БЕНЕДИКТ (Benedict) Рут Фултон (1887-1948) -американский культурантрополог, виднейший (вместе с Кардинером, Линтоном, Сепиром, М. Мид и Дюбуа) представитель этнопсихологического направления (“культура и личность”) в американской антропологии. В 1921-23 Бенедикт изучает под руководством Боаса в Колумбийском ун-те культурную антропологию. В 1923 защищает докторскую диссертацию “Представления американских индейцев о духах-оберегах”. С 1923 до конца жизни Бенедикт преподавала в Колумбийском ун-те, где в 1936 сменила Боаса в должности декана отделения антропологии. В 1947 Бенедикт избирается Председателем Американской антропологической ассоциации. За несколько месяцев до смерти становится профессором Колумбийского ун-та.
Первый этап антропологической деятельности Бенедикт связан с полевыми исследованиями в резервации североамериканских индейцев, по результатам которых она опубликовала в 1935 монографию “Мифология зунья”. Полученные во время полевых работ материалы часто использовались Бенедикт в ее работах в нач. 30-х гг. Этнопсихологическое направление признавало первичным в каждой культуре личность и особенности ее психики (психологический детерминизм). Бенедикт, как и другие исследователи этого направления, широко использовала концепции Фрейда. В статье “Конфигурации культуры” (1923) она воспользовалась ницшеанской дифференциацией культур на “аполлоновский” и “дионисийский” типы и утверждала, что межкультурные различия объясняются прежде всего различиями в индивидуальной психологии, поскольку культуры — это “индивидуальная психология, отраженная на большом экране”. В статье “Антропология и анормальное” (1934) Бенедикт, развивая идеи Фрейда, рассматривала культуры различных народов как проявления специфически присущих им психопатологий. В своем главном общетеоретическом труде “Модели культуры” (1935) Бенедикт вышла за рамки психологизма, предприняв попытку синтезировать антропологический, социологический и психологический подходы к феномену культуры. Она отстаивала культурно-релятивистский принцип, согласно которому каждое явление культуры может быть адекватно понято только в общем контексте данной культуры. Подчеркивая своеобразие каждой культуры, Бенедикт в то же время признавала, что между обществом и индивидом существует тесная взаимосвязь, и личность следует изучать в системе этой взаимосвязи. Концепция культурного релятивизма была использована ею для критики фашистских идей в работах начала 40-х гг. В годы войны по заданию Службы военной информации США Бенедикт занялась изучением японской национальной психологии, чтобы создать своеобразное руководство для американских военных и гражданских чиновников после оккупации Японии. Бенедикт широко использовала разработанную ею технику “дистанционного изучения культуры” (анализ научной и художественной литературы, дневников военнопленных, просмотр японских кинофильмов, интервьюирование проживающих в США японцев). Бенедикт никогда не была в Японии и не знала японского языка. На основе собранных материалов написала знаменитую книгу “Хризантема и меч” (1946). В ней с культурно-релятивистских позиций японская культура рассматривается как иерархическая по своей сути, что предполагает точное знание каждым членом общества своего места в нем и своей роли. Бенедикт типологизирует японскую культуру стыда, противопоставляя ее западной, прежде всего американской, культуре вины с этическим акцентом на божественных заповедях. Бенедикт уделила особое внимание японским концепциям “он” (милость, благодеяние) и “гири” (долг), воспитанию детей в семьях. Несмотря на то что “Хризантема и меч” получила неоднозначную оценку в Японии и на Западе (Бенедикт упрекали в антиисторизме, западном этно-центризме, в том, что она нарисовала портрет не японца, а японского военнопленного), она стала классической работой зарубежного японоведения и культурной антропологии в целом, работой, к которой до сих пор постоянно обращаются исследователи. Ученики Бенедикт — М. Мид, Р. Метро, М. Вольфенштейн — широко использовали и углубили разработанную Бенедикт технику “дистанционного изучения культуры”.
Соч.: Configurations of Culture in North America // American Anthropologist. Menasha, 1932. Vol. 34. N 1; Anthropology and the Abnormal // Journal of General Psychology. Worcester, 1934. Vol. 10. N 1; Zuni Mythology. V.1-2. N.Y., 1935; Patterns of Culture. Boston, 1959; Race:Science and Politics. N.Y., 1940, 1959; The Races of Mankind (with G.Weltfish). N.Y., 1943; The Chrysanthemum and the Sword: Patterns of Japanese culture. Boston, 1946;
Хризантема и меч // Хризантема и меч: Антология культурной антропологии. М., 1998; Модели культуры// Там же.
Лит.: An Anthropologist at Work; Writings of Ruth Benedict. Ed. by М. Mead. Boston, 1959; N.Y., 1966. Mead М. Ruth Benedict. N.Y., L., 1974; Modell J.S. Ruth Benedict: Patterns of a Life. Phil., 1983; [Библиогр) // American Anthropologist. Menasha, 1949. Vol. 51. N 3.
Цефалголепсия (греч.. kephale — голова, algos — боль, lepsis — схватывание, нападение, приступ) (Воронков Г.Л., 1983). Форма детской эпилепсии, характеризующаяся появлением в возрасте 2-4 лет мигренозных приступов без судорожных проявлений, неврологических знаков, энуреза и психических изменений по психоорганическому или эпилептическому типу. На ЭЭГ — гиперсинхронные генерализованные разряды. Прогноз благоприятный, приступы исчезают после пубертатного...
Цигун-девиации (от кит. ци энергия + гун движение и лат. deviatio отклонение) отклонения в нормальном течение процесса обучения китайской гимнастике цигун. В таких случаях могут возникать иллюзии, псевдогаллюцинации, чувство нереальности. В китайской медицине причиной этих явлений считается скопление и застой энергии ци в...
Циен (Ziehen) Георг Теодор (12.11.1862, ФранкфуртнаМайне 29.12.1950, Висбаден) немецкий психиатр, невропатолог и философ. Учился у Кальбаумса в Герлице. Главный врач психиатрической клиники Йены, в 1897г. защитил диссертацию. С 1900г. профессор психиатрии и невропатологии в Утрехте, с 1903г. в Галле, с 1904по 1912г. в Берлине. В дальнейшем переключился на вопросы философии. С 1917по 1930г. профессор философии и психологии в Галле. Специалист в области общей психопатологии и социальной психиатрии, одним из первых стал заниматься проблемами пограничных состояний. Занимался проблемами психологии и патологии процессов ассоциаций и представлений. Выступал с критикой психологических школ В.Вундта и З.Фрейда за мифологизацию человеческого опыта. Противопоставлял этим школам...
Цикл развития семьи на основании ведущего признака (наличие или отсутствие в семье детей) были выделены следующие стадии семейного цикла: I формирующаяся семья (супруги женаты не менее пяти лет, детей нет); II детородящая семья (возраст старшего ребенка менее 3 лет); III семья с детьми дошкольниками (старшему ребенку от 3 до 6); VI семья с детьми школьниками (старшему ребенку от 6 до 13); V семья с детьми подростками (старшему ребенку от 13 до 21); VI семья, отправляющая детей в самостоятельную жизнь (с момента, когда из семьи вышел первый ребенок); VII супруги зрелого возраста (с момента, когда из семьи вышел последний ребенок,...
Циклические формы раннего слабоумия (греч. cyklos - круг) (Dunton W.R., 1 910). Одно из первых описаний атипичной, циркулярной формы шизофрении, выделенной позже E.Kraepelin (1913). Было отмечено, что при циркулярном течении заболевания наблюдается прогредиентность психического...
Циклограмма (от греч. cyklos круг и grapho пишу) метод, который предложил Марей в ХIХв. для исследования движений , основанный на использовании циклографии, где с дозированными промежутками времени фотографируются в затемненном помещении положения светящихся меток, находящихся на движущихся частях тела...
Циркулярные реакции понятие генетической теории интеллекта Ж.Пиаже , служащее для обозначения повторения таких реакций, которые случайно привели к позитивному результату. В этой теории были описаны первичные циркулярные реакции (24мес.), когда действия повторяются ради них самих и закрепляются как навыки, вторичные как повторение действия ради получения определенного результата и третичные, когда действие варьируется для анализа результирующих последствий этих...
Цубо-терапия (tsubotherapy) (от яп. цубо одна из разновидностей кувшинов и греч. theraрeia лечение) форма имажинативной психотерапии . Основана на связывании негативных переживаний с неодушевленным предметом, а именно с цубо. Включает в себя ряд этапов, на каждом из которых требуется визуализировать взаимодействие с предметом и пережить соответствующие эмоции. Это следующие этапы: подготовка; пассивная визуализация различных кувшинов; вхождение внутрь кувшина; действие с разными кувшинами; вход в разные кувшины, наполненные различными негативными эмоциями; вход и выход из кувшина с оставлением эмоций внутри и запечатыванием кувшина; дистанцирование от кувшина. Литература. Tsubo imagery therapy // J.Ment. Imagery. 1987, 11, N1,...
Полное собрание сочинений и писем. Т.1. М.: Наука, 1991. Вступительная статья. (10) Четырнадцатилетним юношей (в 1808г.) он переступил порог Московского университета, где в те времена господствовала немецкая философия. Он слушал там (и, повидимому, еще раньше в 1807г. на дому) таких крупных в европейском масштабе профессоров, как Буле, Рейнгардт, Баузе, Шлецерсын, а также русских профессоров просветительского направления А.М.Брянцева и А.Ф.Мерзлякова. (11) То, что мы знаем о воззрениях Чаадаева 10х начала 20х годов, рисует нам их именно в духе просветительства, рационализма, свободолюбия... Пушкин, между прочим, говорил А.О.Смирновой, что Чаадаев хотел вдолбить мне в голову Локка. Такова характеристика его дружеского круга круга...
Чаадаев Петр Яковлевич (1794 1856) русский философидеалист. Автор Философических писем, которые в русском обществе были восприняты как манифест западнической идеологии. В области психологии развивал идею об едином пространстве, где человеческие души могут взаимодействовать. Сочинения. Отрывки Анализ научной...
В историографии философии имя Петра Яковлевича Чаадаева (17941856) связано в первую очередь с дискуссией о путях развития Европы и России. Именно в контексте этой дискуссии, столь существенной для развития русской общественной мысли XIXвека, его фигура принимает определенность и выступает, может быть, наиболее яркой среди ее участников. Действительно, и по тому, как восприняли современники публикацию его Философического письма в 1836 году, и по тому, как он понимал свою социальную роль, в его трудах читатель ожидает увидеть прежде всего ориентированность на глобальные политические и геополитические проблемы. Но можно взглянуть на его учение и под другим углом зрения чтобы разобраться, что было...
Чарльз Кули (1864 1929), социальный психолог, профессор Мичиганского университета, один из президентов Американского социологического...
Чейна болезнь (Cheyne G., 1733). Старинное название...
Человекоператор человек, трудовая деятельность которого заключается во взаимодействии с органами управления какимлибо процессом на основе его информационной...
Челпанов Георгий Иванович (1862 1936) русский философ и психолог, создатель первого в России института экспериментальной психологии при Московском университете (1914г.). Популяризатор психологической науки и автор ряда учебников по психологии. Опирался в своих исследованиях на методы эмпирической интроспективной психологии сознания. Сторонник концепции психофизического параллелизма...
Чередующееся поведение (spontaneous alternation behavior) поведение животного в условиях свободного выбора между двумя возможными путями удовлетворения потребности. Показано, что чередование поведения обусловлено стремлением к новым впечатлениям, а при депривации потребности животное предпочитает стереотипное поведение, гарантированно ведущее к цели. Существенную роль играет наблюдение за опытом других животных. Литература. DemberW.N., Richman C.L. Spontaneous alternation behavior. N.Y.: Springer Verlag, 1989....
Черлетти (Cerletti) Удо (26.9.1877, Конеглиано близ Тревизо 25.7.1963, Рим) итальянский психиатр, в 1938г. вместе с Л.Бини (Bini) разработал электрошоковый метод лечения психических заболеваний (метод судорожной терапии для лечения прежде всего шизофрении был предложен венгерским психиатром Медуной в 1935г.). С 1925г. профессор в Бари, затем в Генуе и в Риме (с 1935), с 1936г. директор Clinica delle Malattie Nevrose e Mentali в Риме. Работал над проблемами гистологии и патологии мозга, экспериментальной эпилепсии. Литература...
Черлетти—Бини метод электросудорожной терапии. (Сегletti U., Bini L., 1938). Электросудорожная терапия. Один из активных методов лечения психических заболеваний. Используется переменный электрический ток напряжением 120 или 220 В, силой от 50 до 100 мА. Экспозиция — 0,1-0,5-1 с. Электроды накладываются на височные области. Для избежания осложнений, связанных с сильными мышечными судорогами, вводят миорелаксанты. Курс лечения — от 2-3 до 12 сеансов, проводимых через два дня. Показания: шизофрения, чаще при длительном течении и резистентности по отношению к инсулину; аффективные и кататонические приступы шизофрении; особенно — гипертоксическая, фебрильная шизофрения; терапевтически резистентные циркулярные депрессии; инволюционные депрессии. См. также Теннона метод монолатеральной электросудорожной...
Чжень-цзю-терапия. Лечебный метод китайской народной медицины, заключающийся в терапии иглоукалываниями (чжен, акупунктура) и прижиганиями (цзю, мокса). Относится к...
Чижа симптомы (Чиж В.Ф.): 1) особый, тускло-металлический, напоминающий оловянный, блеск глаз у эпилептиков (1900); 2) склерозированные и извитые височные артерии, особенно — слева, при сифилисе головного мозга и прогрессивном параличе...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]