Exit Project: Глоссарий: Лейбниц Г.В. Отрывки

Лейбниц Г.В. Отрывки



Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Цефалголепсия

Цефалголепсия (греч.. kephale — голова, algos — боль, lepsis — схватывание, нападение, приступ) (Воронков Г.Л., 1983). Форма детской эпилепсии, характеризующаяся появлением в возрасте 2-4 лет мигренозных приступов без судорожных проявлений, неврологических знаков, энуреза и психических изменений по психоорганическому или эпилептическому типу. На ЭЭГ — гиперсинхронные генерализованные разряды. Прогноз благоприятный, приступы исчезают после пубертатного...

Цигун-девиации

Цигун-девиации (от кит. ци энергия + гун движение и лат. deviatio отклонение) отклонения в нормальном течение процесса обучения китайской гимнастике цигун. В таких случаях могут возникать иллюзии, псевдогаллюцинации, чувство нереальности. В китайской медицине причиной этих явлений считается скопление и застой энергии ци в...

Циен Георг Теодор

Циен (Ziehen) Георг Теодор (12.11.1862, ФранкфуртнаМайне 29.12.1950, Висбаден) немецкий психиатр, невропатолог и философ. Учился у Кальбаумса в Герлице. Главный врач психиатрической клиники Йены, в 1897г. защитил диссертацию. С 1900г. профессор психиатрии и невропатологии в Утрехте, с 1903г. в Галле, с 1904по 1912г. в Берлине. В дальнейшем переключился на вопросы философии. С 1917по 1930г. профессор философии и психологии в Галле. Специалист в области общей психопатологии и социальной психиатрии, одним из первых стал заниматься проблемами пограничных состояний. Занимался проблемами психологии и патологии процессов ассоциаций и представлений. Выступал с критикой психологических школ В.Вундта и З.Фрейда за мифологизацию человеческого опыта. Противопоставлял этим школам...

Цикл развития семьи

Цикл развития семьи на основании ведущего признака (наличие или отсутствие в семье детей) были выделены следующие стадии семейного цикла: I формирующаяся семья (супруги женаты не менее пяти лет, детей нет); II детородящая семья (возраст старшего ребенка менее 3 лет); III семья с детьми дошкольниками (старшему ребенку от 3 до 6); VI семья с детьми школьниками (старшему ребенку от 6 до 13); V семья с детьми подростками (старшему ребенку от 13 до 21); VI семья, отправляющая детей в самостоятельную жизнь (с момента, когда из семьи вышел первый ребенок); VII супруги зрелого возраста (с момента, когда из семьи вышел последний ребенок,...

Циклические формы раннего слабоумия

Циклические формы раннего слабоумия (греч. cyklos - круг) (Dunton W.R., 1 910). Одно из первых описаний атипичной, циркулярной формы шизофрении, выделенной позже E.Kraepelin (1913). Было отмечено, что при циркулярном течении заболевания наблюдается прогредиентность психического...

Циклограмма

Циклограмма (от греч. cyklos круг и grapho пишу) метод, который предложил Марей в ХIХв. для исследования движений , основанный на использовании циклографии, где с дозированными промежутками времени фотографируются в затемненном помещении положения светящихся меток, находящихся на движущихся частях тела...

Циркулярные реакции

Циркулярные реакции понятие генетической теории интеллекта Ж.Пиаже , служащее для обозначения повторения таких реакций, которые случайно привели к позитивному результату. В этой теории были описаны первичные циркулярные реакции (24мес.), когда действия повторяются ради них самих и закрепляются как навыки, вторичные как повторение действия ради получения определенного результата и третичные, когда действие варьируется для анализа результирующих последствий этих...

Цубо-терапия

Цубо-терапия (tsubotherapy) (от яп. цубо одна из разновидностей кувшинов и греч. theraрeia лечение) форма имажинативной психотерапии . Основана на связывании негативных переживаний с неодушевленным предметом, а именно с цубо. Включает в себя ряд этапов, на каждом из которых требуется визуализировать взаимодействие с предметом и пережить соответствующие эмоции. Это следующие этапы: подготовка; пассивная визуализация различных кувшинов; вхождение внутрь кувшина; действие с разными кувшинами; вход в разные кувшины, наполненные различными негативными эмоциями; вход и выход из кувшина с оставлением эмоций внутри и запечатыванием кувшина; дистанцирование от кувшина. Литература. Tsubo imagery therapy // J.Ment. Imagery. 1987, 11, N1,...

Чаадаев П.Я. Отрывки

Полное собрание сочинений и писем. Т.1. М.: Наука, 1991. Вступительная статья. (10) Четырнадцатилетним юношей (в 1808г.) он переступил порог Московского университета, где в те времена господствовала немецкая философия. Он слушал там (и, повидимому, еще раньше в 1807г. на дому) таких крупных в европейском масштабе профессоров, как Буле, Рейнгардт, Баузе, Шлецерсын, а также русских профессоров просветительского направления А.М.Брянцева и А.Ф.Мерзлякова. (11) То, что мы знаем о воззрениях Чаадаева 10х начала 20х годов, рисует нам их именно в духе просветительства, рационализма, свободолюбия... Пушкин, между прочим, говорил А.О.Смирновой, что Чаадаев хотел вдолбить мне в голову Локка. Такова характеристика его дружеского круга круга...

Чаадаев Петр Яковлевич

Чаадаев Петр Яковлевич (1794 1856) русский философидеалист. Автор Философических писем, которые в русском обществе были восприняты как манифест западнической идеологии. В области психологии развивал идею об едином пространстве, где человеческие души могут взаимодействовать. Сочинения. Отрывки Анализ научной...

Чаадаев Петр Яковлевич. Анализ научной деятельности.

В историографии философии имя Петра Яковлевича Чаадаева (17941856) связано в первую очередь с дискуссией о путях развития Европы и России. Именно в контексте этой дискуссии, столь существенной для развития русской общественной мысли XIXвека, его фигура принимает определенность и выступает, может быть, наиболее яркой среди ее участников. Действительно, и по тому, как восприняли современники публикацию его Философического письма в 1836 году, и по тому, как он понимал свою социальную роль, в его трудах читатель ожидает увидеть прежде всего ориентированность на глобальные политические и геополитические проблемы. Но можно взглянуть на его учение и под другим углом зрения чтобы разобраться, что было...

Чарльз Кули

Чарльз Кули (1864 1929), социальный психолог, профессор Мичиганского университета, один из президентов Американского социологического...

Чейна болезнь

Чейна болезнь (Cheyne G., 1733). Старинное название...

Человек–оператор

Человекоператор человек, трудовая деятельность которого заключается во взаимодействии с органами управления какимлибо процессом на основе его информационной...

Челпанов Георгий Иванович

Челпанов Георгий Иванович (1862 1936) русский философ и психолог, создатель первого в России института экспериментальной психологии при Московском университете (1914г.). Популяризатор психологической науки и автор ряда учебников по психологии. Опирался в своих исследованиях на методы эмпирической интроспективной психологии сознания. Сторонник концепции психофизического параллелизма...

Чередующееся поведение

Чередующееся поведение (spontaneous alternation behavior) поведение животного в условиях свободного выбора между двумя возможными путями удовлетворения потребности. Показано, что чередование поведения обусловлено стремлением к новым впечатлениям, а при депривации потребности животное предпочитает стереотипное поведение, гарантированно ведущее к цели. Существенную роль играет наблюдение за опытом других животных. Литература. DemberW.N., Richman C.L. Spontaneous alternation behavior. N.Y.: Springer Verlag, 1989....

Черлетти (Cerletti) Удо

Черлетти (Cerletti) Удо (26.9.1877, Конеглиано близ Тревизо 25.7.1963, Рим) итальянский психиатр, в 1938г. вместе с Л.Бини (Bini) разработал электрошоковый метод лечения психических заболеваний (метод судорожной терапии для лечения прежде всего шизофрении был предложен венгерским психиатром Медуной в 1935г.). С 1925г. профессор в Бари, затем в Генуе и в Риме (с 1935), с 1936г. директор Clinica delle Malattie Nevrose e Mentali в Риме. Работал над проблемами гистологии и патологии мозга, экспериментальной эпилепсии. Литература...

Черлетти—Бини метод электросудорожной терапии

Черлетти—Бини метод электросудорожной терапии. (Сегletti U., Bini L., 1938). Электросудорожная терапия. Один из активных методов лечения психических заболеваний. Используется переменный электрический ток напряжением 120 или 220 В, силой от 50 до 100 мА. Экспозиция — 0,1-0,5-1 с. Электроды накладываются на височные области. Для избежания осложнений, связанных с сильными мышечными судорогами, вводят миорелаксанты. Курс лечения — от 2-3 до 12 сеансов, проводимых через два дня. Показания: шизофрения, чаще при длительном течении и резистентности по отношению к инсулину; аффективные и кататонические приступы шизофрении; особенно — гипертоксическая, фебрильная шизофрения; терапевтически резистентные циркулярные депрессии; инволюционные депрессии. См. также Теннона метод монолатеральной электросудорожной...

Чжень-цзю-терапия

Чжень-цзю-терапия. Лечебный метод китайской народной медицины, заключающийся в терапии иглоукалываниями (чжен, акупунктура) и прижиганиями (цзю, мокса). Относится к...

Чижа симптомы

Чижа симптомы (Чиж В.Ф.): 1) особый, тускло-металлический, напоминающий оловянный, блеск глаз у эпилептиков (1900); 2) склерозированные и извитые височные артерии, особенно — слева, при сифилисе головного мозга и прогрессивном параличе...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейбниц Г.В. Отрывки