Exit Project: Глоссарий: Лейбниц Г.В. Отрывки

Лейбниц Г.В. Отрывки



Сочинения в 4т.: Пер. с франц. / Редкол.: Б.Э.Быховский, Г.Г.Майоров, И.С.Нарский и др. М.: Мысль, 1989. Т.1. Свидетельство природы против атеистов. 8384.Душа человеческая суть существо, некоторое действие которого состоит в мышлении... Мышление есть вещь, сознаваемая без представления частей... Движение есть перемена пространства. Что не способно к движению, то недоступно распадению. Ибо распадение есть движение в частях. Что недоступно распадению, то неразрушимо. Ибо разрушение есть внутреннее распадение. Все неразрушимое бессмертно... Следовательно, душа человеческая бессмертна. {Прим. учение об архее было первоначально развито Парацельсом, а затем (в XVIXVII) увязывалось с платоновскинеоплатоновским учением о мировой душе}. Рассуждение о метафизике. 151....Мы ничего не можем узнать, о чем мы не имели бы в духе нашем идею, которая есть как бы материя, из которой образуется эта мысль. 159.Так как все тела в универсуме, так сказать, сочувствуют друг другу, то и наше тело получает впечатления о всех других, и, хотя наши чувства соотносятся со всеми другими, душа наша не может обращать внимание на каждую из них в частности, потомуто наши смутные чувствования суть результат разнообразия восприятия поистине бесконечного. 160.Память, или сознание этого я, делает ее способной к награде и наказанию. И бессмертие, которое требуется в нравственности и религии, состоит не в одном лишь постоянном существовании, свойственном всем субстанциям, ибо без воспоминания о том, что мы были, бессмертие не имело бы ничего привлекательного. Где? ...Душа, хоть она и проста, всегда испытывает чувство, составленное одновременно из многих перцепцией, что... равносильно тому, как если бы она состояла, подобно машине, из разных частей. Размышления относительно учения о едином всеобщем духе. 363.Почему бы душа не могла всегда сохранять тончайшее, особым образом организованное тело, которое могло бы впоследствии при воскресении тела взять вновь то, что ему необходимо, от видимого тела? Начала природы и благодати, основанные на разуме. 404.Простота субстанции не препятствует множественности модификаций, которые должны совместно существовать в той же самой простой субстанции и состоять в разнообразии отношений к внешним вещам. 410.Всякая душа знает бесконечное, знает все, но смутно. Переписка с Кларком. 539.Все... тела и все, что им приписывается, не являются субстанциями, а представляют собой лишь обоснованные феномены, основание видимостей, которые различны для разных наблюдателей, но которые связаны с одним и тем же основанием и происходят из него... 541....Материальные вещи... не существуют вне перцепций, а реальность свою обретают в согласованности перцепций, которыми обладают воспринимающие субстанции. Эта согласованность возникает благодаря предустановленной гармонии этих субстанций, потому что всякая простая субстанция это зеркало, отражающее один и тот же универсум... 558559....В моей системе один только Бог единственный является непосредственным объектом, внешним по отношению к другим, который оказывает на них реальное влияние. Т.2. Новые опыты о человеческом разумении автора системы предустановленной гармонии. 114....человеческие души, как и все другие, всегда соединены с какимнибудь телом. 131.Боль не похожа на движение булавки, но она отлично может походить на движения, порождаемые этой булавкой в нашем теле, и представлять эти движения в душе, что она, как я убежден, и делает. 162.Мы никогда не бываем без восприятий, но неизбежно мы часто бываем без осознанных восприятий, а именно когда нет отчетливо вычлененных восприятий. 236....Я отличаю продолжение существования души животного от бессмертия души человека: и та и другая сохраняют физическое и реальное тождество, но у человека в согласии с законом божественного провидения душа сохраняет еще моральное тождество, сознаваемое нами самими как таковое, чтобы образовать туже самую личность, способную вследствие этого ощущать наказания и награду. 245....я определяется не тождеством или различием субстанции, в котором нельзя быть уверенным, а только тождеством сознания. 307.Для субстанций существенно действовать, ...для души мыслить, для тел обладать протяжением и движением. 321.Есть основание думать, что существует бесконечное множество душ, или, выражаясь более общо, первоначальных энетелехий, имеющих нечто схожее с восприятием и влечением, и что все они являются и продолжают всегда оставаться субстанциональными формами тел. 388....Нашему познанию совершенно недоступно и соединение ощущения с протяженной материей... РукописьА. 562.Поскольку материя по своей сущности есть лишь пассивная вещь, ни мысль, ни даже действие не могут быть ее модификациями; материя есть вполне телесная субстанция, получающая свое завершение благодаря соучастию двух начал активного и пассивного: первое именуется формой, душой, энетелехий, первичной силой, второе первоматерией, плотностью, сопротивлением. Т.3. Лейбниц Фуше. 275.Я считаю, что каждая индивидуальная субстанция выражает всю вселенную целиком на свой манер и что ее последующее состояние есть следствие (хотя зачастую и свободное) ее предыдущего состояния, как если бы в мире существовали только Бог и она сама. Но так как все субстанции непрерывно созидаются верховным существом и выражают одну и ту же вселенную или одни и те же феномены, то они совершенно согласованы друг с другом. Когда мы говорим, что одна действует на другую, мы подразумеваем, что одна из них выражает причину или смысл точнее, чем другая, примерно так, как мы приписываем движение кораблю, а не всему морю... Письмо СофииШарлотте. 378.До сих пор под материей понимали то, что заключает в себе лишь чисто пассивные и безразличные понятия, именно протяжение и непроницаемость, которые нуждаются в другой вещи, чтобы быть определенными к какойлибо форме или деятельности. Когда говорят, что существуют нематериальные субстанции, то под этим подразумевают, что существуют субстанции, заключающие в себе другие понятия, а именно восприятие и принцип деятельности или изменения, которых нельзя объяснить ни протяженностью, ни непроницаемостью. Эти существа называются душами, когда у них есть чувство и духом, когда они обладают разумом. 379.Я склонен думать, что все конечные нематериальные субстанции (даже гении и ангелы, согласно мнению древних отцов церкви) связаны со органами и сопряжены с материей, а также что души, или деятельные формы, находятся в ней повсюду. Лейбниц королеве СофииШарлотте. 387388.Я прочел записку... Мне чрезвычайно понравилось то место, где говорится, что нематериальное активно, а материальное пассивно. Именно так я и думаю. Я признаю также ступени активности, каковы жизнь, восприятие, разум, и что, следовательно, могут существовать многие разновидности душ, именуемые вегетативной, чувственной, разумной, что есть тела, обладающие жизнью без чувств, и есть другие, которые обладают жизнью и чувствами, но не имеют разума. Однако, я считаю, что душа чувственная является в то же время и вегетативной, а душа разумная чувственной и вегетативной; таким образом, в нас однаединственная душа заключает в себе эти три ступени и нет надобности представлять себе дело так, будто у нас три души, низшая часть которых материальна по отношению к высшей... Сомневаюсь также, можно ли говорить, что одна душа воздействует на другую душу или на активное [начало] другой субстанции. Т.4. Опыты теодицеи о благости божией, свободе человека и начале зла. 183....Души и вообще простые субстанции могут возникать только посредством творения и прекращать свое существование только посредством уничтожения, ...то, что мы называем рождением животного, есть только преобразование и умножение. Так, поскольку то же самое тело уже обладало организацией, можно думать, что оно уже было одушевлено и имело ту же самую душу. 184....Души, которые некогда станут человеческими душами и душами других существ, существовали в семени и в предках вплоть до Адама, и, значит, существовали с сотворения мира, всегда в виде организованных тел... Это учение достаточно подтверждается микроскопическими наблюдениями Левенгука... Они существовали тогда только в чувствующих, или животных, душах, наделенных восприятиями и ощущениями, но лишенных разума, ...они до рождения человека, которому они должны принадлежать, остаются в подобном состоянии и только после рождения приобретают разум, при помощи какоголибо естественного средства, возвышающего душу до степени разумной души (что я с трудом допускаю), или уже сам Бог сообщает разум этой душе посредством частного действия... 232....Существуют два начала, но они оба находятся в Боге: это его ум и его воля. ...Присоединим третье начало, т.е. могущество; оно предшествует даже разуму и воле; но оно действует, как указывает разум и как требует воля. Многие (подобно Кампанелле) называли эти три божественные совершенства тремя прималитетами. Многие также полагали, что в них есть скрытая связь со святой Троицей; что могущество относится к Отцу, т.е. к источнику божественности; мудрость к предвечному Сыну, который назван логосом самым величественным из евангелистов, а воля или любовь относится к святому Духу. Оправдание Бога на основании его справедливости, согласованной с прочими его совершенствами и всеми его действиями. 482483....Образование животных и растений происходит не из беспорядочной массы, но из тела, уже до некоторой степени преформированного, скрытого в семени и уже одушевленного. отсюда следует, что в силу изначального божественного благословения от века существовали известные органические зародыши живых существ (а для животных форма животных, хотя и в несовершенном виде) и даже некоторым образом самые души; все это должно было развиться со временем. Но семенные души и организмы, предназначенные для образования человеческих тел, существовали совместно с другими, не имевшими такого назначения, семенными организмами в состоянии чувственной природы до того момента, когда последнее зачатие отделило их от других, причем органическое тело получило расположение к человеческой форме, а его душа была возвышена на степень разумности божественным действием (обычным или чрезвычайным решать не берусь). Впрочем, из новейших открытий видно, что животное и душа происходят только от отца, а мать при зачатии предоставляет лишь известного рода оболочку (как полагают, в форме яичка) и пищу, необходимую для совершенствования нового органического тела.

Другие статьи : Лабильность, Лабильность аффекта, Лабильность симптоматическая, Лабораторный эксперимент, Лазурский Александр Федорович, Лайнг Рональд, Лакан Жак, Ламетри Жюльен Офре де, Ланге (Lange) Карл Георг, Ланге (Lange) Фридрих Альберт, Ланге Николай Николаевич, Лата, Латентное обучение, Латентный анализ, Латентный период, Латерализация функций головного мозга, Лацарус Мориц, Лебон Гюстав, Леви–Брюль Люсьен, Левин (Lewin) Курт, Левитов Николай Дмитриевич, Леворукость, Леворукость в нейропсихологическом исследовании, Лейбниц Г.В. Отрывки, Лейбниц Готфрид Вильгельм, Лейпцигская школа, Лейтес Натан Семенович, Леонгард (Leonhard) Карл, Леонтьев Алексей Николаевич, Лерш (Lersch) Филипп, Лешли (Lashley) Карл Спенсер, Лживость, Либидо, Либидо во фрейдизме, Лидбитер Ч.В. Активный двойник, Лидбитер Ч.В. Трудности в ясновидении, Линдеманн Эрих, Линдсей Гарднер, Линейное программированное обучение, Линия взора, Липер (Leeper) Роберт Уард, Липманн Отто, Липманн Хуго, Липпс (Lipps) Теодор, Лисина Мая Ивановна, Литеральная парафазия, Литературный салон Российской государственной библиотеки по искусству „Искусство и религия“, Личностные опросники, Личностный конструкт, Личностный смысл, Личность, Логопедия, Логотерапия, Ложная тревога, Лозоискательство, Локализация высших психических функций, Локк Дж. Отрывки, Локк Джон, Локомоция, Локус контроля, Ломброзо (Lombroso) Чезаре, Ломов Борис Федорович, Лонгитюдиональное исследование, Лопатин Лев Михайлович, Лопатин Лев Михайлович. Анализ научной деятельности., Лоренц Конрад, Лотце Рудольф Герман, Лурия Александр Poмaнович, Лурия Роман Альбертович, ЛЭНГ Рональд, Людвиг Бинсвангер (Binswanger L.), , ...

 

Чикагская школа

Чикагская школа психологическая школа, возникшая в рамках функциональной психологии. К ней принадлежали Г.Лэдд, Д.Энджелл, Г.Карр,...

Чителли синдром

Чителли синдром (Citelli S.). Психические изменения, наблюдающиеся при некоторых оториноларингологических заболеваниях (аденоиды, синуситы). Характерны умственная отсталость, явления психического инфантилизма, нарушения внимания, особенно его сосредоточения, вялость, безинициативность, плохой...

Чифиризм

Разновидность неалкогольной токсикомании. Употребление концентрированного отвара чая (чифиря), являющегося стимулятором ЦНС. Прием чифиря способствует гипертимии, вызывает психомоторное возбуждение, ускорение протекания ассоциативных процессов. Длительное злоупотребление приводит к аффективной неуравновешенности, явлениям психопатизации. Возникает физическая привязанность. Особенно легко привыкание возникает у психопатических личностей астенического круга и...

Чтение с губ

Чтение с губ распознавание речевых сообщений при помощи зрительного восприятия видимых движений речевых...

Чувства

Чувства эмоциональные переживания человека, в которых отражается устойчивое отношение индивида к определенным предметам или процессам окружающего...

Чувственное отражение

Чувственное отражение познавательный процесс, в результате которого строится образ конкретного предмета, на который направлена деятельность...

Чувствительность

Чувствительность способность живого организма активно реагировать на раздражения. Принято выделять абсолютную и дифференциальную чувствительность...

Чувство бесчувствия

Чувство бесчувствия патопсихологическое нарушение. Субъективное впечатление о собственной внутренней пустоте, смерти чувств, чувство, что больше нет чувств. Больные жалуются на то, что они не чувствуют больше любовь к своим детям, супругам, нет радости от ранее приятных занятий. При этом само это состояние может порождать мучительные эмоции. Оно выступает типичным проявлением при эндогенной депрессии, при неврозах, но также и при возникновении шизофрении и других...

Чувство голода

Чувство голода органическое ощущение, связанное с возбуждением пищевого центра мозга, который представлен клетками, расположенными в вентромедиальной части среднего отдела гипоталамуса, которые реагируют на изменение состава омывающей их крови (концентрации продуктов углеводного, жирового, белкового обмена). Этот центр находится под контролем высших отделов центральной нервной системы. Чувство голода проецируется в область желудка, специфические движения которого вызывают характерные ощущения в подложечной...

Чувство жажды

Чувство жажды органическое ощущение, связанное с возбуждением питьевого центра мозга, который представлен клетками, расположенными, расположенными в основании септальной области мозга и в примыкающих участках передней гипоталамической...

Чувство одиночества

Чувство одиночества субъективная реакция на несоответствие желаемого и достигнутого уровней социальных контактов. Может не соответствовать частоте и широте реальных контактов. В качестве терапевтический мероприятий, призванных устранить чувство одиночества, используются тренинг социальных навыков, когнитивноповеденческая терапия, терапевтические группы, специальные семинары для разведенных и холостяков. Синоним эмоциональная изоляция. Литература. (Eds.) PeplawL.A., PerlmanD. Loneliness: A sourcebook of current theory, research and therapy. N.Y.: Wiley, 1986....

Чувство препятствия

Чувство препятствия (шестое чувство, чувство расстояния) особый вид восприятия, который свойственен слепым, на основании которого строится образ актуального пространства. Этот вид восприятия не развивается при утрате зрения в пожилом возрасте. Считается, что чувство препятствия формируется на основе комплексной деятельности сохранных анализаторов при ведущей роли...

Чувство языка

Чувство языка феномен интуитивного владения языком, проявляющийся в понимании и использовании идиоматических, лексических, стилистических и пр. конструкций еще до целенаправленного овладения языком в обучении. Представляет собой обобщение на уровне первичной генерализации без предварительного сознательного вычленения элементов, входящих в это обобщение. Формируется в результате стихийного овладения речью и базовыми когнитивными операциями. Обеспечивает контроль и оценку правильности и привычности языковых конструкций. Литература. ГохлернерМ.М., ВейгерГ.В. Психологический механизм чувства языка // Вопросы психологии. 1982, N6, с.137142; БожовичЕ.Д. О функциях чувства языка в решении школьниками семантикосинтаксических задач // Вопросы психологии. 1988, N3,...

Чуприкова Наталия Ивановна

Чуприкова Наталия Ивановна (род. 27.11.1928, Москва) отечественный психофизиолог. В 1951г. окончила психологическое отделение философского факультета МГУ. Работала преподавателем на кафедре педагогики Всесоюзного государственного библиотечного института. С 1953г. работала в НИИ общей и педагогической психологии, заведовала здесь лабораторией сенсорных процессов, затем лабораторией психофизиологии познавательных процессов (19721985). В 1957г. защитила кандидатскую диссертацию на тему Иррадиация и концентрация нервных процессов у человека, в 1969г. докторскую диссертацию на тему Слово как фактор управления в высшей нервной деятельности. Профессор (1979). Специалист по проблемам индивидуальнопсихологических особенностей. Рассматривала память в психологическом, психофизиологическом, психологопедагогическом и дифференциальнопсихологическом аспектах. Сочинения. Психика и сознание как функция мозга. 1985; (Ред.) Познавательная...

Шавани синдром

Шавани синдром (Chavani J.A.). Приступообразные, персистирующие головные боли, особенно усиливающиеся при эмоциональной нагрузке, утомлении или при длительной фиксации головы в одном положении. Сочетаются с повышенной утомляемостью, сонливостью или бессонницей, нейровегетативными расстройствами. Наблюдается при обызвествлении серпа твердой мозговой оболочки, возможно, наследственного генеза. Син.: Шавани...

Шаг Геффдинга

Шаг Геффдинга этапность процесса обработки полученной информации о стимуле, завершающегося его распознаванием . Название дано по имени датского философа...

Шарко большая истерия

Шарко большая истерия (Charcot J.M., 1889). Истерия, протекающая в виде больших судорожных припадков, на фоне истерических стигм, являющихся постоянными признаками заболевания (расстройства чувствительности, глухота, сужение полей зрения, парезы, параличи), спастические...

Шарко Жан Мартин

Шарко (Charcot) Жан Мартин (29.11.1825, Париж 16.08.1893, Морван) французский невропатолог. Главный врач и руководитель больницы Сальпетриер в Париже. Здесь прошли обучение З.Фрейд , П.Жане , А.Бине . С 1860г. профессор невропатологии Парижского университета. Проводил многочисленные исследования невротических больных. Основал Парижскую психоневрологическую школу. Особую известность ему принесли лекции по вторникам, на которых он демонстрировал на пациентах проявления истерии и действие гипноза. Гипнотическое состояние рассматривалось им как патологическое, по аналогии с...

Шарко малая истерия

Шарко малая истерия (Charcot J.M., 1889). Истерия с двигательными расстройствами в виде тика, тремора, подергиваний отдельных...

Шарко триада

Шарко триада (Charcot J.M., 1865). Считалась специфичной для рассеянного склероза, включает в себя нистагм, интенционный тремор, скандированную речь. Указанные симптомы входят в Марбурга пентаду, более патогномоничную для этого...

Exit Project

[ A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z ]

[ А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Ы Э Ю Я ]

Лейбниц Г.В. Отрывки