Бандура (Bandura) Альберт (род. 1925, Мундеа, Альберта, Канада 1988) американский психолог, автор теории социального научения. В 1949г. закончил университет в Британской Колумбии (бакалавр искусств), после этого приехал в США (гражданство в 1956г.), проходил обучение по клинической психологии в университете Айовы (магистр философии, 1951; доктор философии, 1952). С 1953г. работал в Станфордском университете в качестве профессора психологии, с 1973г. профессора социальных наук в области психологии. Здесь он познакомился с трудами Миллера и Долларда, значительное влияние на него оказал Спенс . Начав с методологии стимулреакция, он пришел к выводу, что для человеческого поведения данная модель не вполне применима, и предложил свою модель, которая лучше объясняет наблюдаемое поведение. На основании многочисленных исследований дал новую формулировку инструментального обусловливания, отведя в нем центральное место научению путем наблюдения за образцом. При этом подкрепление рассматривалось им не как единственная детерминанта научения, а лишь как способствующий фактор. Главной же детерминантой научения человека является наблюдение за образцами поведения других людей и за последствиями этого поведения: та или иная форма поведения становится мотивирующей в силу предвосхищения последствий данных действий . К числу таких последствий может относиться не только подкрепление со стороны других людей, но и самоподкрепление, обусловленное оценкой соблюдения внутренне обязательных стандартов поведения (стандарты самоподкрепления, которые демонстрируют другие люди). Быстрота научения зависит от психологической доступности предмета подражания (это и возможность непосредственного общения , и сложность представляемого поведения), и от эффективности словесного кодирования наблюдаемого поведения. Научение через наблюдение необходимо в таких ситуациях, когда ошибки могут приводить к слишком значимым, или даже фатальным последствиям. Основываясь на своей теории социального научения попытался дать новую интерпретацию агрессии (Agression: A Social Learning Analysis. Englewood Cliffts, 1973). Первоначально Бандура под агрессией понимал импульсивную, близкую к патологической реакцию на фрустрацию, но затем убедился, что это не так. Оказалось, что теория агрессии как фрустрации хуже объясняет имеющиеся факты, чем его теория научения на основе наблюдения за вознаграждением последствий агрессии. Он обнаружил, что агрессивное поведение развивается у детей, которые находятся в условиях научения на примерах агрессивного поведения взрослых. В частности, обнаружил, что отцы сверхагрессивных подростков служат им образцом такого поведения, поощряя их вне дома к проявлениям агрессии (Adolescent Aggression, N.Y., 1959 (совм. с WaltersR.H.)). Проводя исследование на маленьких детях, где показывал им фильмы с поощрением вербальной агрессии, обнаружил, что в этом случае дети склонны повторять увиденное (1965). На основании этих исследований пришел к заключению, что гнев, как проявление общего возбуждения, способствующего агрессии, будет проявляться лишь только тогда, когда в данных ситуационных условиях социально принимаются образцы гневных реакций. В рамках традиции изучения личности вклад Бандура заключается прежде всего в том, что он обратился в экспериментальном исследовании с обобщенных черт характера на ситуационно специфические формы поведения (Principles of Behavior Modification, N.Y., 1969). Литература .
Чикагская школа психологическая школа, возникшая в рамках функциональной психологии. К ней принадлежали Г.Лэдд, Д.Энджелл, Г.Карр,...
Чителли синдром (Citelli S.). Психические изменения, наблюдающиеся при некоторых оториноларингологических заболеваниях (аденоиды, синуситы). Характерны умственная отсталость, явления психического инфантилизма, нарушения внимания, особенно его сосредоточения, вялость, безинициативность, плохой...
Разновидность неалкогольной токсикомании. Употребление концентрированного отвара чая (чифиря), являющегося стимулятором ЦНС. Прием чифиря способствует гипертимии, вызывает психомоторное возбуждение, ускорение протекания ассоциативных процессов. Длительное злоупотребление приводит к аффективной неуравновешенности, явлениям психопатизации. Возникает физическая привязанность. Особенно легко привыкание возникает у психопатических личностей астенического круга и...
Чтение с губ распознавание речевых сообщений при помощи зрительного восприятия видимых движений речевых...
Чувства эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего...
Чувственное отражение познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность...
Чувствительность способность живого организма активно реагировать на раздражения. Принято выделять абсолютную и дифференциальную чувствительность...
Чувство бесчувствия патопсихологическое нарушение. Субъективное впечатление о собственной внутренней пустоте, смерти чувств, чувство, что больше нет чувств. Больные жалуются на то, что они не чувствуют больше любовь к своим детям, супругам, нет радости от ранее приятных занятий. При этом само это состояние может порождать мучительные эмоции. Оно выступает типичным проявлением при эндогенной депрессии, при неврозах, но также и при возникновении шизофрении и других...
Чувство голода органическое ощущение, связанное с возбуждением пищевого центра мозга, который представлен клетками, расположенными в вентромедиальной части среднего отдела гипоталамуса, которые реагируют на изменение состава омывающей их крови (концентрации продуктов углеводного, жирового, белкового обмена). Этот центр находится под контролем высших отделов центральной нервной системы. Чувство голода проецируется в область желудка, специфические движения которого вызывают характерные ощущения в подложечной...
Чувство жажды органическое ощущение, связанное с возбуждением питьевого центра мозга, который представлен клетками, расположенными, расположенными в основании септальной области мозга и в примыкающих участках передней гипоталамической...
Чувство одиночества субъективная реакция на несоответствие желаемого и достигнутого уровней социальных контактов. Может не соответствовать частоте и широте реальных контактов. В качестве терапевтический мероприятий, призванных устранить чувство одиночества, используются тренинг социальных навыков, когнитивноповеденческая терапия, терапевтические группы, специальные семинары для разведенных и холостяков. Синоним эмоциональная изоляция. Литература. (Eds.) PeplawL.A., PerlmanD. Loneliness: A sourcebook of current theory, research and therapy. N.Y.: Wiley, 1986....
Чувство препятствия (шестое чувство, чувство расстояния) особый вид восприятия, который свойственен слепым, на основании которого строится образ актуального пространства. Этот вид восприятия не развивается при утрате зрения в пожилом возрасте. Считается, что чувство препятствия формируется на основе комплексной деятельности сохранных анализаторов при ведущей роли...
Чувство языка феномен интуитивного владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и пр. конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении. Представляет собой обобщение на уровне первичной генерализации без предварительного сознательного вычленения элементов, входящих в это обобщение. Формируется в результате стихийного овладения речью и базовыми когнитивными операциями. Обеспечивает контроль и оценку правильности и привычности языковых конструкций. Литература. ГохлернерМ.М., ВейгерГ.В. Психологический механизм чувства языка // Вопросы психологии. 1982, N6, с.137142; БожовичЕ.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантикосинтаксических задач // Вопросы психологии. 1988, N3,...
Чуприкова Наталия Ивановна (род. 27.11.1928, Москва) отечественный психофизиолог. В 1951г. окончила психологическое отделение философского факультета МГУ. Работала преподавателем на кафедре педагогики Всесоюзного государственного библиотечного института. С 1953г. работала в НИИ общей и педагогической психологии, заведовала здесь лабораторией сенсорных процессов, затем лабораторией психофизиологии познавательных процессов (19721985). В 1957г. защитила кандидатскую диссертацию на тему Иррадиация и концентрация нервных процессов у человека, в 1969г. докторскую диссертацию на тему Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности. Профессор (1979). Специалист по проблемам индивидуальнопсихологических особенностей. Рассматривала память в психологическом, психофизиологическом, психологопедагогическом и дифференциальнопсихологическом аспектах. Сочинения. Психика и сознание как функция мозга. 1985; (Ред.) Познавательная...
Шавани синдром (Chavani J.A.). Приступообразные, персистирующие головные боли, особенно усиливающиеся при эмоциональной нагрузке, утомлении или при длительной фиксации головы в одном положении. Сочетаются с повышенной утомляемостью, сонливостью или бессонницей, нейровегетативными расстройствами. Наблюдается при обызвествлении серпа твердой мозговой оболочки, возможно, наследственного генеза. Син.: Шавани...
Шаг Геффдинга этапность процесса обработки полученной информации о стимуле, завершающегося его распознаванием . Название дано по имени датского философа...
Шарко большая истерия (Charcot J.M., 1889). Истерия, протекающая в виде больших судорожных припадков, на фоне истерических стигм, являющихся постоянными признаками заболевания (расстройства чувствительности, глухота, сужение полей зрения, парезы, параличи), спастические...
Шарко (Charcot) Жан Мартин (29.11.1825, Париж 16.08.1893, Морван) французский невропатолог. Главный врач и руководитель больницы Сальпетриер в Париже. Здесь прошли обучение З.Фрейд , П.Жане , А.Бине . С 1860г. профессор невропатологии Парижского университета. Проводил многочисленные исследования невротических больных. Основал Парижскую психоневрологическую школу. Особую известность ему принесли лекции по вторникам, на которых он демонстрировал на пациентах проявления истерии и действие гипноза. Гипнотическое состояние рассматривалось им как патологическое, по аналогии с...
Шарко малая истерия (Charcot J.M., 1889). Истерия с двигательными расстройствами в виде тика, тремора, подергиваний отдельных...
Шарко триада (Charcot J.M., 1865). Считалась специфичной для рассеянного склероза, включает в себя нистагм, интенционный тремор, скандированную речь. Указанные симптомы входят в Марбурга пентаду, более патогномоничную для этого...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]