выявлены некоторые уровни человеческой психики . К таким уровням были отнесены сенсорный опыт, который образован сильными переживаниями, не имеющими личностного значения; психодинамический, или биографический, опыт, представленный личностно значимыми событиями; перинатальный, или добиографический, опыт, содержание которого соответствует переживаниям умирания, смерти и повторного биологического рождения; и, наконец, трансперсональный, или сверхбиографический опыт, который связан с расширением сознания и переживания филогенетического опыта. Процедура холотропной терапии, направленной на активизацию бессознательного содержания психики, предполагает использование интенсивного дыхания, прослушивание специально подобранной музыки...

Хоманс Джордж Каспар

Хоманс (Homans) Джордж Каспар (род. 11.08.1910) американский социолог, социальный психолог, представитель необихевиоризма . Рассматривал функционирование социальных систем на основе анализа элементарного социального поведения индивидов, которое представляет собой обмен деятельностью (вещи, идеи, чувства) ради того или иного вознаграждения. Сочинения: The Human Group. N.Y., 1950; Theorie der sozialen Gruppe. Koln, 1969; Social Behavior. Its elementary forms. N.Y., 1974; The Nature of Social Science. N.Y.,...

Хомская Евгения Давыдовна

Хомская Евгения Давыдовна (род. 1929) отечественный нейропсихолог. Окончила в 1952г. МГУ. В 1957г. защитила кандидатскую диссертацию. С 1958г. работала в МГУ. Вместе с А.Л.Лурия участвовала в создании на факультете психологии МГУ кафедры нейро и патопсихологии. В 1971г. защитила докторскую диссертацию. Профессор (1974). Разрабатывала проблемы синдромального анализа нарушений высших психологических функций, нейропсихологического анализа функциональной асимметрии мозга. Является автором новаторских разработок в области нейропсихологического изучения эмоций и индивидуальных различий в протекании психологических процессов в норме. Один из основателей нового направления в психофизиологии психофизиологии локальных поражений мозга. Сочинения. (Ред.) Лобные доли и регуляция психологических процессов. 1966; Мозг и активация. 1972; (Ред.) Проблемы...

Хорни Карен

Хорни Карен (1885 1952) немецкоамериканский психолог, представитель неофрейдизма . До 1932г. проводила клиническую работу невротиками в Германии, после эмигрировала в США. Полагала, что развитие неврозов , сущность которых заключается в переживании коренной тревоги, обусловлено противоречиями межчеловеческого общения , прежде всего взаимоотношений между родителями и детьми. Если ситуации жизни (запугивание, отсутствие любви, гиперопека) заставляют ребенка часто переживать коренную тревогу, то могут возникать стойкие черты характера, такие как неуверенность в себе, боязливое отношение к...

Хоторнский эксперимент

Хоторнский эксперимент феномен социальной психологии . Был проведен специалистами Гарвардского университета (Э.Мэйо и др.) на предприятии Вестерн электрик в Хоторне. В нем было зафиксировано, что рост производительности труда может быть связан с установлением нормального общения между работниками. Это дало повод пересмотреть бихевиористскую модель обусловливания социального поведения, и в классическую схему был внесен промежуточный элемент: S (стимул) A (аттитюд) R...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Давыдов В.В. Психология