Exit Project: Глоссарий: Лейбниц Г.В. Отрывки

Лейбниц Г.В. Отрывки



Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Хроматические цвета

Хроматические цвета цвета, восприятие которых возможно при помощи системы ночного зрения. К ним относятся белый цвет, черный и все оттенки...

Хроматопсия

Хроматопсия (от греч. chroma цвет и opsis зрение) искажение цветовых ощущений, при котором воспринимается лишь один из основных цветов. Так, эритропсия характеризуется восприятием всего как окрашенного красным светом (возможно при отравлении йодом); ксантопсия желтым светом (при отравлении сантонином); цианопсия синим светом (при отравлении...

Хэд (Head) сэр Генри

Хэд (Head) сэр Генри (4.8.1861, Лондон 8.10.1940) английский невролог и нейропсихолог, один крупнейших начала 20 века. Ученик английского невролога середины 19 века Х.Джексона. Среднее образование получил в благотворительной школе (Charterhouse), после этого учился в университете Галле, в Тринитиколледже в Кембридже (18801884, магистр искусств, 1884; доктор философии, 1892), в Немецком университете Праги и в Страсбурге (доктор философии). Докторскую диссертацию по праву защитил в Эдинбурге. С 1901г. работал в качестве преподавателя в Королевском колледже врачей, с 1921г. в Королевском Обществе. Редактор журнала Brain (19041920). Хэд был из тех исследователей нейропсихологических проблем, которые опровергли постулаты узкого локализационизма в определении субстрата высших психических...

Цар

Цар этноспецифический термин, обозначающий форму психотерапии , практикуемую женщинами низших слоев общества стран Северной Африки, направленную на лечение невротических и истерических реакций. Метод заключается в том, что женщины устраивают коллективный ритуальный танец, во время которого они имитируют на общем оргиастическом фоне передачу себя во власть джинов (LeirisM. La possesion par Zar chez les Chretiens du Nord de LEthiope, Mental Disorders and Mental Health in Africa South of the Sahara, Paris, 1958, p. 168175). Первоначально эта форма психотерапии была описана Б.Левиным (B.Lewin) в 1958г. у простолюдинов Египта. Литература...

Цветовое зрение

Цветовое зрение способность различать отдельные поддиапазоны электромагнитного излучения в диапазоне видимого спектра (369760нм.). Для объяснения этой способности была предложена трехкомпонентная теория цветового зрения, в соответствии с которой предполагается, что в зрительной сетчатке существуют три вида рецепторов (колбочки), избирательно реагирующих соответственно на красный цвет, зеленый и синий. Сигналы, поступающие от периферических отделов зрительного аппарата, в его высших отделах принимаются спектрально чувствительными нервными клетками, которые возбуждаются при действии одного из цветов спектра и тормозятся при действии другого (голубой желтый, голубой зеленый, зеленый...

Цветовой интерьер

Сочетание цветовых компонентов отделки и оборудования помещения. Играет важную роль в вопросах организации трудовых процессов. Известно значение цветового интерьера для создания среды в лечебных учреждениях. Влияние цвета на аффективное состояние больного было показано исследованиями В.М.Бехтерева. Особенно значительную роль цветовой интерьер играет в пограничной психиатрии, при лечении депрессивных больных (хроматотерапия — лечение цветом), являясь вспомогательным терапевтическим...

Целевой анализ

Целевой анализ (от греч. analysis расчленение) форма короткого анализа , автор D.Langen (1956г.). В основе терапии лежит работа со свободными ассоциациями и эффект переноса. В противоположность психоанализу является достаточно коротким по времени проведения и ориентированным лишь на актуальные проблемы. Литература. LangenD. Autogenes Training und Hypnotherapie // Forschr. Med. 1971, 83, 22,...

Целера—Гризингера—Неймана концепция единого психоза

Целера—Гризингера—Неймана концепция единого психоза (Zeller E.A., 1838; Griesinger W., 1865; Neumann H., 1859). Сложившаяся в 40-60-е годы прошлого века, преимущественно в немецкой психиатрии, под влиянием взглядов J.GuisIain, система взглядов на то, что существует некое единое психическое расстройство, течение которого характеризуется четырьмя следующими друг за другом стадиями: меланхолией, манией, безумием и деменцией. W.Griesinger различал наступающую вслед за манией стадию безумия, то есть аффективно-бредовых расстройств и сменяющую ее стадию сумасшествия, то есть галлюцинаторно-бредовых расстройств. Согласно W.Griesinger, болезненный процесс на одной из этих стадий может остановиться, обратимым же он является лишь на стадиях аффективных и аффективно-бредовых расстройств. Концепция единого психоза знаменовала отказ...

Целостная психология

Целостная психология ряд направлений в психологии, методология которых ориентирована на исследование целостности структур психики и сознания . К целостной психологии относятся Лейпцигская школа , гештальтпсихология , школа К.Левина...

Целостность восприятия

Целостность восприятия свойство восприятия . Характеризуется тем, что отдельные признаки какоголибо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта. Этот эффект основан на вероятностном прогнозировании динамики объекта окружающего...

Цельса болезнь

Цельса болезнь (Celsus A.C.). Каталепсия. Характерно длительное сохранение телом больного и отдельными его членами приданной позы. Синдром каталепсии наблюдается при кататонической шизофрении, при истерии (носит приступообразный характер) и в гипнотическом состоянии. Цельс Авл Корнелий — древнеримский ученый и писатель, автор трактата в восьми книгах «О медицине», содержащего описание ряда...

Ценестезия

Ценестезия (греч. кеnоn — пустота, aisthesis — чувство, ощущение). Утрата чувства собственного «Я», проявление...

Цензура внутрипсихическая

Понятие психоанализа, введенное S.Freud для обозначения гипотетической инстанции, исполняющей роль своеобразного фильтра для идущих из бессознательного в сознание импульсов и не пропускающего, вытесняющего неприемлемые для сознания, большей частью сексуальные, влечения и...

Центр Брока

Центр Брока участок коры головного мозга, названный по имени французского антрополога и хирурга П.Брока, находящийся в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей), работой которого обеспечивается моторная организация речи и преимущественно связанная с фонологической и синтаксической кодификациями. Представляет собой кинетикомоторный вербальный анализатор, в котором перерабатывается прежде всего проприоцептивная информация. При поражении этого центра возникает так называемая афазия Брока (анартрический синдром), которая характеризуется невозможностью объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт. Литература. AzcoagaJ.E. Neurolinguistica y fisiopatologia. Afasiologia. Buenos Aires: El Ateneo, 1985,...

Центр Вернике

Центр Вернике участок коры головного мозга, названный по имени немецкого невропатолога и психиатра К.Вернике, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий звуковой фонематический анализ устной речи, преимущественно связанная с семантический кодификацией и декодификацией, представляет собой собственно вербальный анализатор. Его поражение вызывает так называемую афазию Вернике, когда нарушается понимание устной речи. Литература. AzcoagaJ.E. Neurolinguistica y fisiopatologia. Afasiologia. Buenos Aires: El Ateneo, 1985,...

Центрация

Центрация понятие генетической теории Ж.Пиаже , выражающее затруднения в переходе на позицию объективного наблюдателя. Предстает как свойство эгоцентризма в процессе мышления и как поглощенность перцептивно воспринимаемыми свойствами...

Церебрастения

Церебрастения (лат. cerebrum — головной мозг + астения). Одно из проявлений органического психосиндрома. Характеризуется астенией в сочетании с головными болями, головокружениями, некоторым ослаблением памяти, явлениями повышенной истощаемости интеллектуально-мнестической деятельности, вазовегетативными расстройствами. В зависимости от этиологических моментов различают церебрастению атеросклеротическую, посттравматическую и...

Церебропатия

Церебропатия (церебрум + греч. pathos — страдание, болезнь). См....

Цереброспинальная жидкость

Цереброспинальная жидкость. Жидкая среда, заполняющая полости спинного и головного мозга. Выделяется в полость желудочков хориоидными железами заднего, промежуточного и переднего мозга. Лабораторные исследования цереброспинальной жидкости имеют важное значение для диагностики и дифференциальной диагностики органических заболеваний ЦНС. Син.: ликвор, спинно-мозговая...

Церемониал ананкастический

Церемониал ананкастический (лат. ceremdnia — святость, лочитание, культ). См. Ритуал. Син.: церемониал...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейбниц Г.В. Отрывки