Exit Project: Глоссарий: Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна

Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна



Он был из плеяды одержимых... 1999год год семидесятилетия со дня рождения Аршака Исраеловича Миракяна, доктора психологических наук, более 30 лет проработавшего в Психологическом институте РАО. Он был одним из тех зубров науки, которые поражали окружающих талантом, вдохновением, азартом, ошеломляли оригинальностью мысли и независимостью поступков. Он был одним из тех ученых, которым на роду было написано плыть против течения, пробивая дорогу к истине, дробя мощью научной мысли консерватизм взглядов и подходов, сопротивление непонимания. Аршак Миракян был из этой плеяды людей, одержимых наукой. И, судя по его биографии, судьба готовила его к этой миссии с детства. Аршак Исраелович Миракян родился 9марта 1929года в селе Пирмалак Талинского района Армении. Отец его, сельский учитель, рано умер, и Аршак разделил все тяготы крестьянской жизни со взрослыми. С детства его отличала необычайная работоспособность и тяга к знаниям. По рассказам родственников, да и самого Аршака, он каждый день в любую погоду ходил за несколько километров в школу. Ему было интересно учиться, интересно постигать сложное, открывать для себя новое. Так он самостоятельно научился ремонтировать часы и стал зарабатывать этим на жизнь, помогая семье. После школы Аршак поступил на филологический факультет Ереванского государственного университета, который окончил в 1953году. Были переводы с фарси, увлечение литературным творчеством, но проработав 2года в крупнейшей библиотеке Еревана, Аршак пришел к выводу о бесперспективности, бессмысленности литературной деятельности в условиях жесткой цензуры и партийного контроля. Тогда он решил, что подлинная свобода творчества возможна только в области техники, которая в те годы очень интенсивно развивалась. Аршак круто меняет свою профессиональную ориентацию, оставляя литературу и погружаясь в технику. Так он становится рабочим сборочного цеха, а затем инженеромконструктором на заводе Электроточприбор в Ереване, поступает на вечернее отделение Политехнического института. В этот период времени Аршак занимается автоматизацией производственных процессов, добиваясь поразительных результатов целой серией рационализаторских предложений. Его, как талантливого молодого изобретателя, делегируют в Москву на Выставку достижений народного хозяйства (ВДНХ). Встреча с Москвой, с центром научной мысли, собственные размышления и занятия в институте привели его к осознанию проблем зарождающейся в то время в СССР инженерной психологии. Возникла потребность в новых знаниях, в обсуждении этих проблем и в поиске ответов на многочисленные вопросы. Во время пребывания в Москве и произошло знакомство Аршака с замечательным ученымпсихологом Дмитрием Александровичем Ошаниным, который в то время руководил лабораторией инженерной психологии в Институте психологии АПН СССР, и был организатором первого в СССР Института эргономики. Можно смело утверждать, что это знакомство было поворотным пунктом в научной судьбе Аршака Миракяна. В 1962году Аршак становится аспирантом Института психологии АПН СССР, с которым с этого момента и будет связана его научная жизнь и многолетнее творчество. Учась в аспирантуре, он занимался проблемой константности зрительного восприятия. Уже в то время Миракян предлагал нетрадиционный подход к исследованию этой классической проблемы. Настойчивость и самостоятельность его научной деятельности поддерживалась и развивалась благодаря научной школе Ошанина, неординарности, оригинальности мышления Дмитрия Александровича, а также разработанной им теории оперативного образа, полифункциональности психического отражения. Наверное, именно благодаря этой школе, Аршак Миракян сумел поновому подойти к исследованию классической проблемы константности восприятия. В 1971году Аршаком была защищена кандидатская диссертация на тему Изучение константности зрительного восприятия величин. С именем А.И.Миракяна связано появление многих новых терминов в психологии эффект уменьшения нефиксированной величины объекта, который свидетельствует о гибкости, полифункциональности психического отражения; константноаконстантное восприятие, сверхаконстантность, а также продуктный подход и процесс порождения. В 1976году А.И.Миракян становится руководителем лаборатории моделирования психических процессов Психологического института РАО и вплотную приступает к изучению крайне сложных проблем восприятия, выдвигая необычные для понимания оригинальные гипотезы и систему неординарных представлений об отражении, которые он назвал наукой психики . Став заведующим лабораторией, Аршак делал все для сплоченной организации работы сотрудников. Научный коллектив для Миракяна никогда не был просто формальным подразделением, а был коллективом единомышленников, друзей, единоверцев. Он всегда именно так воспитывал свой коллектив, именно так относился к своим коллегам и требовал от них только такого же отношения. Обладая прирожденными качествами педагога, Миракян проявил себя как научный руководитель, способный сплотить коллектив для разработки новой научной проблематики, создать атмосферу поиска, творческого сотрудничества и товарищеской взаимопомощи. Для него не существовало понятия рабочий день, выходные или праздники. Главное это работа, движение вперед. Те, кто проработал с Миракяном бок о бок много лет или часто общался с ним, знали, что о науке он мог говорить всегда, и любой повседневный разговор все равно перерастал в научную дискуссию, потому что одним из его принципов было утверждение: я живу для того, чтобы работать, а не работаю для того, чтобы жить, и это не было красивой фразой, это соответствовало действительности. Основным научным достижением более чем 30летней творческой деятельности А.И.Миракяна является разработка принципиально нового направления в изучении процессов непосредственночувственного психического отражения. Анализируя историкофилософские и методологические основания традиционного изучения проблем восприятия, он показал, что в силу исторически обусловленного глубоко эмпирического мышления исследователей, изучение проблем восприятия исходно строилось на уже отраженных, имплицитно заданных продуктах самого процесса отражения, вследствие чего закономерности процесса, порождающего эти продукты, оставались неизученными. Отказываясь от традиционных эмпирических оснований изучения процессов восприятия, возможный выход за пределы продуктного, или физикального, подхода в изучении порождающих процессов восприятия Миракян видел в диалектикоматериалистическом понимании единства материи и психики и общности принципов их развития. В качестве таких принципов он предложил следующие: структурнопроцессуальной анизотропности, пространственновременной дискретизации, образования анизотропных отношений, сопредставленности и др. Выступая в качестве фундаментальных оснований, обусловливающих как возможность порождения разнообразных форм материи, так и саму возможность возникновения психического отражения на определенной ступени ее саморазвития, данные принципы в то же время являются индифферентными, независимыми относительно непосредственных эмпирических продуктов психического отражения и вместе с тем лежат в основе процессов их порождения. Концептуальной основой работы лаборатории, возглавляемой А.И.Миракяном, служили исходные представления о восприятии как процессе, в котором посредством естественноприродных принципов структурнопроцессуальной организации и функционирования отражающей системы осуществляется возможность порождения свойств и отношений объектов (форма, цвет, величина, движение и др.) независимо от модальности восприятия. Полученные теоретикоэкспериментальные данные подтвердили правомерность основных положений этой концепции. Обращение к проблеме непосредственночувственного порождения формы, пространственной протяженности, времени, являющихся основой и условием отражения человеком разнообразных свойств и отношений действительности, есть логический итог развития методологии трансцендентальной психологии, осмысления результатов исследования различных модальностей восприятия. Результаты этой многолетней работы нашли частичное отражение в докторской диссертации Аршака Миракяна Константность и полифункциональность восприятия, которую он защитил в 1988 году, в кандидатских диссертациях, подготовленных под его руководством, в монографиях Психология пространственного восприятия (1990), Константность и полифункциональность восприятия (1992), в коллективной монографии Принципы порождающего процесса восприятия (1992), в целом ряде статей, опубликованных в различных сборниках и журналах. А.И.Миракян использовал всякую возможность, чтобы обсудить или поделиться своими новыми мыслями и планами. В жарких и всегда эмоциональных многочасовых дискуссиях, которые неизменно проходили под магнитофон, принимали участие не только его коллегиоднополчане, но и такие ученые как: В.В.Давыдов, Ф.Т.Михайлов, Ю.М.Забродин, Б.Ф.Ломов, А.А.Бодалев, О.А.Конопкин, М.С.Шехтер, Д.Н.Завалишина, А.М.Матюшкин, В.В.Рубцов, М.К.Мамардашвили, В.А.Лекторский, Г.П.Щедровицкий и многие, многие другие. Ни в жизни, ни в науке, ни в дискуссиях он никогда не изменял себе, никогда не отказывался от избранного пути, был искренне преданным и бескорыстным Ученым, наука и жизнь для которого были неразделимы. В 1999году (благодаря поддержке РГНФ) была издана монография А.И.Миракяна Контуры трансцендентальной психологии (книга 1), что, безусловно, является подтверждением признания разрабатываемого им научного направления. Именно за рукопись этой монографии буквально в последние дни жизни Аршак Миракян получил премию имени А.А.Смирнова, учрежденную Психологическим институтом РАО. Аршак всю жизнь особенно дорожил мнением Анатолия Александровича Смирнова, и поэтому ему была так дорога оценка Институтом его деятельности. В последние годы жизни Миракян и руководимый им коллектив, наряду с изучением фундаментальных принципов и закономерностей порождающего процесса восприятия, занимался моделированием восприятия в искусственных системах отражения. В частности, им предложены изобретения технических устройств, имитирующие принципы порождающего процесса восприятия в искусственных системах отражения. На эти изобретения Миракяном были получены авторские свидетельства. Знания, которые получал Аршак Миракян в прежние годы, никогда не оставались невостребованными. Именно обучение в Политехническом институте, опыт изобретателя позволили Миракяну заняться моделированием. Открытые им принципы порождающего процесса восприятия он воплотил, как он говорил, сначала в железе (он много дней и ночей самостоятельно конструировал, паял свою модель), а затем и в компьютерной модели. Учеба на филологическом факультете Ереванского университета также помогла в его научной деятельности. Никто так глубоко, точно и тонко не чувствовал прочитанный текст как Аршак. Он улавливал малейшие нюансы неточности, некорректности написанного или произнесенного текста. Как ученого Аршака всегда отличала оригинальность, нетрадиционность в постановке проблем исследования, методологическая глубина разработок, целеустремленность, граничащая с фанатизмом, в решении поставленных задач. Не всегда мысли Аршака Миракяна понимались и принимались его коллегами сразу, не всегда оценивались должным образом. Он искренне переживал и даже страдал изза этого, поскольку был полон замыслов и остро переживал невозможность их реализации. Долгое время плодотворно занимаясь проблемами психического отражения, в последние годы жизни Аршак не случайно обратился к наследию Г.И. Челпанова, через призму собственной теории осмысливал его понимание восприятия пространства и времени. Тем самым он продолжил лучшие традиции отечественной психологии, приближаясь на новом витке спирали к решению извечных вопросов науки, пониманию ее сущностных основ. Умер Аршак Исраелович Миракян 25апреля 1995года. (МоринаН.Л.; печатается с разрешения автора статьи)

Другие статьи : С-тип личности, Саарма симптом, Садизм, Садомазохизм, Саймон (Simon) Герберт Александр, Саккадические движения, Салливен Гарри Стэк, Само-восприятие, Само-оценивание, Само-подкрепление, Само-эффективность, Самоактуализирующаяся личность, Самовнушение, Самовоспитание, Самовыполняющееся пророчество, Самооговор, Самооценка, Самооценка компетентности в разрешении конфликтов, Самосознание, Самость, Самоутверждение, Самочувствие, Сангвиник, Сартр Жан-Поль, Сатир Вирджиния, Сверх-Я, Сверхценные идеи, Световая чувствительность глаза, Свойства нервной системы, Сдвиг мотива на цель, Сдвиг риска, Сдержанность, Секс–терапия, Секс–терапия Мастерса и Джонсон, Сексология, Сексопатология, Селективность восприятия, Селиванов Владимир Иванович, Селье Ганс, Семантическая функция речи, Семейная терапия, Семиотика, Сенестопатия, Сензитивные периоды развития, Сенильная деменция Альцгеймеровского типа, Сенсомоторика, Сенсомоторный интелект, Сенсорная адаптация, Сенсорная память, Сенсорные персеверации, Сенсорный порог, Сенсорный регистр, Сенсорный эталон, Сенсуализм, Сепир (Sapir) Эдвард, Сервилизм, Сеченов Иван Михайлович, Сиблинговая позиция, Сигнальные системы, Сила суперэго, Симон (Simon) Теодор, Симптом, Симультанное опознание, Синанон, Синдром, Синдром АА–зависимости, Синдром выгорания, Синдром Геры, Синдром Да Коста (кардиофобия), Синдром Диогена, Синдром Ельпенора, Синдром игнорирования, Синдром изнашивания, Синдром Колхаса, Синдром Мидаса, Синдром Мюнхгаузена, Синдром Персефоны, Синектика, Синкинезии, Синкретизм, Синтез, Синтетико–герменевтическая терапия, Синхронизация, Сирс (Sears) Ричард, Система Тейлора, Система тропизмов, Систематическая интроспецкия, Системно–специфические расстройства памяти, Ситуационизм, Сканирование, Скиннер Беррес Фредерик, Склонность, Скрипт, Скрытая леворукость, Следящие движения, Слепоглухонемота, Слобин (Slobin) Дэн, Словесный эсгибиционизм, Слово, Слоги, Слух, Слуховая агнозия, Слуховая адаптация, Слуховой анализатор, Смешение цветов, Смещение, Смирнов Анатолий Александрович, Смысловой барьер, Содержательная абстракция, Созависимость, Сознание, Сознательность учения, Соколов Александр Николаевич, Соколов Евгений Николаевич, Состояние тревоги, Сохранение, Социализация, Социальная агнозия, Социальная адаптация, Социальная желательность, Социальная ингибиция, Социальная перцепция, Социальная психология, Социальная установка, Социальная фасилитация, Социальные представления, Социальный интерес, Социобиология, Социометрический метод исследования, Социореадаптация, Спенс (Spence) Кеннет Уотинбек, Спенсер Герберт, Специальная психология, Спиноза Барух Бенедикт, Спирмен (Spearmen) Чарльз Эдвард, Спитц (Spitz) Рене Арпад, Способности, Сравнительная психология, Сравнительно–генетический метод, Статистическая выборка, , ...

 

Цефалголепсия

Цефалголепсия (греч.. kephale — голова, algos — боль, lepsis — схватывание, нападение, приступ) (Воронков Г.Л., 1983). Форма детской эпилепсии, характеризующаяся появлением в возрасте 2-4 лет мигренозных приступов без судорожных проявлений, неврологических знаков, энуреза и психических изменений по психоорганическому или эпилептическому типу. На ЭЭГ — гиперсинхронные генерализованные разряды. Прогноз благоприятный, приступы исчезают после пубертатного...

Цигун-девиации

Цигун-девиации (от кит. ци энергия + гун движение и лат. deviatio отклонение) отклонения в нормальном течение процесса обучения китайской гимнастике цигун. В таких случаях могут возникать иллюзии, псевдогаллюцинации, чувство нереальности. В китайской медицине причиной этих явлений считается скопление и застой энергии ци в...

Циен Георг Теодор

Циен (Ziehen) Георг Теодор (12.11.1862, ФранкфуртнаМайне 29.12.1950, Висбаден) немецкий психиатр, невропатолог и философ. Учился у Кальбаумса в Герлице. Главный врач психиатрической клиники Йены, в 1897г. защитил диссертацию. С 1900г. профессор психиатрии и невропатологии в Утрехте, с 1903г. в Галле, с 1904по 1912г. в Берлине. В дальнейшем переключился на вопросы философии. С 1917по 1930г. профессор философии и психологии в Галле. Специалист в области общей психопатологии и социальной психиатрии, одним из первых стал заниматься проблемами пограничных состояний. Занимался проблемами психологии и патологии процессов ассоциаций и представлений. Выступал с критикой психологических школ В.Вундта и З.Фрейда за мифологизацию человеческого опыта. Противопоставлял этим школам...

Цикл развития семьи

Цикл развития семьи на основании ведущего признака (наличие или отсутствие в семье детей) были выделены следующие стадии семейного цикла: I формирующаяся семья (супруги женаты не менее пяти лет, детей нет); II детородящая семья (возраст старшего ребенка менее 3 лет); III семья с детьми дошкольниками (старшему ребенку от 3 до 6); VI семья с детьми школьниками (старшему ребенку от 6 до 13); V семья с детьми подростками (старшему ребенку от 13 до 21); VI семья, отправляющая детей в самостоятельную жизнь (с момента, когда из семьи вышел первый ребенок); VII супруги зрелого возраста (с момента, когда из семьи вышел последний ребенок,...

Циклические формы раннего слабоумия

Циклические формы раннего слабоумия (греч. cyklos - круг) (Dunton W.R., 1 910). Одно из первых описаний атипичной, циркулярной формы шизофрении, выделенной позже E.Kraepelin (1913). Было отмечено, что при циркулярном течении заболевания наблюдается прогредиентность психического...

Циклограмма

Циклограмма (от греч. cyklos круг и grapho пишу) метод, который предложил Марей в ХIХв. для исследования движений , основанный на использовании циклографии, где с дозированными промежутками времени фотографируются в затемненном помещении положения светящихся меток, находящихся на движущихся частях тела...

Циркулярные реакции

Циркулярные реакции понятие генетической теории интеллекта Ж.Пиаже , служащее для обозначения повторения таких реакций, которые случайно привели к позитивному результату. В этой теории были описаны первичные циркулярные реакции (24мес.), когда действия повторяются ради них самих и закрепляются как навыки, вторичные как повторение действия ради получения определенного результата и третичные, когда действие варьируется для анализа результирующих последствий этих...

Цубо-терапия

Цубо-терапия (tsubotherapy) (от яп. цубо одна из разновидностей кувшинов и греч. theraрeia лечение) форма имажинативной психотерапии . Основана на связывании негативных переживаний с неодушевленным предметом, а именно с цубо. Включает в себя ряд этапов, на каждом из которых требуется визуализировать взаимодействие с предметом и пережить соответствующие эмоции. Это следующие этапы: подготовка; пассивная визуализация различных кувшинов; вхождение внутрь кувшина; действие с разными кувшинами; вход в разные кувшины, наполненные различными негативными эмоциями; вход и выход из кувшина с оставлением эмоций внутри и запечатыванием кувшина; дистанцирование от кувшина. Литература. Tsubo imagery therapy // J.Ment. Imagery. 1987, 11, N1,...

Чаадаев П.Я. Отрывки

Полное собрание сочинений и писем. Т.1. М.: Наука, 1991. Вступительная статья. (10) Четырнадцатилетним юношей (в 1808г.) он переступил порог Московского университета, где в те времена господствовала немецкая философия. Он слушал там (и, повидимому, еще раньше в 1807г. на дому) таких крупных в европейском масштабе профессоров, как Буле, Рейнгардт, Баузе, Шлецерсын, а также русских профессоров просветительского направления А.М.Брянцева и А.Ф.Мерзлякова. (11) То, что мы знаем о воззрениях Чаадаева 10х начала 20х годов, рисует нам их именно в духе просветительства, рационализма, свободолюбия... Пушкин, между прочим, говорил А.О.Смирновой, что Чаадаев хотел вдолбить мне в голову Локка. Такова характеристика его дружеского круга круга...

Чаадаев Петр Яковлевич

Чаадаев Петр Яковлевич (1794 1856) русский философидеалист. Автор Философических писем, которые в русском обществе были восприняты как манифест западнической идеологии. В области психологии развивал идею об едином пространстве, где человеческие души могут взаимодействовать. Сочинения. Отрывки Анализ научной...

Чаадаев Петр Яковлевич. Анализ научной деятельности.

В историографии философии имя Петра Яковлевича Чаадаева (17941856) связано в первую очередь с дискуссией о путях развития Европы и России. Именно в контексте этой дискуссии, столь существенной для развития русской общественной мысли XIXвека, его фигура принимает определенность и выступает, может быть, наиболее яркой среди ее участников. Действительно, и по тому, как восприняли современники публикацию его Философического письма в 1836 году, и по тому, как он понимал свою социальную роль, в его трудах читатель ожидает увидеть прежде всего ориентированность на глобальные политические и геополитические проблемы. Но можно взглянуть на его учение и под другим углом зрения чтобы разобраться, что было...

Чарльз Кули

Чарльз Кули (1864 1929), социальный психолог, профессор Мичиганского университета, один из президентов Американского социологического...

Чейна болезнь

Чейна болезнь (Cheyne G., 1733). Старинное название...

Человек–оператор

Человекоператор человек, трудовая деятельность которого заключается во взаимодействии с органами управления какимлибо процессом на основе его информационной...

Челпанов Георгий Иванович

Челпанов Георгий Иванович (1862 1936) русский философ и психолог, создатель первого в России института экспериментальной психологии при Московском университете (1914г.). Популяризатор психологической науки и автор ряда учебников по психологии. Опирался в своих исследованиях на методы эмпирической интроспективной психологии сознания. Сторонник концепции психофизического параллелизма...

Чередующееся поведение

Чередующееся поведение (spontaneous alternation behavior) поведение животного в условиях свободного выбора между двумя возможными путями удовлетворения потребности. Показано, что чередование поведения обусловлено стремлением к новым впечатлениям, а при депривации потребности животное предпочитает стереотипное поведение, гарантированно ведущее к цели. Существенную роль играет наблюдение за опытом других животных. Литература. DemberW.N., Richman C.L. Spontaneous alternation behavior. N.Y.: Springer Verlag, 1989....

Черлетти (Cerletti) Удо

Черлетти (Cerletti) Удо (26.9.1877, Конеглиано близ Тревизо 25.7.1963, Рим) итальянский психиатр, в 1938г. вместе с Л.Бини (Bini) разработал электрошоковый метод лечения психических заболеваний (метод судорожной терапии для лечения прежде всего шизофрении был предложен венгерским психиатром Медуной в 1935г.). С 1925г. профессор в Бари, затем в Генуе и в Риме (с 1935), с 1936г. директор Clinica delle Malattie Nevrose e Mentali в Риме. Работал над проблемами гистологии и патологии мозга, экспериментальной эпилепсии. Литература...

Черлетти—Бини метод электросудорожной терапии

Черлетти—Бини метод электросудорожной терапии. (Сегletti U., Bini L., 1938). Электросудорожная терапия. Один из активных методов лечения психических заболеваний. Используется переменный электрический ток напряжением 120 или 220 В, силой от 50 до 100 мА. Экспозиция — 0,1-0,5-1 с. Электроды накладываются на височные области. Для избежания осложнений, связанных с сильными мышечными судорогами, вводят миорелаксанты. Курс лечения — от 2-3 до 12 сеансов, проводимых через два дня. Показания: шизофрения, чаще при длительном течении и резистентности по отношению к инсулину; аффективные и кататонические приступы шизофрении; особенно — гипертоксическая, фебрильная шизофрения; терапевтически резистентные циркулярные депрессии; инволюционные депрессии. См. также Теннона метод монолатеральной электросудорожной...

Чжень-цзю-терапия

Чжень-цзю-терапия. Лечебный метод китайской народной медицины, заключающийся в терапии иглоукалываниями (чжен, акупунктура) и прижиганиями (цзю, мокса). Относится к...

Чижа симптомы

Чижа симптомы (Чиж В.Ф.): 1) особый, тускло-металлический, напоминающий оловянный, блеск глаз у эпилептиков (1900); 2) склерозированные и извитые височные артерии, особенно — слева, при сифилисе головного мозга и прогрессивном параличе...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Страницы жизни и творчества А.И. Миракяна