ЯСПЕРС, КАРЛ (Jaspers, Karl) - немецкий философ, психиатр, один из создателей философии экзистенциализма.
Родился 23 февраля 1883 в Ольденбурге (Германия), изучал право в Гейдельбергском и Мюнхенском университетах, медицину в Берлинском, Гёттингенском и Гейдельбергском университетах.
В 1909 получил право заниматься медицинской практикой.
В 1909–1915 годах работал ассистентом Ф. Ниссля в университетской психиатрической клинике Гейдельберга.
В 1910 году женился.
1912 год – появляется его статья “Феноменологическое направление исследования в психиатрии”.
1913 год - посещает Ольденбургский и Мюнхенский университеты. Слушает философские курсы Т. Липпса.
Защищает докторскую диссертацию по медицине у В. Виндельбанда.
В том же 1913 году выходит в свет его основная работа “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie). В этой работе на основе внутренних переживаний дает уточнение применяемых в психиатрии понятий.
Ясперс рассматривает психопатологию как форму поиска человеком своей индивидуальности. Он считал, что подлинный смысл бытия открывается перед ним лишь в пограничных ситуациях. Именно в этих ситуациях происходит отказ от научных представлений и стереотипов повседневности, перед человеком открывается интимная сторона мира и наступает подлинное переживание бога.
Феноменологическая концепция Ясперса оказала значительное воздействие на развитие психиатрии, как в Германии, так и в ряде других европейских стран.
В 1916 году назначен ассистентом по психологии.
В 1920 году назначен ассистентом по философии, а в 1921 профессором философии Гейдельбергского университета.
Брак с еврейкой и политические убеждения привели к его отстранению при национал-социалистах от всех административных обязанностей в 1933 и от преподавательской деятельности в 1937.
В 1938 была запрещена публикация трудов философа. Ясперс остается в Гейдельберге и много времени посвящает изучению Библии.
После войны (1945) и восстановления в должности, открыто высказывает в университете свои взгляды по таким вопросам, как вина немцев и угроза ядерной войны. Ясперс был против
тоталитаризма в любых формах. Он писал, что национал-социализм лишил людей правовой
гарантии в собственном государстве, и считал, что тоталитаризм не может быть преодолен изнутри так как индивид ничего не может поделать перед реальной грубой силой. Поэтому свободные государства не должны занимать позиции невмешательства во внутренние дела тоталитарных государств.
В книге "Вопрос о вине" (1946) Ясперс рассматривает вопрос о виновности человека в мире. Он указывает, что нацизм несет ответственность за все злодеяния, вызванные им. В то же время вопрос о вине он рассматривает и с философской точки зрения, полагая, что, кроме политической вины, существует и метафизическая, возникшая в силу наличия солидарности людей и совместной их ответственности за несправедливость. Поэтому ответственность за зло лежит на всех.
Известны его радиовыступления по проблемам политики, а также на философские темы. Ясперс пытался провести идею денацификации университетов.
В 1949 стал профессором философии Базельского университета (Швейцария), в 1961 отказался от преподавания и посвятил себя науке и публицистике.
В поздних работах он все же предпочитает говорить о “философии разума” или “мировой философии”, а не о “философии существования”. С точки зрения Ясперса, важной предпосылкой философствования являются естественнонаучные знания, хотя сама философия выходит за границы доступного науке. Лишь когда мы продвигаем научное знание до его пределов, перед нами открываются новые горизонты. Истина в философии носит отчетливо выраженный личностный характер, это не сумма догм, но деятельность – открытая и всегда незавершенная, она постигается верой и передается другим людям через обращение к их существованию как свободных личностей (экзистенции). Философия воспринимается – в особой межличностной коммуникации – только теми людьми, все бытие которых преобразовано верой. Однако вера эта не религиозная, а философская, поскольку носит личностный характер и не опирается на авторитет. Хотя Ясперс ценил то, что он называл “религией Библии”, он не мог согласиться с притязаниями христианства на обладание абсолютной и единственной истиной и строго различал веру (верование) и знание; Боговоплощение и искупление в качестве догматов казались ему несовместимыми с человеческой свободой и ответственностью. “Мы достигаем философской веры, принимая нашу конкретную историческую ситуацию с ее ограничениями и задачами, признавая в определенные существенно важные моменты существование безусловного долженствования и обнаруживая себя в тех “предельных ситуациях” (Grenz-situationen) страдания, вины и смерти, в которых на карту поставлено все наше Я. В этих случаях мы встречаемся с Трансцендентным, или Богом (“Единым”). Бог не может быть познан и описан как некий объект, он познаваем и может быть описан только с помощью мифа и символа (“шифра”) или через рассуждения, не выдерживающие критики как логические конструкции, но указывающие на то, что выходит за пределы передаваемого ими содержания”.
Ясперс оказал решающее влияние на экзистенциализм 20 века.
Он стремился соединить идеи Кьеркегора и Ницше с традицией академической философии, не принимая, однако, ни “фанатизма” Кьеркегора, ни “исступления” Ницше, ни “индифферентного мышления” университетских профессоров.
Умер Ясперс в Базеле 26 февраля 1969 года.
Среди основных работ философа – “Общая психопатология” (Allgemeine Psychopathologie, 1913); “Психология мировоззрения” (Psychologie der Weltanschauungen, 1919);
"Духовная ситуация эпохи" (1931);
“Философия” (Philosophie, 3 Bd., 1932);
"Экзистенциальная философия" (1938);
“Проблема немецкой вины” (Die Schuldfrage. Ein Beitrag zur deutschen Frage, 1946);
“Об истине” (Von der Wahrheit, 1947);
"Философская вера" (1948);
"О происхождении и цели истории" (1949);
“Великие философы” (Die grossen Philosophen, Bd. 1, 1957);
"Философия и мир" (1958);
“Атомная бомба и будущее человечества” (Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, 1958);
“Философская вера и откровение” (Der philosopische Glaube angesichts der Offenbarung, 1962);
"Куда идет Федеративная республика" (1966)
“Шифры трансценденции” (Chiffren der Transzendenz, 1970) и др.
ЛИТЕРАТУРА
Ясперс К. Куда движется ФРГ. М., 1969
Ясперс К. Духовная ситуация времени. М., 1990
Ясперс К. Истоки истории и ее цель, вып. 1–2. М., 1991
Ясперс К. Философская вера. М., 1992
Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994
Ясперс К. Ницше и христианство. М., 1994
Ясперс К. Собрание сочинений по психопатологии, в 2-х тт. СПб, 1996
По мере поступления информации статья будет изменяться и дополняться.
Цефалголепсия (греч.. kephale — голова, algos — боль, lepsis — схватывание, нападение, приступ) (Воронков Г.Л., 1983). Форма детской эпилепсии, характеризующаяся появлением в возрасте 2-4 лет мигренозных приступов без судорожных проявлений, неврологических знаков, энуреза и психических изменений по психоорганическому или эпилептическому типу. На ЭЭГ — гиперсинхронные генерализованные разряды. Прогноз благоприятный, приступы исчезают после пубертатного...
Цигун-девиации (от кит. ци энергия + гун движение и лат. deviatio отклонение) отклонения в нормальном течение процесса обучения китайской гимнастике цигун. В таких случаях могут возникать иллюзии, псевдогаллюцинации, чувство нереальности. В китайской медицине причиной этих явлений считается скопление и застой энергии ци в...
Циен (Ziehen) Георг Теодор (12.11.1862, ФранкфуртнаМайне 29.12.1950, Висбаден) немецкий психиатр, невропатолог и философ. Учился у Кальбаумса в Герлице. Главный врач психиатрической клиники Йены, в 1897г. защитил диссертацию. С 1900г. профессор психиатрии и невропатологии в Утрехте, с 1903г. в Галле, с 1904по 1912г. в Берлине. В дальнейшем переключился на вопросы философии. С 1917по 1930г. профессор философии и психологии в Галле. Специалист в области общей психопатологии и социальной психиатрии, одним из первых стал заниматься проблемами пограничных состояний. Занимался проблемами психологии и патологии процессов ассоциаций и представлений. Выступал с критикой психологических школ В.Вундта и З.Фрейда за мифологизацию человеческого опыта. Противопоставлял этим школам...
Цикл развития семьи на основании ведущего признака (наличие или отсутствие в семье детей) были выделены следующие стадии семейного цикла: I формирующаяся семья (супруги женаты не менее пяти лет, детей нет); II детородящая семья (возраст старшего ребенка менее 3 лет); III семья с детьми дошкольниками (старшему ребенку от 3 до 6); VI семья с детьми школьниками (старшему ребенку от 6 до 13); V семья с детьми подростками (старшему ребенку от 13 до 21); VI семья, отправляющая детей в самостоятельную жизнь (с момента, когда из семьи вышел первый ребенок); VII супруги зрелого возраста (с момента, когда из семьи вышел последний ребенок,...
Циклические формы раннего слабоумия (греч. cyklos - круг) (Dunton W.R., 1 910). Одно из первых описаний атипичной, циркулярной формы шизофрении, выделенной позже E.Kraepelin (1913). Было отмечено, что при циркулярном течении заболевания наблюдается прогредиентность психического...
Циклограмма (от греч. cyklos круг и grapho пишу) метод, который предложил Марей в ХIХв. для исследования движений , основанный на использовании циклографии, где с дозированными промежутками времени фотографируются в затемненном помещении положения светящихся меток, находящихся на движущихся частях тела...
Циркулярные реакции понятие генетической теории интеллекта Ж.Пиаже , служащее для обозначения повторения таких реакций, которые случайно привели к позитивному результату. В этой теории были описаны первичные циркулярные реакции (24мес.), когда действия повторяются ради них самих и закрепляются как навыки, вторичные как повторение действия ради получения определенного результата и третичные, когда действие варьируется для анализа результирующих последствий этих...
Цубо-терапия (tsubotherapy) (от яп. цубо одна из разновидностей кувшинов и греч. theraрeia лечение) форма имажинативной психотерапии . Основана на связывании негативных переживаний с неодушевленным предметом, а именно с цубо. Включает в себя ряд этапов, на каждом из которых требуется визуализировать взаимодействие с предметом и пережить соответствующие эмоции. Это следующие этапы: подготовка; пассивная визуализация различных кувшинов; вхождение внутрь кувшина; действие с разными кувшинами; вход в разные кувшины, наполненные различными негативными эмоциями; вход и выход из кувшина с оставлением эмоций внутри и запечатыванием кувшина; дистанцирование от кувшина. Литература. Tsubo imagery therapy // J.Ment. Imagery. 1987, 11, N1,...
Полное собрание сочинений и писем. Т.1. М.: Наука, 1991. Вступительная статья. (10) Четырнадцатилетним юношей (в 1808г.) он переступил порог Московского университета, где в те времена господствовала немецкая философия. Он слушал там (и, повидимому, еще раньше в 1807г. на дому) таких крупных в европейском масштабе профессоров, как Буле, Рейнгардт, Баузе, Шлецерсын, а также русских профессоров просветительского направления А.М.Брянцева и А.Ф.Мерзлякова. (11) То, что мы знаем о воззрениях Чаадаева 10х начала 20х годов, рисует нам их именно в духе просветительства, рационализма, свободолюбия... Пушкин, между прочим, говорил А.О.Смирновой, что Чаадаев хотел вдолбить мне в голову Локка. Такова характеристика его дружеского круга круга...
Чаадаев Петр Яковлевич (1794 1856) русский философидеалист. Автор Философических писем, которые в русском обществе были восприняты как манифест западнической идеологии. В области психологии развивал идею об едином пространстве, где человеческие души могут взаимодействовать. Сочинения. Отрывки Анализ научной...
В историографии философии имя Петра Яковлевича Чаадаева (17941856) связано в первую очередь с дискуссией о путях развития Европы и России. Именно в контексте этой дискуссии, столь существенной для развития русской общественной мысли XIXвека, его фигура принимает определенность и выступает, может быть, наиболее яркой среди ее участников. Действительно, и по тому, как восприняли современники публикацию его Философического письма в 1836 году, и по тому, как он понимал свою социальную роль, в его трудах читатель ожидает увидеть прежде всего ориентированность на глобальные политические и геополитические проблемы. Но можно взглянуть на его учение и под другим углом зрения чтобы разобраться, что было...
Чарльз Кули (1864 1929), социальный психолог, профессор Мичиганского университета, один из президентов Американского социологического...
Чейна болезнь (Cheyne G., 1733). Старинное название...
Человекоператор человек, трудовая деятельность которого заключается во взаимодействии с органами управления какимлибо процессом на основе его информационной...
Челпанов Георгий Иванович (1862 1936) русский философ и психолог, создатель первого в России института экспериментальной психологии при Московском университете (1914г.). Популяризатор психологической науки и автор ряда учебников по психологии. Опирался в своих исследованиях на методы эмпирической интроспективной психологии сознания. Сторонник концепции психофизического параллелизма...
Чередующееся поведение (spontaneous alternation behavior) поведение животного в условиях свободного выбора между двумя возможными путями удовлетворения потребности. Показано, что чередование поведения обусловлено стремлением к новым впечатлениям, а при депривации потребности животное предпочитает стереотипное поведение, гарантированно ведущее к цели. Существенную роль играет наблюдение за опытом других животных. Литература. DemberW.N., Richman C.L. Spontaneous alternation behavior. N.Y.: Springer Verlag, 1989....
Черлетти (Cerletti) Удо (26.9.1877, Конеглиано близ Тревизо 25.7.1963, Рим) итальянский психиатр, в 1938г. вместе с Л.Бини (Bini) разработал электрошоковый метод лечения психических заболеваний (метод судорожной терапии для лечения прежде всего шизофрении был предложен венгерским психиатром Медуной в 1935г.). С 1925г. профессор в Бари, затем в Генуе и в Риме (с 1935), с 1936г. директор Clinica delle Malattie Nevrose e Mentali в Риме. Работал над проблемами гистологии и патологии мозга, экспериментальной эпилепсии. Литература...
Черлетти—Бини метод электросудорожной терапии. (Сегletti U., Bini L., 1938). Электросудорожная терапия. Один из активных методов лечения психических заболеваний. Используется переменный электрический ток напряжением 120 или 220 В, силой от 50 до 100 мА. Экспозиция — 0,1-0,5-1 с. Электроды накладываются на височные области. Для избежания осложнений, связанных с сильными мышечными судорогами, вводят миорелаксанты. Курс лечения — от 2-3 до 12 сеансов, проводимых через два дня. Показания: шизофрения, чаще при длительном течении и резистентности по отношению к инсулину; аффективные и кататонические приступы шизофрении; особенно — гипертоксическая, фебрильная шизофрения; терапевтически резистентные циркулярные депрессии; инволюционные депрессии. См. также Теннона метод монолатеральной электросудорожной...
Чжень-цзю-терапия. Лечебный метод китайской народной медицины, заключающийся в терапии иглоукалываниями (чжен, акупунктура) и прижиганиями (цзю, мокса). Относится к...
Чижа симптомы (Чиж В.Ф.): 1) особый, тускло-металлический, напоминающий оловянный, блеск глаз у эпилептиков (1900); 2) склерозированные и извитые височные артерии, особенно — слева, при сифилисе головного мозга и прогрессивном параличе...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]