Мах (Mach) Эрнст (18.2.1838, Турас, Моравия 19.2.1916, Хаар близ Мюнхена) австрийский физик, один из крупнейших своего времени, философ представитель эмпириокритицизма, психолог. До 10 лет обучался усилиями своих родителей в имении отца в Зибенбрунне на основе знакомства с живой природой и чтения классических текстов. В 1848г. поступил в гимназию бенедиктинцев, но через год был отчислен как бездарный, продолжил образование в семье. В 1853г. после сдачи экзаменов он поступил в шестой класс гимназии г.Кремзир и через два года получил аттестат зрелости. С 1855г. обучался физике, философии, математике в Венском университете, защитил диссертацию (Uber elektrische Entladung und Induktion (1860)), с 1861г. Мах приватдоцент физики без оклада Венского университета, здесь обращается к решению вопросов физиологии органов чувств (Uber das Sehen von Lagen und Winkel durch die Bewegung des Augens, 1861). После ряда безуспешных попыток занять вакантное место профессора Мах переезжает в Грац на кафедру математики, с 1864г. он профессор математики, затем, с 1866г. профессор физики, с 1867г. профессор университета Праги, где выполнял функции декана (18721873) и ректора (rector magnificus) (18791880), здесь решительно выступал против передачи университета под чешское управление. С 1883г. по 1884г. Мах ректор пражского Немецкого университета. С 1895г. он принял кафедру истории и теории индуктивных наук в Вене. Был в близких дружеских отношениях с Й.Брейером, вместе с которым изучал функции вестибулярного аппарата . Выступал непримиримым противником О.Вайнингера. Действительный член Венской академии наук. С 1898г. Мах был вынужден устраниться от дел изза инсульта, случившегося после самоубийства его старшего сына и повлекшего за собой паралич правой стороны тела, до 1913г. жил в Вене, а затем переехал к другому своему сыну под Мюнхен, где провел последние годы жизни. В период между двумя мировыми войнами был создан и работал, прежде всего на ниве просвещения, Союз Эрнста Маха, организованный по инициативе членов Венского кружка. В философском плане Мах отстаивал позиции позитивистского функционализма, декларирующего свободу от метафизики и опирающегося на принципы эмпирической верифицируемости теоретических положений, дискриптивности научных законов и максимальной простоты концептуальных построений. Все факты действительности должны быть наблюдаемы, и поэтому понятие атомов, в частности, следует отбросить. Физике Ньютона (абсолютные пространство, время и движение) Мах противопоставил свои релятивистические представления о данных категориях как субъективно обусловленных. В 1886г. Мах сформулировал мысль, что и физическое, и психическое имеет один и тот же субстрат нейтральный опыт, и состоит из элементов опыта. Предложил подход к психической жизни как системе ощущений и их ассоциаций. Устойчивые и функционально связанные между собой в пространстве и времени ощущения (комплексы цветов, тонов, различных степеней давления и пр.) запечатлеваются в нашей памяти и находят свое отражение в языке прежде всего как предметы окружающего мира. Задача же философии и психологии, как ее понимал Мах, заключается в поисках неразложимых в настоящий момент элементов, как, например, цвет, форма, образующих в сумме те или иные предметы. Особый класс ощущений, или воспоминаний о них, представляют собой ощущения, связанные с живым телом ( настроения , чувства ), обозначаемые какЯ. Я принципиально такая же группа ощущений, как и все другие предметы. Подобная позитивистская трактовка категории Я повлияла затем на учение У.Джемса о сознании и основные постулаты бихевиоризма, а также с энтузиазмом была воспринята венскими импрессионистами (Г.Бар, Р.Музиль). Проводил экспериментальные исследования визуального, акустического и двигательного восприятия , в частности, придумал экспериментальную ситуацию для анализа воспринимаемого движения , когда глаза испытуемого фиксировались с помощью кусочков мягкой замазки (Analyse der Empfindungen und das Verhaltnis des Physischen zur Psychischen, Jena, 1886, в рус. пер.: Анализ ощущений и отношение физического к психическому, 2 изд., М., 1908). Исследовал двигательные иллюзии при помощи сконструированного им так называемого барабана Маха, а латентное торможение при помощи полос Маха (когда на участке с постепенно уменьшающемся коэффициентом отражения создается резкий переход к уменьшению этого коэффициента, то возникает ощущение темной линии). Литература .
Чикагская школа психологическая школа, возникшая в рамках функциональной психологии. К ней принадлежали Г.Лэдд, Д.Энджелл, Г.Карр,...
Чителли синдром (Citelli S.). Психические изменения, наблюдающиеся при некоторых оториноларингологических заболеваниях (аденоиды, синуситы). Характерны умственная отсталость, явления психического инфантилизма, нарушения внимания, особенно его сосредоточения, вялость, безинициативность, плохой...
Разновидность неалкогольной токсикомании. Употребление концентрированного отвара чая (чифиря), являющегося стимулятором ЦНС. Прием чифиря способствует гипертимии, вызывает психомоторное возбуждение, ускорение протекания ассоциативных процессов. Длительное злоупотребление приводит к аффективной неуравновешенности, явлениям психопатизации. Возникает физическая привязанность. Особенно легко привыкание возникает у психопатических личностей астенического круга и...
Чтение с губ распознавание речевых сообщений при помощи зрительного восприятия видимых движений речевых...
Чувства эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего...
Чувственное отражение познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность...
Чувствительность способность живого организма активно реагировать на раздражения. Принято выделять абсолютную и дифференциальную чувствительность...
Чувство бесчувствия патопсихологическое нарушение. Субъективное впечатление о собственной внутренней пустоте, смерти чувств, чувство, что больше нет чувств. Больные жалуются на то, что они не чувствуют больше любовь к своим детям, супругам, нет радости от ранее приятных занятий. При этом само это состояние может порождать мучительные эмоции. Оно выступает типичным проявлением при эндогенной депрессии, при неврозах, но также и при возникновении шизофрении и других...
Чувство голода органическое ощущение, связанное с возбуждением пищевого центра мозга, который представлен клетками, расположенными в вентромедиальной части среднего отдела гипоталамуса, которые реагируют на изменение состава омывающей их крови (концентрации продуктов углеводного, жирового, белкового обмена). Этот центр находится под контролем высших отделов центральной нервной системы. Чувство голода проецируется в область желудка, специфические движения которого вызывают характерные ощущения в подложечной...
Чувство жажды органическое ощущение, связанное с возбуждением питьевого центра мозга, который представлен клетками, расположенными, расположенными в основании септальной области мозга и в примыкающих участках передней гипоталамической...
Чувство одиночества субъективная реакция на несоответствие желаемого и достигнутого уровней социальных контактов. Может не соответствовать частоте и широте реальных контактов. В качестве терапевтический мероприятий, призванных устранить чувство одиночества, используются тренинг социальных навыков, когнитивноповеденческая терапия, терапевтические группы, специальные семинары для разведенных и холостяков. Синоним эмоциональная изоляция. Литература. (Eds.) PeplawL.A., PerlmanD. Loneliness: A sourcebook of current theory, research and therapy. N.Y.: Wiley, 1986....
Чувство препятствия (шестое чувство, чувство расстояния) особый вид восприятия, который свойственен слепым, на основании которого строится образ актуального пространства. Этот вид восприятия не развивается при утрате зрения в пожилом возрасте. Считается, что чувство препятствия формируется на основе комплексной деятельности сохранных анализаторов при ведущей роли...
Чувство языка феномен интуитивного владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и пр. конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении. Представляет собой обобщение на уровне первичной генерализации без предварительного сознательного вычленения элементов, входящих в это обобщение. Формируется в результате стихийного овладения речью и базовыми когнитивными операциями. Обеспечивает контроль и оценку правильности и привычности языковых конструкций. Литература. ГохлернерМ.М., ВейгерГ.В. Психологический механизм чувства языка // Вопросы психологии. 1982, N6, с.137142; БожовичЕ.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантикосинтаксических задач // Вопросы психологии. 1988, N3,...
Чуприкова Наталия Ивановна (род. 27.11.1928, Москва) отечественный психофизиолог. В 1951г. окончила психологическое отделение философского факультета МГУ. Работала преподавателем на кафедре педагогики Всесоюзного государственного библиотечного института. С 1953г. работала в НИИ общей и педагогической психологии, заведовала здесь лабораторией сенсорных процессов, затем лабораторией психофизиологии познавательных процессов (19721985). В 1957г. защитила кандидатскую диссертацию на тему Иррадиация и концентрация нервных процессов у человека, в 1969г. докторскую диссертацию на тему Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности. Профессор (1979). Специалист по проблемам индивидуальнопсихологических особенностей. Рассматривала память в психологическом, психофизиологическом, психологопедагогическом и дифференциальнопсихологическом аспектах. Сочинения. Психика и сознание как функция мозга. 1985; (Ред.) Познавательная...
Шавани синдром (Chavani J.A.). Приступообразные, персистирующие головные боли, особенно усиливающиеся при эмоциональной нагрузке, утомлении или при длительной фиксации головы в одном положении. Сочетаются с повышенной утомляемостью, сонливостью или бессонницей, нейровегетативными расстройствами. Наблюдается при обызвествлении серпа твердой мозговой оболочки, возможно, наследственного генеза. Син.: Шавани...
Шаг Геффдинга этапность процесса обработки полученной информации о стимуле, завершающегося его распознаванием . Название дано по имени датского философа...
Шарко большая истерия (Charcot J.M., 1889). Истерия, протекающая в виде больших судорожных припадков, на фоне истерических стигм, являющихся постоянными признаками заболевания (расстройства чувствительности, глухота, сужение полей зрения, парезы, параличи), спастические...
Шарко (Charcot) Жан Мартин (29.11.1825, Париж 16.08.1893, Морван) французский невропатолог. Главный врач и руководитель больницы Сальпетриер в Париже. Здесь прошли обучение З.Фрейд , П.Жане , А.Бине . С 1860г. профессор невропатологии Парижского университета. Проводил многочисленные исследования невротических больных. Основал Парижскую психоневрологическую школу. Особую известность ему принесли лекции по вторникам, на которых он демонстрировал на пациентах проявления истерии и действие гипноза. Гипнотическое состояние рассматривалось им как патологическое, по аналогии с...
Шарко малая истерия (Charcot J.M., 1889). Истерия с двигательными расстройствами в виде тика, тремора, подергиваний отдельных...
Шарко триада (Charcot J.M., 1865). Считалась специфичной для рассеянного склероза, включает в себя нистагм, интенционный тремор, скандированную речь. Указанные симптомы входят в Марбурга пентаду, более патогномоничную для этого...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]