1.Если я не достигаю успеха на уроке при нарушениях дисциплины, обычно я не выясняю, почему это произошло. 2.Если я сталкиваюсь на уроке со сложными проблемами нарушения порядка и агрессивности учащихся, я не стараюсь получить дополнительную информацию о причинах этого. 3.Если первые шаги по решению подобных проблем не удаются, то я стараюсь их обойти. 4.После завершения моего урока, я не анализирую, что я делал правильно или неправильно. 5.Обычно мне не удается найти действенный путь к решению проблем нарушения порядка на уроке. 6.После ряда шагов, направленных на решение проблемы, я стараюсь сравнить реальный результат с ожидаемым. 7.Когда я сталкиваюсь с подобными проблемами, я обдумываю как можно больше вариантов их решения. 8.Если возникает проблема нарушения порядка на уроке, я стараюсь проанализировать мои чувства, возникшие в ответ на это. 9.Если я не знаю, как разрешить проблемную ситуацию, я не трачу время на то, чтобы разобраться с моими мыслями и чувствами. 10.Большинство из подобных проблем я в состоянии решить даже тогда, когда решение приходит не сразу. 11.Слишком многие проблемы нарушения поведения порядка и агрессии учащихся так сложны, что я не в состоянии их решать. 12.Большинством из решений, принимаемых мной в ситуации нарушения поведения и агрессии учащихся, я остаюсь вполне доволен. 13.Если я сталкиваюсь с подобными проблемами, я склонен следовать первому пришедшему в голову решению. 14.Иногда у меня нет времени, чтобы обдумать нарушения порядка учащимися, и урок продолжает идти дальше. 15.Если я обдумываю варианты решения подобных проблем, я не трачу время на определение вероятности успеха различных вариантов. 16.Если я замечаю нарушение порядка на уроке, я его сначала хорошенько обдумаю, прежде чем на него реагировать. 17.В большинстве случаев нарушения порядка на уроке я разрешаю их, руководствуясь первой стоящей идеей, которая приходит в голову. 18.В подобных ситуациях я принимаю решения, в которых соотнесены друг с другом все возможные альтернативы. 19.Если я планирую путь решение проблемы, то я уверен, что этот план удастся реализовать. 20.Я обычно стараюсь предусмотреть последствия моих действий на возникающие на уроке проблемы. 21.Когда я действую в ответ на ситуацию нарушения порядка и агрессии учащихся, мне никогда не приходит в голову много вариантов. 22.Пытаясь решить возникающую проблему, я часто вспоминаю аналогичные случаи, которые у меня уже были. 23.Уверен, что, имея время и желание, я в состоянии решить большинство проблем, которые передо мной встанут. 24.Я разберусь с проблемами нарушений порядка, держась уверенно даже с новыми учениками или в новом классе. 25.Чем больше я задумываюсь о проблемах нарушения порядка, тем больше мне кажется, что я не достигаю цели и брожу вокруг да около. 26.В отношении нарушений порядка и агрессии учащихся я часто выношу суждения, в которых в последствии раскаиваюсь. 27.Я доверяю своей способности успешно решать проблемы новых и сложных школьных ситуаций. 28.У меня есть свой метод, на основании которого я сравниваю альтернативы при принятии решений в проблемных ситуациях. 29.Если я пытаюсь найти решение проблемы нарушения порядка, мне не удается соотнести различные варианты решения. 30.Если я сталкиваюсь с подобными проблемами, я не стараюсь понять, как на них будет реагировать весь класс. 31. Если возникает проблема нарушения порядка, я в состоянии воспринимать и всю ситуацию в целом, и касающиеся ее детали. 32.Иногда при нарушениях дисциплины я реагирую так эмоционально, что не в состоянии использовать известные дидактические приемы. 33.В большинстве случаев, когда я сталкиваюсь с нарушениями порядка, мой прогноз исхода дела совпадает с фактическим результатом. 34.Когда я сталкиваюсь с ситуациями нарушения порядка и агрессии учащихся, я часто не уверен, смогу ли их успешно разрешить. 35.Если в подобных ситуациях я сохраняю за ними контроль, то всегда анализирую, за счет чего это удалось. Шкалы. 1.Доверие к собственному решению проблем: 5, 10, 12, 19, 22, 23, 24, 27, 33, 35, -11, -34. 2.Поведение избегания: 1, 2, 4, 9, 13, 15, 17, 21, 30, -6, -7, -8, -16, -18, -20, -28, -31. 3.Влияние на нарушение порядка и агрессию учащихся: -3, -14, -25, -26, -29, -32.
Чикагская школа психологическая школа, возникшая в рамках функциональной психологии. К ней принадлежали Г.Лэдд, Д.Энджелл, Г.Карр,...
Чителли синдром (Citelli S.). Психические изменения, наблюдающиеся при некоторых оториноларингологических заболеваниях (аденоиды, синуситы). Характерны умственная отсталость, явления психического инфантилизма, нарушения внимания, особенно его сосредоточения, вялость, безинициативность, плохой...
Разновидность неалкогольной токсикомании. Употребление концентрированного отвара чая (чифиря), являющегося стимулятором ЦНС. Прием чифиря способствует гипертимии, вызывает психомоторное возбуждение, ускорение протекания ассоциативных процессов. Длительное злоупотребление приводит к аффективной неуравновешенности, явлениям психопатизации. Возникает физическая привязанность. Особенно легко привыкание возникает у психопатических личностей астенического круга и...
Чтение с губ распознавание речевых сообщений при помощи зрительного восприятия видимых движений речевых...
Чувства эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего...
Чувственное отражение познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность...
Чувствительность способность живого организма активно реагировать на раздражения. Принято выделять абсолютную и дифференциальную чувствительность...
Чувство бесчувствия патопсихологическое нарушение. Субъективное впечатление о собственной внутренней пустоте, смерти чувств, чувство, что больше нет чувств. Больные жалуются на то, что они не чувствуют больше любовь к своим детям, супругам, нет радости от ранее приятных занятий. При этом само это состояние может порождать мучительные эмоции. Оно выступает типичным проявлением при эндогенной депрессии, при неврозах, но также и при возникновении шизофрении и других...
Чувство голода органическое ощущение, связанное с возбуждением пищевого центра мозга, который представлен клетками, расположенными в вентромедиальной части среднего отдела гипоталамуса, которые реагируют на изменение состава омывающей их крови (концентрации продуктов углеводного, жирового, белкового обмена). Этот центр находится под контролем высших отделов центральной нервной системы. Чувство голода проецируется в область желудка, специфические движения которого вызывают характерные ощущения в подложечной...
Чувство жажды органическое ощущение, связанное с возбуждением питьевого центра мозга, который представлен клетками, расположенными, расположенными в основании септальной области мозга и в примыкающих участках передней гипоталамической...
Чувство одиночества субъективная реакция на несоответствие желаемого и достигнутого уровней социальных контактов. Может не соответствовать частоте и широте реальных контактов. В качестве терапевтический мероприятий, призванных устранить чувство одиночества, используются тренинг социальных навыков, когнитивноповеденческая терапия, терапевтические группы, специальные семинары для разведенных и холостяков. Синоним эмоциональная изоляция. Литература. (Eds.) PeplawL.A., PerlmanD. Loneliness: A sourcebook of current theory, research and therapy. N.Y.: Wiley, 1986....
Чувство препятствия (шестое чувство, чувство расстояния) особый вид восприятия, который свойственен слепым, на основании которого строится образ актуального пространства. Этот вид восприятия не развивается при утрате зрения в пожилом возрасте. Считается, что чувство препятствия формируется на основе комплексной деятельности сохранных анализаторов при ведущей роли...
Чувство языка феномен интуитивного владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и пр. конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении. Представляет собой обобщение на уровне первичной генерализации без предварительного сознательного вычленения элементов, входящих в это обобщение. Формируется в результате стихийного овладения речью и базовыми когнитивными операциями. Обеспечивает контроль и оценку правильности и привычности языковых конструкций. Литература. ГохлернерМ.М., ВейгерГ.В. Психологический механизм чувства языка // Вопросы психологии. 1982, N6, с.137142; БожовичЕ.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантикосинтаксических задач // Вопросы психологии. 1988, N3,...
Чуприкова Наталия Ивановна (род. 27.11.1928, Москва) отечественный психофизиолог. В 1951г. окончила психологическое отделение философского факультета МГУ. Работала преподавателем на кафедре педагогики Всесоюзного государственного библиотечного института. С 1953г. работала в НИИ общей и педагогической психологии, заведовала здесь лабораторией сенсорных процессов, затем лабораторией психофизиологии познавательных процессов (19721985). В 1957г. защитила кандидатскую диссертацию на тему Иррадиация и концентрация нервных процессов у человека, в 1969г. докторскую диссертацию на тему Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности. Профессор (1979). Специалист по проблемам индивидуальнопсихологических особенностей. Рассматривала память в психологическом, психофизиологическом, психологопедагогическом и дифференциальнопсихологическом аспектах. Сочинения. Психика и сознание как функция мозга. 1985; (Ред.) Познавательная...
Шавани синдром (Chavani J.A.). Приступообразные, персистирующие головные боли, особенно усиливающиеся при эмоциональной нагрузке, утомлении или при длительной фиксации головы в одном положении. Сочетаются с повышенной утомляемостью, сонливостью или бессонницей, нейровегетативными расстройствами. Наблюдается при обызвествлении серпа твердой мозговой оболочки, возможно, наследственного генеза. Син.: Шавани...
Шаг Геффдинга этапность процесса обработки полученной информации о стимуле, завершающегося его распознаванием . Название дано по имени датского философа...
Шарко большая истерия (Charcot J.M., 1889). Истерия, протекающая в виде больших судорожных припадков, на фоне истерических стигм, являющихся постоянными признаками заболевания (расстройства чувствительности, глухота, сужение полей зрения, парезы, параличи), спастические...
Шарко (Charcot) Жан Мартин (29.11.1825, Париж 16.08.1893, Морван) французский невропатолог. Главный врач и руководитель больницы Сальпетриер в Париже. Здесь прошли обучение З.Фрейд , П.Жане , А.Бине . С 1860г. профессор невропатологии Парижского университета. Проводил многочисленные исследования невротических больных. Основал Парижскую психоневрологическую школу. Особую известность ему принесли лекции по вторникам, на которых он демонстрировал на пациентах проявления истерии и действие гипноза. Гипнотическое состояние рассматривалось им как патологическое, по аналогии с...
Шарко малая истерия (Charcot J.M., 1889). Истерия с двигательными расстройствами в виде тика, тремора, подергиваний отдельных...
Шарко триада (Charcot J.M., 1865). Считалась специфичной для рассеянного склероза, включает в себя нистагм, интенционный тремор, скандированную речь. Указанные симптомы входят в Марбурга пентаду, более патогномоничную для этого...
[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]
[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]