Exit Project: Глоссарий: АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)



АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred) - австрийский психиатр и психолог, основатель школы индивидуальной психологии и один из основоположников современной психотерапии.

Родился 7 февраля 1870 года в Вене (Австрия). Его отец, Леопольд Адлер, в молодости приехал в Вену из Бургенланда и стал торговцем зерном. Альфред был вторым из шести детей большого небогатого семейства.

В 1895 году, после окончания медицинского факультета Венского университета, Адлер примыкает к социал-демократическому движению и активно участвует в нем, проповедуя идею равенства всех людей независимо от расы, религии, пола и т.д. На одном из митингов он знакомится с Раисой Тимофеевной Эпштейн, которая спустя некоторое время становится его женой.

В 1898 году Адлер публикует свою первую работу "Учебник здоровья для портных" (Gesundheitsbuch fr das Schneidergewerbe). В этой брошюре он обсуждает риск для здоровья, связанный с работой портного, и предлагает меры по улучшению условий труда, подчеркивая общий принцип: человека следует рассматривать не изолированно, а во взаимодействии с окружающей средой. Высказанные им взгляды представляют особый интерес, поскольку свидетельствуют о том, что уже в молодости Адлер придерживался одного из основных принципов "индивидуальной психологии".

С 1900-х годов Адлер занимается психиатрическими проблемами общей медицины. Он был одним из первых, кого заинтересовала книга Зигмунда Фрейда "Толкование сновидений".

В 1901 году Адлер опубликует положительную рецензию на нее в одной из венских ежедневных газет, после чего Фрейд прислал Адлеру приглашение на еженедельное собрание дискуссионного кружка, где обсуждались новые подходы к изучению психических заболеваний. Поначалу Адлер колебался, поскольку интересовался другим предметом, а именно влиянием физических ограничений на развитие личности. Однако после заверений Фрейда, что в его кружке обсуждаются самые различные темы, принял приглашение.

В 1902 году в возрасте 32 лет Адлер вступил в кружок психоаналитиков, в котором кроме З.Фрейда состояли Вильгельм Штекель, Макс Кагане и Рудольф Рейтлер. Группа стала известна под названием "Психоаналитические научные среды", а позже - как Венское Психоаналитическое общество.

В 1907 году Адлер опубликовал книгу "Исследование неполноценности органов" (Studie ber die Minderwertigkeit von Organen). Он никогда не соглашался с мнением Фрейда о том, что причина психической болезни кроется в сексуальной травме раннего детства, он оспаривал и его метод интерпретации сновидений. Каждый из этих ученых старался привлечь другого к собственной области исследований. Расхождения между ними приобрели более выраженный характер после публикации этой книги. Тем не менее, в 1910 году Адлер становится президентом Венского Психоаналитического общества.

В 1911 году Адлер вместе с восемью единомышленниками (Фрейд назвал их бандой Адлера) разорвал отношения с кружком Фрейда. Сначала он назвал свою "банду" "Обществом свободных психоаналитических исследований". С 1912 года Адлер применял термин "индивидуальная психология". В том же году была опубликована работа "О нервном характере" (ber den nervsen Charakter), где обобщались его основные концепции. Книга была отвергнута коллегией венских профессоров, возглавляемой Юлиусом Вагнер-Яуреггом, который настаивал на том, что этот труд относится к философии, а не к медицине. В такой реакции официальной психиатрии на новые психологические концепции не было ничего удивительного. Поскольку Адлеру было запрещено преподавать на медицинском факультете, он читал лекции во многих учреждениях высшего образования для взрослых. Одна из его книг, "Человекознание" (Menschenkenntnis, 1927), представляет собой компиляцию содержания этих лекций, воссозданную по записям одного из слушателей.

В теории личности Адлера главенствующая роль отводилась социальному аспекту. Он подчеркивал целостность и уникальность человеческой личности. В противовес Фрейду, придававшему особое значение событиям прошлого опыта, Адлер утверждал, что вся динамика психологической жизни личности подчинена достижению сознательных или неосознаваемых целей. Основной движущей силой поведения, данной человеку от рождения, Адлер считал стремление к превосходству, которое, однако, не может осуществиться у слабого и беспомощного ребенка, что вызывает чувство неполноценности, требующее компенсации. Индивидуально своеобразное сочетание компенсаторных средств обусловливает определенный стиль жизни. Неспособность к компенсации обусловливает формирование комплекса неполноценности как одной из причин серьезных личностных проблем. Гармоничное развитие личности опирается на творческую силу Я как источник сознательного активного построения человеком собственной жизни, наделяющий ее смыслом.

В 1912 году Адлер основал "Журнал индивидуальной психологии" ("Zeitschrift fr Individualpsychologie"), но его публикация была прервана Первой мировой войной. В течение двух лет Адлер служил военным врачом на русском фронте, а вернувшись в 1916 году в Вену, возглавил военный госпиталь.

В 1919 году при поддержке австрийского правительства Адлер организовал первую детскую реабилитационную клинику. Через несколько лет в Вене было уже около тридцати таких клиник, в которых работали ученики Адлера. Персонал каждой клиники состоял из врача, психолога и социального работника. Деятельность Адлера получила международную известность. Детские реабилитационные клиники появились в Германии, Голландии, несколько позже - в США (где они продолжают функционировать в Нью-Йорке, Чикаго и Лос-Анджелесе).

В 1922 году "Журнал индивидуальной психологии" возродился под названием "Международный журнал индивидуальной психологии". В 1938-1946 годах его публикация приостановилась, а затем была возобновлена в 1946-1948 годах в Вене. С 1935 года под редакцией Адлера начал выходить журнал на английском языке (с 1957 года - "Journal of Individual Psychology").

Альфред жил в Вене до 1926 года, в котором получил приглашение занять должность профессора Колумбийского университета в Нью-Йорке.

В 1928 году Адлер побывал в США, где читал лекции в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.

Став сотрудником Колумбийского университета, Адлер проводил в Вене только летние месяцы, продолжая преподавательскую деятельность и лечение пациентов.

С приходом к власти нацистов последователи Адлера в Германии подверглись преследованиям и были вынуждены эмигрировать. В 1934 году в Австрии были закрыты все детские реабилитационные клиники. Первая и наиболее известная экспериментальная школа, преподавание в которой осуществлялось согласно принципам индивидуальной психологии, основанная в 1931 году Оскаром Шпилем и Ф.Бирнбаумом, была закрыта после аншлюса Австрии в 1938 году. Школа вновь открылась в 1946 году.

В 1932 году Адлер окончательно переезжает в США.

Адлер активно занимался лекционной деятельностью во многих высших учебных заведениях США и Европы. В последней своей поездке он побывал в Голландии, Франции, Англии и Шотландии. После лекции в Голландии, в апреле 1937, он, вероятно, перенес слабый сердечный приступ, однако ограничился непродолжительным отдыхом в отеле и не упомянул о случившемся в письмах родным и друзьям. Месяцем позже, 28 мая 1937 года, приехав в Абердин (Шотландия) для чтения серии лекций, он неожиданно умер от сердечного приступа в возрасте 67 лет.

Основные работы:

"Практика и теория индивидуальной психологии" (Praxis und Theorie der Individualpsychologie, 1920);

"Проблемы человеческой природы" (Problems of Human Nature, 1929);

"Наука жизни" (The Science of Living, 1929);

"Стиль жизни" (The Pattern of Life, 1930);

"Социальные интересы: вызов человечеству" (Social Interest: A Challenge to Mankind, 1938); "Превосходство и социальные интересы" (Superiority and Social Interest, 1964).

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)

ЛИТЕРАТУРА

Е.В. Сидоренко "Комплекс "неполноценности" и анализ ранних воспоминаний в концепции Альфреда Адлера". Санкт-Петербург, 1993.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. М., 1995.

С. Степанов "Психология в лицах". М., 2001.

По мере поступления информации, материал статьи будет дополняться и изменяться.

Статью подготовил Сергей Востриков
10.12.2001
Другие статьи : А-тип личности, Абади симптом, Абазия, Абалиенация, Абашева-Константиновского синдром, Абели симптом, Аберрация, Аберрация, Абеталипопротеинемия, Абиотрофия, Аблютомания, Абрахам Карл, Абсанс, Абсанс автоматизма, Абсанс атипичный, Абсанс атонический, Абсанс вазомоторный, Абсанс вегетативный, Абсанс гипертонический, Абсанс миоклонический, Абсанс пролонгированный, Абсанс ретрокурсивный, Абсанс ретропульсивный, Абсанс субклинический, Абсанс типичный, Абсанс энуретический, Абсанс-аура, Абсентизм, Абсолют, Абсолютная слуховая чувствительность, Абсолютный верхний порог ощущений, Абсолютный нижний порог ощущений, Абсолютный порог, Абсолютный слух, Абсорбция, Абстинент, Абстиненция сексуальная., Абстиненция., Абстрактная грамматика поведения Осгуда, Абстракция, Абстракция, Абузус, Абузус лекарственный, Абулия, Абулия, Августин, Аверсивная психотерапия, Аверсивная терапия, Авиафобия, Авиационная психология, Авокалия, Авруцкого-Еникеева шкала оценки ремиссий при шизофрении, Австрийская (Грацкая) школа, Австрийская психологическая школа, Автаркия, Автобиография, Автокинетический феномен, Автологокатарсис Атанасова, Автоматизация движений, Автоматизм, Автоматизм амбулаторный, Автоматизм аффективный, Автоматизм гипнотический, Автоматизм двигательный, Автоматизм идеаторный, Автоматизм командный, Автоматизм психический, Автоматизм сомнамбулический, Автоматизм эпилептический, Автоматизма психического галлюцинаторный вариант, Автоматическое письмо, Автономазия, Автономная нервная система, Автономная речь, Авторитарная личность, Авторитарность, Авторитарность, Авторитет, Автосимволизм, Ага–переживание, Агапе, Агасфера синдром, Агглютинация, Аггравация, Агевзия, Агейзия, Агеразия, Агипногнозия, Агирия, Агнозия, Агнозия, Агнозия акустическая, Агнозия болевая, Агнозия зрительная, Агнозия на лица, Агнозия обонятельная, Агнозия односторонняя пространственная, Агнозия пространственная, Агнозия симультанная, Агнозия слуховая, Агнозия тактильная, Агорафобия, Аграмматизм, Аграфия, Агрессивное поведение животных, Агрессивность, Агрессия, Агрипния, Адаптационный синдром, Адаптация, Адаптометр, Аддитивное смешение цветов, Адекватность ощущения и восприятия, Адлер Альфред, АДЛЕР Альфред (Adler Alfred), Ажитация, Айзенк (Eysenck) Ханс Юрген, Айзенк Х.Ю. Невроз, конституция и личность., Айхорн Август, Акалькулия, Акатизия, Аккомодация, Аккумуляция аффекта, Акселерация, Активная имагинация, Активное осязание, Активный анализ, Активный словарь, Активный ступенчатый гипноз, Актография, Актуализация связей, Алалия, Алгометр, Алгоритм, Александер Франц Габриель, Александр Романович Лурия, Алекситимия, Алексия, Алиенация, Аллегоризация, , ...

 

Хроматические цвета

Хроматические цвета цвета, восприятие которых возможно при помощи системы ночного зрения. К ним относятся белый цвет, черный и все оттенки...

Хроматопсия

Хроматопсия (от греч. chroma цвет и opsis зрение) искажение цветовых ощущений, при котором воспринимается лишь один из основных цветов. Так, эритропсия характеризуется восприятием всего как окрашенного красным светом (возможно при отравлении йодом); ксантопсия желтым светом (при отравлении сантонином); цианопсия синим светом (при отравлении...

Хэд (Head) сэр Генри

Хэд (Head) сэр Генри (4.8.1861, Лондон 8.10.1940) английский невролог и нейропсихолог, один крупнейших начала 20 века. Ученик английского невролога середины 19 века Х.Джексона. Среднее образование получил в благотворительной школе (Charterhouse), после этого учился в университете Галле, в Тринитиколледже в Кембридже (18801884, магистр искусств, 1884; доктор философии, 1892), в Немецком университете Праги и в Страсбурге (доктор философии). Докторскую диссертацию по праву защитил в Эдинбурге. С 1901г. работал в качестве преподавателя в Королевском колледже врачей, с 1921г. в Королевском Обществе. Редактор журнала Brain (19041920). Хэд был из тех исследователей нейропсихологических проблем, которые опровергли постулаты узкого локализационизма в определении субстрата высших психических...

Цар

Цар этноспецифический термин, обозначающий форму психотерапии , практикуемую женщинами низших слоев общества стран Северной Африки, направленную на лечение невротических и истерических реакций. Метод заключается в том, что женщины устраивают коллективный ритуальный танец, во время которого они имитируют на общем оргиастическом фоне передачу себя во власть джинов (LeirisM. La possesion par Zar chez les Chretiens du Nord de LEthiope, Mental Disorders and Mental Health in Africa South of the Sahara, Paris, 1958, p. 168175). Первоначально эта форма психотерапии была описана Б.Левиным (B.Lewin) в 1958г. у простолюдинов Египта. Литература...

Цветовое зрение

Цветовое зрение способность различать отдельные поддиапазоны электромагнитного излучения в диапазоне видимого спектра (369760нм.). Для объяснения этой способности была предложена трехкомпонентная теория цветового зрения, в соответствии с которой предполагается, что в зрительной сетчатке существуют три вида рецепторов (колбочки), избирательно реагирующих соответственно на красный цвет, зеленый и синий. Сигналы, поступающие от периферических отделов зрительного аппарата, в его высших отделах принимаются спектрально чувствительными нервными клетками, которые возбуждаются при действии одного из цветов спектра и тормозятся при действии другого (голубой желтый, голубой зеленый, зеленый...

Цветовой интерьер

Сочетание цветовых компонентов отделки и оборудования помещения. Играет важную роль в вопросах организации трудовых процессов. Известно значение цветового интерьера для создания среды в лечебных учреждениях. Влияние цвета на аффективное состояние больного было показано исследованиями В.М.Бехтерева. Особенно значительную роль цветовой интерьер играет в пограничной психиатрии, при лечении депрессивных больных (хроматотерапия — лечение цветом), являясь вспомогательным терапевтическим...

Целевой анализ

Целевой анализ (от греч. analysis расчленение) форма короткого анализа , автор D.Langen (1956г.). В основе терапии лежит работа со свободными ассоциациями и эффект переноса. В противоположность психоанализу является достаточно коротким по времени проведения и ориентированным лишь на актуальные проблемы. Литература. LangenD. Autogenes Training und Hypnotherapie // Forschr. Med. 1971, 83, 22,...

Целера—Гризингера—Неймана концепция единого психоза

Целера—Гризингера—Неймана концепция единого психоза (Zeller E.A., 1838; Griesinger W., 1865; Neumann H., 1859). Сложившаяся в 40-60-е годы прошлого века, преимущественно в немецкой психиатрии, под влиянием взглядов J.GuisIain, система взглядов на то, что существует некое единое психическое расстройство, течение которого характеризуется четырьмя следующими друг за другом стадиями: меланхолией, манией, безумием и деменцией. W.Griesinger различал наступающую вслед за манией стадию безумия, то есть аффективно-бредовых расстройств и сменяющую ее стадию сумасшествия, то есть галлюцинаторно-бредовых расстройств. Согласно W.Griesinger, болезненный процесс на одной из этих стадий может остановиться, обратимым же он является лишь на стадиях аффективных и аффективно-бредовых расстройств. Концепция единого психоза знаменовала отказ...

Целостная психология

Целостная психология ряд направлений в психологии, методология которых ориентирована на исследование целостности структур психики и сознания . К целостной психологии относятся Лейпцигская школа , гештальтпсихология , школа К.Левина...

Целостность восприятия

Целостность восприятия свойство восприятия . Характеризуется тем, что отдельные признаки какоголибо объекта, которые актуально не воспринимаются, все же оказываются интегрированными в целостный образ этого объекта. Этот эффект основан на вероятностном прогнозировании динамики объекта окружающего...

Цельса болезнь

Цельса болезнь (Celsus A.C.). Каталепсия. Характерно длительное сохранение телом больного и отдельными его членами приданной позы. Синдром каталепсии наблюдается при кататонической шизофрении, при истерии (носит приступообразный характер) и в гипнотическом состоянии. Цельс Авл Корнелий — древнеримский ученый и писатель, автор трактата в восьми книгах «О медицине», содержащего описание ряда...

Ценестезия

Ценестезия (греч. кеnоn — пустота, aisthesis — чувство, ощущение). Утрата чувства собственного «Я», проявление...

Цензура внутрипсихическая

Понятие психоанализа, введенное S.Freud для обозначения гипотетической инстанции, исполняющей роль своеобразного фильтра для идущих из бессознательного в сознание импульсов и не пропускающего, вытесняющего неприемлемые для сознания, большей частью сексуальные, влечения и...

Центр Брока

Центр Брока участок коры головного мозга, названный по имени французского антрополога и хирурга П.Брока, находящийся в задненижней части третьей лобной извилины левого полушария (у правшей), работой которого обеспечивается моторная организация речи и преимущественно связанная с фонологической и синтаксической кодификациями. Представляет собой кинетикомоторный вербальный анализатор, в котором перерабатывается прежде всего проприоцептивная информация. При поражении этого центра возникает так называемая афазия Брока (анартрический синдром), которая характеризуется невозможностью объединения отдельных речевых движений в единый речевой акт. Литература. AzcoagaJ.E. Neurolinguistica y fisiopatologia. Afasiologia. Buenos Aires: El Ateneo, 1985,...

Центр Вернике

Центр Вернике участок коры головного мозга, названный по имени немецкого невропатолога и психиатра К.Вернике, расположенный в заднем отделе верхней височной извилины левого полушария (у правшей), обеспечивающий звуковой фонематический анализ устной речи, преимущественно связанная с семантический кодификацией и декодификацией, представляет собой собственно вербальный анализатор. Его поражение вызывает так называемую афазию Вернике, когда нарушается понимание устной речи. Литература. AzcoagaJ.E. Neurolinguistica y fisiopatologia. Afasiologia. Buenos Aires: El Ateneo, 1985,...

Центрация

Центрация понятие генетической теории Ж.Пиаже , выражающее затруднения в переходе на позицию объективного наблюдателя. Предстает как свойство эгоцентризма в процессе мышления и как поглощенность перцептивно воспринимаемыми свойствами...

Церебрастения

Церебрастения (лат. cerebrum — головной мозг + астения). Одно из проявлений органического психосиндрома. Характеризуется астенией в сочетании с головными болями, головокружениями, некоторым ослаблением памяти, явлениями повышенной истощаемости интеллектуально-мнестической деятельности, вазовегетативными расстройствами. В зависимости от этиологических моментов различают церебрастению атеросклеротическую, посттравматическую и...

Церебропатия

Церебропатия (церебрум + греч. pathos — страдание, болезнь). См....

Цереброспинальная жидкость

Цереброспинальная жидкость. Жидкая среда, заполняющая полости спинного и головного мозга. Выделяется в полость желудочков хориоидными железами заднего, промежуточного и переднего мозга. Лабораторные исследования цереброспинальной жидкости имеют важное значение для диагностики и дифференциальной диагностики органических заболеваний ЦНС. Син.: ликвор, спинно-мозговая...

Церемониал ананкастический

Церемониал ананкастический (лат. ceremdnia — святость, лочитание, культ). См. Ритуал. Син.: церемониал...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

АДЛЕР Альфред (Adler Alfred)